ФИО обучающегося, который проводит урок: Бехтгольд Полина Александровна
Место проведения:
Дата: Класс: 4
Предмет окружающий мир
Тема урока «Петр Великий»
Цель: формирование представления о личности Петра Великого, как о значимом человеке в истории Отечества.
Планируемые результаты (программа по предмету):
Личностные | Метапредметные (Р, П, К) | Предметные |
Сопричастность к прошлому своей страны. | П: -работа с информацией: извлекать информацию из учебника, анализировать иллюстрации; -структурирование материала с помощью кластера. Р: -самоконтроль: оценивать достижения на уроке. К: -воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде. | Знать о Петре I как о личности; знать о преобразованиях в России в период правления Петра I. |
Задачи урока
Дидактические (обучающие) | Развивающие | Воспитательные |
Высказывать свое отношение к личности Петра Великого. | Развивать умение анализировать текстовую и графическую информацию; развивать навык контроля через оценивание достижений на уроке; развивать умение строить суждения. | Вызывать чувство гордости за значимых людей в истории Отечества. |
Учебные задачи для обучающихся (предложение с глаголом)
Узнаем | Научимся |
Узнаем о деятельности Петра Первого. | |
Тип урока: открытие нового знания.
Принципы обучения: принцип наглядности, доступности, последовательности.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический.
Форма организации обучения на уроке: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Средства и формы контроля: устный опрос, самостоятельная работа.
Оборудование для обучающихся: учебник, раздаточный материал.
Оборудование для учителя: учебник, раздаточный материал.
Основные термины, понятия, определения, правила: Петр Первый,
Оформление классной доски.
Ход урока
Этап/время | Цель этапа (планируемый результат) | Деятельность учителя (прямая речь + действия) | Сопровождение (методические материалы) | Деятельность обучающихся (действия +примерные ответы) |
Орг. Момент. | Организация внимания всех учащихся; создание комфортной атмосферы для успешной работы; проверка готовности к уроку. | -Здравствуйте, ребята! Меня зовут Полина Александровна, сегодня урок окружающего мира проведу у вас я. Проверьте свою готовность к уроку (пенал, тетрадь, учебник, карточки). | | Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку. |
Мотивация к учебной деятельности. | Л: Сопричастность к прошлому своей страны. | -Посмотрите на доску, на ней написана цитата «Русский тот, кто Россию любит и ей служит!» Как вы понимаете эту цитату? -Важно не только любить свою страну, но и знать её историю, вы согласны со мной? -Сегодня мы изучим деятельность значимой личности в истории нашего Отечества. | | -Человек может считать себя русским, только если он любит и служит России. -Да. |
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. | | -А сейчас обратимся к прошлому и вспомним значимых личностей, с которыми мы уже познакомились. У вас на партах лежат карточки №1. Прочитайте задание. Если есть вопросы – задайте их. -Поменяйтесь листочками и возьмите простой карандаш. Если ответ верный – поставьте «+», если есть ошибка – поставьте «-». На доске правильные ответы. | Прил. 1 Прил. 2 | Читают задание, задают вопросы. Выполняют задание индивидуально. Осуществляют взаимопроверку. |
Выявление места и причин затруднения. | | -Какая личность у вас осталась? -Кем является этот человек? Что он сделал для России? -У нас возникло затруднение. | | -Петр Великий. -Не знаем. |
Построение проекта выхода из затруднения. | | -Как вы думаете, как будет звучать тема нашего урока? -Какую цель мы поставим перед собой на урок? | | -Петр Великий. -Узнать о деятельности Петра Великого. |
Реализация построенного проекта. | М: П: -работа с информацией: извлекать информацию из учебника, анализировать иллюстрации; -структурирование материала с помощью кластера. Р: -самоконтроль: оценивать достижения на уроке. К: -воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде. Л: Сопричастность к прошлому своей страны. П: Знать о Петре I как о личности; знать о преобразованиях в России в период правления Петра I. | -Для достижения этой цели в ходе урока мы будем составлять кластер с основными фактами о Петре Великом и его деятельности. -Так как мы ещё ничего не знаем о Петре Великом, кластер мы составить не можем. Поэтому вы поработаете в группах, и узнаете факты из его жизни. -Делимся на 4 группы, у каждой группы есть карточка, прочитайте на ней задание. Если возникнут вопросы, можете их задать. Во время выступлений групп создается кластер. | Кластер «Петр Первый» | Читают задания, задают вопросы. 