2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. | Словесный (беседа) Практический (упражнение - словарная работа) Наглядный (демонстрация) | Организует актуализацию и фиксирование индивидуального затруднения через чтение чистоговорки как подведение к теме. - Перед началом урока проговорим чистоговорку, чтобы наша речь была чёткой: Ря - Ря - Ря - накормим снегиря Рю - Рю - Рю - игрушки подарю Ри - Ри - Ри - на ветках снегири Ро - Ро - Ро - лёгкое перо Ра - Ра - Ра - в школу мне пора. - Прочитайте чистоговорку про себя. - Шепотом, чётко проговаривая каждый звук. - Обычным голосом, произнося все четко, активно артикулируя ртом. - Громко и четко. - Молодцы! Теперь обратите внимание на экран. Перед вами портрет одной писательницы. -Знаете ли вы, как ее зовут? — Это Осеева Валентина Александровна. -Знаете ли вы какие-нибудь ее произведения? -Сегодня мы узнаем про нее немного больше, а также познакомимся с одним из его произведений. Но перед тем, как узнать его название, я хотела бы спросить у вас – как вы понимаете выражение «совершать хорошие поступки» или «делать добрые дела»? -Что для вас является хорошим поступком? -Какие хорошие поступки вы совершаете? Какие добрые дела делаете? -Как часто? -Почему важно их делать? -Чтобы узнать, как называется наше произведение, попробуем вставить пропущенное слово в словосочетание. _______________ дело – это и есть счастье для тебя и других людей. -Какое же слово нужно вставить? -Верно. Рассказ так и называется - «Хорошее». | Выполняют задания речевой разминки, ориентируясь на инструкцию учителя. Предлагают свои варианты. Перечисляют произведения. -Помогать кому-либо в чем-то -Помочь маме, приютить бездомного животного, помогать пенсионерам и т.д. Перечисляют. — Это делает тебя и мир вокруг лучше, люди или животные становятся счастливы и благодарны тебе. -Хорошее | Учащиеся научатся воспринимать информацию о биографии автора; | Р: выстраивать последовательность выбранных действий. К: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения. К: соблюдать правила ведения диалога. | Развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений художественной литературы, творчества писателей. |
5. Реализация построенного проекта. | Словесный (беседа) Практический (упражнение) Наглядный (демонстрация) | Организует деятельность по реализации построенного проекта. - Сначала познакомимся с писательницей. Слушайте внимательно, после рассказа, я задам вам несколько вопросов: Валентина Александровна Осеева — советская писательница, педагог, автор детских книг о добре и справедливости. Родилась 28 апреля 1902 года в Киеве. С детства хотела стать актрисой, даже училась в Киевском институте на актёрском отделении. Но семья была вынуждена переезжать на другие места жительства. В 21 год Осеева пришла работать с беспризорными детьми и поняла, что её призвание — воспитывать детей. Шестнадцать лет она отдала воспитанию детей-беспризорников и малолетних правонарушителей. Работая воспитательницей, Валентина Осеева сочиняла для ребят сказки, сама писала пьесы. По многочисленным просьбам детей она решила отнести один из рассказов в местную газету. Его приняли и напечатали, с этого события началась её литературная деятельность. В 1940 году вышла её первая книга «Рыжий кот». Обратите внимание на то, как выглядела первая обложка этой книги, и как в основном выглядит сейчас. В начале Великой Отечественной войны писательница вместе с семьёй и сыном была эвакуирована в Башкирию, где она устроилась работать в детский сад. Выучив башкирский язык, она переводила на русский детские сказки. Все сказки и рассказы Осеевой о детях, об их проблемах и решениях. Они учат справедливости, любви к Родине, дружбе и смелости. - Ответьте на вопросы: 1. В каком городе родилась писательница? 2. Кем хотела стать в детстве? 3. Сколько лет своей жизни она посвятила беспризорным детям? 4. Где писательница впервые опубликовала свои произведения? 5. Как называлась ее первая книга? 6. Для кого писала В.А. Осеева? 7. О чем были сказки и рассказы В. А. Осеевой? Чему они учат? - Посмотрите на слайд. Прочитайте пословицу - лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить. - Запомните ее, после прочтения произведения мы попробуем определить, подходит ли она к нему или нет. - Биографию писательницы мы узнали, теперь нужно познакомиться с ее произведением и прочитать его. Откройте учебник на с.60. - Перед чтением произведения нам необходимо познакомиться со значением слов, которые могут быть вам непонятны. -Знаете ли вы, что такое колодец? Колодец - глубокая яма, выложенная из круглого бревна, из которой добывают воду. - А теперь давайте начнём читать произведение В. А. Осеевой. - Поделитесь своими мыслями. Понравился ли вам этот рассказ? Чем именно? Почему? Почему не понравился? Какие чувства он у вас вызвал? Что в нем понравилось больше всего? - Какое желание появилось однажды утром у Юры? -О чем мечтал мальчик? Давайте выберем подходящие строки и прочитаем их выразительно. -Обратимся к тексту и посмотрим, о чем