Ход урока |
1 этап Организационный момент |
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся | Формируемые УУД (регулятивные, познавательные, комуникатив.) |
Педагог настраивает обучающихся к учебной деятельности. | | |
2 этап Самоопределение к деятельности |
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся | Формируемые УУД (регулятивные, познавательные, комуникатив.) |
Создает условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в деятельность («хочу») | Обучающиеся хором говорят девиз: Мы сегодня будем наблюдать, Выводы делать и рассуждать. А чтобы урок пошел каждому впрок, Активно в работу включайся, дружок! | |
3 этап Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности |
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся | Формируемые УУД (регулятивные, познавательные, комуникатив.) |
На слайде слова. Юра, к югу, читают, рисую, юг, поют | Педагог предлагает выделить в группе слов общий признак. Ждет, когда самые внимательные дети заметят, что слово изюм не подходит под общее правило. Обращает внимание детей на текст в Азбуке на с. 47. Педагог предлагает детям назвать слова, в которых они уже подчеркнули букву ю. Выясняет вопрос, какой случай с буквой ю еще не разбирали. | Называют общий признак – буква ю в начале слова и после гласной. Дети замечают, что слово изюм в этой группе слов оказывается лишним, т.к. буква ю обозначает один звук Обучающиеся называют слова: юбки, брюки, одеваю, всю. Когда буква ю стоит после мягкого знака ь | |
4 этап Постановка учебной задачи |
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся | Формируемые УУД (регулятивные, познавательные, комуникатив.) |
Педагог организует подводящий диалог. Предлагает назвать звук или звуки, которые обозначает буква ю в данных словах. Выявление причины затруднения. Педагог предлагает детям назвать тему урока, цель деятельности на уроке. Тема урока и цель деятельности уточняется учителем. Звуки [у], [й´у]. Буква Ю, ю. Наблюдать над словами, в которых есть буква ю, в частности, где буква ю стоит после ь. - Нам сегодня предстоит узнать, какой секрет скрывает от нас буква ю после ь. | Обучающихся затрудняются. Обучающихся определяют, что еще не наблюдали над такими словами. Учащиеся ставят цель деятельности, предлагают вариант формулировки темы урока, | |
5 этап Построение проекта выхода из затруднения («открытие» детьми нового знания) |
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся | Формируемые УУД (регулятивные, познавательные, комуникатив.) |
Педагог организует побуждающий диалог по наблюдению над буквами ю в предложении: Я полью лилию и юкку. Составление моделей слов, когда буква ю, стоит в начале слова, после гласной и после ь. - Словарная работа: объяснение значения слова юкка. - Произнесите слово полью, а затем прочитайте его. Что вы можете сказать про ю в слове полью? Провокационный вопрос: Что случится, если мы уберем ь. Это уже другое слово, изменилось его значение) Педагог предлагает сделать вывод, дополнить его по по таблице. | Дети совместно с педагогом состаляют модели для каждого слова с буквой ю. В слове лилию буква ю обозначает два звука, потому что стоит после гласной. В слове юкку буква ю даёт тоже два звука, так как стоит в начале слова. В слове полью буква ю стоит после разделительного мягкого знака и обозначает два звука. Получится слово полю. (Буква ю гласная, обозначает один звук [у], когда стоит после согласной буквы и служит для смягчения согласного звука. Буква ю обозначает два звука, когда стоит в начале слова, после гласной буквы, после мягкого знака. | |
6 этап Первичное закрепление во внешней речи |
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся | Формируемые УУД (регулятивные, познавательные, комуникатив.) |
Работа в группах (парах) Карточки Прочитайте слово. По очереди произнесите его. Что вы можете сказать про букву ю? Раскрасьте схему слова. Запишите в транскрипцию звуки, которые обозначает буква ю после мягкого знака ь. | Проверка Педагог предлагает сформулировать вывод | Дети в парах наблюдают над словами. вьюга, ночью, муравью, шью, вьюн, семью, осенью. «Пары» сообщают результаты своей работы, остальные дети сверяют со своими наблюдениями и сравнивают с доской | Коммутативное взаимодействие в группах с опорой на вербальную и знаковую фиксацию |
7 этап Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону |
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся | Формируемые УУД (регулятивные, познавательные, комуникатив.) |
Самостоятельная работа: Подчеркните все буквы ю. Наверху поставьте цифру, обозначающую, сколько звуков дает буква ю Тюльпан Анюте подарю. Баю-баю-баю. Юла, Юпитер, Юра, Юбка. Зашью, попью, вьюнок полью. | Проверка проверка по эталону (модели) на магнитной доске | Учащиеся самостоятельно выполняют задание на новый способ действий Допустившие ошибки выявляю их причину и исправляют ошибки. | |
8 этап Включение в систему знаний и повторение |
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся | Формируемые УУД (регулятивные, познавательные, комуникатив.) |
Составление синквейна теме урока. | При совместном обсуждении дети поставляют синквейн: (возможный вариант) Ю Разная, хитрая, трудолюбивая Смягчает, прячет, переодевается Очень нужная буква!!! Модница | |
9 этап Рефлексия деятельности (итог урока) |
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся | Формируемые УУД (регулятивные, познавательные, комуникатив.) |
Игра «Согласен – не согласен». Педагог задает вопросы по изученной теме Самооценка результатов деятельности. Обсуждение вопросов: | Дети на вопросы учителя пишут + «согласен» или «-» не согласен. | |