Урок № 13. Технологическая карта урока.
Тема: Соседи Солнца
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма урока: урок-путешествие.
Цель: сформировать понятие о Солнечной системе, познакомить с планетами Солнечной системы, сформировать представления о планетах земной группы.
Задачи через планируемые результаты: углубить знания о Солнечной системе и планетах земной группы, развитие познавательных интересов, умение работать в группе, с учебником, дополнительной информацией.
1.Личностные УУД: формирование способности к самоопределению, осознание ценностей географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.
2.ПредметныеУУД: углубить знания о Солнечной системе и планетах земной группы.
3.МетапредметныеУУД:
Познавательные УУД: формирование умений работать с дополнительной информацией, текстом учебника, умение выполнять логические операции, формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания.
Коммуникативные УУД: формирование речевой деятельности, навыков сотрудничества, находить общее решение, умение аргументировать свое предположение, взаимоконтроль, взаимопомощь.
Регулятивные УУД: формирование умения формулировать тему и цели урока, слушать собеседника, управлять своей деятельностью, принимать и сохранять учебную задачу.
Оборудование: ПК, мультимедиапроектор, мультимедийная презентация к уроку
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
1. Организационный момент | Здравствуйте, ребята! Сегодняшний урок мне хотелось бы начать со слов великого ученого А.Эйнштейна. Этот большой мир существует независимо от нас, людей, и стоит перед нами как огромная вечная загадка, доступная, однако, нашему восприятию и нашему разуму». А.Эйнштейн | Приветствуют учителя, настраиваются на урок | Создание благоприятного для обучения климата (к) |
2.Мотивационный этап | Дети, сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Как вы думаете, что нам понадобится в этом путешествии? | «знания, полученные ранее» | Формирование познавательного интереса (л), Формирование умений принимать учебную задачу( р) |
3. Этап целеполагания | Чтобы совершить путешествие, нам надо отгадать загадки. 1.Эта желтая звезда Согревает нас всегда, Все планеты освещает, От других звезд защищает. 2.Бегают вкруг огонечка Шесть сыночков и две дочки, Промелькнут года и дни, Но не встретятся они. Как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке??? Вопрос: Дети, а что вам известно о планетах??? А может этих знаний достаточно??? (детям предлагается выполнить задание- сопоставить фотографии планет, их названия и характеристики) | Дети отгадывают загадки Солнце Планеты Дети формулируют тему урока, записывают ее в тетрадь Дети отвечают Дети говорят каких знаний им недостает Дети формулируют цель урока | Умение проявлять познавательную инициативу(р) Ориентируются в своей системе знаний(л) Формирование способности к самоопределению(л) Целеполагание (р) Формулировка цели урока(р) |
4. Изучение нового | - Ребята, кто-то из вас хотел бы быть космонавтом? А чем эта профессия интересна? Да, нам хотелось бы побывать на других планетах и, возможно, встретиться с инопланетянами. Ученые до сих пор предполагают их существование. А вы как считаете? Существует ли жизнь на других планетах, кроме планеты Земля? Мы можем сейчас ответить на этот вопрос? Сегодня нам предстоит разрешить эту загадку. - Как называется планета, на которой мы живем? (Земля). - А можно Землю назвать соседкой Солнца? Чтобы ответить на этот вопрос, посмотрим на рисунок, демонстрирующий планеты Солнечной системы (Да) - Назовите планеты, являющиеся ближайшими соседями Солнца. (Меркурий, Венера, Земля, Марс). Работа в группах Вернемся к нашей проблеме. Чтобы узнать, есть ли жизнь на других планетах, что нам нужно знать? (Характеристику планет) Как вы считаете, планета Земля обладает всеми условиями для жизни? Какими? - Знаем ли мы, есть ли что-то из перечисленных характеристик планеты Земля на других планетах? (Мы не знаем) - Значит мы об этом сейчас узнаем. Приступаем к групповой работе. - Начинаем знакомство с планетами Солнечной системы и отправляемся в виртуальное космическое путешествие сейчас. Итак, в путь! - Ребята, кто из вас знает способ запоминания цветов радуги? (Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.) Хотите использовать, для запоминания планет такой же способ? Медвежонок Ветчину Закусил Малиной – (Меркурий, Венера, Земля, Марс).
Стоп! Планет 8, а мы запоминаем 4. Почему? (Потому, что именно они ближайшие соседи Солнца, а это тема нашего урока.
