СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта (обучение грамоте) 1 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Звуки [й' у], ['у] Гласные буква Ю, ю (Урок «открытия» нового знания)

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта (обучение грамоте) 1 класс»

Технологическая карта урока


Класс 1 В Предмет: Литературное чтение Учитель Тимошина Елена Николаевна


Тип урока: Уроки «открытия» нового знания

Тема урока: Звуки [й' у], ['у] Гласные буква Ю, ю.

Диагностическая цель урока Формирование умений определять количество звуков в словах с буквой ю

Задачи урока:

Научить различать и обозначать звуки [й' у], ['у] буквами Ю, ю.

Научить характеризовать звуки [й' у], ['у], находить места соответствующих букв в словах.

Научить находить звуки [й' у], ['у] в слого-звуковых схемах, предложениях.


Планируемые результаты:

Личностные достижения

Метапредметные УУД

Предметные

регулятивные

познавательные

коммуникативные

Обучающийся научится:

  • Аргументировать свое мнение.

  • Доказывать необходимость свою точку зрения.

..




Обучающийся научится:.

  • Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

  • Выполнять задания в соответствии с требованиями учителя.

  • Анализировать выполнение учебной задачи урока

  • Отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения

Обучающийся научится:

  • Выделять новые звуки из слов, наблюдать над особенностями их произнесения, , сравнивать, обозначать буквой, распознавать в словах новые звуки.

  • Наблюдать над произнесением звуков, которые они обозначают.

  • Делать под руководством учителя выводы о звуках и буквах и их особенностях.

  • Группировать изученные гласные по общему признаку (обозначать твёрдость согласных или обозначать мягкость согласных).

  • Наблюдать





Обучающийся научится:

  • Осваивать правила выполнения работы в паре на основе образца, заданного учителем.

  • Выполнять правила работы в малой группе, в парах.




Обучающийся научится:

  • Выполнять слого-звуковой анализ слов со звуками [j’у], [’у], характеризовать их

  • Обозначать слияние [й’у] буквой ю.

  • Называть особенность буквы ю (обозначать целый слог-слияние – два звука).

  • Выделять звуки из слов с опорой на схему, характеризовать их, обозначать буквой.

  • Производить с опорой на схему-модель слого-звуковой анализ слова с гласным звуком [’у] после мягкого согласного.

  • Обозначать буквой ю гласный звук [’у] после мягких согласных.

  • Отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения


















Ход урока

1 этап Организационный момент

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Формируемые УУД

(регулятивные, познавательные, комуникатив.)

Педагог настраивает обучающихся к учебной деятельности.







2 этап Самоопределение к деятельности

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Формируемые УУД

(регулятивные, познавательные, комуникатив.)

Создает условия для возникновения у обучающихся внутренней по­требности включения в деятельность («хочу»)

Обучающиеся хором говорят девиз:


Мы сегодня будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошел каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!




3 этап Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Формируемые УУД

(регулятивные, познавательные, комуникатив.)

На слайде слова.

Юра, к югу, читают, рисую, юг, поют

Педагог предлагает выделить в группе слов общий признак.


Ждет, когда самые внимательные дети заметят, что слово изюм не подходит под общее правило.




Обращает внимание детей на текст в Азбуке на с. 47.

  • Юбки шью и брюки шью,

Одеваю всю семью.

Педагог предлагает детям назвать слова, в которых они уже подчеркнули букву ю.


Выясняет вопрос, какой случай с буквой ю еще не разбирали.



Называют общий признак – буква ю в начале слова и после гласной.




Дети замечают, что слово изюм в этой группе слов оказывается лишним, т.к. буква ю обозначает один звук




Обучающиеся называют слова: юбки, брюки, одеваю, всю.


Когда буква ю стоит после мягкого знака ь










4 этап Постановка учебной задачи

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Формируемые УУД

(регулятивные, познавательные, комуникатив.)

Педагог организует подводящий диалог.


Предлагает назвать звук или звуки, которые обозначает буква ю в данных словах.



Выявление причины затруднения.


Педагог предлагает детям назвать тему урока, цель деятельности на уроке.


Тема урока и цель деятельности уточняется учителем.


Звуки [у], [й´у]. Буква Ю, ю.


Наблюдать над словами, в которых есть буква ю, в частности, где буква ю стоит после ь.


- Нам сегодня предстоит узнать, какой секрет скрывает от нас буква ю после ь.


Обучающихся затрудняются.


Обучающихся определяют, что еще не наблюдали над такими словами.

Учащиеся ставят цель деятельности, предлагают вариант формулировки темы урока,










5 этап Построение проекта выхода из затруднения («открытие» детьми нового знания)

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Формируемые УУД

(регулятивные, познавательные, комуникатив.)

Педагог организует побуждающий диалог по наблюдению над буквами ю в предложении:

Я полью лилию и юкку.



Составление моделей слов, когда буква ю, стоит в начале слова, после гласной и после ь.


- Словарная работа: объяснение значения слова юкка.


- Произнесите слово полью, а затем прочитайте его. Что вы можете сказать про ю в слове полью?


Провокационный вопрос: Что случится, если мы уберем ь.

Это уже другое слово, изменилось его значение)


Педагог предлагает сделать вывод, дополнить его по по таблице.

Дети совместно с педагогом состаляют модели для каждого слова с буквой ю.



