Учитель Комиссарова Ольга Александровна
Класс 5 г
Тип урока урок открытия новых знаний
Тема урока Первый шаг к профессии
Цель урока Способствовать расширению знаний обучающихся о мире профессий; выявлению способностей к определенному виду деятельности
Технологическая карта урока
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные действия |
Самоопределение к деятельности. Организационный момент | Приветствует детей, проверяет их готовность к уроку. Настраивает на активную работу. -Здравствуйте, ребята, уважаемые гости! Рада Вас приветствовать на нашем внеклассном мероприятии "Первый шаг к профессии". Профессий много есть на свете, Но выбрать вы должны лишь ту, Что всех дороже вам на свете, Чтоб посвятить себя труду. | Организовывают рабочее место. Здороваются с учителем. | 1) Регулятивные: - волевая саморегуляция; 2) Личностные: - смыслообразование (Я должен посмотреть…) 3)Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности | -Ребята, что же такое профессия? 2.Какие вы знаете профессии? На эти вопросы вы сейчас ответите, работая в группах. На столах перед вами лежат листы бумаги с вопросами. Лист поделен на 2 столбца: "До" и "После". Заполняете столбик "До", т.е. что вы знаете о профессиях в начале занятия. 1.Что такое профессия? 2.Какие вы знаете профессии? 3.Выбор профессии - ответственное дело? 4. Кто такой профессионал? | Лист бумаги делится на два столбца: "До" и "После". Обучающиеся заполняют часть "До", в которой записывают свои предположения о теме урока. 1.Что такое профессия? 2.Какие вы знаете профессии? 3.Выбор профессии - ответственное дело? 4. Кто такой профессионал? -Профессия – это вид труда, который требует от человека определенной подготовки, знаний и умений. -Какие вы знаете профессии? -Профессий очень много (перечисляют профессии) . -Выбор профессии - ответственное дело? -Выбор профессии очень ответственное дело, ведь, как правило, это выбор на всю жизнь. -Кто такой профессионал? -Профессионал-человек, достигший мастерства в какой-либо профессии. | 1) Познавательные: - общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. 2) Логические: - анализ, сравнение, синтез. 3) Регулятивные: - контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия). |
3. Постановка учебной задачи | - Ребята, о чем мы будем говорить сегодня? Какие задачи поставим перед собой? | - Мы будем говорить о профессиях, как выбрать профессию, какими знаниями и умениями надо обладать, чтобы стать профессионалом своего дела. | Целеполагание, постановка вопросов, формулирование проблемы |
4. Построение проекта выхода из затруднения | Ребята, сейчас каждая команда представит свою профессию. -Подумайте и запишите алгоритм действий (какие действия, шаги вы предпринимали для достижения результата, т.е., чтобы получился торт?) 1.Какую профессию вы представляете? Немного истории. 2.Какие этапы выполнения работы? 3.Какими приспособления и инструменты вы пользовались? 4.Чем нравится вам эта профессия? | Команды представляются в зависимости от того, какую профессию они будут представлять. Групповая работа учащихся. Проектная деятельность. Класс делится на 4 группы: 1 группа -выжигальщики по дереву 2 группа- кондитеры 3 группа- художники 4 группа- швеи. Команда составляет алгоритм действий. | 1) Регулятивные: - целеполагание как постановка учебной задачи, - планирование, - прогнозирование. 2) Познавательные: - умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания. 3) Общеучебные: Моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач. |
5. Первичное закрепление | -Ребята, а сейчас узнаем, все ли вы знаете о приспособлениях и инструментах, которыми пользуются люди той или иной профессии? Отгадайте загадки. -Древесину ест едок, Сто зубов в один рядок. (Пила.) - Инструмент бывалый - не большой, не малый. У него полно забот — он и режет и стрижет. (Ножницы.) - Железная рыбка ныряет, а хвост на волне оставляет. (Игла с ниткой.) -Если хорошо заточен, все легко он режет очень - хлеб, картошку, свеклу, мясо, рыбу, яблоки и масло. (Нож.) | Команды в течение 20 секунд должны ответить на вопрос. | 1) Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества 2) Познавательные: - поиск и выделение необходимой информации 3) Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. |
