Мотивация к учебной деятельности | - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анастасия Александровна и сегодня урок музыки у вас проведу я. Проверьте свою готовность к уроку. Муз. приветствие «С музыкой встретиться мы спешим скорей». - Давайте подарим друг другу свои лучезарные улыбки и начнем наш урок! В течение урока контролирую посадку и дисциплину учащихся. | Приветствуют учителя, садятся на места и проверяют свою готовность к уроку. | К1 Л1 |
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии | Я задам вам вопросы, а вы на все вопросы ответите «Вот так» и покажете некоторые движения. Готовы? Игра «Как живешь?» (пластическое интонирование). - Как живешь? – Вот так! - Как идешь? – Вот так! - Как поешь? – Вот так! - Как слушаешь? – Вот так! -Ребята, где можно слушать музыку? - Какую музыку вы любите слушать? - Кто любит популярную музыку? - Кто любит рок? - Кто предпочитает классическую музыку? - Большинство из вас любит популярную современную музыку. Но я надеюсь, что в конце урока ваше мнение изменится в пользу классической музыки. - Ребята, на наших уроках мы учимся быть кем? - Да, вы уже научились хорошо вслушиваться в музыку и понимать интонации многих музыкальных произведений. Сегодня я хочу вам дать очень сложное задание! Справиться с ним смогут только самые внимательные слушатели! - С музыкой каких композиторов вы познакомились на предыдущих уроках? - Они - композиторы какой страны? - А вы знаете немецких композиторов? - Послушайте одну известную музыкальную тему и назовите ее автора. Слушание симфонии № 5 Л.В.Бетховена (Тема “Так судьба стучится в дверь”). - Кто автор этой музыки? - Как вы думаете, какова тема нашего урока? - Да. - Тема нашего урока «Патетическая соната. Годы странствий. Царит гармония оркестра». Сегодня мы познакомимся с жанром Соната, послушаем сонаты композиторов разных стран, разучим новую песню. И все это мы совершим, путешествуя по концертным залам. - Я приготовила для вас концертные программки, но в них пропущены некоторые слова, которые мы заполним в ходе нашего урока.. | Отвечают на вопросы учителя. - Мы учимся быть слушателями. - Мусоргский М.П., Рахманинов С.В. - Они русские композиторы. - Да - Бах, Бетховен. - Л.В. Бетховен - Музыка Бетховена. | Р1 Р2 П1 П3 П4 Л1 Л2 |
Построение проекта коррекции выявленных затруднений | - Каждый музыкант начинает свой творческий путь со школьной сцены. Думаю, и вы уже выступали в этом зале, исполняя песни. - Предлагаю вам пережить эти незабываемые ощущения, разучив и исполнив новую песню. Послушайте и скажите, в чем ее особенность? Исполнение учителем песни Г.Гладкова «Песня-спор». - Правильно. В этой песне участвуют два образа – один сердитый и строгий; другой – веселый и нежный. У+Д. Разучивание песни с пластическим интонированием. - Молодцы. Теперь мы можем записать первые пропущенные слова в программе. - Молодцы. Вы хорошо исполнили эту песню-диалог. - Предлагаю вам послушать другой музыкальный диалог, который прозвучал в Концертном зале Уфимской Академии искусств. Обратите внимание, кто участвует в диалоге, и какой характер у музыки? Слушание сонаты для скрипки и фортепиано Абрара Габдрахманова. - Кто участвовал в диалоге? - Правильно. Прозвучали скрипка и фортепиано. - А какие характеры вы услышали? - Музыка какого народа прозвучала? - Молодцы. Эту музыку написал башкирский композитор Абрар Габдрахманов. А произведение, которое мы послушали, называется соната. Нам нужно заполнить пропущенные слова второго номера программы. - Название Соната произошло от итальянского слова sonare, что означает «звучать». - Соната - это крупное музыкальное произведение из 3 или 4 частей для одного или двух инструментов. - Особое место жанр сонаты занимал в творчестве великого немецкого композитора и пианиста Людвига Ван Бетховена. Родился он в 1770 году в г. Бонн в семье музыкантов. Свое первое публичное выступление в концертном зале он дал в возрасте 7 лет. - Бетховен стал законодателем