СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта открытого группового логопедического занятия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта открытого логопедического занятия на тему "Зимующие птицы", "Звук и буква В"

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта открытого группового логопедического занятия»

Данные о логопеде: Шевчук Евгения Владимировна

МАОУ г. Иркутска СОШ № 69, [email protected], school69.irk.ru



Технологическая карта логопедического занятия.

Предмет: фронтальное логопедическое занятие Класс 1 дети с ТНР

Тема занятия.

Логопедическая тема занятия: Развитие сложных форм фонематического анализ и синтеза двух и трехсложных слов.

Грамматическая тема занятия: Звуки (В) и (ВЬ) буква В, в.

Лексическая тема занятия: Зимующие птицы


Тип урока. Урок обобщения и систематизации полученных знаний на практике.

Цель: Развитие навыков звукобуквенного анализа и синтеза.

Задачи:

Образовательные

  • Закрепить артикуляцию согласных звуков (В)и (Вь);

  • Учить различать звучание согласных звуков (в)и (вь)изолированно, в слоге, слове;

  • Закреплять знания о слогообразующей роли гласного звука;

  • Закреплять умение находить место звука, определять количество и последовательность звуков на звуко - буквенной схеме;

  • Совершенствовать связи между произносительным и слуховым образом звука, между звуком и буквой, учить дифференцировать графические образы буквы;

  • Закрепить знания об условном обозначении главных членов предложения на схеме;

  • Отрабатывать навык чтения слогов, слов, предложений на диапазоне изученных букв;

Коррекционные

  • Совершенствовать фонематические представления;

  • Развивать психические процессы, составляющие базу формирования письма и чтения;

  • Развивать общую и мелкую моторику, графо-моторные навыки, зрительно-пространственные ориентировки;

  • Развивать самостоятельность, самоконтроль;

  • Формировать коммуникативные умения и навыки, адекватные учебной ситуации

Воспитательные

  • Воспитывать положительные отношение к процессу обучения;

  • Воспитывать положительное принятие статуса ученика.



Планируемые результаты занятия

Предметные

-различать в слове звуки по их признакам, выделять звук вне слова и в слове;

-сравнивать, группировать и классифицировать все изученные звуки и буквы;

-вставлять пропущенную букву в слово в соответствии со смысловым значением;

-составлять звукобуквенную модель слова;

-анализировать простые распространенные предложения, работать со схемой предложения;

-классифицировать слова в соответствии с их значением (слова, называющие предметы; слова, называющие действие предмет);

-читать слоги, слова, предложения с данным звуком;

-тренироваться в чтении и написании строчных и заглавных букв В,в;

-писать под диктовку слоги, слова, с изученными буквами, используя прием комментирования.



Метапредметные

Познавательные УУД:

-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;

- развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью;

- использовать знаково-символические средства;

-осуществлять анализ, синтез, обобщение объектов и явлений;

-ориентироваться на разнообразие способов решения задач, уметь действовать по плану, соблюдая алгоритм.

Коммуникативные УУД:

-уметь адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных задач;

-уметь использовать речь для планирования, осуществления и регуляции собственных действий, адекватных ситуации учебной деятельности;

Регулятивные УУД:

-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

-понимать и выполнять учебную задачу;

-уметь самостоятельно и адекватно оценивать правильность выполнения действия, осуществлять взаимоконтроль.

Личностные

-адекватно понимать причины успешной учебной деятельности;

-понимать необходимость учения; -проявлять интерес к новым знаниям, положительное отношение к обучению;

- устойчивое следование в поведении социальным нормам;

-оценивать свою деятельность, выявлять причину успешности (неспешности) в учебной деятельности.


Межпредметные связи


Формы работы. Фронтальная (ФР), работа в парах (ПР), индивидуальная (ИР).

Основные ресурсы урока

Для учителя

- Интерактивная доска (персональный компьютер).

- Авторская презентация «Зимующие птицы».

- Развивающий игры: сенсорный мешочек, камни Марблс

- Контейнеры для работы с песком набор игрушек по тематике занятия.

- Магнитная доска, буквы и цифры на магнитах.

-Раздаточный материал карточки «Веселые буквы», «Звуковые дорожки», сигнальные карточки.

-Морской песок, шерстяные нити.

Для учащихся

- Рабочие тетради, карточки.

- Контейнеры с манной крупой, камни Марблс.

Ход занятия

Содержание деятельности учителя

Виды деятельности обучающихся

I. Мотивация к деятельности.

1.Организационный момент

1 . Организационный момент

Развитие фонематического синтеза.

Просит учащихся занять места по инструкции

- Сядет тот, кто назовет третий звук в своем имени, четвертый звук и т. д

2. Сообщение темы занятия.

Моделирует игровую ситуацию для сообщения темы занятия. Психо-гимнастика (Прослушивание аудиозаписи шума леса и звуки птиц).

Просит выдвинуть предложение о теме предстоящего занятия. Озвучивает лексическую тему занятия.


  • Учащиеся приветствуют друг друга и педагога, отвечают на вопросы, занимают свои рабочие места. (ФР, ИР)

  • Анализируют постановку учебной задачи, выдвигают предположения о теме занятия. Называют тему занятия. Отвечают на вопросы. (ФР)


II. Актуализация необходимых знаний.


Проводит артикуляционную гимнастику. Повторяя материал прошлых занятий. Просит открыть рабочую тетрадь записать число.

  • Вспоминают отличительные признаки артикуляции согласных звуков, выполняют перед зеркалом упражнения артикуляционной гимнастики. (ФР, ИР)














III. Организация познавательной деятельности обучающихся.

1). Уточнение артикуляции, характеристики звуков (в) и (вь).

