ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
ОБУЧЕНИЕ ЭЛЕМЕНТАМ ТРАДИЦИОННОЙ МОРДОВСКОЙ ХОРЕОГРАФИИ
Имитация трудового процесса
- «прядение» - левая рука согнута в локте и поднята вверх, правая выполняет волнообразное движение от кисти левой руки сверху вниз;
- «наматывание ниток» - руки согнуты в локтях на уровне груди и исполняют вращательные движения «от себя».
- «вышивание» - левая рука согнута в локте и опущена вниз, правая выполняет волнообразные движения снизу вверх.
Основы хореографического языка, лексики национального танца составляют традиционные элементы и движения, дошедшие до нас от предков и продолжающие жить до настоящего времени. Они состоят из различного вида шагов, ходов, ударов, дробей и выстукиваний, соскоков и подскоков, разнообразных наклонов, поворотов и вращений, а также положений головы, рук, корпуса, выражающих в синтезе гармонию образа, действия и чувства.
Положения рук
1. Руки разведены довольно широко в стороны; пальцы рук собраны в кулак в слегка расслабленном состоянии; большой палец, не сгибаясь, прижимается к указательному; руки опущены ладонями вниз.
2. Руки согнуты в локтях на 90 градусов и подняты вверх; пальцы плотно собраны, большой палец прижат к указательному, ладони развернуты наружу.
3. Левая рука находится на талии, а правая кистью обхватывает пальцы левой, локти поданы вперед.
Позиции ног
- свободная: пятки вместе, носки симметрично разведены в стороны на ширину плеч;
- вторая невыворотная: ноги расставлены в стороны на ширину стопы. Стопы расположены параллельно друг к другу;
- третья невыворотная: пятка одной ноги ставится к середине стопы другой. Носки направлены в стороны;
- четвертая невыворотная: ступня одной ноги параллельна и находится впереди другой на расстоянии стопы. Носки стоп направлены вперед;
- шестая невыворотная: стопы стоят рядом, пятки и носки сомкнуты.
Основной шаг с каблука на всю стопу
Исходное положение – VI позиция ног. Руки могут быть во всех положениях.
Раз: шаг правой ногой вперед на ребро каблука.
И: правая нога переводится с ребра каблука на всю стопу, пятка левой ноги в этот момент поднимается, тяжесть корпуса переносится вперед.
Два: левая нога проводится по VI позиции вперед на ребро каблука. Движения продолжаются с левой ноги. Его особенностью является плавность перехода с каблука на всю стопу при сильно подтянутом корпусе.
Переход ног из позиции в позицию
Исходное положение – VI позиция ног. Руки могут быть во всех положениях.
Раз – И: правая нога с приподнятым от пола носком поворачивается в правую сторону на ребре каблука и приходит в нормальную позицию (пятки вместе).
Два – И: левая нога приводится к правой всей стопой по полу в VI позицию, одновременно делается небольшое demi plie (движение может исполняться в повороте как в правую, так и в левую сторону). Это плавный ход и делается он за счет небольшого приседания. Корпус статичный, сильно подтянут.
Боковой ход по второй невыворотной позиции с demi plie
Исходное положение – VI позиция ног. Руки могут быть во всех положениях.
Раз – И: battement tendu в сторону в невыворотную вторую позицию носком ноги в пол.
Два – И: пятка правой ноги опускается на пол, фиксируя вторую невыворотную позицию ног.
Три – И: пятка левой ноги отрывается от пола, фиксируется вторая невыворотная позиция ног.
Четыре – И: левая нога подводится к правой в VI позицию по правилам battement tendu, одновременно делается маленькое demi plie.
Поклон
Исходное положение - VI позиция ног. Руки в III положении.
Раз: - шаг правой ногой в сторону.
И: - левая нога приставляется к правой в VI позицию, наклон головы вниз.
Два - И: - тоже самое в другую сторону.