1. Организационный момент. Самоопределение к деятельности. | Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку: - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Алена Васильевна и сегодняшний урок изобразительного искусства проведу у вас я. Проверьте свою готовность к уроку, на столах у вас должны лежать: краски, кисти, альбом, стаканчик с водой. | Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку. | мУУД: умение организовать свое рабочее место. | Метод мотивации к учебной деятельности |
2. Актуализация знаний | - Ребята, какова тема этой четверти? Да, мы продолжаем изучать раздел «Каждый народ художник». – С особенностями архитектуры каких народов мы уже познакомились? – Почему архитектура этих народов так отличается друг от друга? От чего это зависит? – Правильно, от особенностей места жительства, от традиций предков. | - Каждый народ – художник. - Народы Японии, народами гор и степей - Это зависит от особенностей места, от традиций. Слушают учителя | лУУД: сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств. | Общая беседа Рассказ |
3.Операционно-исполнительский этап. 3.1 Выход на тему урока. Завязка в общей драматургии урока. Постановка проблемы. «Открытие» детьми нового знания. | - Ребята, я предлагаю вам разгадать анаграмму для того, чтобы узнать тему урока: енытсупвадорог - Верно, тема нашего урока «Города в пустыне» - Какую цель вы поставите перед собой на уроке? – Сегодня мы с вами совершим путешествие в один из самых древних и необычных городов пустыни - город Самарканд. – У города, как и у человека, своя судьба, свой характер, своя жизнь. Есть города тихие, а другим предназначена жизнь, в которой отражены вековые события, пройденные многими поколениями на протяжении веков. Таков и Самарканд, который имеет историю длиной в 2750 лет. Он является ровесником Рима. С этим городом связаны судьбы Александра Македонского, Чингизхана. Самарканд был столицей мировой державы. И спустя многие века красавец Самарканд поражает гостей и туристов своим великолепием и гармонией. В нем шедевры мирового зодчества, завораживающие голубые купола, которые внесены в список мирового наследия ЮНЕСКО. В Средние века Самарканд называли «сердцем Великого шелкового пути», а площадь Регистан – «сердцем Самарканда». Площадь Регистан является главной достопримечательностью не только Узбекистана, но и всей Центральной Азии. Расположенная в возвышенной части города, эта площадь с ансамблем из трех медресе сформировалась около шестисот лет тому назад. Медресе – высшее учебное заведение для священников, учителей, государственных служащих. Самое древнее медресе построено в честь внука Тимура, второе носит имя «Позолоченное», третье медресе – Шир Дор, что значит «львов имеющее». Центральная часть напоминает гигант-скую букву П. Широкие стены как бы поддерживают портал, расположены они симметрично. Портал – вход. По обе стороны портала стоят высокие, стройные башни-минареты. С них служители храма призывали верующих к молитве. Минареты-башни бывают разными: • четырехгранными; • круглыми; • спиралевидными. Минареты украшены поясами узорчатой кирпичной кладки или резьбой по камню, ажурными решетками и балконами, орнаментами и надписями. Завершается минарет куполом или шатром. Керамическая мозаика, росписи, резьба, которые покрывают здания, заставляют забыть о массивности конструкций. Тяжесть стен не чувствуется за облицовкой, узорчатыми изразцами. Стремясь утвердить свое могущество, правители Востока строили величественные мавзолеи – усыпальницы хана, однокупольные сооружения. – Какую форму имеют здания? – Правильно. – Стены толстые, но их тяжесть не видна. Почему? – Правильно. – А чем покрыты стены? | - Города в пустыне - Узнать какие города относятся к городам пустыни; изображать архитектурные строения города Слушают рассказ учителя о городе Самарканд. Отвечают на вопросы учителя - Прямоугольную, квадратную, полукруглую. - Потому что они украшены орнаментом. - Стены облицованы изразцами, керамическими плитками, покрытыми мозаикой. | лУУД: уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны; лУУД: сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств. | Беседа Рассказ Общая беседа |
3.2. Подготовка к реализации замысла. Выбор метода решения проблемной ситуации. Показ последовательности выполнения работы. Физкультминутка Формулировка задания | - Ребята, посмотрите на иллюстрации. - Что на них изображено? - Посмотрите на пример рисунка Минарета и внимательно послушайте порядок выполнения рисунка: для начала легко прочертите линию горизонта, после рисуем основной контур здания, изображаем то, что находится на заднем плане и прорисовываем детали украшений минарета. - Ребята, посмотрите на доску. Перед вами пошаговое выполнение изображения минарета. Перед тем как перейти к изображению, следует подумать над композицией рисунка, сделать примерный набросок, помощью которого потом начнете рисовать общую картину. Организует пальчиковую гимнастику. - Ребята, перед тем, как начать рисовать, разомнем наши пальчики. “Моем руки!” Ах, вода, вода, вода! Будем чистыми всегда! Брызги – вправо, брызги – влево! Мокрым стало наше тело! Полотенчиком пушистым Вытрем ручки очень быстро! - Сегодня вам предстоит в своих работах изобразить одну из построек города Самарканд, которое произвело на вас наибольшее впечатление. Также подготовьте небольшой рассказ, который опишет вашу работу. | Рассматривают иллюстрации. - Площадь Регистан, Мавзолей города Самарканд, Минарет Самарканда. Слушают учителя. Слушают учителя. Рассматривают педагогический рисунок. Выполняют пальчиковую гимнастику. Ритмично потирают ладони, имитируют мытье рук Пальцы сжимают в кулачок, затем с силой выпрямляют, как бы стряхивая водичку. Энергичные движения имитируют поочередное вытирание каждой руки полотенцем. Слушают учителя. Приступают к работе. | мУУД: овладение умением творческого видения с позиции художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать лУУД: сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств. | Демонстрация Рассказ Рассказ Общая беседа |
3.3. Реализация замысла. Самостоятельная практическая работа учащихся | - Теперь предлагаю вам приступить к выполнению задания. Ходит между детьми, проверяет как идет работа, оказывает помощь, если у кого-то не получается, дает рекомендации. - Ребята, а теперь возьмите ваши работы в руки и покажите, что у вас получилось. - Расскажите, что изображено у вас на рисунке, сделаем мы это по цепочке. -Какие вы молодцы, ребята! У вас получились очень яркие и красивые рисунки. | Выполняют задание, учитывая особенности построек, продумывают мини-рассказ о своем рисунке. Показывают свои рисунки. Рассказывают, что изображено на рисунке по цепочке. | мУУД: умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий; мУУД: умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей; | Самостоятельная работа Творческое задание Показ |
4.Оценочно-рефлексивный этап Подведение итогов. Самооценка детьми собственной деятельности. | - Наш урок подходит к концу, давайте вспомним, чем мы занимались на сегодняшнем уроке. - Какова была тема урока? - Цель урока? Мы справились с поставленной целью? -О каких архитектурных сооружениях города Самарканд вы узнали? - Что вам больше всего запомнилось на уроке? - Ребята, я рада, что у вас все получилось, что вы узнали много нового, вы смогли нарисовать такие красивые рисунки. Теперь приведите свои рабочие место в порядок. - Всем спасибо за урок, до свидания. | - «Города в пустыне» - Узнать какие города относятся к городам пустыни; изображать архитектурные строения города - Город Самарканд, площадь Регистан, Мавзолеи города Самарканда, Минарет Самарканда. Приводят рабочие места в порядок. | лУУД: сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств. мУУД: умение организовать свое рабочее место. | Общая беседа Словестная оценка |