СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта открытого урока русского языка во 2 классе по теме: "Синонимы и антонимы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-путешествие с подборкой литературного материала, разноплановых заданий, сюрпризных моментов.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта открытого урока русского языка во 2 классе по теме: "Синонимы и антонимы"»

Синонимы и антонимы

Класс: 2

Тема

Синонимы и антонимы

Педагогическая цель

Закрепление знаний о синонимах и антонимах.

Тип урока

Урок закрепления и систематизации знаний

Планируемые
результаты (личностные)

Проявляют интерес к изучению русского языка, умеют чувствовать красоту и выразительность речи, расширяют словарный запас.

Планируемые результаты
(предметные)

Умеют подбирать синонимы и антонимы в заданиях различной формы и условиях


Универсальные
учебные действия
(метапредметные)

Регулятивные: умеют определять и формулировать тему урока с помощью учителя; умеют самоорганизоваться для выполнения учебной задачи, оценивать свою работу и работу одноклассников, умеют контролировать эмоциональные состояния, возникшие в результате успешной (неуспешной) деятельности.

Познавательные: умеют анализировать задание и выбирать необходимый путь решения учебной задачи в различных предлагаемых условиях.

Коммуникативные: умеют отвечать на вопросы, высказывать и аргументировать ответ, договариваться при работе в группе.

Основные понятия
и термины

Синонимы, антонимы.

Формы работы

Фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы

Словесный, наглядно-иллюстративный, частично-поисковый.

Образовательные
ресурсы и оборудование

Презентации, литературный и музыкальный материал, предметные картинки, «посылка» с предметами для подбора синонимов; ноутбук, телевизор.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I. Организационный момент


Приветствует учащихся.

  • Прозвенел и смолк звонок,
    Начинаем мы урок.
    Улыбнулись, подтянулись,
    Друг на друга посмотрели
    И спокойно, тихо сели.

Приветствуют учителя. Организуют свое
рабочее место

Проявляют готовность

к работе на уроке

II. Самоопределение к деятельности


Инсценировка:

Стук в дверь.

- Кто там? (Входят три мальчика.)

Первый: - Не сердитесь на нас!

Второй: - Не обижайтесь.

Третий: - Не злитесь.

- Где вы были?

Первый: - Недалеко.

Второй: - Близко.

Третий: - Рядом.

- Садитесь.

- Ребята, мальчики так странно отвечали! Все говорили об одном и том же, но по-разному. Как называются такие слова? Как вы думаете, чему будет посвящен наш сегодняшний урок? (синонимам).

- Послушайте стихотворение:

Язык - и стар, и вечно нов!
И это так прекрасно -
В огромном море - море слов -
Купаться ежечасно!

- Какие слова я выделила интонацией? (стар - нов) Как называются такие слова? О чем еще будем сегодня говорить? (антонимы)

Слушают, отвечают на вопросы















Анализируют, определяют тему урока

III. Сообщение темы урока

- Верно, сегодня мы продолжим наше путешествие по морю слов. Мы отправимся в плаванье. По пути нам нужно будет подбирать и находить синонимы и антонимы, разгадывать загадки и выполнять интересные задания (Презентация 1, слайды 2, 3) Надеюсь, мы вернемся из плавания победителями.

Слушают учителя

Принимают учебную задачу

IV. Актуализация опорных знаний


- Давайте вспомним, что такое синонимы? (Это слова, близкие по значению),

- Приведите пример.

- Вспомним песенку о синонимах (Видеофрагмент песенки о синонимах из «Радионяни»)

Безвредны, безопасный,

Безоблачный и ясный,

Таинственный, секретный,

Невидный, незаметный,

Настигнем и догоним,

Коснемся и затронем,

К любому слову мы с тобой

Всегда найдем синоним!

- Что такое антонимы? (Это слова, противоположные по значению)

- Вспомним стихотворение об антонимах

Минус - плюс, огонь - вода,
Дерзкий - осторожный:
Все антонимы всегда
Противоположны!

Отвечают на вопросы, поют песенку, читают стихотворение

Формулируют правило, приводят примеры, аргументируют ответ

V. Работа над материалом урока

5.1.

Словарный диктант


- Теперь вы готовы отправляться в путешествие по морю слов. (Презентация 1, слайд 4)

- Сначала мы отправляемся на остров антонимов. (Презентация 1, слайд 5)


- Первое задание – словарный диктант из антонимов (Презентация 1, слайд 6)

Я буду произносить слова, а вы будете записывать их антонимы. Например, я произнесу: «Хороший», а вы запишете …? (плохой)

Учитель произносит слова: старый (человек), ночь, друг, узкий, свой, лето.

Дети записывают: молодой, день, враг, широкий, чужой, зима.

