1.Мотивация к учебной деятельности | Дети, многие из вас любят зиму. Кто-то любит снег и бодрящий морозец, заснеженные деревья и улицы; кто-то любит играть в снежки, а кому-то интересно рассматривать из окна прилетевших к человеческому жилью птичек. Цель нашего сегодняшнего урока – подготовка к сочинению по личным впечатлениям. Тема, над которой мы будем работать, такова: «…И вот сама идет волшебница-зима». Работу напишем в форме письма другу. - Каковы задачи нашего урока? (чтобы описание зимы было точным и выразительным, мы должны составить план сочинения и собрать необходимый материал, то есть суметь найти такие слова, чтобы ваш друг, адресат письма, легко смог себе представить, какой красивой может быть зима). Слайд №2 | Слушают учителя, демонстрируют готовность к уроку Высказывают предположения Вспоминают,называют | Познавательные:осознают учебно-познавательную задачу личностные: положительно относятся к учению регулятивные:контролируют учебные действия, высказывают и аргументируют своё мнение |
2.Актуализация и пробное учебное действие | Итак, создадим на уроке зимнее настроение. Послушаем стихотворения о зиме. Послушаем музыку. Видеоролик «П.И.Чайковский. Времена года. Декабрь» Отгадаем загадки. Из Видеоролика (зимний пейзаж) См. ресурсный материал -Что мы видим на слайде? -Как это назвать одним словом? -Что называется пейзажем? -Какие чувства вызывает этот пейзаж? Отгадайте загадки (по очереди каждой группе) | Слушают стихи, отгадывают загадки Проявляют интерес, называют существительные Восхищаются и высказывают своё отношение от увиденного настраиваются | Познавательные:устанавливают причинно- следственные связи Регулятивные:принимают и сохраняют учебную задачу Коммуникативные:отвечают на вопросы, формулируют собственные мысли |
3. Подготовительная работа | Сегодня будем работать в группах. Задание 1-й группе. Вместе составляем план сочинения – письма другу, записываем его на доске. Как начать сочинение-письмо? Любое письмо начинается с обращения! Вспомните, какие бывают обращения. Подумайте, как вы обратитесь к своему другу. Как продолжить сочинение-письмо? В основной части вы должны рассказать о том, как к нам уже пришла зима, какая стоит погода, как выглядит природа. То есть о том, что вам хочется сообщить приятелю. Постарайтесь не просто описать зиму, а передать свои впечатления, поделиться своими чувствами, настроением. Как закончить письмо? Вспомните, как обычно заканчиваются письма: не забудьте попрощаться и подписать ваше сочинение-послание. Составим план сочинения I . Вступление (приветствие). II. Основная часть («Хочу рассказать тебе о…»): 1.Природа. Мои впечатления. 2. Погода. Мои впечатления. III.Заключение (прощание). Слайд №4 - Дети, посмотрите на наш план. Если мы будем описывать, какая зимой погода и какая природа, то какой тип речи мы используем? Правильно, описание. - Каких частей речи у нас будет больше всего? Правильно, существительных и прилагательных. - А какой стиль речи больше других подойдет для нашего сочинения? - Почему? Потому что в нем используются художественные средства (эпитеты, метафоры, олицетворения и сравнения и др.) 2-я группа - Подберите прилагательные к существительным в таблице. - Прочитайте выразительно текст и ответьте на вопросы. 1.Тихо пр…ходит зима. Как в сказке, за одну ночь постро…т она свой серебря(н/нн)ый дворец, покрыв снегом дома и деревья, вымостив луж…, озера и реки. Проснеш...ся однажды утром и вдруг увид…шь, что все за окном изменилось. Белеют заснеженные улицы. Водоемы сверкают зеркальн… блестящ… льдом. Спят глубоким сном р…стения. Наступило время морозов и метелей, коротких дней и дли(н/нн)ых в…черов. Б. Петров 2.Наступила настоящая зима. Земля была п..крыта бел…снежным ковром. Б..рёзы, ольхи, ивы и рябины убрались ине..м, точно с..ребристым пух..м. Ели сделались ещё в…жнее. Они ст..яли, засыпанные снег..м, как будто надели д..рогую тёплую шубу. Д. Мамин-Сибиряк - Что такое эпитет? - Что такое сравнение? - Что такое метафора? - Что такое олицетворение? Находит художественные средства в предложенных текстах Индивидуальное задание для участников обеих групп (по 2-3 человека) – написать синквейн Слайд №5 Проверка работы 2-й группы | Выполняют предложенные задания, делают выводы и обобщения, Подбирают прилагательные, называют художественные средства, находят их в тексте Выбирают тему, составляют синквейн Вставляют пропущенные буквы, раскрывают скобки, обсуждают орфограммы. Отвечают на вопросы учителя. подбирает прилагательные к существительным в таблице. Читает выразительно текст и отвечает на вопросы. Составляют синквейн | Познавательные:выполняют учебно- познавательные действия в умственной форме Регулятивные:адекватно оценивают свои достижения Коммуникативные:высказывают обосновывают свою точку зрения Познавательные: извлекают необходимую информацию из высказываний ребят, систематизируют знания Регулятивные: демонстрируют необходимые действия Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания |
5.Применение знаний, развитие учебно-языковых умений | Просмотр слайдов, описание зимнего пейзажа3-4 предложения из каждой группы Слайд №8 | Смотрят нс слайды, составляют предложения Читают собственные работы | Познавательные: используют полученные знания и умения в практической деятельности, участвуют в творческом созидательном процессе Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, находят пути их преодоления Коммуникативные: формулируют коллективные или собственные мысли, чтобы создать продукт деятельности Регулятивные: оценивают работу групп |