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | - Приглашаем команду для презентации своей профессии. | 1 -выжигальщики по дереву -1) Выжигальщик по дереву- это рабочий, который выполняет работы по выжиганию рисунков разной сложности на художественных изделиях из дерева. В старину для выжигания пользовались металлическими стержнями, концы которых на огне калили докрасна. 2) Перед выжиганием поверхность шлифуют наждачной бумагой. Рисунок переводят на деталь через копировальную бумагу. Выжигают рисунок с помощью электровыжигателя. 3) В наше время применяют многие способы выжигания: пиротипию(горячее печатание), пирографию (горячее рисование), выжигание в горячем песке или на открытом пламени, на солнце увеличительным стеклом, выжигание кислотами, трением на токарном станке. 4) Нас привлекает столь кропотливый и интересный процесс выжигания, за которым можно провести очень много времени. Рекомендуем всем обязательно попробовать себя в этом необычном деле. 2-кондитер 1) Кондитер-это человек, специализирующийся на изготовлении кондитерских изделий. Вафли, печенье, торты, кексы - этими изделиями может порадовать кондитер. В Римской империи было широко распространено изготовление сладких тортов с изюмом и орехами. Следующее упоминание об изготовлении тортов относится к 14 веку н.э. Именно в это время в Британии набирает популярность выпекание тортов для различных торжеств. 2) Приспособления, инструменты: 4) Несмотря на сложности профессии, эта профессия творческая, кондитер никогда не перестает учиться, поэтому постоянное повышение квалификации позволяет ему оставаться на уровне. 3-художник - 1)Художник- это человек, который занимается изобразительным искусством. Первые произведения искусства – это найденные учеными первобытные статуэтки, наскальные рисунки на стенах пещер. 2) Определив тему, художник при помощи композиции стремится раскрыть свой замысел. Он очерчивает круг действующих лиц, подчеркивает размером, цветом главное. Для определения главного выбирает место линии горизонта на картинной плоскости, выбирает освещение предметов. Художник передает объем, пропорции предметов с помощью карандаша. Красками он передает время года, состояние предметов, фактуру предметов. 3) Инструменты художника: кисти, краски, мольберт, планшет, холст, бумага, палитра, карандаши, тушь, перья, стиральная резинка. 4)Каждый художник уникален, обладает своей манерой, старается передать свое видение мира 4-швея 1) швея- мастер, специалист по шитью одежды. Что касается истории профессии швея, стоит сказать, что швея – одна из наиболее древних профессий, ведь еще в первобытные времена женщины сшивали меха, куски кожи с помощью иглы из камня или рыбьей кости. 2)Много позже появились стальная игла и льняная нитка, и на много десятилетий они оставались главным инструментом швеи. В 18 веке появились первые швейные машины. И вот с помощью швейной машины стало возможно не только шить, но и вышивать, обметывать петли, простегивать подкладку и даже пришивать пуговицы. 3)Этапы работы над куклой-оберегом. 4)Для того чтобы стать профессиональной швеей, необходимо развить аккуратность, усидчивость, терпение. Эта профессия творческая, позволяет воплотить в жизнь любые идеи. | 1) Регулятивные: - контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном. 2) Познавательные: -умение осознанно и произвольно строить высказывания |
7. Рефлексия деятельности(итог урока) | -Ребята, сейчас предлагаю вам посмотреть обучающий фильм, а затем заполнить часть "После" нашей таблицы. Вы сравниваете содержание "До" и "После" и делаете выводы. Учитель предлагает посмотреть обучающий фильм о профессиях. -Ребята, разговор о профессии начинается с самого детства. Уже у маленьких детей спрашивают: «Кем ты хочешь стать в будущем?» Дети отвечают на этот вопрос по-разному: кто-то говорит, что хочет стать врачом, кто-то - учителем. У кого-то и осуществляются детские мечты, а кто-то много раз меняет свое мнение по поводу того или иного вида деятельности. Если же вы увлечены чем-то, нужно развивать свои способности в этой сфере. Сегодня вы свой первый шаг к профессии сделали, а дальше все зависит от вас, какой вид деятельности вы выберете. -В заключение, хочется сказать, Спасибо, ребята, за работу! Спасибо, за внимание! | Каждая группа подводит итоги, рефлексирует. Выводы зачитывает каждая команда. - Мы сегодня узнали: 1. Что такое профессия. Какие бывают профессии. 2.В мире несколько тысяч профессий. 3.Чтобы получить профессию, нужно учиться. 4.Какими умениями должен обладать человек той или иной профессии. 5.Каждая профессия хороша, надо только правильно сделать свой выбор. | 1) Коммуникативные: - умение выражать свои мысли - оценивание качества своей и общей учебной деятельности |
Что такое профессия?