- Подчеркните известные орфограммы.

- Проверим. Отвечайте хором, что вы написали. Сверьте с образцом. (Презентация 1, слайд 7)

- Какие орфограммы нашли? Проверьте еще раз. (Презентация 1, слайд 8)


Слушают учителя, рассматривают слайд, отвечают на вопрос, пишут словарный диктант, подчеркивают орфограммы.


Сверяются с образцом, отвечают на вопросы

Подбирают синонимы и антонимы к предложенным словам, оценивают правописание слов. Оценивают свою деятельность

5.2. Загадки об антонимах


- Следующее задание – загадки об антонимах. (Презентация 1, слайды 9-13)

Я антоним к слову "зной",
Я в реке, в тени густой,
И в бутылках лимонада,
А зовут меня..? (прохлада)

Я антоним к слову "лето",
В шубку снежную одета,
Хоть люблю мороз сама,
Потому что я…? (зима)

Я антоним к слову "смех".
Не от радости, утех,
Я бываю поневоле
И от счастья, и от боли,
От обиды, неудач.
Догадались? – Это … (плач).

Не бываю без начала,

Близкий родственник причала.
Делу всякому венец.

Называюсь я (конец)

Я антоним шума, стука.
Без меня вам ночью мука.
И на уроках я нужна,
А называюсь (тишина).

- Вы разгадали все загадки, можем отправляться дальше.

Слушают и отгадывают загадки

Анализируют, высказывают предположение, контролируют эмоциональное состояние

5.3. Дидакти ческая игра «Подбери название». Подбор названий-синонимов к предметным картинкам

- Следующая остановка на острове синонимов (Презентация 1, слайды 14-15)

- Поиграем в игру «Подбери название». На доске вы видите картинки. Назовите эти предметы по-разному, подберите синонимы. А самые внимательные в конце скажут, какие слова здесь лишние.


(Здание-дом, азбука-алфавит, пламя-огонь, замок-крепость-дворец, врач-доктор, собака-пёс, бегемот-гиппопотам, воин-витязь (дополнительно: отважный, смелый, храбрый, бесстрашный), ромашка, карандаш.


- А к каким предметам нельзя подобрать синонимы? (ромашка, карандаш)

- Какой вывод можно сделать? (не ко всем словам можно подобрать синоним)

Рассматривают картинки, отвечают на вопрос

Анализируют, подбирают синонимы, делают вывод

5.4. Дидакти ческая игра «Юные поэты». Нахождение синонимов в тексте стихотворения

.- Следующее испытание называется «Юные поэты». Послушайте стихотворение И.Токмаковой «Осинка»:

Зябнет осинка,
Дрожит на ветру,
Стынет на солнышке,
Мёрзнет в жару.
Дайте осинке
Пальто и ботинки –
Надо согреться
Бедной осинке

- Ваше задание: спишите отрывок из стихотворения, подчеркните синонимы (Презентация 1, слайд 16)

- Проверим. Какие слова вы подчеркнули? (Презентация 1, слайд 17)


Слушают стихотворение, записывают отрывок, подчеркивают слова.

Переводят печатный текст в письменный, анализируют, находят синонимы.

5.5. Дидакти

ческая игра «Волшебная посылка»


Инсценировка: (Презентация 1, слайд 18)

Стук в дверь. Приносят посылку. На посылке: «2-А от директора» Задание: «Чтобы проверить знания второклассников, приказываю подобрать названия-синонимы к предметам. Отчет предоставить!»

- Вот сейчас мы и проверим, как вы умеете ко всем возможным словам подобрать синоним. Отчет будет писать Соня.

В коробке лежат: варежки (рукавички), бусы (ожерелье), кольцо (перстень), кепка (фуражка, бейсболка), сумка для физ-ры (рюкзак, мешок), книга (учебник), машинка (автомобиль).

Слушают учителя, выполняют задание

Анализируют задание, подбирают названия-синонимы к предметам

VI. Физминутка «Наоборот»

- Отдохнем после такого ответственного задания (Презентация 1, слайд 19)

- Я буду давать команды выполнить движения, а вы делайте все наоборот. Например, я скажу: «Присели!», а вы будете стоять, или скомандую: «Наклонились влево!», а вы наклонитесь вправо…

Выполняют движения

Осуществляют профилактику переутомления

VII. Продолжение работы над материалом урока

7.1. Дид. игра «Задания от «Мыши». Поиск синонимов и антонимов.

- Вы показали, что много знаете о синонимах и антонимах. И мы можем отправляться дальше. В бухту Всезнайка! (Презентация 1, слайд 20)


- Помните наших помощников из 1 класса, Мишу и Мышу?

- Мыша придумал для вас задание.