просила сестренка Юру? О чем Юру просила няня? Прочитаем выразительно, выделяя голосом интонацию, которую пыталась донести до нас писательница. - Почему Юра не осуществил свою мечту? Как вы считаете, правильно ли он поступал? Почему? Почему нет? -Как думаете, мог ли мальчик сделать что-нибудь хорошее людям, которые его окружали? Что ему для этого нужно было сделать? Как бы вы поступили на его месте? -Как вы думаете, почему рассказ называется «Хорошее»? Объясните смысл названия рассказа. -Можно ли делать хорошие поступки, думая только о себе? Почему? -Как правильно нужно совершать хорошие поступки? -Почему Юра грубил окружающим? Давайте найдем эти моменты в тексте. Хороший ли это поступок? Как он мог бы это исправить? Почему грубить близким это плохо? -Что вам больше всего не понравилось в рассказе? Почему? Что бы вы посоветовали Юре? Физминутка Встали дружно, все проснулись, Хорошенько потянулись (тянемся вверх), Плечами дружно повращали, Головкой вместе поливали. Руки вместе, руки врозь, Побежали-ка мы прочь! (Бег на месте) - Теперь попробуйте прочитать по ролям. Какие роли в произведении? - Один человек - автор, второй - сестрёнка, третий – няня, четвертый – мама. Остальные читают про себя и внимательно следят. | Слушают учителя, анализируют. - В Киеве. -Актрисой - Шестнадцать лет -В газете -«Рыжий кот» - Для детей -О детях, об их проблемах и решениях. Они учат справедливости, любви к Родине, дружбе и смелости. Открывают учебник. Предлагают свои варианты. По цепочке читают произведение. - Рассказ понравился, потому что в нем заложена правильная мысль – совершать хорошие поступки. - Сделать что-нибудь хорошее. -«Что, если б моя сестренка тонула, а я бы спас ее!» -«Вот если б на няню волки напали, а я бы их застрелил!» -«Вот если б Трезорка в колодец упал, а я бы его вытащил!» Находят в тексте и читают выразительно. -Юра был увлечен своими мечтами, а до реальных дел руки у него не доходили. Все его хорошие поступки существовали только в иллюзиях. Он поступал совершенно неправильно и глупо. -Мог бы, если бы думал не о героических подвигах, а о том, чем реально может помочь родным и близким. На его месте я поступил бы абсолютно по-другому. -Рассказ заставляет задуматься, что такое «хорошее» на самом деле и как его увидеть в повседневной жизни. -Хорошие поступки — это помощь другим людям, поэтому нужно в первую очередь думать о них. -Они мешали ему мечтать и фантазировать. Это плохой поступок, ему не стоило грубить своим близким, ведь они самое ценное что у тебя есть. Высказывают свое мнение. - Автор, сестренка, няня, мама. | Учащиеся научатся читать со скоростью, обеспечивающей понимание прочитанного. Учащиеся получат возможность научиться использовать простейшие приёмы анализа. | К: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения. П: анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей. К: соблюдать правила ведения диалога. | Развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений художественной литературы, творчества писателей. Приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений художественной литературы. |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Словесный (беседа) Практический (упражнение) Наглядный (демонстрация) | Организует деятельность по закреплению изученного с проговариванием во внешней речи. - Посмотрите на экран. Перед вами пословица. Прочитайте ее. - Разберём значение пословицы. - Подходит ли она рассказу? - Почему? «Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить» -Что это значит? -Верно. Ребята, а вы совершаете хорошие поступки? Какие? | -Подходит. Высказывают свои предположения. -Смысл пословицы в том, что лучше ничего не говорить, а делать хорошие поступки, чем хорошо говорить и при этом ничего не делать. Делятся своими хорошими поступками. | Учащиеся получат возможность научиться использовать простейшие приёмы анализа. | П: анализировать и создавать текстовую, графическую информацию в соответствии с учебной задачей. П: делать выводы. | Развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений художественной литературы, творчества писателей. |
7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. | Словесный (беседа) Практический (упражнение) Наглядный (демонстрация) | Организует самостоятельную работу обучающихся. - Теперь поработите самостоятельно. Перед вами листы с тестом. Ваша задача поразмышлять и ответить на два вопроса: 1. Почему Юра мечтал о добрых делах, но не делал их? 2. Как Юре нужно было правильно поступить? Проверим вашу работу. Послушаем что вы ответили на вопросы и обсудим. | Работают самостоятельно 1)Потому что мечтать проще, чем реально помочь кому-либо. 2)Ему нужно было быть более внимательным к своим близким, не пытаться стать героем – а помочь здесь и сейчас тем, кому это правда будет важно и нужно. | | П: анализировать и создавать текстовую, графическую информацию в соответствии с учебной задачей. Р: корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок. | Понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ. |