Цель: познакомить учащихся с правилами защиты природы, необходимостью их соблюдения.
Расширить и углубить представление учащихся о содержании правил защиты природы, а также о значении растений и животных в жизни человека;
воспитывать любовь к природе, а также бережное отношение к природной среде.
- анализировать значение растений и животных в жизни человека.
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Мотивация к учебной деятельности | - Здравствуйте ребята, я очень рада вас видеть, я желаю вам отличного настроения и хорошей работы на уроке. Давайте проверим готовность к уроку, у вас на столах должны лежат: рабочая тетрадь, ручка и цветные карандаши. | Приветствуют учителя, проверяют готовность урока. | Личностные УУД: мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; |
2.Актуализация знаний | Давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке? Верно! А теперь, я предлагаю вам вспомнить, какие животные обитают в заповедниках нашего края. А для этого, вы должны отгадать мои загадки. Слушайте внимательно. Великан в бору живёт. Он сладкоежка - любит мёд. Когда испортится погода, Ложится спать – да на полгода. (Медведь) Верно, это медведь! Послушайте следующую загадку: Весь день рыбак в воде стоял, Мешок рыбёшкой набивал. Закончил лов, забрал улов, Поднялся в высь – и был таков. (Пеликан) Отлично, молодцы! Послушайте следующую загадку: Днём сидит он как слепой А под вечер на разбой. (Филин) Бегает среди камней, Не угонишься за ней. Ухватил за хвост, но – ах! Удрала, а хвост в руках. (Ящерица) Верно, молодцы! Давайте вспомним, какие животные и растения занесены в красную книгу? Отлично, молодцы! А что нужно делать с растения и животными занесёнными в красную книгу? Правильно, молодцы! А как вы думаете, мы должны охранять только растения и животных, которые занесены в красную книгу? Верно, молодцы! А что вы можете сделать для охраны природы? Правильно, молодцы! | На прошлом уроке мы говорили о Красной книге. Внимательно слушают учителя. Отгадывают загадки учителя. Это медведь. Это пеликан. Это филин. Это ящерица. В Красную книгу занесены: Ясень, клен, осина, тополь, алыча, дикая груша, а также более 30 видов лекарственных растений ( ромашка, прострел раскрытый, золотой корень, Черноголовая чайка, пеликан, жук олень, дельфин. Растения и животных, занесённых в красную книгу следует беречь и охранять. Нет, мы должны охранять всю природу в целом. Нельзя мусорить, не обрывать листья с деревьев, не разорять птичьи гнёзда, не выбрасывать мусор в водоёмы. | Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать других; умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; умение оформлять свои мысли в устной форме; умение работать в паре, в группах; Коммуникативные УУД: умеют слушать друг друга, строить понятные для речевые высказывания. Познавательные УУД: осуществляют синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты; осуществляют сравнение и классификацию, строят логические суждения. |
3.Выявление места и причины затруднения | Послушайте внимательно моё стихотворение: Любите родную природу, Озера, леса и поля, Ведь это же наша с тобою, Навеки родная земля! На ней мы с тобой родились, Живём мы с тобой на ней! Так будем же, люди, все вместе, Мы к ней относиться добрей! Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? Верно, сегодня на уроке мы составим правила защиты природы и бережного отношения к ней. | Внимательно слушают стихотворение, которое читает учитель. Сегодня на уроке мы будем говорить о том, как нужно беречь природу. | Коммуникативные УУД: осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Регулятивные УУД: самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. |
4.Открытие новых знаний | Откройте рабочую тетрадь на странице 32. На странице 32 у нас написаны правила защитников природы, давайте прочитаем их. Объясните, почему эти правила нужно строго выполнять? Верно, молодцы! Сейчас я прочитаю вам одну поучительную историю, а вы слушайте внимательно и будьте готовы ответить на мои вопросы. На одном далеком острове люди решили уничтожить комаров. Использовали для этого ядохимикаты. Комары действительно исчезли. Но через некоторое время на острове появилось множество крыс. Они полчищами нападали на поля и сараи местных жителей, поедая зерно. Люди не могли понять, почему появилась эта «напасть». А оказалось, вот почему. Ядохимикаты, которыми уничтожали комаров, попали на растения. Этими растениями питались тараканы (их много было на острове, и жили они не в домах, а в природе). Тараканы не погибали от яда, но он накапливался в их тельцах. Этих тараканов ловили и поедали ящерицы. Они слабели от яда и становились легкой добычей кошек. А вот для кошек, поедавших ящериц, яд оказался смертельным. Вскоре их совсем не осталось на острове. Ну и раздолье наступило для крыс! Крысы принесли людям огромные убытки. Вскоре пришлось на остров завозить кошек. Их доставляли на самолетах из других мест. Только так и удалось справиться с крысиной «напастью». Как вы считаете, можно ли было избежать всего того, что произошло га острове? Верно, молодцы, прежде чем применять