1 группа: 1. Петр Великий правил с 1682 года по 1725год. 2. Любимым увлечением Петра были военные «потехи». «Воины» - сверстники юного царя из семей придворных и окрестная детвора – были одеты в настоящую военную форму. Со временем детская забава переросла в серьезное увлечение Петра военными науками. 3. Петр Великий не походил ни на одного из европейских государей. Во время путешествия в Европу трудился плотником на верфях Голландии и Англии, чтобы самому постичь все премудрости корабельного дела. Царь – простой мастеровой. 2 группа: 1. Петр ввел новый календарь и повелел отсчитывать годы от Рождества Христова; упростил азбуку – кириллицу; открыл новые |
| | | | типографии; выпустил первую печатную газету; основал первый музей – Кунсткамеру – и в первую доступную библиотеку; подписал указ о создании Академии наук. 2. В Росси появился морской флот, возникли новые заводы, были основаны новые города (Санкт-Петербург, Таганрог, Петрозаводск, Екатеринбург). Наладилось более тесное общение с другими странами Европы, были открыты школы. 3. В 1721 году Петр Первый был провозглашен императором. Россия стала империей. 3 группа: 1. Страна вела длительную войну со Швецией (с 1700 по 1721 год). Россия в ней победила и получила выход к Балтийскому морю. 2. Петра заинтересовал бот (судно), доставленный из Англии по приказу его деда – царя Михаила Федоровича. Он был спущен на воду в Москве на реке Яузе. 16-летний Петр, увлеченный своей новой затеей, перебрался на более глубокое Плещеево озеро. 3. Навсегда Петр «заболел» корабельным делом после поездки на берега Белого моря в Архангельск. Здесь царь впервые увидел море, настоящие морские суда, первый раз совершил морское плаванье. |
| | -Мы узнали основные моменты из жизни Петра Первого. А сейчас выполним задание «Лови ошибку» на странице рабочей тетради стр. 32 №3. Прочитайте задание, задайте вопросы, если они есть. Выполняем задание самостоятельно. -Какие ошибки вы нашли в тексте? | | 4 группа: 1. 16 мая 1703 года, в устье Невы был заложен чудесный град Петров – Санкт – Петербург. 2. Новый город строился по четкому плану. Прокладывались прямые улицы с ровными рядами домов. Горожане и гости любовались прекрасными дворцами знати, домами зажиточных людей, чудесными парками. На берегу Невы было возведено здание Адмиралтейства и рядом верфь для строительства судов. 3. Петр Первый особо почитал князя Александра Невского, поэтому в его честь в Петербурге была выстроена Александро-Невская лавра. По преданию, на месте, где стоит лавра, и произошла знаменитая битва со шведами. От Адмиралтейства до Александро-Невской лавры протянулась главная улица Петербурга – Невский проспект. -Ошибка в предложении «Теперь он собственными глазами увидел Петропавловскую крепость и Грановитую палату. Грановитая палата находится в Москве, а не в Санкт – Петербурге. Ошибка в предложении «Обрадовавшись, приятель пригласил его в свой дом на празднование Нового года, который по указу царя отмечали 1 сентября». Указом Петра Первого Новый год отмечался 1 |
| | Подведение итогов работы (кластер). -Можете ли вы выделить работу какой-то одной группы? -А теперь выделите положительные моменты в работе каждой группы. | | января. -Я могу выделить работу группы №2, потому что… -Мне понравилась работа 1, 2, 3, 4 группы, потому что у них присутствовали полные ответы и т.д. |
Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу. | Р: -самоконтроль: оценивать достижения на уроке. | -Мы прослушали рассказы о личности Петра Первого. Чтобы проверить, насколько внимательно вы слушали эти рассказы, предлагаю вам решить текст и закрепить изученную тему. Работаем на карточке №2. -Возьмите в руки простой карандаш и сверьте свои ответы, с ответами на доске. Если ответ правильный ставим «+», если есть ошибка ставим «-». | Прил. 3 Прил. 4 | Выполняют самостоятельную работу. |
Подведение итогов урока, рефлексия. | Р: -самоконтроль: оценивать достижения на уроке. К: -воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде. | -Итак, наш урок подходит к концу. Как звучала тема нашего урока? -Какую цель мы ставили перед собой? -Достигли ли мы этой цели? -Какие факты из жизни Петра Первого вы запомнили? -Продолжите фразы: Я узнал… Мне было интересно… Мне было трудно… -Спасибо за урок! До свидания! | | -«Петр Великий» - Узнать о деятельности Петра Великого. -Да. Перечисляют факты из деятельности Петра. Продолжают фразы. -Спасибо! До свидания! |
П
Карточка №1. Соотнеси личность и событие, которое с ней связано.
