ЗАДАЧИ образовательной программы | Задачи с учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы |
Обучающие: обеспечить условия для развития естественно - научных представлений об окружающем мире через активизацию жизненного опыта ребенка; учить ориентироваться по карте, компасу; закреплять знания об Уральских горах, познакомить с причиной извержения вулканов. Развивающие: вызвать познавательный интерес, зрительное восприятие и внимание, формировать умение самостоятельно делать выводы, умозаключения. Воспитательные: воспитывать эмоциональную отзывчивость, любовь к родному краю, желание узнать много нового и интересного. | |
Этапы (последовательность) деятельности | Содержание деятельности | Действия, деятельность педагога | Действия, деятельность детей, выполнение, которых приведет к достижению запланированных результатов | Планируемый результат |
Мотивация на совместную деятельность | Ребята, посмотрите, какой-то человек пригорюнился, вокруг него разбросаны вещи. Как вы думаете, кто это? Давайте проверим нашу догадку, подойдем и спросим у него, что с ним случилось? Здравствуйте, кто вы, и что с вами произошло? | Обращает внимание детей на героя. | Дети отвечают на вопросы | Готовность детей с взрослыми к совместной деятельности |
Мотивационно-побудительный | Путешественник: Дети, вы правильно догадались, я путешественник, очень люблю ходить и любоваться просторами нашей земли. Я побывал уже во многих городах и странах, и вот незадача, путешествуя по вашему уральскому лесу, я потерял свой компас. А вы знаете, что такое компас и для чего он нужен? Без него я не смогу продолжить свое путешествие, что мне делать? Может, вы мне поможете своими советами? | Задает вопросы, стимулирует детей к высказываниям | Дети отвечают на вопросы, вступают в диалогический разговор | Имеют представления, что компас - это предмет, который указывает горизонтальное направление на местности |
Введение в тему | Обратите внимание, среди вещей путешественника есть предметы, которые помогут не заблудиться в лесу? Что это? Ваша догадка правильна, это карта, давайте рассмотрим ее. Дети, посмотрите на карту, что на ней изображено и что обозначают цвета на карте? А вы уважаемый путешественник, можете показать нам на карте, каким маршрутом вы шли и где останавливались в лесу? С большим удовольствием, мой маршрут был не близкий я шел по лесной тропе через овраги и склоны, проходил мимо уральских гор, останавливался на привал на большой поляне, возможно, там обронил свой компас. | Задает вопросы. Стимулирование детей к высказываниям | Дети отвечают на вопросы, вступают в диалогический разговор | Появление у детей заинтересованности. Умение отвечать полным ответом на поставленные вопросы |
Актуализация знаний | Дети, а вы хотели бы помочь путешественнику отыскать компас? А чтобы дойти до поляны необходимо проложить маршрут! Сначала найдем наш детский сад на карте и отметим начало маршрута красным флажком, синим флажком конечный пункт - поляну. Дети, а кого мы можем встретить в лесу? А на каком транспорте вы бы хотели отправиться на поиски компаса? Наше путешествие начинается. | Предлагает детям на карте проложить маршрут | Дети рисуют маркером остальной путь маршрута. Дети предлагают вид транспорта, обосновывают, почему они его выбрали. | Умение ориентироваться по карте |
| Вот мы и приехали, впереди овраг и речка, наш транспорт дальше не проедет, что будем делать? Да действительно, придется идти пешком. Обратите внимание, какой красивый лес зимой. Ой, смотрите на поляне лиса, а вон и заяц пробежал, белка на дереве. Как вы думаете, боятся ли звери зимы в лесу? Что спасает зверей зимой от холода? Чем питаются зимой белка, лиса и другие животные? Молодцы. Наше путешествие продолжается. Мы подходим к нашим Уральским горам, они протянулись с севера на юг более чем на две тысячи километров, они считаются границей между Европой и Азией. Обратите внимание, какие красивые и могучие горы, а как вы думаете, из чего образуются