СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта открытого урока русского языка в 9 классе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

.Урок рефлексии

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта открытого урока русского языка в 9 классе»

Технологическая карта урокаГузанова С.В., учителя русского языка и литературы ГБПОУ «Казанское училище олимпийского резерва» -26.10.22.


Предмет

Русский язык



Класс

9 А



Место и роль урока в изучаемой теме

урок №4 в разделе: Функциональныеразновидностиязыка



Тема урока

Основные изобразительно-выразительные средства русского языка, их использование в речи (метафора,эпитет,сравнение, олицетворение и т.д.).




Тип урока

урок рефлексии(урок совершенствования знаний, умений и навыков).



Цели урока для учителя

Образовательные: организовать деятельность учащихся по анализу и систематизации материала по теме: « Основныеизобразительно-выразительныесредстварусскогоязыка,ихиспользованиевречи(метафора,эпитет,сравнение,гипербола,олицетворениеидр.). », создать условия для самостоятельного выхода из затруднений.

Развивающие:

Создать мотивационную основу для восприятия учебного материала, развития речи учащихся, развития критического мышления; Способствовать обучению самостоятельно работатьс материалом (сравнение, анализ, наблюдение, систематизация,

редактирование).

Воспитательные:

воспитывать бережное отношение к слову, умение ценить и понимать его красоту.



Цели урока для ученика

Обучающие:

1.Закрепить практические умения и навыки обучающихся по осознанному применению полученных знаний на практике.

Развивающие:

развитие коммуникативных умений, познавательного интереса.

Воспитывающие:воспитание бережного отношения к слову, глубокого его понимания.




Планируемые результаты

Предметные: Научиться различать тропы и определять их в речи. Научиться создавать тексты художественного стиля с использованием средств художественной выразительности.

Метапредметные: быть готовым слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; определять цели предстоящей учебной деятельности.

Личностные: Формирование навыков анализа, сопоставления, сравнения. Стремление к речевому совершенствованию и творчеству.







Формы работы

Коллективная, в группах, в парах, самостоятельная, индивидуальная.



методы

Методы преподавания:инструктивно-практические.

Методы обучения:диалогический, эвристический

Методы учения:продуктивно-практические



Внутрипредметные связи

Развитие речи


продуктивно-практические

Межпредметные связи

литература



Виды деятельности учителя

Организует, направляет, сообщает, мотивирует, создает условие.



Виды деятельности учащихся

Смотрят презентацию , ведут диалог с учителем и одноклассниками, наблюдают над языковым материалом учебника, сопоставляют, анализируют, делают выводы Комментирование текста, упражнения (задания на установления соответствия,), эвристическая беседа, работа с текстом, синтез и анализ текста, решают тесты.



Материалы и оборудование

Компьютер , ноутбук, художественные тексты, мультимедийный проектор.



Учебно-метод. обес-ние урока

Рабочая программа календарно-тематический план; · план урока, рабочие листы с текстами и заданиями



Инфор-ное обеспечение урока

Заданиями для самостоятельной и творческой работы.Тесты формата ОГЭ,худож.текст(стих С..А.Есенина).



Технологии: ИКТ., проблемно-диалогическая технология и технология критического мышления с элементами частично-поисковой деятельности, коммуникативные совместное обсуждение и поиск ответов в сотрудничестве.






Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Содержание

Формируемые УУД

Оборудование к уроку

  1. Мотивация


(орг.момент)




Включение уч-ся в деловой ритм.


Мотивирует учебную деятельность.

.

Подготовка к работе.


Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Настраиваются на работу. Определяют тему урока.





Прочитайте и прокомментируйте стих, чего в нем не хватает?

О чем пойдет речь на уроке?


Личностные: мотивация учебной деятельности.


Коммуникативные сотрудничество с учителем.


Интерактивная доска,

презентация

2 Актуализация знаний.




Целеполагание урока.


Задает вопросы.



Определение цели учебной деятельности.

Активация знаний об ранее изученных тропах .


Запись темы в тетрадь. Отвечают на вопросы.


Что такое тропы, какие тропы вы знаете?

Где их можно встретить?

Можно их встретить в научном или официально-деловом стиле?

Почему их там нет?

Предположите, где нам пригодятся эти знания в жизни?

Что будет с языком, если тропы исчезнут?

Как вы оцениваете свои умения в них разбираться?

Личностные: развитие речевой культуры.


Регулятивные: целеполагание.


Познавательные: анализ тропов с

целью выделения их роли в языке.


Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем

Интерактивная доска


3.Обобщение и систематизация знаний


А.)Выявление затруднения


Б.)Выход из создавшегося затруднения



Распределяет задания, мотивирует уч-ся на осуществление поиска. Организует работу в парах.