Алгоритм:
1.Какую профессию вы представляете? Немного истории.
2.Какие этапы выполнения работы?
3.Какими приспособления и инструменты вы пользовались?
4.Чем нравится вам эта профессия?
1) Выжигальщик по дереву- это рабочий, который выполняет работы по выжиганию рисунков разной сложности на художественных изделиях из дерева.
В старину для выжигания пользовались металлическими стержнями, концы которых на огне калили докрасна или употребляли металлические клейма с выгравированным по мотивам народной резьбы рельефным узором.
2) Перед выжиганием поверхность шлифуют наждачной бумагой. Рисунок переводят на деталь через копировальную бумагу. Выжигают рисунок с помощью электровыжигателя.
3) В наше время применяют многие способы выжигания: пиротипию(горячее печатание), пирографию (горячее рисование), выжигание в горячем песке или на открытом пламени, на солнце увеличительным стеклом, выжигание кислотами, трением на токарном станке.
4) Нас привлекает столь кропотливый и интересный процесс выжигания, за которым можно провести очень много времени. Рекомендуем всем обязательно попробовать себя в этом необычном деле.
Какие вы знаете профессии?
Алгоритм:
1.Какую профессию вы представляете? Немного истории.
2.Какие этапы выполнения работы?
3.Какими приспособления и инструменты вы пользовались?
4.Чем нравится вам эта профессия?
1) Кондитер-это человек, специализирующийся на изготовлении кондитерских изделий. Вафли, печенье, торты, кексы - этими изделиями может порадовать кондитер.
В Римской империи было широко распространено изготовление сладких тортов с изюмом и орехами. Следующее упоминание об изготовлении тортов относится к 14 веку н.э. Именно в это время в Британии набирает популярность выпекание тортов для различных торжеств.
2) Приспособления, инструменты:
Миксер или венчик;
Кондитерский шприц;
Плита (духовка);
Кондитерская бумага;
Форма для выпечки.
3) Этапы работы над изготовлением торта.
4) Несмотря на сложности профессии, эта профессия творческая, кондитер никогда не перестает учиться, поэтому постоянное повышение квалификации позволяем ему оставаться на уровне.
Выбор профессии - ответственное дело?
Алгоритм:
1.Какую профессию вы представляете? Немного истории.
2.Какие этапы выполнения работы?
3.Какими приспособления и инструменты вы пользовались?
4.Чем нравится вам эта профессия?
1)Художник- это человек, который занимается изобразительным искусством.
Первые произведения искусства – это найденные учеными первобытные статуэтки, наскальные рисунки на стенах пещер.
2) Определив тему, художник при помощи композиции стремится раскрыть свой замысел. Он очерчивает круг действующих лиц, подчеркивает размером, цветом главное. Для определения главного выбирает место линии горизонта на картинной плоскости, выбирает освещение предметов. Художник передает объем, пропорции предметов с помощью карандаша. Красками он передает время года, состояние предметов, фактуру предметов.
3) Инструменты художника: кисти, краски, мольберт, планшет, холст, бумага, палитра, карандаши, тушь, перья, стиральная резинка.
4)Каждый художник уникален, обладает своей манерой, старается передать свое видение мира
Кто такой профессионал?
Алгоритм:
1.Какую профессию вы представляете? Немного истории.
2.Какие этапы выполнения работы?
3.Какими приспособления и инструменты вы пользовались?
4.Чем нравится вам эта профессия?
4-швея
1) швея- мастер, специалист по шитью одежды.
Что касается истории профессии швея, стоит сказать, что швея – одна из наиболее древних профессий, ведь еще в первобытные времена женщины сшивали, меха, куски кожи с помощью иглы из камня или рыбьей кости.
2)Много позже появились стальная игла и льняная нитка, и на много десятилетий они оставались главным инструментом швеи.
В 18 веке появились первые швейные машины. И вот с помощью швейной машины стало возможно не только шить, но и вышивать, обметывать петли, простегивать подкладку и даже пришивать пуговицы.
3)Этапы работы над куклой-оберегом.
4)Для того чтобы стать профессиональной швеей, необходимо развить аккуратность, усидчивость, терпение. Эта профессия творческая, позволяет воплотить в жизнь любые идеи.