Муниципальное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования «Надежда»
п. Айхал
2021 г.
Цель: владение новой нетрадиционной техникой рисования «Эбру».
1. Познакомить детей с историей возникновения «Эбру».
2. Способствовать творческой активности в процессе изобразительной деятельности.
3. Развивать образное мышление, восприятие, фантазию, творческие способности, воображение через продуктивную деятельность.
4. Воспитывать интерес к творчеству, к экспериментированию с изобразительными средствами и материалами, желание создавать своими руками красивые и аккуратные рисунки.
5. Способствовать проявлению положительных эмоций, умению передавать в своих рисунках радостное настроение.
№ | Этапы занятия | Время | Содержание деятельности | Действия педагога | Действия обучающихся | Формы и методы | Материальное оборудование | Формируемые способы действий обучающихся |
1 | Организационный | 12.00-12.03 | Создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания. Проверка готовности обучающихся к работе | Приветствие обучающихся. Проверка подключения к занятию. (проводится игра - знакомство) | Приветствие педагога. Эмоциональный настрой на занятие. | Форма организации работы: фронтальная. Метод обучения: словесный, игровой. | Компьютер с выходом в Интернет с платформой Zoom. | Личностные: самоопределение. Коммуникативные: планирование, учебное сотрудничество с педагогом и сверстниками, определение функций участников. |
2 | Подготовительный | 12.03-12.10 | Сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей | Цель: изучение новой нетрадиционной техникой рисования «Эбру». Задачи: 1.Познакомить детей с историей возникновения «Эбру». 2. Способствовать творческой активности в процессе изобразительной деятельности. 3. Развивать образное мышление, восприятие, фантазию, творческие способности, воображение через продуктивную деятельность. 4. Воспитывать интерес к творчеству, к экспериментированию с изобразительными средствами и материалами, желание создавать своими руками красивые и аккуратные рисунки. 5. Способствовать проявлению положительных эмоций, умению передавать в своих рисунках радостное настроение. Мотивационный момент (введение в тему занятий) Педагог: - Ребята, мы очень часто слышим фразу: «Вода-это жизнь!» Жизнь - для кого? (ответы детей) - Вода нужна везде! А для чего? (ответы детей) - Что мы знаем о воде? Охарактеризуйте воду. (ответы детей) - Отгадайте загадку: Я и туча, и туман, И ручей, и океан, И летаю, и бегу, И стеклянной быть могу! (ответы детей) - Ребята, а как вы думаете можно ли рисовать на воде? (ответы детей) - Почему? (ответы детей) - Оказывается, есть такая техника-рисование на воде. Называется она «Эбру». Сегодня мы с вами познакомимся с этой необычной техникой рисования. | Поддерживают учебный диалог, слушают цель и задачи занятия | Форма организации работы: фронтальная. Метод обучения: словесный (беседа), игровой, демонстрационный, объяснительно-иллюстративный. Эвристическая беседа. Компенсаторно-нейтрализующая технология (эмоциональная разрядка - шутки, улыбки) | Компьютер с выходом в Интернет с платформой Zoom. | Познавательные (синтез –моделирование) развитие умения анализировать познавательный объект. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, планирование учебного сотрудничества. |
3 | Теоретический | 12.10-12.15 | Изучение нового материала | Педагог: - «Эбру» - это особая техника создания невероятно красивых картин. Искусство «Эбру» - это древняя техника рисования красками на поверхности воды густой консистенции. Несмешивающиеся между собой краски наносят на поверхность воды, затем специальными кистями и палочками краскам придают различную форму. На разноцветный орнамент накладывают специальную бумагу, которая впитывает краски. «Эбру» является традиционным турецким искусством, передаваемым из поколения в поколение. Техника рисования на воде появилась ещё в VII веке в Турции, хотя название «Эбру» стало употребляться только спустя три столетия. Название произошло от персидского слова “об” (вода) + “ру” (на). На турецком звучит как "Эбру", что значит "на воде". Главным отличием турецких мастеров было искусное умение рисовать не только абстрактные и цветочные узоры, но и птиц, рыб и необычные пейзажи.. В султанском дворце-музее Топкапы, в книге "Gay-i Çevgan", написанной в 1539 году, хранятся старинные образцы «Эбру». (слайд 6). «Эбру» – это рисование, в основе которого лежат правильные природные формы, а именно круг. Каждая капля, которая попадает в воду, растекается в круг, который можно преобразовать в любую желаемую форму. «Танцующие краски», «облака и ветер», «плавающие краски», «бумага с облаками», – так по-разному называют искусство «Эбру» в странах Востока. Смысл техники уникального рисунка на воде «Эбру» заключается в специальных красках, которые не растворяются в воде. Желчь крупного рогатого скота - очень важный элемент в изготовлении красок. Она обеспечивает нахождение краски на поверхности воды. Все компоненты для «Эбру» обязательно натуральные. Художник берет различные краски и буквально стряхивает их с кисточки на поверхность воды. Капли краски не растворяются в воде, а остаются на ее поверхности. Они расплываются, перемешиваются между собой, принимают причудливые формы, ежесекундно меняют очертания. Затем художник начинает осторожно водить по воде шилом, превращая бесформенные капли краски в картину. Картина на воде окончена, сверху, очень аккуратно, кладут лист бумаги. Бумага используется тоже специальная: она буквально впитывает в себя все краски с поверхности воды. Лист снимают через несколько секунд, уже с узором. И это тоже выглядит как настоящая магия, потому что краски полностью переносятся на бумагу, а вода в поддоне при этом становится абсолютно чистой. А теперь сами картины. Педагог: Прекрасные рисунки. Вот бы нам научиться так рисовать. Согласны? Но прежде чем приступить к рисованию, предлагаю немного отдохнуть, и подготовить свои руки к рисованию. