СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта открытого урока по окружающему миру "Животноводство нашего края"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок позволяет познакомить учащихся с отраслью сельского хозяйства – животноводством своего края и развить мышление для чего оно нужно.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта открытого урока по окружающему миру "Животноводство нашего края"»

Технологическая карта урока.

Открытый урок окружающего мира в 4-е классе учитель Башмакова Г.И.

УМК: «Школа России», учебник «Окружающий мир», автор А.А. Плешаков

Тема урока: «Животноводство нашего края»

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: познакомить с отраслью сельского хозяйства – животноводством.

Задачи:

  1. Ознакомить с отраслью экономики – животноводство.

  2. Развить словесно-логическое мышление в процессе решения проблемного вопроса «Для чего нам нужно животноводство?»

  3. Воспитывать уважительное отношение к окружающему миру.

Планируемые результаты:

  1. Личностные:

  • формирование уважительного отношения к иному мнению;

  • развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

  • доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;

  • навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

  1. Метапредметные: регулятивные:

  • формировать понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;

  • определять достаточность/недостаточность знаний по изучаемой теме.

познавательные:

  • извлекать информацию из учебного текста;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • давать определение понятиям.

коммуникативные:

  • готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения;

  • умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с партнерами;

  • умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию;

  • использовать информационные ресурсы для поиска информации о животноводстве нашего края.



  1. Предметные:

  • получить представление о животноводстве в нашем крае;

  • уметь различать отрасли животноводства.

Оборудование урока:

  • учебник А.А. Плешакова «Окружающий мир», 4 класс, 1 часть – М, :«Просвещение», 2012;

  • физическая карта Ленинградской области;

  • презентация к уроку;

  • карточки для самостоятельной работы;

  • карточки для групповой работы;

  • электронное приложение к учебнику;

  • интерактивная доска.



Содержание взаимодействия педагога и учащихся


п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Мотивирование к учебной деятельности (орг. момент).

Цель: включение в учебную деятельность.

Прозвенел уже звонок,

Время начинать урок.

К гостям нашим повернитесь,

Поздоровайтесь и улыбнитесь.

А сами будьте очень внимательны,

Работайте в хорошем темпе и старательно.

Чтобы всё мы изучили,

Знания крепкие получили (слайд 1).

Организуют свое рабочее место.

Садятся на свои места.

Личностные УУД: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе.

Метапредметные УУД: учебно-познавательный интерес, организация рабочего места.

Актуализация опорных знаний.

Цель: повторение изученного материала, необходимого для открытия «нового знания».

Организует беседу с учащимися.

  1. В каком городе мы проживаем?

  2. Назовите область, которая расположена рядом с нашим городом?

  3. К какому региону относится наш город?

  4. Чем отличается герб Ленинградской области от герба Санкт-Петербурга?

  5. В течение нескольких уроков мы изучали наш родной край и сегодня ваши одноклассники расскажут нам о водном балансе и полезных ископаемых нашего края.

- Как называется наука о разведении культурных сельскохозяйственных растений?




Перечислите отрасли растениеводства?

В полеводстве основными зерновыми культурами являются, рожь и пшеница, из которых производят хлеб.





А как нужно относиться к хлебу?

  1. А теперь давайте зайдем в гости к растениеводству через тест.

Выбираем правильный вариант ответа.

Проверка правильности выполненного теста (слайд 2).


Ответы учеников






Показ на карте и презентации учеников



Наука о разведении культурных сельскохозяйственных растений называется растениеводство.


Отраслями растениеводства являются полеводство, овощеводство, плодоводство и цветоводство.



Сообщение ученицы.

Индивидуальный тест

Взаимопроверка в парах

(дети проверяют ответы тестов, сверяясь с ответами на интерактивной доске).


Постановка проблемы.


Цель: выявление места и причины затруднения, постановка цели и задач урока.

Ребята, к нам в гости заглянул профессор «Окружайка».

