СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта открытого урока по математике на тему: «Доли»

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель  урока

формирование представлений о доле как части целого, умений        находить долю от целого и целого по его доле через систематизацию знаний и решение задач

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта открытого урока по математике на тему: «Доли»»

Технологическая карта открытого урока по математике на тему: «Доли»



Автор

Абдулаева Асият Абдулаевна

Предмет


Математика

Класс

5 класс

УМК

"Математика. 5класс" УМК Г. К. Муравина, К. С. Муравина, О. В. Муравиной


Тема урока


Доли

Тип урока


Урок открытия новых знаний


Цель урока

формирование представлений о доле как части целого, умений находить долю от целого и целого по его доле через систематизацию знаний и решение задач


Задачи:

  • образовательные (формирование познавательных УУД):

  • Сформировать понятие доли как части целого через использование личностного опыта учащихся

  • Сформировать умение графически интерпретировать понятия половина, треть, четверть и т.д.

  • Научить решать задачи на нахождение доли от целого и целого по его доле

  • воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):

  • Создать условия для формирования доброжелательного отношения внутри коллектива

  • Обеспечить условия для воспитания положительного интереса к математике

  • развивающие (формирование регулятивных УУД)

Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать

Развивать познавательный интерес, творческую активность учащихся

Расширять кругозор учащихся

Способствовать развитию коммуникативной культуры учащихся


Методы:

  • по источникам знаний: словесный;

  • по степени взаимодействия учитель-ученик: диалог;

  • относительно дидактических задач: восприятие;

  • относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый

Формы работы обучающихся

Фронтальная, парная, самостоятельная, коллективная.

Организация деятельности обучающихся на уроке:

  • самостоятельно определяют тему, цель урока;

  • выполняют самостоятельную работу с взаимопроверкой

  • ведут диалог, отвечают на вопросы;

  • оценивают себя и друг друга;

  • рефлектируют.

Необходимое учебное оборудование

Учебник, проектор, карточки с тестовыми заданиями



Ход урока


Этапы урока:

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД

1

Организационный

этап

Задачи: Создать благоприятный психологический настрой на работу

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.


Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Весёлый прозвенел звонок,

Мы начинаем наш урок.

Всё ль на месте,

Всё в порядке,

Ручка, книжка и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку пять.

Настрой на учебную деятельность

Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные: организация своей учебной деятельности

Личностные: мотивация учения

2

Актуализация знаний


Задачи: Актуализация опорных знаний и способов действий.

Предлагает выполнить задания устно:

  1. Сравните числа

5409 и 5406

789 и 1100

235 и 236

а и с ( см. рис)

0 а 1 с

Расскажите каким правилом сравнения вы пользовались

  1. Вычислите

567 –22 – 78 564 + 177 + 36

153  99 + 153 25  87  40

Выразите

22 дм =…см

3 ч =…мин

6 кг = …г

12 м =…см

Дети выполняют задания:

Сравнивают числа

Вычисляют, применяя законы действий

Повторяют единицы измерения длины, массы, времени

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.

3

Целеполагание


Задачи: Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими темы и целей урока.

  • Демонстрирует видеоролик из мультфильма про апельсин (без звука)

  • После просмотра беседа по вопросам:

Что делают звери?

На что делят апельсин?

- В математике равные части, полученные при делении целого называют доли.

-Попробуйте предположить тему сегодняшнего урока.

- Тема урока «Доли».

А как вы думаете, что мы будем изучать в этой теме, что узнаем нового? Что повторим?


  • Совместно с учащимися ставит цель и задачи урока.

Смотрят видеоролик. Отвечают на вопросы.


Примерные ответы:

Делят апельсин.

Делят на части, на дольки.



Примерные ответы:

что такое доли,

где встречаются,

зачем нужны,

будем решать различные примеры и задачи.

Оформляют работу в тетради (число, тема «Доли»)

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.






4

Открытие новых знаний


- Доли образуются при делении целого на равные части.

- Давайте вспомним, как называются доля, если целое разделить

на 2 части?

на 3 части?

на 4 части?

на 5 частей?

на 6 частей? …

- Слова половина, треть, четверть существуют, но смешных слов «пятерть, шестерть» не существует. Чтобы назвать доли пользуются словами «пятая», «шестая» и т.д.

- А как выдумаете бывает «сотая», назовите сотую часть рубля, а сотую часть метра, а тысячную часть километра, тысячную часть килограмма?

  • Предлагает в парах выполнить задание с последующей проверкой,

№ 366

Корректирует при необходимости ответы учащихся.