Устанавливает осознанность восприятия, делает первичное обобщение.

Корректирует

выполнение задания, направляет.

Объясняют задание, выявляют затруднения, ищут решение. Пробуют ответить на вопросы и выполнить задание.




Определяют вид тропа,

комментируют свой выбор,

корректируют ответы.

Личностные:развитие речевой культуры .


Регулятивные:

поиск и выделение необходимой информации, умение строить речевое высказывание, выявление затруднений.


Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Предметные: формирование навыка определения тропов в тексте и уточнение формулировки.


Рабочие листы с текстами-опорами и примерами

4. Применение знаний на практике,

обобщение и выявление затруднений

Организует работу в группах, корректирует

выполнение задания.

Реализовывают совместную работу по разрешению затруднения.


Работают в группах.
презентуют свою работу.

Самостоятельно конструируют свои ответы.

Определяют в худ.текстах необходимые тропы,

анализируют текст, обобщают и делают выводы.

Предметные: формирование навыка определения тропов в худ.тексте,

Коммуникативные:

сотрудничество в

поиске и выборе информации, формулирование и аргументирование своего мнения с учетом разных мнений.

Личностные: наблюдение за собственной речью,  осознаниеответственности за общее дело

Регулятивные: осуществляют контроль, самооценку учебной деятельности.



Рабочие листы для групповой

работы с худож.

текстами

4.Самостоятельная работа и проверка по эталону.


Мотивирует на осознанное выполнение самост. работы.
Организует деятельности по применению полученных знаний и их проверке.

Самостоятельная работа. Решают тесты.

Проверяют, оценивают работу.


Кто справился с заданием,

сколько баллов получили за работу? Какие затруднения были?

Личностные: осознание ответственности за результат

Регулятивные: осуществляют контроль, самооценку и учебной деятельности.

Познавательные:

умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания.

Коммуникативные:контроль, коррекция, оценка действий партнёра.

Предметные: Формирование навыка определения тропов в тексте.

Интерактивная доска,

Презентация с заданиями ОГЭ

5.Творческое задание

Инструктирует,

мотивирует,

вдохновляет.


Создают стих с тропами, презентуют его.

МОРЕ

2эпитета.

3МЕТАФОРЫ/ОЛИЦЕТВОРЕНИЯ-глаголы

СРАВНИТ.ОБОРОТ

вывод

Личностные: потребность в самовыражении.

Регулятивные: самооценка учебной деятельности.

Познавательные: умение синтезировать языковые средства.

Предметные: Применение навыка создания собственных тропов.

Шаблон-подсказка

6.Рефлексивно-оценочный этап

Организация рефлексии



Осуществляют самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Высказывают и аргументируют свое мнение, делятся впечатлениями.

КАКИЕ ТРУДНОСТИ ВОЗНИКЛИ У ВАС НА УРОКЕ?

Что осталось непонятным?

Сможете ли вы объяснить другому то, чему вы научились сами?

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
Личностные:адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности.
Регулятивныеумение оценить самого себя, усвоенный материал и объем того, что еще предстоит изучить


Интерактивная доска,

презентация

7.Домашнее задание

Объясняет и предоставляет выбор:

1.-7 задание в пособии ОГЭ с 31-по 36 в.

2.Составить худ.

текст со всеми тропами письменно. Не менее 10 пред. или 12.строчек.

записывают д.з.

делают выбор

Есть ли вопросы по выполнению дом.задания?


Познавательные:

умение делать выбор и обосновывать его.

доска



























ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

ТРОП - это риторическая фигура, слово или выражение, используемое в переносном значении с целью усилить образность языка, художественную выразительность речи.Определите тропы.

1.Художественное, образное определение – это________________________________________________________

 Свинцовое небо,  беспутный ветер, танцующий почерк

2.Троп, связанный с переносом названия с одного предмета на другой на основании сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений -это________________________________________________

Природой здесь нам суждено в Европу прорубить окно.


3.Перенос свойств, действий человека на неодушевлённые предметы, животных -это_________________________

Березы шепчут. Ветер уснул. Буря стонет.


4. Приём, основанный на сопоставлении явления или предмета с другим предметом, -это _____________________

Исчезли юные забавы, как сон, как утренний туман.

5.Устойчивое неделимое сочетание слов, употребляемое в переносном смысле- это_________________________

Он родился в сорочке. Готовил Ваня так, что пальчики оближешь.







ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.

И стоит берёза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.

А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.

1 ГРУППА 1.Прочитайте стихотворение С.А.Есенина «Белая берёза» . Определите тему .Найдите метафоры и олицетворения в нем.

2.ГРУППА 1.Прочитайте стихотворение С.А.Есенина «Белая берёза. Определите главную мысль.Найдите в нем эпитеты и сравнения.