Он хочет познакомить нас с ещё одной отраслью сельского хозяйства. А вот какой, узнаете, когда разгадаете загадки (слайд 3).

- Что объединяет эти слова?

- К какой группе животных их отнесём?

Верно, это домашние животные. Когда – то в прошлом все животные на Земле были дикими, но с появлением скотоводства домашних животных становилось все больше и больше. Люди не просто одомашнивали животных, а выводили множество новых пород. В результате этого появилась новая отрасль сельского хозяйства.

- Как называется такая отрасль сельского хозяйства?

- Ребята, кто догадался, как будет называться тема нашего сегодняшнего урока?

- Что должны узнать сегодня на уроке?

(слайд 4).

Отгадывают загадки, строят высказывания.





Животные

Домашние животные








Животноводство


Формируют тему и задачи урока.

Тема: «Животноводство нашего края».

План урока:

1. Что такое животноводство.

2. Отрасли животноводства.

3. Роль животноводства в жизни человека.

Личностные УУД:

  • умение видеть, формулировать цель, проблему, тему урока.

Метапредметные УУД:

  • целеполагание.

Регулятивные УУД:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.


Физминутка

Проводит физминутку (слайд 5).

Выполняют движения

Личностные УУД:

  • осуществляют профилактику утомления, ориентируются на здоровый образ жизни.

Открытие нового знания.

А откуда мы можем узнать о животноводстве?

Для того чтобы правильно ответить на этот вопрос выполним игровое задание. Повторим правила работы в парах.

Задание. Расставить в нужном порядке слова, получить определение - животноводство






А какое определение слову «животноводство» имеется в толковом словаре С.И. Ожегова?






Отгадайте загадку: «Всю жизнь ношу я два горба, имею два желудка! Но каждый горб – не горб, амбар! Еды в них – на семь суток!» (слайд 6)

(Верблюд)


Верблюды – сильные выносливые животные, которые перевозят грузы, а верблюдица дает молоко.

-Разводят ли в Ленинградской области верблюдов?


- Отчего это зависит?

Мы можем взять информацию из учебника, от учителя, из интернета.



Работа в парах


Животноводство – это отрасль сельского хозяйства, занимающаяся разведением домашних животных.

Читает ученик определение из словаря: «Животноводство - отрасль сельского хозяйства - разведение сельскохозяйственных животных, ценных пушных зверей, рыб, пчел».

Ученики отгадывают загадку.








В Ленинградской области верблюдов не разводят.

Это зависит от природных условий, от растительности – основы питания животных, от потребностей людей.

Регулятивные УУД:

  • планируют свою деятельность;

  • определяют правильность выполненного задания.

Познавательные УУД:

  • извлекают необходимую информацию из прочитанного текста.



Первичное закрепление.


Цель: сформировать умение применять полученные знания на практике.

От профессора «Окружайка» можно узнать, что животноводство – большая отрасль и делится на несколько частей (слайд 7).

Какие отрасли животноводства есть в нашей стране?

Где нам найти информацию?

Давайте посмотрим, какая информация у нас в учебнике. Мало её или много? Как изучить?

Разделимся на семь групп.

Разведение крупного и мелкого рогатого скота.

  1. Свиноводство.

  2. Коневодство.

  3. Кролиководство.

  4. Птицеводство.

  5. Рыболовство.

  6. Пчеловодство.

Каждая группа получит «карточку – помогайку». Повторим правила работы в группе.

Послушайте задание: соберите информацию из учебника по своей отрасли, заполните карточку и один человек от группы поделится знаниями со всем классом.






Информацию можно найти в книгах, интернете.

Нужно распределиться на группы

Работа в группах.









Ответы учеников

Метапредметные УУД:

  • умение работать самостоятельно в группах.

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно, адекватно оценивать правильность выполнения действий.

Познавательные УУД:

  • умение на основе анализа делать выводы.

Коммуникативные УУД:

  • умение высказываться, слушать.

Личностные УУД:

  • умение удерживать учебную задачу.