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Шеей крутим осторожно - Голова кружиться может. Влево смотрим – раз, два, три. Так и вправо посмотри. (вращение головой вправо и влево) Вверх потянемся, пройдемся, (потягивание – руки вверх, ходьба на месте) И на место вновь вернёмся. (возвращаемся на место) | Поддерживают учебный диалог | Форма организации работы: фронтальная. Метод обучения: словесный (рассказ, диалог), наглядный (метод иллюстрации), объяснительно-иллюстративный, Компенсаторно-нейтрализующая технология (физкультминутки, эмоциональная разрядка) | Компьютер с выходом в Интернет с платформой Zoom. | Познавательные: структурирование знаний; умение ориентироваться в своей системе знаний. Коммуникативные: учитывать разные мнения и интересы, и обосновывать собственную позицию. Регулятивные: осмысляют учебный материал. |
4 | Практический | 12.15-12.25 | Применение заданий, которые выполняются самостоятельно детьми | -Ребята, так как мы с вами работаем в дистанционных условиях, то будем выполнять работу на основе технологии «Эбру». Специальные краски для рисования на воде заменим лаком для ногтей, а воду возьмем комнатной температуры, без загустителя. У всех подготовлены материалы, на столе - стакан с водой, бумага для перенесения рисунка с воды, лак для ногтей (двух видов), зубочистки, салфетка. Пошаговый процесс выполнения работы 1. Рисовать нужно в ускоренном темпе, чтобы лак не успел высохнуть на воде. Лак кисточкой опускаем на воду, образуя круги. Работать надо на поверхности воды, только чуть – чуть прикасаясь к воде, капли лака растекаются по поверхности воды, на один цвет ложится другой. 2. Цветные капли не растворяются в воде, а лишь расплываются. Зубочисткой рисуем узоры 3. Рисунок готов, отпечатываем его на бумагу. Вынимаем лист, строго по краю лотка. Ребята, а сейчас я предлагаю вам поучиться, попробовать и пофантазировать на воде. | Пошагово выполняют работу | Форма организации работы: самостоятельная работа. Метод обучения: словесный (объяснения), наглядный (метод демонстрации). Создание ситуации успеха. Компенсаторно-нейтрализующая технология (эмоциональная разрядка - шутки, улыбки) | Компьютер с выходом в Интернет с платформой Zoom, лак для ногтей (двух цветов), стакан - непроливайка для рисования (с водой), бумажный круг (диаметр 7 см), зубочистка, салфетка. | Регулятивные: контроль процесса и результата деятельности. Регулятивные: контроль процесса и результата деятельности. |
5 | Подведение итогов | 12.25-12.26 | Педагог совместно с детьми подводит итог занятия | Педагог: рисунки готовы. Я предлагаю вам устроить выставку в зуме. Интересно посмотреть, что же у нас получилось. Покажите на камеру ваши рисунки. | Проводят анализ учебной деятельности. | Форма организации работы: фронтальная. Метод обучения: словесный (долог). Создание ситуации успеха. | Компьютер с выходом в Интернет с платформой Zoom. | Регулятивные: оценка собственной деятельности. |
6 | Рефлексия | 12.26-12.29 | Самооценка детьми своей работоспособности, психологического состояния, причин некачественной работы, результативности работы, содержания и полезности учебной работы | Педагог: - Ребята, вам понравились рисунки, которые мы нарисовали? - Ребята, поставьте реакцию, если понравилось занятие. - Как называется техника, с которой мы сегодня познакомились? - Чем она отличается от других техник рисования? -Что нужно сделать, чтобы рисунок сохранился? (нужно перенести его на бумагу) | Отвечают на вопросы, по желанию делятся своими мыслями. | Форма организации работы: фронтальная. Метод обучения: словесный (беседа). Создание ситуации успеха. Компенсаторно-нейтрализующая технология (эмоциональная разрядка - шутки, улыбки) | Компьютер с выходом в Интернет с платформой Zoom. | Личностные: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. Познавательные: рефлексия, контроль и оценка процесса. Коммуникативные: умение с достаточной и полнотой выражать свои мысли. Личностные: проявление познавательной инициативы на основе имеющихся знаний |
7 | Информационный | 12.29-12.30 | Информация о содержании и конечном результате домашнего задания, инструктаж по выполнению, определение места и роли данного задания в системе последующих занятий | Педагог: - Вы, ребята, молодцы, хорошо поработали и у вас получились очень красивые рисунки. Наше занятие закончилось, сегодня мы научились рисовать необычные рисунки. Научившись этой технике, можно рисовать даже пейзажи, натюрморты и портреты, а рисунки переносить не только на бумагу, но и на ткань, дерево и стекло. Спасибо, ребята, за работу, и вам, уважаемые гости, за внимание. | | Форма организации работы: фронтальная. Метод обучения: словесный (беседа) Компенсаторно-нейтрализующая технология (эмоциональная разрядка - шутки, улыбки) | Компьютер с выходом в Интернет с платформой Zoom. | |