В слове лилию буква ю обозначает два звука, потому что стоит после гласной.


В слове юкку буква ю даёт тоже два звука, так как стоит в начале слова.




В слове полью буква ю стоит после разделительного мягкого знака и обозначает два звука.


Получится слово полю.




(Буква ю гласная, обозначает один звук [у], когда стоит после согласной буквы и служит для смягчения согласного звука. Буква ю обозначает два звука, когда стоит в начале слова, после гласной буквы, после мягкого знака.



6 этап Первичное закрепление во внешней речи

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Формируемые УУД

(регулятивные, познавательные, комуникатив.)

Работа в группах (парах)

Карточки

Прочитайте слово. По очереди произнесите его.

Что вы можете сказать про букву ю? Раскрасьте схему слова. Запишите в транскрипцию звуки, которые обозначает буква ю после мягкого знака ь.



Проверка




Педагог предлагает сформулировать вывод


Дети в парах наблюдают над словами. вьюга, ночью, муравью, шью, вьюн, семью, осенью.
















«Пары» сообщают результаты своей работы, остальные дети сверяют со своими наблюдениями и сравнивают с доской




Коммутативное взаимодействие в группах с опорой на вербальную и знаковую фиксацию

7 этап Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Формируемые УУД

(регулятивные, познавательные, комуникатив.)

Самостоятельная работа:

Подчеркните все буквы ю. Наверху поставьте цифру, обозначающую, сколько звуков дает буква ю


Тюльпан Анюте подарю.

Баю-баю-баю.

Юла, Юпитер, Юра, Юбка.

Зашью, попью, вьюнок полью.



Проверка проверка по эталону (модели) на магнитной доске


Учащиеся самостоятельно выполняют задание на новый способ действий









Допустившие ошибки выявляю их причину и исправляют ошибки.



8 этап Включение в систему знаний и повторение

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Формируемые УУД

(регулятивные, познавательные, комуникатив.)

Составление синквейна теме урока.



При совместном обсуждении дети поставляют синквейн:


(возможный вариант)

Ю

Разная, хитрая, трудолюбивая

Смягчает, прячет, переодевается

Очень нужная буква!!!

Модница


9 этап Рефлексия деятельности (итог урока)

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Формируемые УУД

(регулятивные, познавательные, комуникатив.)

Игра «Согласен – не согласен».

Педагог задает вопросы по изученной теме

Самооценка результатов деятельности.

Обсуждение вопросов:

  • Что нового вы узнали?

  • Каким способом выполняли задание?

  • Что нужно сделать ещё?

Дети на вопросы учителя пишут + «согласен» или «-» не согласен.





















Ю – буква очень непростая.

Уже о ней мы с вами знаем,

Что, если за согласной встанет,

Она звук У обозначает.

«Тюльпан Анюте подарю.»

Мы четко слышим здесь звук У.

А если Ю за гласной спрячется,

То звуки Й и У появятся.

Проверим? Баю-баю-баю…

Но только чур не засыпаем!

В начале слова Ю мы тоже

На звуки Й и У разложим.

Юра, Юпитер, Юра, Юбка –

Обозначает Ю два звука.

Но есть у хитрой буквы Ю

Еще один секретик.

За мягким знаком букву Ю

Мы тоже можем встретить!

И если это вдруг случится,

Ю вновь в два звука превратится.

Зашью, попью, вьюнок полью -

Везде мы слышим звуки ЙУ (или «везде мы слышим Й и У»)!

Вот Ю коварная какая,

Но мы о ней теперь все знаем!

И если в слове Ю найдем,

Легко по звукам разберем!


Физкультминутка для внимательных детей

Делают приседание девочки – 1 звук у

Мальчики – 2 звука йу

Назовите одинаковые звуки в словах: юнга, люда, люстра, пьют, утюг, люба, юбка, шлюпка, юркий, юрта, кастрюля, посолю, солью.





Сегодня на уроке ты понаблюдал над «работой» буквы Ю. Подумай и ответь на вопросы.


Буква Ю (какая?) _______________________________

_______________________________________________

_______________________________________________

_______________________________________________

Что умеет делать буква Ю? _______________________

_______________________________________________

_______________________________________________

_______________________________________________



Сегодня на уроке ты понаблюдал над «работой» буквы Ю. Подумай и ответь на вопросы.


Буква Ю (какая?) _______________________________

_______________________________________________

_______________________________________________

_______________________________________________

Что умеет делать буква Ю? _______________________

_______________________________________________

_______________________________________________

_______________________________________________



Сегодня на уроке ты понаблюдал над «работой» буквы Ю. Подумай и ответь на вопросы.


Буква Ю (какая?) _______________________________

_______________________________________________

_______________________________________________

_______________________________________________

Что умеет делать буква Ю? _______________________

_______________________________________________

_______________________________________________

_______________________________________________



Сегодня на уроке ты понаблюдал над «работой»

буквы Ю. Подумай и ответь на вопросы.


Буква Ю (какая?) _______________________________

_______________________________________________

_______________________________________________

Что умеет делать буква Ю? _______________________

_______________________________________________

_______________________________________________

_______________________________________________

_______________________________________________





Ю р а







[ ]












Л ю д а










[ ]














Ю п и те р








[ ]














т ю л е н ь










[ ]














Ю р а







[ ]












Л ю д а










[ ]














Ю п и те р








[ ]














т ю л е н ь










[ ]