Личность | Событие |
1. Александр Невский | 1. Битва на Куликовом поле. |
2. Иван Калита | 2. Стояние на реке Угре. |
3. Дмитрий Донской | 3. Ледовое побоище. |
4. Петр Великий | 4. Князь получил разрешение на сбор дани для Орды. |
5. Иван Третий | |
рил. 1
П
1 группа
Прочитайте текст учебника стр. 94 и ответьте на вопросы:
1. Годы правления Петра Великого.
2. Серьезное увлечение Петра Великого.
3. Особенности Петра, как правителя.
рил. 2
2 группа
Прочитайте текст учебника стр. 95-96 и ответьте на вопросы:
1. Что нового появилось в России?
2. Какие были преобразования в стране?
3. Когда Россия стала империей? Какой титул получил царь?
3 группа
Прочитайте текст учебника стр. 97 и ответьте на вопросы:
1. Какая война шла в годы правления Петра Великого и каковы были её итоги?
2. Откуда у Петра Великого появился интерес к морскому делу?
3. После чего Петр 1 навсегда «заболел» корабельным делом?
4 группа
Прочитайте текст учебника стр. 98-99 и ответьте на вопросы:
1. В каком году и где был заложен град Петров?
2. Как строился новый город?
3. Александро-Невская лавра.
П
Карточка №2. Прочитай вопрос и выбери верный ответ.
1. Укажите годы царствования Петра I.
а) с 1533 по 1584 год; б) с 1682 по 1725 год; в) с 1762 по 1796 год.
2. В каком возрасте Пётр был провозглашён царём?
а) в 30 лет; б) в 20 лет; в) в 10 лет.
3. Какое было любимое увлечение Петра?
а) подвижны игры; б) военные игры; в) настольные игры.
4. Чем Пётр I отличался от других европейских государей?
а) сам работал простым мастеровым на верфях; б) был крут нравом, не любил, когда шли наперекор его воле;
в) хорошо знал иностранные языки.
5. Петр ввел новый календарь и приказал встречать новый год…
а) 1 марта; б) 1 января; в) 1 сентября.
6. Какие преобразования в стране совершил Пётр I.
а) открыл новые типографии, выпустил первую печатную газету;
б) основал первый музей и первую публичную библиотеку;
в) открыл первую типографию и выпустил первую печатную книгу;
г) разрешил простым горожанам отдавать своих сыновей в школы;
д) подписал указ о создании Академии наук.
рил. 3
Прил. 4
П
Карточка №2. Прочитай вопрос и выбери верный ответ.
1. Укажите годы царствования Петра I.
а) с 1533 по 1584 год; б) с 1682 по 1725 год; в) с 1762 по 1796 год.
2. В каком возрасте Пётр был провозглашён царём?
а) в 30 лет; б) в 20 лет; в) в 10 лет.
3. Какое было любимое увлечение Петра?
а) подвижны игры; б) военные игры; в) настольные игры.
4. Чем Пётр I отличался от других европейских государей?
а) сам работал простым мастеровым на верфях; б) был крут нравом, не любил, когда шли наперекор его воле;
в) хорошо знал иностранные языки.
5. Петр ввел новый календарь и приказал встречать новый год…
а) 1 марта; б) 1 января; в) 1 сентября.
6. Какие преобразования в стране совершил Пётр I.
а) открыл новые типографии, выпустил первую печатную газету;
б) основал первый музей и первую публичную библиотеку;
в) открыл первую типографию и выпустил первую печатную книгу;
г) разрешил простым горожанам отдавать своих сыновей в школы;
д) подписал указ о создании Академии наук.
рил. 4