Включение нового знания в систему знаний.

Цель: выявить проблемы осмысления изученного материала для дальнейшей коррекции.

Самостоятельная работа.

Работа с карточкой.

Работают самостоятельно на карточках.

Личностные УУД:

  • готовность целенаправленно использовать знания, умения и навыки в учебной деятельности и повседневной жизни.

Познавательные УУД:

  • умение на основе анализа делать выводы.

Регулятивные УУД:

  • осознавать возникающие трудности и искать способ их преодоления.

Контроль и оценка

Цель: сформировать чувство самоконтроля и самооценки собственной деятельности

Прошу ответь Вас на вопросы в карточке, отметив «галочкой» выбранный ответ.

Отвечают на вопросы в карточке

Личностные УУД:

  • положительное отношение к проделанной работе.

Метапредметные УУД:

  • умение контролировать, оценивать свою работу и полученный результат.

Регулятивные УУД:

  • адекватно воспринимать оценку своей работы.

Рефлексия. Итог урока.

Цель: развивать рефлексивные умения, создавать ситуации для осмысления всей работы на уроке.

  • Где могут пригодиться в жизни новые знания?

  • Что на уроке у вас хорошо получалось?

  • Над чем еще надо поработать?

  • Кого можно поблагодарить за урок?


  • Что нового узнали о домашних животных?

  • Какие отрасли животноводства развиты в нашем крае?

  • Что дает наш край стране?

  • Какова была цель урока? Удалось ли нам достигнуть поставленной цели?

  • На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили?


Дорогие ребята, приближается замечательный праздник Новый год. Я хочу вам пожелать, чтобы в будущем году вы росли здоровыми, умными и талантливыми детьми.

А знаете ли вы, какой по восточному календарю наступит год?

Я, надеюсь, что наш бык принес вам сегодня удачу (слайд 8).

Отвечают на вопросы учителя.




















По восточному календарю наступит год Быка.

Регулятивные УУД:

адекватно воспринимать оценку своей работы.

Домашнее задание

Откройте дневники и запишите домашнее задание: с. 195 – 203. Читать и отвечать на вопросы.

Слушают объяснения учителя





Приложение 1

Тест по теме «Растениеводство»

1. Основными отраслями растениеводства являются:

а) полеводство, коневодство, пчеловодство, плодоводство

б) полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство

в) полеводство, овощеводство, птицеводство, рыбоводство

2. Село дает городу:

а) продукты питания

б) продукцию для заводов и фабрик

в) продукцию для ткацких фабрик

3. Главными зерновыми культурами являются:

а) картофель, томаты, лен

б) овес, ячмень, рожь, пшеница

в) лук, репа, подсолнечник

4. К овощным культурам относятся:

а) морковь, петрушка, томат

б) капуста, абрикос, персик

в) вишня, баклажан, патиссон

5. К сельскохозяйственным профессиям относятся:

а) ткач, металлург, геолог

б) агроном, комбайнер, овощевод

в) цветовод, археолог, инженер


Приложение 2

Загадки

Сама пестрая,

Ест зеленое,

Дает белое.

(Корова)

Хвост крючком,

Нос пятачком.

(Свинья)

Длинное ухо,
Комочек пуха,
Прыгает ловко,
Любит морковку.

(Кролик)

Я скачу, скачу.
Грива вьётся на ветру.
Кто это?

(Конь)


Приложение 3

Карточка. Работа в парах.

Расставить в нужном порядке слова, получить определение - животноводство


Животноводство – разведением, занимающаяся, отрасль, это, хозяйства, домашних, сельского, животных.



Приложение 4

Карточки-помогайки по теме «Животноводство»


Отрасль « Разведение крупного и мелкого рогатого скота»

Задание: прочтите статью учебника на с. 197, допишите предложение и приготовьтесь сообщить всему классу новые знания.

Крупный рогатый скот –это __________. Все породы делят на ____________, _____________ и ________________________.