горы? Горы бывают большие и маленькие, со снежными вершинами, покрытые лесами, извергающие огонь и камни. Если смотреть на гору сверху можно увидеть большую яму – воронку, эта часть называется кратер вулкана, внутри которой горные породы еще не остыли, и они периодически извергаются, изливая на поверхность земли кипящую лаву. Во время извержения вулкан похож на разбушевавшегося зверя, он рычит и кусается и может натворить много бед. Давайте подойдем к вулкану и попробуем его разбудить. Огненная жидкость, которая выходит из вулкана называется лава. Давайте сверимся по карте и посмотрим, правильно ли мы идем к поляне. Вот мы и пришли на поляну. Дети, поищем наш компас, может он лежит под снежинками? | Словесно сопровождает. Стимулирует детей к ответам. Задает вопросы, стимулирует детей к ответам. Проведение опыта «Извержение вулкана» Словесно сопровождает. | Дети предлагают, как они продолжат дальше путешествие. Отвечают на вопросы. Совместно с педагогом проводят опыт. Дети ищут компас под снежинками, находят перышко птицы. | Закрепляют свои знания о жизни животных зимой. Узнают новое о Уральских горах. Проявление у детей заинтересованности, активизация словаря. |
Появляется сорока. Здравствуйте, дети! Рада видеть вас, а зачем это вы пожаловали в лес? Мне кажется, я могу помочь вам, мы сороки очень любопытные, любим необычные яркие вещи, а я видела, как этот человек обронил предмет на поляне, и я его быстро утащила к себе. Но прежде чем отдать этот предмет я хочу спросить, зачем он вам нужен? Хорошо, но ответьте мне, каких вы знаете зимующих птиц? Игра «Зимующие и перелетные птицы» | Задает вопросы. Детям предложены картинки с изображением птиц (перелетные, зимующие) | Ответы детей. Дети убирают картинки перелетных птиц, откладывают картинки зимующих птиц. | Закрепляют знания о зимующих и перелетных птицах. |
Дети, а как мы можем помочь птицам зимой? А чем бы вы смогли накормить птиц? Как вы думаете, что нам птицам помогает летать? Верно, летать нам помогают крылья и хвост. А еще невидимка воздух. Давайте сейчас попробуем это доказать. В полете, птица раскрывает крылья и расправляет хвост. Так она опирается на воздух. Возьмите лист бумаги поднимите над головой и опустите. Как лист падал? Почему? Верно, лист опускался медленно, потому что, опирался на невидимку воздух, как птицы, своими крыльями. А теперь скомкаем лист бумаги и попробуем опустить его. Что получилось теперь? Как падал лист? Почему он упал быстро? Верно, скомканный лист стал маленьким и не смог опираться на воздух. Когда птица хочет опуститься на землю, она складывает крылья и хвост, как веер, перестает опираться на воздух. Какие вы умные, молодцы, получайте свой компас, и больше не теряйте его. | Словесно координирует деятельность | Отвечают на вопросы Самостоятельно проводят опыт «Почему птицы летают» | Проявление у детей заинтересованности, получение новых знаний. |
Заключительный: подведение итогов, оценка результатов деятельности, самоанализ | Путешественник. Спасибо вам, ребята, у меня снова есть компас, и я снова смогу путешествовать. Мы можем вернуться в детский сад, и вы мне поможете в этом. Как нам это сделать? На компасе есть условные обозначения север – юг, запад – восток. Наш детский сад находится на севере, и поэтому мы задаем курс на север. Вот и закончилось наше путешествие, вы довольны своей работой? Я вам дарю карту, она вам поможет совершать путешествия в разные интересные места. Желаю вам удачи! | Подводит итог | Самооценка. Наклеивают карточки-символы на карту. | Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности |
Мотивация к дальнейшему получению знаний | Что вы сегодня узнали? Что бы вам еще узнать хотелось? Где можно это узнать? | Мотивирует | Дети делятся впечатлениями, отвечают на вопросы. | Формулируют ответ на поставленные вопросы |
Прощание | Я благодарю вас за помощь и отличную работу. Вы хорошо потрудились. | Выражает признательность | Прощаются с педагогом | Умеют быть вежливыми |