2.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | Урок сегодня необычный. Представьте, что вы являетесь космонавтами, и у каждой группы есть свой межпланетный корабль. Сегодня мы отправимся в космос (звездное неб). Цель каждой группы - как можно быстрее добраться до волшебной планеты. В течение всего путешествия вы будете попадать на различные станции и выполнять задания, которые содержат в себе опасные ловушки. За каждый правильный ответ группа будет получать фишки. Та группа, которая наберет больше фишек, и окажется победителем. А к какой планете мы сегодня будем стремиться, вы отгадаете сами. Сейчас я вам буду задавать вопросы, а кто правильно на них ответит, выходит к доске и получит от меня загадочную карточку с буквой (далее провожу опрос, за каждый правильный ответ вручаю детям карточки с буквами М, О, Р, Ф, Е, М, И, К, А): 1. Главная значимая часть слова – это… 2. Изменяемая часть слова, которая служит для образования форм слова и для связи слов в предложении и словосочетании, называется… 3. Значимая часть слова, которая служит для образования новых слов и располагается перед корнем, называется … 4. Значимая часть слова, которая служит для образования новых слов и располагается после корня, называется … 5. Назовите морфемы, из которых может состоять основа слова. 6. Назовите корень в слове ЛЕСНОЙ 7. Назовите приставку в слове ПРИШКОЛЬНЫЙ 8. Назовите суффикс в слове ДОМИК 9. Назовите окончание в слове ОЦЕНКИ - Постарайтесь, чтобы ваши оценки всегда были отличными, а возможно это в том случае, если вы научитесь работать с ценным материалом – словами! - Ребята, вам знакомо это слово? Присаживайтесь. - Вы узнали, что планета называется – Морфемика. - Ребята, так что же такое морфемика? - Все на свете состоит из чего-то: лес – из деревьев, облака – из множества водяных капелек. А из каких значимых частей состоят слова? -Что такое морфема? - А теперь берем ручки, записываем в тетрадях число, классная работа и тему урока «Ау, морфема, помоги». -Сегодня именно морфемы помогут нам добраться до волшебной планеты под названием «Морфемика». А главное мы должны понять, что морфемы помогают нам правильно писать и понимать слова. -Какую цель мы будем преследовать в течение всего урока? | Излагают свою точку зрения, обосновывают свои высказывания. Осуществляют целеполагание на основе предложенной информации. | Личностные: готовность к учебной деятельности, выработка учебной мотивации, установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Регулятивные: определение темы урока, постановка целей изучения темы. Коммуникативные:выражение своих мыслей, вхождение в учебное сотрудничество с учителем. Познавательные: чтение и слушание с целью извлечения нужной информации; выводы. |
3.Основная часть урока. Закрепление знаний. Обобщение и систематизация изученного. | - И нас ждет первое испытание. На каждой станции подстерегают ловушки, поэтому будьте внимательны. - ПЕРВАЯ СТАНЦИЯ «КОРЕНЬ»! Здесь нас ждет три испытания! Напоминаю, за каждый правильный ответ группа получает фишки. Первое испытание: - Запишите в тетрадь предложение: В лесу я увидел лису. - Кто желает пойти к доске и вставить пропущенные буквы? - В какой морфеме пропущены буквы? Выделите корень, подчеркнуть вставленную букву. - Почему в первом случае мы вставили букву Е, а во втором букву И? - Второе испытание: В предыдущем задании мы разбирали два слова, а теперь задание усложняется. - Запишите 5 слов через запятую, вставьте пропущенные буквы и выделите морфему, в которой пропущена буква ( звЕзда, стОлбы, слЕды, дОжди, кОрова). - Третье испытание: Найдите лишнее слово из этого списка Вывод: Корень нам помог правильно написать безударную гласную в корне слова. А знаете ли вы, что в русском языке 4 – 5 тысяч корней, суффиксов - примерно 500, приставок и окончаний - примерно 100. Поэтому и ошибок мы больше допускаем в корне слова. Будьте внимательны. - Физкультминутка! А теперь отдохнем. Встаем и слушаем задание. - Сейчас я буду произносить слова. Если вы слышите слово с безударной проверяемой гласной в корне, то попрошу вас поднять руки. А если услышали слово с непроверяемой безударной гласной в корне слова- присядьте на корточки. (ПАЛЬТО, ленивый, добро, ДНЕВНИК, пятерка, БОЛОТО, КОРЗИНА, снега). Присаживаемся. - МЫ ПРИЛЕТЕЛИ НА ВТОРУЮ СТАНЦИЮ ПОД НАЗВАНИЕМ «ПРИСТАВКА»! - Испытание: В записанных предложениях найдите орфографические ошибки. Кто первый найдет ошибки, поднимите руки. (выходит к доске и исправляет ошибку). Пагрузили вещи все и паехали к реке. Ребята зделали скворечник. -В какой морфеме допущена ошибка? - Приставки ПА и З не бывает. Есть три слова, которые начинаются на букву З: ЗДЕСЬ, ЗДАНИЕ, ЗДОРОВЬЕ. ЗАПИШИТЕ ИХ В ТЕТРАДЬ И ЗАПОМНИТЕ! -Запишите в тетрадь предложения в исправленном виде. Вывод: Знание приставок поможет правильно писать слова! - ТРЕТЬЯ СТАНЦИЯ «СУФФИКС»! -У вас на столах зеленая буква И и красная буква Е. Маша, Миша и Лена берут в руки эти буквы. Я буду произносить слова, а вы все вместе подумайте, какую букву вставить в суффиксе и те ребята, которых я назвала, бдут их поднимать. -Кармашек, слоник, хвостик, звоночек, телефончик, лучик, мячик, уголочек, кораблик, букетик, дождик, пенальчик. - ВСПОМНИМ ПРАВИЛО! Чтобы правильно написать гласную букву в суффиксах -ек- и -ик- нужно просклонять имя существительное. Суффикс -ик- при склонении существительного сохраняет гласный звук: пакетик-пакетика. Суффикс -ек- имеет беглый гласный: ботиночек-ботиночка. - ЧЕТВЕРТАЯ СТАНЦИЯ «ОКОНЧАНИЕ»! - Комментированное письмо. У каждого на столах лежат листочки с названием СТАНЦИЯ «ОКОНЧАНИЕ» На них написано три предложения, и в некоторых словах пропущены буквы. Спишите предложения, вставьте пропущенные буквы, обозначьте морфему, и объясните, почему мы вставляем именно эту букву. Работаем каждый в своих тетрадях, один человек из каждой группы комментирует. На полян… около лесн… опушки росл... синие цветы. Девочка нарвал… больш… букет этих цветов. Знакомые тропинк… стал… пропадать в опасной трясин… IV. Контроль усвоения изученного материала. | Слушают учителя, воспринимают информацию. В работу включаются ученики-исследователи. Делают совместные выводы, отвечают на поставленные вопросы. | Личностные: оценивание усваиваемого содержания. Регулятивные: коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального результата; оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем; умение выражать свои мысли. Познавательные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; анализ, синтез, выбор оснований для сравнения. |
IV.Контроль усвоения изученного материала. | - ПЯТАЯ СТАНЦИЯ «СОБЕРИ СЛОВО»! - Ребята, а теперь мы проверим, кто из вас быстро и правильно умеет видеть морфемы и составлять из них слова. Не забудьте, что сегодня у нас везде расставлены ловушки! -У каждой группы на столе лежит конверт. В нем находится части трех слов. Составьте и положите на середину стола эти слова (1 группа – вода, соленый, поплыл; 2 группа – группа, зимний, заплыл; 3 группа – сова, водяная, приплыл.) -МОЛОДЦЫ, каждая группа получает по одной фишке. -Запишите в своих тетрадях слово ТЕСТ. Сейчас каждый должен ответить на 3 тестовых вопроса и ответы записать в тетрадь. -Кроссворд. | Делают совместные выводы, отвечают на поставленные вопросы, выполняют различные задания. | Личностные: оценивание усваиваемого содержания. Регулятивные: коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального результата; оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем; умение выражать свои мысли. Познавательные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; анализ, синтез, выбор оснований для сравнения. |
V.Подведение итогов.Рефлексия. | - Молодцы, со всеми заданиями справились! А теперь каждая группа считает свои фишки! Поздравляем! Первыми до планеты МОРФЕМИКА долетела группа космонавтов № . За урок получают 5. - Как же нам сегодня помогла морфема? - Наш урок, ребята, подошёл к своему завершению. Перед вами лежат квадратики разных цветов. Возьмите один из них и поднимите вверх, а я посмотрю, понравился вам сегодняшний урок или нет. Зеленый – понравился, Серый – не понравился. Посмотрите друг на друга и подарите своему соседу лучезарную улыбку! | Вывод по теме урока делают учащиеся. | Личностные: умение давать верную эмоциональную оценку своей деятельности на уроке. Познавательные: оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Регулятивные: оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. |