Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
I. Организационный момент | Приветствует учащихся. Прозвенел и смолк звонок, Начинаем мы урок. Улыбнулись, подтянулись, Друг на друга посмотрели И спокойно, тихо сели. | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место | Проявляют готовность к работе на уроке |
II. Самоопределение к деятельности | Инсценировка: Стук в дверь. - Кто там? (Входят три мальчика.) Первый: - Не сердитесь на нас! Второй: - Не обижайтесь. Третий: - Не злитесь. - Где вы были? Первый: - Недалеко. Второй: - Близко. Третий: - Рядом. - Садитесь. - Ребята, мальчики так странно отвечали! Все говорили об одном и том же, но по-разному. Как называются такие слова? Как вы думаете, чему будет посвящен наш сегодняшний урок? (синонимам). - Послушайте стихотворение: Язык - и стар, и вечно нов! И это так прекрасно - В огромном море - море слов - Купаться ежечасно! - Какие слова я выделила интонацией? (стар - нов) Как называются такие слова? О чем еще будем сегодня говорить? (антонимы) | Слушают, отвечают на вопросы | Анализируют, определяют тему урока |
III. Сообщение темы урока | - Верно, сегодня мы продолжим наше путешествие по морю слов. Мы отправимся в плаванье. По пути нам нужно будет подбирать и находить синонимы и антонимы, разгадывать загадки и выполнять интересные задания (Презентация 1, слайды 2, 3) Надеюсь, мы вернемся из плавания победителями. | Слушают учителя | Принимают учебную задачу |
IV. Актуализация опорных знаний | - Давайте вспомним, что такое синонимы? (Это слова, близкие по значению), - Приведите пример. - Вспомним песенку о синонимах (Видеофрагмент песенки о синонимах из «Радионяни») Безвредны, безопасный, Безоблачный и ясный, Таинственный, секретный, Невидный, незаметный, Настигнем и догоним, Коснемся и затронем, К любому слову мы с тобой Всегда найдем синоним! - Что такое антонимы? (Это слова, противоположные по значению) - Вспомним стихотворение об антонимах Минус - плюс, огонь - вода, Дерзкий - осторожный: Все антонимы всегда Противоположны! | Отвечают на вопросы, поют песенку, читают стихотворение | Формулируют правило, приводят примеры, аргументируют ответ |
V. Работа над материалом урока 5.1. Словарный диктант | - Теперь вы готовы отправляться в путешествие по морю слов. (Презентация 1, слайд 4) - Сначала мы отправляемся на остров антонимов. (Презентация 1, слайд 5) - Первое задание – словарный диктант из антонимов (Презентация 1, слайд 6) Я буду произносить слова, а вы будете записывать их антонимы. Например, я произнесу: «Хороший», а вы запишете …? (плохой) Учитель произносит слова: старый (человек), ночь, друг, узкий, свой, лето. Дети записывают: молодой, день, враг, широкий, чужой, зима. - Подчеркните известные орфограммы. - Проверим. Отвечайте хором, что вы написали. Сверьте с образцом. (Презентация 1, слайд 7) - Какие орфограммы нашли? Проверьте еще раз. (Презентация 1, слайд 8) | Слушают учителя, рассматривают слайд, отвечают на вопрос, пишут словарный диктант, подчеркивают орфограммы. Сверяются с образцом, отвечают на вопросы | Подбирают синонимы и антонимы к предложенным словам, оценивают правописание слов. Оценивают свою деятельность |
5.2. Загадки об антонимах | - Следующее задание – загадки об антонимах. (Презентация 1, слайды 9-13) Я антоним к слову "зной", Я в реке, в тени густой, И в бутылках лимонада, А зовут меня..? (прохлада) Я антоним к слову "лето", В шубку снежную одета, Хоть люблю мороз сама, Потому что я…? (зима) Я антоним к слову "смех". Не от радости, утех, Я бываю поневоле И от счастья, и от боли, От обиды, неудач. Догадались? – Это … (плач). Не бываю без начала, Близкий родственник причала. Делу всякому венец. Называюсь я … (конец) Я антоним шума, стука. Без меня вам ночью мука. И на уроках я нужна, А называюсь …(тишина). - Вы разгадали все загадки, можем отправляться дальше. | Слушают и отгадывают загадки | Анализируют, высказывают предположение, контролируют эмоциональное состояние |