классической фортепианной сонаты. Он пытался показать в сонатах, как человек идет к своей победе, преодолевая борьбу, трудности и лишения. Одна из самых ярких его сонат – «Патетическая», так назвал ее сам композитор. | - Она похожа на диалог. Исполнение по группам (мальчики и девочки). Ученики 4 класса (запись в программках). - В диалоге участвовали скрипка и фортепиано. - Одна – резкая, быстрая, веселая. Другая – спокойная, медленная, красивая, задумчивая. - Прозвучала музыка Башкирского народа. Соната для скрипки и фортепиано (запись в программах). | Р2 Р3 Р4 П3 П4 К1 К2 Л1 Л2 Л3 |
Реализация построенного проекта | - Мы переносимся с вами в концертный зал Берлина, чтобы познакомиться с этим великим творением. Послушайте вступление сонаты и скажите, какое душевное состояние передает музыка? Звучит тема вступления «Патетической сонаты» Л.В.Бетховена. - Какое душевное состояние передает музыка? - Молодцы, я согласна с вами. Бетховен сочинил эту сонату в самые трудные годы своей жизни, когда он почувствовал первые признаки страшной болезни - глухоты. Возможно, это он и хотел передать в музыке?.. Слушание темы вступления «Патетической сонаты» Л.В.Бетховена. - Персонажи сонаты – разнохарактерные музыкальные темы. - Предлагаю вам послушать первую тему сонаты и охарактеризовать ее. Звучит Главная партия «Патетической сонаты» Л.В.Бетховена. - Какой у нее характер? - Молодцы. Какой нотный пример соответствует этой теме? - Какие человеческие качества передаются в музыке? - Предлагаю вам показать движение музыки с помощью жестов. Слушание Главной партии «Патетической сонаты» Л.В.Бетховена с пластическим интонированием. Какие человеческие качества переданы в музыке? | Учащиеся анализируют услышанное, отвечают на вопрос учителя. Учащиеся анализируют услышанное, высказывают свое мнение, отвечают на вопрос и выполняют задание. | Р2 Р3 Р4 П3 П4 К1 К2 Л1 Л2 Л3 |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | - И вот звучит Вторая музыкальная тема Патетической сонаты. Думаю, вы услышите ее особенность? Звучит Побочная партия. - В чем особенность этой темы? - Молодцы. - Покажите руками, высоту звучания музыки – в верхнем или нижнем регистре. Слушание Побочной партии «Патетической сонаты» Л.В.Бетховена с пластическим интонированием. - Какие слова передают характер вступления, первой и второй темы? - Молодцы. Людвиг Ван Бетховен назвал эту сонату Патетической, что значит взволнованная, страстная. - Знаменитый музыкант мира Даниэль Баренбойм приглашает нас в Концертный зал Берлина прослушать фрагмент Патетической сонаты Л.В. Бетховена. Видеофрагмент. - Заполните пропущенные слова Третьего номера программки. | - Здесь говорят два голоса, здесь звучит диалог. - Отвечают на вопрос учителя. Патетическая соната Л.В.Бетховена (Запись в программках). | Р2 Р3 Р4 П3 П4 К1 К2 Л1 Л2 Л3 |
Включение в систему знания и повторения | - Наше путешествие подходит к концу. И мне вновь хочется задать вам вопрос: нравится ли вам классическая музыка? - Я вижу, что рук стало больше. А значит, наш сегодняшний урок прошел не зря. - Уверена, что желание слушать классику у вас будет больше после выступления нашего гостя, чей путь музыканта так же начинается на школьных подмостках. - На сцене - Владимир Сычев, лауреат Международных и Всероссийских конкурсов, ученик музыкальной школы № 10 города Уфа. В его исполнении прозвучит Соната австрийского композитора Йозефа Гайдна. Выступление Владимира Сычева. Ваши программы заполнены. Молодцы. | Отвечают на вопросы учителя, смотрят выступление Владимира Сычева, анализируют. | К1 К2 Л1 |
Рефлексия учебной деятельности | -Итак, вы большие молодцы! Если на сегодняшнем уроке у вас все получилось и не возникло трудностей, то покажите класс, но если же вам что-то удавалось с трудом, то покажите закрытые ладошки. Спасибо за сегодняшний урок, с вами было приятно работать, до скорых встреч! | Оценивают свою деятельность на урока. Прощаются с учиетлем. | К1 К2 |