ядохимикаты, жители должны были посоветоваться с более опытными людьми. Потому что, не зная, они очень сильно навредили природе, нарушили законы природы. | Открывают тетради на странице 32. Читают правила защитников природы: Не разоряй птичьи гнёзда! Не уничтожай насекомых! Не сори в местах отдыха! Не бери лесных жителей домой! Не вытаптывай растения! Не шуми! Не рви цветы! Не разводи костёр! Эти правила нужно выполнять, потому что от нас зависит жизнь растений и животных, поэтому нужно не только беречь растения и животных, которые занесены в Красную книгу, но и остальных. Всего этого, могло бы и не случиться, если бы жители острова, прежде чем применять ядохимикаты, посоветовались с учеными-экологами | Коммуникативные УУД: проявляют готовность слушать. Личностные УУД: имеют установку на здоровый образ жизни. Регулятивные УУД: принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности, находят средства и способы ее осуществления. Коммуникативные УУД: используют речевые средства для решения различных задач. |
5.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | А сейчас, предлагаю вам просмотреть мультфильм, который называется «На лесной тропе» И так, чему же учит нас мультфильм? Верно, этот мультфильм призывает нас относиться к природе бережно, потому что вы видели какие последствия могут быть, если быть иначе. Кто в данном мультфильме является положительным героем? Почему? Верно, а кто является отрицательными героями? Почему? Верно, а какие правила нарушили два лиса? Правильно, два лиса нарушили почти все правила защитников природы. Они поступили неправильно, и очень сильно навредили природе. Как вы думаете, правильно ли поступил заяц со своими друзьями, когда проучил лиса? Правильно, заяц и его друзья знали правила природы и соблюдали их. А лис не знал, и поэтому очень сильно навредил природе. | Просматривают мультфильм «На лесной полянке». Этот мультфильм учит нас бережно относится к природе. В этом мультфильме мы можем увидеть ситуацию, что может произойти, если плохо относиться к природе. В данном мультфильме положительным героем является заяц и его друзья медвежонок и енот. Отрицательными героями являются два лиса. Два лиса нарушили почти все правила защитников природы. Они развили костёр, шумели, рубили деревья, сорили, погубили много рыбы. Заяц со своими друзьями поступил правильно, так как лис теперь будет знать, что так делать нельзя, и какие от этого бывают последствия. | Регулятивные УУД: умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план); Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать других; умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; |
6. Самостоятельная работа с проверкой по эталону | А теперь, обратимся снова к рабочей тетради. Вам необходимо выполнить следующее задание, ниже правил, у вас есть пустые кружочки, вам необходимо придумать и нарисовать к правилам 3 условных обозначения, но прежде чем нарисовать, ответьте мне на такой вопрос: карандашом какого цвета их нужно обвести? Правильно, приступайте к работе. И так, какие же условные обозначения у вас получились? Отлично, молодцы! | Внимательно рассматривают задание в тетради. Внимательно слушают учителя. Обвести эти кружочки нужно красным цветом, так как это запрещающие знаки. Нельзя разжигать костёр; Нельзя разорять птичьи гнёзда; Нельзя рвать растения.  | Регулятивные УУД: умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план); |
7. Включение в систему знаний. Подведение итогов | Что нового вы сегодня узнали на уроке? Перечислите мне эти правила? Верно, молодцы! Никого не обижай - Ни пчелу, ни мушку, Ни улитку, Ни жучка – темненькое Брюшко, Ни кузнечика, В траве Скачущего ловко, Ни блестящую в листве Божию коровку, Ни синицу, ни дрозда, Ни крота слепого… Ни за что, Никогда Не обижай живого. | Сегодня на уроке мы познакомились с правилами защитников природы. Правила защитников природы: Не разоряй птичьи гнёзда! Не уничтожай насекомых! Не сори в местах отдыха! Не бери лесных жителей домой! Не вытаптывай растения! Не шуми! Не рви цветы! Не разводи костёр! Внимательно слушают стихотворение, которое читает учитель. | Регулятивные УУД: умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать других; умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; |
8. Рефлексия | У вас на столах лежат солнышки и тучки, раскрасьте солнышко, если вам всё было понятно и не возникало никаких трудностей. Раскрасьте тучку, если у вас возникали проблемы при изучении новой темы и вы нуждаетесь в моей помощи. Поднимите свои рисунки вверх. Отлично, я рада, что у нас так много солнышек, я рада, что вы усвоили сегодняшний урок, я думаю, что сегодняшний урок пойдёт вам на пользу и вы будете беречь природу и будете соблюдать все правила защитников природы. | Внимательно слушают учителя. Проводят самоанализ. | Регулятивные УУД: умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
9.Информация о домашнем задании | Запишите домашнее задание. придумайте и нарисуйте к правилам оставшиеся условные обозначения. Мне было приятно с вами работать, до свидания! | Записывают домашнее задание. Прощаются с учителем. | |