5.3. Дидакти ческая игра «Подбери название». Подбор названий-синонимов к предметным картинкам | - Следующая остановка на острове синонимов (Презентация 1, слайды 14-15) - Поиграем в игру «Подбери название». На доске вы видите картинки. Назовите эти предметы по-разному, подберите синонимы. А самые внимательные в конце скажут, какие слова здесь лишние. (Здание-дом, азбука-алфавит, пламя-огонь, замок-крепость-дворец, врач-доктор, собака-пёс, бегемот-гиппопотам, воин-витязь (дополнительно: отважный, смелый, храбрый, бесстрашный), ромашка, карандаш. - А к каким предметам нельзя подобрать синонимы? (ромашка, карандаш) - Какой вывод можно сделать? (не ко всем словам можно подобрать синоним) | Рассматривают картинки, отвечают на вопрос | Анализируют, подбирают синонимы, делают вывод |
5.4. Дидакти ческая игра «Юные поэты». Нахождение синонимов в тексте стихотворения | .- Следующее испытание называется «Юные поэты». Послушайте стихотворение И.Токмаковой «Осинка»: Зябнет осинка, Дрожит на ветру, Стынет на солнышке, Мёрзнет в жару. Дайте осинке Пальто и ботинки – Надо согреться Бедной осинке - Ваше задание: спишите отрывок из стихотворения, подчеркните синонимы (Презентация 1, слайд 16) - Проверим. Какие слова вы подчеркнули? (Презентация 1, слайд 17) | Слушают стихотворение, записывают отрывок, подчеркивают слова. | Переводят печатный текст в письменный, анализируют, находят синонимы. |
5.5. Дидакти ческая игра «Волшебная посылка» | Инсценировка: (Презентация 1, слайд 18) Стук в дверь. Приносят посылку. На посылке: «2-А от директора» Задание: «Чтобы проверить знания второклассников, приказываю подобрать названия-синонимы к предметам. Отчет предоставить!» - Вот сейчас мы и проверим, как вы умеете ко всем возможным словам подобрать синоним. Отчет будет писать Соня. В коробке лежат: варежки (рукавички), бусы (ожерелье), кольцо (перстень), кепка (фуражка, бейсболка), сумка для физ-ры (рюкзак, мешок), книга (учебник), машинка (автомобиль). | Слушают учителя, выполняют задание | Анализируют задание, подбирают названия-синонимы к предметам |
VI. Физминутка «Наоборот» | - Отдохнем после такого ответственного задания (Презентация 1, слайд 19) - Я буду давать команды выполнить движения, а вы делайте все наоборот. Например, я скажу: «Присели!», а вы будете стоять, или скомандую: «Наклонились влево!», а вы наклонитесь вправо… | Выполняют движения | Осуществляют профилактику переутомления |
VII. Продолжение работы над материалом урока 7.1. Дид. игра «Задания от «Мыши». Поиск синонимов и антонимов. | - Вы показали, что много знаете о синонимах и антонимах. И мы можем отправляться дальше. В бухту Всезнайка! (Презентация 1, слайд 20) - Помните наших помощников из 1 класса, Мишу и Мышу? - Мыша придумал для вас задание. Сюрпризный момент. Появляется Мыша (кукла-перчатка) Задания от мышонка Мыши (Презентация 2): - синонимы друг-товарищ; - антонимы чистый-грязный; - антонимы в пословице «Вместе тесно, а врозь скучно»; - антонимы в загадке: Далеко мой стук Слышится вокруг. Червякам я враг, А деревьям – друг; - синонимы в стихотворении: Скажи «родник»- И вот возник, Бежит в зелёной чаще Весёлый ключ журчащий. Дополнительно: - А что мы можем сказать о слове «ключ»? Какое оно? (многозначное). Приведите примеры различных значений этого слова. | Слушают, выполняют задания | Дифференцируют понятия «синонимы» и «антонимы», подбирают и находят в тексте синонимы и антонимы, отвечают на вопросы, аргументируют ответ |