а) Уточнение артикуляции.

Демонстрирует артикуляционные профили звуков. Уточняет артикуляционные характеристики данных звуков.

б) Условное обозначение звука.

2). Уточнение связи звука и буквы

а) Зрительный гнозис буквы.

Узнавание утилизированных букв. Дифференциация печатных и рукописных букв. Произнесение и письмо букву в воздухе ручкой.

б) Тренировочные упражнения по конструированию букв.

Написание букв на манке. Конструирование букв из различных материалов: камни марблс, шерстяной нити. Графический диктант «Буква В»

в) Тренировочные упражнения по написанию буквы.

Моделирует игровую ситуацию для объяснения темы занятия.

Подготовка руки к письму. Печатание буквы. Письмо письменной строчной и заглавной буквы по образцу. Сравнение зрительных образов печатной и письменной буквы. Узнавание правильно написанных букв. (Работа с карточками «Веселые буквы»)

Организует взаимопроверку в парах.

3). Развитие сложных форм фонематического анализа. Фонетический диктант (работа с наглядностью на доске)

Показывает картинки, просит определить наличие изучаемых звуков в слове, показать карточку нужным цветом, определить место звука в слове и указать при помощи камней Марблс на карточке положение звука (начало, середина, конец слова).

Организация взаимопроверок в парах.

4). Развитие сложных форм фонематического анализа и синтеза

Предлагает составить деформированные слова, прочитать их, составить звуковую схему слова из камней марблс. Контролирует правильность выполнения в ходе работы.

5 ). Зрительная гимнастика «Куда спряталась птица» (использование презентации с офтальмотренажором «Куда спряталась птица»)

6 ). Развитие сложных форм фонематического анализа и синтеза. Работа по лексической теме занятия

Предлагает ознакомиться с презентацией и наглядным материалом, назвать, о чем была речь, что изображено.

Педагог просит определить есть ли в слове звук (В)- (Вь) и просит выделить звук (В) – (Вь) в словах по лексической теме (воробей, ворона, дятел, свиристель, снегирь, сова, синица, голубь, клёст) указать, какой это звук по счету. Просит каждого ученика подобрать данным, слова – признаки (Игра: «Подскажи словечко»)

7 ). Чтение предложений. Развитие анализа предложений

Просит преобразовать деформированные предложения (Игра: «Сломанное предложение»). Составить их правильно, прочитать и назвать слова с изученным звуком. Работает со схемой предложения. Закрепляет понятия «главное слово в предложении, слово предмет, слово действие, слово признак».

8 ). Развитие речи и навыков словообразования, памяти, мышления, сенсорных процессов Отгадывание загадок по лексической теме. Работа со словами отгадками.

Работа с сенсорным мешочком (Игра: «Волшебный мешочек»). Детям предлагается определить предмет, лежащий на дне мешочка, назвать его и поработать над словоизменением и словообразованием, согласовывая правильно окончания числительного с существительным (Игра: «Один - много», «Счет от 1 до 5», «Подскажи словечко»).


IV. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ. РЕФЛЕКСИЯ.


С какой буквой мы познакомились сегодня? Какие звуки она обозначает? -Выложите из камешков Марблс печатную букву В.

- Что вы сегодня нового и интересного для вас узнали?

Оценивает эмоциональное состояние учащихся по мимическому выражению смайлика. Просит оценить свою работу на занятии.

-Раскрась смайлик.


Творческое домашнее задание. Слепить из пластилина букву В, заштриховать на рисунке птиц по контуру.



  • Рассматривают иллюстрацию к занятию, называют картинки и слова (Ворона, воробей ), выделяют первый звук, артикулируют звук (в)- (вь) перед зеркалом , выясняют , как осуществляется артикуляция каждого звука , уточняют характеристики звуков. Определяют условное обозначение звука (синий тв., зеленый –мягк.)

Записывают букву в воздухе, на манке, затем выкладывают её из камней марблс (печатная буква) , шерстяной нити (прописная буква)







  • Прописывают печатную и рукописную буквы. Выполняют задание, дифференцируют правильно и неправильно написанные буквы, выполняют взаимопроверку в парах. Работают с карточками «Весёлые буквы» (ИР, ПР) .






  • Выполняют задание, выделают и обозначают заданный звук цветовой карточкой, определяют место звука в слове и указывают ответ положением камней Марблс на карточках, осуществляют проверку в парах. (ИР, ПР)



  • Составляю деформированные слова, читают их, выполняют звукобуквенный анализ слова. (ИР, ФР)

  • Выполняют тренировочные упражнения зрительной гимнастики «Куда спряталась птица»




  • Обозначают и называют слова лексической темы занятия, обозначают заданные звуки, определяют место звука в слове, осуществляют самопроверку.

Подбирают прилагательные к словам правильно согласовывая окончания существительного и прилагательного.

Игра: «Подскажи словечко» (ФР)



  • Составляют деформированные предложения, читают предложения, называют слова с заданными звуками, составляют схему предложения. (ФР)

  • Отгадывают предложенные загадки. Работают со словами – отгадками. Работа с сенсорным мешочком по очереди определяют предмет, лежащий в мешочке, и играют в игры: «Один – много», «Счёт от 1 до 5» «Подскажи словечко». (ФР, ИР)





  • Отвечают на вопросы по теме занятия, выкладывают букву из камней Марблс. (ФР)

Оценивают свою работу («Оцени себя»). (ИР)