Выяснить сущность, цели опричной политики Ивана Грозного; познакомить учащихся с фактами протеста против опричнины; показать, что итогом царствования Ивана Грозного стал хозяйственный упадок страны и ухудшение положения её населения.
Развивать понятийный аппарат, совершенствовать навыки работы с текстом учебника и историческим документом (выделять основную мысль, систематизировать факты), устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.
Воспитывать неприятие жестокости.
№ п/п | Этап | УУД | Деятельность |
Учителя | Учащихся |
1 | Организационный момент | Уметь организовываться к работе. | Проверяет готовность к уроку. | Приветствуют учителя. |
2 | Проверка домашнего задания | Оценка выполненных заданий | Задает вопросы, выслушивает ответы, комментирует при необходимости, задает вопросы исторического диктанта. | Отвечают на вопросы; готовят индивидуальные ответы; взаимопроверка результатов исторического диктанта |
3 | Создание проблемной ситуации | Поиск решений поставленной задачи, анализ своих знаний | Предлагает прочитать фразу летописца и попробовать перевести на современный язык. Слайд | Ищут решение проблемного задания, отмечают незнакомые для себя слова. |
4 | Мотивация | Умение ставить учебные цели, формулировать тему урока. | Организует обсуждение возникших затруднений. Слайд. | Пытаются сформулировать тему и цели урока совместно с учителем. |
5 | Изучение нового материала | Самостоятельная работа с новой информацией, поиск ответов на поставленные вопросы. | Называет одну причину перехода Ивана IV к политике террора. Проверяет работу учащихся. Слайд | Определяют другие причины, прочитав пункт 1 «Разрыв Ивана IV с Избранной радой» §25 (самостоятельная работа с текстом). |
6 | Формулирование нового понятия. | Формулировка определений. | Корректирует формулировки учащихся, дает точное определение. Слайд | Пытаются сформулировать определение опричнины, записывают его в тетрадь. |
7 | Применение нового знания Дополнительное сообщение учащегося | Умение работать с картой. Описание по иллюстрации, развитие грамотной речи. Умение извлекать информацию из дополнительных источников, развитие грамотной устной речи, умения слушать. | Проверка выполнения задания. Слайд Уточняющие вопросы. Слайд. Слайд Корректировка сообщения, уточняющие вопросы, дополнение при необходимости. | Выполнение задания 4 к §25 в рабочей тетради. Описание опричника по иллюстрации. Выполнение задания 3 к §25 в рабочей тетради Слушание с вычленением основной мысли рассказа. |
8 | Сравнительный анализ | Умение сравнивать, доказывать свою точку зрения. | Вопрос: «Какую форму правления отстаивал Иван IV, а какую – князь Андрей Курбский?» | Отвечают на вопрос, доказывая свое мнение. |
9 | Чтение текста | Смысловое чтение, комментированное чтение | Отмечает, что введение заповедных лет стало началом юридического оформления крепостного права. Обращает внимание на формулировку определения крепостного права. Слайд. | Чтение, понимание смысла прочитанного |
| Итог урока, рефлексия | Осуществлять познавательную рефлексию | Подводит итог урока, задает вопросы для закрепления. Слайд. | Отвечают на вопросы, делают выводы о достигнутых результатах и соответствии их поставленным целям |
| Инструктаж домашнего задания | | Объявляет домашнее задание, проводит инструктаж: §25, задания 2, 5 в рабочей тетради. Слайд. | Записывают домашнее задание, задают вопросы по тексту заданий |