Сюрпризный момент. Появляется Мыша (кукла-перчатка)

Задания от мышонка Мыши (Презентация 2):

- синонимы друг-товарищ;

- антонимы чистый-грязный;

- антонимы в пословице «Вместе тесно, а врозь скучно»;

- антонимы в загадке:

Далеко мой стук

Слышится вокруг.

Червякам я враг,

А деревьям – друг;

- синонимы в стихотворении:

Скажи «родник»-

И вот возник,

Бежит в зелёной чаще

Весёлый ключ журчащий.

Дополнительно:

- А что мы можем сказать о слове «ключ»? Какое оно? (многозначное). Приведите примеры различных значений этого слова.

Слушают, выполняют задания

Дифференцируют понятия «синонимы» и «антонимы», подбирают и находят в тексте синонимы и антонимы, отвечают на вопросы, аргументируют ответ

7.2. Работа в парах. Дидактичес

кое задание «Верные друзья». Поиск синонимичес

ких пар.

Звучит песня «Дружба крепкая» (Презентация 1, слайд 20)

- Почему прозвучала песня? С кем будем выполнять задание?

- Задание называется «Верные друзья». Ваша задача - в парах соединить линиями слова-синонимы.

Красный Жадный

Путь Гигант

Скупой Алый

Великан Дорога

Чистый Кидать

Бросать Аккуратный


- Проверим. Если верно – хлопаем в ладоши, если нет – молчим.

-Пары, у которых не тни одной ошибки, подимите зеленый смайлик. Вы молодцы, очень хорошо усвоили материал.

Отвечают на вопросы, выполняют задание

Демонстрируют умение работать в паре, подбирают синонимы

7.2.Дидактическое задание «Волшебники». Работа с деформированным текстом, подбор антонимов.

- Следующее задание для всезнаек называется «Волшебники»

- Прочитайте текст, подумайте, подходит ли он к картине за нашим окном? Злая волшебница все перепутала. Нам тоже нужно стать волшебниками и превратить весну в осень. Как это сделать? (подобрать антонимы). (Презентация 1, слайды 21-29)

Текст:

Наступила весна На улице потеплело. Прилетают птицы. Расцветают весенние цветы. Просыпаются некоторые звери.

Наступила осень. На улице похолодало. Улетают птицы. Увядают осенние цветы. Засыпают некоторые звери.

Дополнительно:

- В первом и последнем предложении подчеркните подлежащее и сказуемое.

Читают текст, отвечают на вопросы, записывают текст, подчеркивают.

Анализируют текст, отвечают на вопросы, подбирают антонимы, переводят печатный текст в письменный, находят подлежащее и сказуемое, оценивают результат деятельности.

VIII. Итог урока. Рефлексия.

- Мы выполнили все задания и можем возвращаться в школу. (Презентация 1, слайд 30)

- Где мы сегодня побывали? Что делали? Что нового узнали? Какой вид работы понравился больше всего?


- Наша родная пристань называется «Вопрос-ответ». (Презентация 1, слайд 31)

- Проведем тест и покажем сами себе, как мы научились узнавать синонимы и антонимы. Вам нужно записывать номер вопроса и букву ответа. (Презентация1, слайды 32-37)

1. Синонимы – это слова:

а) противоположные по значению;

б) близкие по значению;

в) отвечающие на вопросы КТО? Или ЧТО?

2. Антонимы – это слова:

а) противоположные по значению;

б) близкие по значению;

в) похожие по значению.

3. Подберите антоним к слову «говорить»:

а) молчать;

б) шептать;

в) беседовать.

4. Подберите антоним к слову «больной»:

а) врачебный;

б) здоровый;

в) лечебный.

5. Подберите синоним к слову «добрый»:

а) злой;

б) беспощадный:

в) сердечный.

6. Подберите синоним к слову «прохлада»:

а) свежесть;

б) холодильник;

в) жара.

- Проверим. Сверьтесь с ключом теста. (Презентация 1, слайд 38)

- Оцените свою работу, покажите соответствующий смайлик. (Презентация 1, слайд 39)

- Спасибо за урок. (Презентация 1, слайд 40)

Отвечают на вопросы, выполняют задание.

Отвечают на вопросы, аргументируют ответы, выполняют тестовое задание, оценивают свою работу на уроке.

Дополнительный материал

1. - Назовите антонимы, которые встречаются на уроках математики.

- Назовите антонимы, которые встречаются на уроках окружающего мира.

- Назовите антонимы, которые встречаются на уроках физической культуры

2. Звучит песня «Если добрый ты…» Задание: найти антонимы.

Дождик босиком по земле прошел,
Клены по плечам хлопал…
Если ясный день, это хорошо,
А когда наоборот – плохо.