Мелкий рогатый скот – это _________________. Очень ценят породы овец с тонкой шерстью - ______________ («руно» - _____________).

Стада овец называют ___________. Большие отары пасутся на ___________. Коз разводят ради ______________________________.

Отрасль « Свиноводство»

Задание: прочтите статью учебника на с. 198, допишите предложение и приготовьтесь сообщить всему классу новые знания.

Свиньи не грязнули, они, наоборот, очень ___________________. В жару свинья ложится в грязь для того, чтобы __________________________________________________________

Свиней нужно почаще _______________________. Содержать их надо в ___________ помещениях. Породы свиней ________________________________.

Отрасль « Коневодство»

Задание: прочтите статью учебника на с. 198-199, допишите предложение и приготовьтесь сообщить всему классу новые знания.

В прошлом лошадь помогала крестьянину в _______, перевозила ____________________, участвовала и в военных ___________.

Лошадь по-прежнему необходима __________________________. Немало людей увлекаются конным ___________________________. Породистых лошадей разводят на ____________________________. Насчитывается свыше 250 пород – от могучих __________________ до миниатюрных ______________.



Отрасль « Кролиководство»

Задание: прочтите статью учебника на с. 199-200, допишите предложение и приготовьтесь сообщить всему классу новые знания.

Домашние кролики произошли от _________. Кроликов разводят ради ____________________. Содержат кроликов в ___________.

Днём зверьки обычно ____________, а ночью _______________.

Кормят кроликов ____________________________________________

Но нельзя давать им траву, влажную от _______________________. От этого кролики могут _____________. Такую траву нужно сначала ___________.

Отрасль « Птицеводство»

Задание: прочтите статью учебника на с. 200-201, допишите предложение и приготовьтесь сообщить всему классу новые знания.

Домашние птицы – это _______________________________________.

На крупной ______________ в инкубаторы помещают одновременно сотни тысяч _________

Вентиляторы подают в инкубатор тёплый ____________. Специальный механизм время от времени _____________ яйца, чтобы они равномерно прогревались. Вылупившихся ____________ отправляют в цех ________________. Оттуда подросших кур переводят в цех клеточных ______________. Домашних птиц разводят и на менее крупных _______________ и на приусадебных____________ .

Отрасль « Рыбоводство»

Задание: прочтите статью учебника на с. 201, допишите предложение и приготовьтесь сообщить всему классу новые знания.

Разведением рыбы в прудах занимаются специальные рыбоводческие ____________. Основные прудовые рыбы - ______________________

________________. В природе в диком виде встречаются _____________________________. А вот _______ - это одомашненная форма _________.

Отрасль « Пчеловодство»

Задание: прочтите статью учебника на с. 201-202, допишите предложение и приготовьтесь сообщить всему классу новые знания.

В далёком прошлом было много диких _______. Они жили в ________ деревьев. Со временем люди стали сами выдалбливать в стволах деревьев _______ для пчёл. Так зародилось ________________. А потом появились и __________. Название пасека произошло от слов «сечь», «посекать», то есть ________ лес.

Чтобы забрать мёд из колод, пчёл приходилось _______________ ядовитым дымом. Позже был изобретен разборный _________. В него вставляют ________ с сотами, пчёлы заполняют ячейки ________. ____________ достает рамки, не причиняя вреда пчелиной семье.




Приложение 5

Карточка «Соедини стрелочками»

Животные

Место разведения

Профессии людей

Коровы

Конный завод

Конюх

Гуси, утки, куры, индюки

Ферма

Доярка

Пчёлы

Птицефабрика

Пчеловод

Лошади

Пасека

Птичница












Приложение 6

Карточка «Самооценка собственной деятельности»

Отметить «галочкой» выбранный ответ.


На уроке я работал

Активно

Пассивно

Своей работой на уроке

Доволен

Не доволен

Урок для меня показался

Коротким

Длинным

За урок я

Не устал

Устал

Мое настроение

Стало лучше

Стало хуже

Я бы поставил (а) себе за урок оценку