7.2. Работа в парах. Дидактичес кое задание «Верные друзья». Поиск синонимичес ких пар. | Звучит песня «Дружба крепкая» (Презентация 1, слайд 20) - Почему прозвучала песня? С кем будем выполнять задание? - Задание называется «Верные друзья». Ваша задача - в парах соединить линиями слова-синонимы. Красный Жадный Путь Гигант Скупой Алый Великан Дорога Чистый Кидать Бросать Аккуратный - Проверим. Если верно – хлопаем в ладоши, если нет – молчим. -Пары, у которых не тни одной ошибки, подимите зеленый смайлик. Вы молодцы, очень хорошо усвоили материал. | Отвечают на вопросы, выполняют задание | Демонстрируют умение работать в паре, подбирают синонимы |
7.2.Дидактическое задание «Волшебники». Работа с деформированным текстом, подбор антонимов. | - Следующее задание для всезнаек называется «Волшебники» - Прочитайте текст, подумайте, подходит ли он к картине за нашим окном? Злая волшебница все перепутала. Нам тоже нужно стать волшебниками и превратить весну в осень. Как это сделать? (подобрать антонимы). (Презентация 1, слайды 21-29) Текст: Наступила весна На улице потеплело. Прилетают птицы. Расцветают весенние цветы. Просыпаются некоторые звери. Наступила осень. На улице похолодало. Улетают птицы. Увядают осенние цветы. Засыпают некоторые звери. Дополнительно: - В первом и последнем предложении подчеркните подлежащее и сказуемое. | Читают текст, отвечают на вопросы, записывают текст, подчеркивают. | Анализируют текст, отвечают на вопросы, подбирают антонимы, переводят печатный текст в письменный, находят подлежащее и сказуемое, оценивают результат деятельности. |
VIII. Итог урока. Рефлексия. | - Мы выполнили все задания и можем возвращаться в школу. (Презентация 1, слайд 30) - Где мы сегодня побывали? Что делали? Что нового узнали? Какой вид работы понравился больше всего? - Наша родная пристань называется «Вопрос-ответ». (Презентация 1, слайд 31) - Проведем тест и покажем сами себе, как мы научились узнавать синонимы и антонимы. Вам нужно записывать номер вопроса и букву ответа. (Презентация1, слайды 32-37) 1. Синонимы – это слова: а) противоположные по значению; б) близкие по значению; в) отвечающие на вопросы КТО? Или ЧТО? 2. Антонимы – это слова: а) противоположные по значению; б) близкие по значению; в) похожие по значению. 3. Подберите антоним к слову «говорить»: а) молчать; б) шептать; в) беседовать. 4. Подберите антоним к слову «больной»: а) врачебный; б) здоровый; в) лечебный. 5. Подберите синоним к слову «добрый»: а) злой; б) беспощадный: в) сердечный. 6. Подберите синоним к слову «прохлада»: а) свежесть; б) холодильник; в) жара. - Проверим. Сверьтесь с ключом теста. (Презентация 1, слайд 38) - Оцените свою работу, покажите соответствующий смайлик. (Презентация 1, слайд 39) - Спасибо за урок. (Презентация 1, слайд 40) | Отвечают на вопросы, выполняют задание. | Отвечают на вопросы, аргументируют ответы, выполняют тестовое задание, оценивают свою работу на уроке. |
Дополнительный материал | 1. - Назовите антонимы, которые встречаются на уроках математики. - Назовите антонимы, которые встречаются на уроках окружающего мира. - Назовите антонимы, которые встречаются на уроках физической культуры 2. Звучит песня «Если добрый ты…» Задание: найти антонимы. Дождик босиком по земле прошел, Клены по плечам хлопал… Если ясный день, это хорошо, А когда наоборот – плохо. | | |