  • Предлагает фронтально выполнить задания № 368, 369

  • Предлагает

1) изобразить в тетради отрезок длиной 6 см, а затем изобразить отрезок, равный

  • Половине этого отрезка;

  • Трети этого отрезка;

  • Шестой части исходного отрезка.

2) Сравнить полученные части отрезка.

Помогает сделать вывод по сравнению частей отрезка

  • Предлагает решить обратную задачу:

По части построить целый отрезок, от которого взята целая часть. № 371.

  • Подводит итог решения двух задач (прямой и обратной), организуя фронтальную работу по следующим вопросам

1) Что общего и чем отличаются задания № 370 и № 371?

2) Как найти долю от целого?

3) Как найти целое по его доле?






Возможные ответы:


 половина

 треть

 четверть

пятерть (могут быть и такие ответы)

шестерть





1 копейка, 1сантиметр, 1 метр, 1 грамм

Выполняют № 366 письменно в тетрадях, работая в парах. При фронтальном обсуждении выполнения заданий с классом ученики проверяют правильность своих ответов.

Выполняют устно № 368, 369, обосновывают свои ответы.

Строят отрезки заданной длины (№ 370)


Сравнивают части отрезка 6 см, делают вывод:

Чем больше частей, на которые делится отрезок, тем меньше сама часть. (шестая часть самая маленькая из построенных отрезков, а вторая часть самая большая)


Строят отрезки по заданию № 371



Примерные ответы:

  1. В каждой задаче отрезок и его часть.

В одной: известна длина отрезка, нужно найти длину его части; В другой: известна длина части отрезка, нужно найти длину всего

  1. С помощью деления;

  2. С помощью умножения


Познавательные: самостоятельное решение проблемы, построение логической цепи рассуждений;

Личностные: формировать способность к эмоциональному восприятию математических рассуждении.

Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата;

Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество.

5

Физкультминутка

Задачи :смена деятельности

А теперь, ребята, встать

Руки медленно поднять,

Пальцы сжать, потом разжать,

Руки вниз и так стоять,

Наклонитесь вправо, влево,

И беритесь вновь за дело.

Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу.


6

Первичное закрепление

Практическая работа.

Цель: Проконтролировать степень усвоения нового учебного материала.

  - Сегодня на уроке мы многому научились. А теперь я проверю, как вы  это усвоили. У вас на парте лежит  тест с заданиями.  Ваша задача внимательно   рассмотреть рисунок и записать в таблицу,  какая часть фигуры закрашена, какая не закрашена.

(выводится на экран)

- Теперь поменяйтесь работами  и проверьте работу своего соседа по слайду и оцените ее. (выводится на экран)

проверьте друг друга по слайду.   

Критерии оценивания  у вас  также написаны (выводится на экран),

Оценка «5» - за 7 правильно выполненных заданий;

Оценка «4» - за 5-6 правильно выполненных заданий;

Оценка «3» - за 3-4  правильно выполненных задания.

 

- Поставьте оценку своему товарищу по парте.


Самостоятельно пишут работу, самопроверка , самооценка.

Проверку выполнения задания осуществляет сосед по парте и выставляет оценку.

«5»- 7 верных ответов

«4»- 5-6 ответов

«3» - 3-4 ответов

«2» - 1-2 ответов

По карточкам решают задание, проверяют по готовому ответу, оценивают соседа по парте.

Познавательные: формирование интереса к данной теме.

Личностные: формирование готовности к самообразованию.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.

7

Поведение итогов

- Ребята, мы отлично потрудились! Давайте вспомним :

Что нового узнали на уроке?

Что запомнили?

Что вызвало затруднение?

- Кто желает сформулировать определение доли?

- Как найти целое, если известна его доля?

Как найти долю если известно целое

- Сегодня на уроке все работали хорошо, но особенно хочется отметить некоторых учащихся:


Фронтально отвечают на вопросы учителя



Регулятивные:

Учащиеся адекватно оценивают свои возможности в достижении цели

Познавательные : Учащиеся анализируют свою деятельность на уроке

Комуникативные: Адекватно используют языковые средства для отображения своих мыслей и чувств

8

Рефлексия


Если вы считаете, что вы поняли тему сегодняшнего урока, то хлопните три раза в ладоши.

Если вы считаете, что не достаточно усвоили материал, то хлопните всего один раз.

Если вы считаете, что вы не поняли тему сегодняшнего урока, то хлопать не надо.

Вы аплодировали себе и своим новым знаниям. Спасибо за урок.





Хлопают в ладоши

Личностные: формирование позитивной самооценки

Регулятивные:

умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.

9

Инструктаж по домашнему заданию

- решить задачи № 372 (2, 4, 6)

- Решить задачи по действиям с пояснениями,

затем записать решение выражением


Записывают в дневник