-Сюрприз! К нам пришел юный спортсмен! Он предлагает вам немного отдохнуть !Суперфизминутка (Слайд-мультфильм) Заполнение таблицы (по опорным словам) (см. приложение.) | Дети отвечают на вопросы пользуясь рисунками в учебнике Дети работают в группах | Формирование умений поиска новой информации(п) Сопоставление и отбор информации(п) Установление причинно-следственных связей Смысловое чтение Извлечение нужной информации(п) Формирование умений работать с текстом учебника(п) Формирование навыков сотрудничества(к) Умение учитывать разные мнения и находить общее решение(к) |
4. Закрепление | Тест 1.Сколько планет входит в Солнечную Систему? А)4 В)6 С)8 2.Сколько спутников имеет Марс? А)1 В)2 С)3 3.Планета, самая близкая к Солнцу? А) Меркурий В) Венера С) Земля 4.Планета Солнечной Системы, на которой есть жизнь? А) Меркурий В) Земля С) Марс 5.На какой планете средняя температура -70 С? А) Меркурий В) Земля С) Марс | Дети отвечают на вопросы теста | Формирование умений находить правильный ответ (п) Ориентация в своей системе знаний(л) Контроль и оценка результатов деятельности(л) Взаимоконтроль(к) |
5. Рефлексия | Лист самооценки Фамилия и имя № | Критерии оценивания | | | -
| На уроке чувствовал себя | хорошо | плохо | -
| На уроке я | устал | не устал | -
| Урок | понравился | не понравился | -
| На уроке я узнал | | -
| Свою работу я оцениваю на «5», «4», «3», «2» | | | Дети отвечают | Контроль и оценка учебного процесса(л) Эмоционально-ценностное отношение к изучаемой теме(л) Умение осуществлять самоанализ своей деятельности(л) |
6. Домашнее задание | §10, Проверьте знания, подумайте, сделайте вывод ,напишите сочинение: «Планета, которая меня заинтересовала». Не надо давать характеристику планеты. Надо рассказать о том, почему вас планета заинтересовала. | Записывают домашнее задание в дневник | |
Характеристика планет Солнечной системы
Планеты | Удаленность от Солнца | Диаметр и масса | Особенности поверхности и температура планет | Атмосфера | Спутники | Мир живой и неживой природы |
Юпитер (образец) | 778,3 млн.км. | 143000 км | Облака с различными полосами, t-130С | Не имеет мезосферы | 28 спутников. Самый большой Ганимед | Нет |
Меркурий | 58 млн.км | 4880 км и по массе схожа с Луной | Кратеры, горы, до + 400С из-за близости к Солнцу | Практически лишена атмосферы | Нет | Нет |
Венера | 108 мл .км | 12 100 км | Холмистые равнины, есть горные равнины. Возвышается гигантский вулкан высотой 12 км. t – до +500C | Плотная облачная атмосфера, которая состоит в основном из углекислого газа | Нет | Нет |
Земля | Около 150 млн.км | Самая большая из планет земной группы – 12 742 км | Более 70% поверхности покрыто водой | Образованная азотом, кислородом и небольшим количеством углекислого газа | Луна-единственный естественный спутник Земли. Расстояние от Земли до Луны около 400 тыс.км. | Есть |
Марс | 228 млн.км. В два раза меньше Земли | 6790 км, в 10 раз меньше по массе Земли | Пустыни, кратеры, горы. Грунт богат железом. У полюсов планеты видны белые полярные шапки из замершей смеси воды и углекислого газа | Тонкая, разреженная атмосфера, образована углекислым газом | Два спутника – Деймос и Фобос, что означает «страх» и «ужас» во много раз меньше Луны | Заметна смена времен года. Размеры полярных шапок уменьшаются летом и увеличиваются зимой |
Приложение:
Задания для группы№1
1 Дайте характеристику планеты Меркурий по опорным словам (стр.53)
Меркурий – это самая……..
Эта планета названа в честь….
Она намного меньше…………, но ……………………………………….схожа с Луной.
Поверхность Меркурия………………
Меркурий лишен…………………..
Спутников ……………………..
2 Заполните в таблице строку про Меркурий (стр. 55)
Характеристика планет земной группы
Название планеты | Удаленность от Солнца | Температура на планете | Продолжительность года | Спутники |
Меркурий | | | | |
Венера | | | | |
Земля | | | | |
Марс | | | | |
Задания для группы№2
1 Дайте характеристику планеты Венера по опорным словам (стр. 53)
Венера названа……..
Большую поверхность….
Спутников……………
Венера имеет………………………….., поэтому температура……………….
2 Заполните в таблице строку про Венеру (стр. 55)
Характеристика планет земной группы
Название планеты | Удаленность от Солнца | Температура на планете | Продолжительность года | Спутники |
Меркурий | | | | |
Венера | | | | |
Земля | | | | |
Марс | | | | |
Задания для группы№3
1 Дайте характеристику планеты Земля по опорным словам (стр. 53)
Земля – самая ……..
Она имеет……………
Более 70 %...................
Главное отличие Земли от ………………
Земля имеет…………………..
2 Заполните в таблице строку про планету Земля (стр.56)
Характеристика планет земной группы
Название планеты | Удаленность от Солнца | Температура на планете | Продолжительность года | Спутники |
Меркурий | | | | |
Венера | | | | |
Земля | | | | |
Марс | | | | |
Задания для группы№4
1 Дайте характеристику планеты Марс по опорным словам (стр. 54)
Марс - ………….…………..планета, названа в честь……………..
Марс в 2 раза меньше…………………
Поверхность Марса..………………
Вулкан Олимп достигает…………………..
У Марса тонкая……………………..
Средняя температура Марса…………..
Марс имеет ……………………….
2 Заполните в таблице строку про Марс (стр.56)
Характеристика планет земной группы
Название планеты | Удаленность от Солнца | Температура на планете | Продолжительность года | Спутники |
Меркурий | | | | |
Венера | | | | |
Земля | | | | |
Марс | | | | |