СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта по литературе. Тема: "Хорошее. В.А.Осеева"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта по литературе. Тема: "Хорошее. В.А.Осеева"»

Конспект учебного занятия
по литературному чтению
во 2 «А» классе
Тема: «В. А. Осеева. «Хорошее»»

студентки 42-В группы

Кострыкиной Александры Борисовны.














Урок будет выдан: 26.02.2025

Школа: МБОУ СОШ №74

Учитель: Ракита Галина Денисовна

Методист: Резникова Ольга Сергеевна





Новосибирск, 2025.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Ф.И.О. Кострыкина Александра Борисовна.

Предмет: Литературное чтение.

Класс: 2 «А»

Тема урока: «В. А. Осеева «Хорошее»

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цель урока: первичное усвоение новых знаний и способов действий при изучении рассказа В. А. Осеевой «Хорошее».

Планируемые результаты

Задачи урока


Предметные:

- читать вслух и про себя в соответствии с учебной задачей;

- объяснять значение незнакомого слова с использованием контекста и словаря.;

- владеть элементарными умениями чтения по ролям.

Дидактические:

1. Формировать представление чтении вслух и про себя в соответствии с учебной задачей.

2. Формировать умения: объяснять значение незнакомого слова с использованием контекста и словаря; владеть элементарными умениями чтения по ролям.

Метапредметные:

Познавательные:

- с помощью педагога формулировать цель;

- согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;

- сравнивать объекты;

- делать выводы;

- устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению;

- анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей;

- объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;

- формулировать выводы и подкреплять их доказательствами.


Коммуникативные:

- соблюдать правила ведения диалога;

- воспринимать суждения;

- формулировать краткосрочные и долгосрочные цели на основе предложенного формата планирования;

- корректно и аргументированно высказывать своё мнение.


Регулятивные:

- выстраивать последовательность выбранных действий;

- планировать действия по решению учебной задачи для получения результата.

- корректировать учебные действия для преодоления ошибок;

- устанавливать причины успеха/неудач в учебной деятельности.

Развивающие:

1. Формировать умения (познавательные): с помощью педагога формулировать цель; согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; сравнивать объекты; делать выводы; устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению; анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей; объединять части объекта (объекты) по определённому признаку; формулировать выводы и подкреплять их доказательствами.






2. Формировать умения (коммуникативные): соблюдать правила ведения диалога; воспринимать суждения; формулировать краткосрочные и долгосрочные цели на основе предложенного формата планирования; корректно и аргументированно высказывать своё мнение.



3. Формировать умения (регулятивные): выстраивать последовательность выбранных действий; планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; корректировать учебные действия для преодоления ошибок; устанавливать причины успеха/неудач в учебной деятельности.

Личностные:
- познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании;
- первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира;

- бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами.

Воспитательные:
1. Формировать развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений художественной литературы, творчества писателей;

2. Формировать понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.

Дидактические средства: учебник «Литературное чтение». В.Г. Горецкий, В.П. Канакина, 2кл. 2ч., презентация, раздаточный материал (самостоятельная работа)

Интерактивное оборудование: компьютер, проектор.












ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА


Этап урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

(Р, П, К)

Личностные

1. Мотивация к учебной деятельности.


Словесный

(беседа)


Наглядный (демонстрация)

Организует мотивацию к учебной деятельности.

-Здравствуйте, ребята. Меня зовут Александра Борисовна, и сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.

-Я хочу начать урок с высказывания Джозефа Аддисона:

«Чтение для ума — то же, что физическое упражнение для тела»


-Как вы понимаете это высказывание?


Приветствуют учителя.

Настраиваются на урок.





Читают.

Высказывают мнение.

-Чтение также положительно влияет на человека, как и физические упражнения, потому что оно развивает мозг и делает нас умнее.









К: корректно и аргументированно высказывать своё мнение.


2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Словесный

(беседа)

Практический (упражнение - словарная работа)


Наглядный (демонстрация)
















Организует актуализацию и фиксирование индивидуального затруднения через чтение чистоговорки как подведение к теме.


- Перед началом урока проговорим чистоговорку, чтобы наша речь была чёткой:


Ря - Ря - Ря - накормим снегиря

Рю - Рю - Рю - игрушки подарю

Ри - Ри - Ри - на ветках снегири

Ро - Ро - Ро - лёгкое перо

Ра - Ра - Ра - в школу мне пора.


- Прочитайте чистоговорку про себя.

- Шепотом, чётко проговаривая каждый звук.

- Обычным голосом, произнося все четко, активно артикулируя ртом.

- Громко и четко.

- Молодцы! Теперь обратите внимание на экран. Перед вами портрет одной писательницы.

-Знаете ли вы, как ее зовут?

— Это Осеева Валентина Александровна.

-Знаете ли вы какие-нибудь ее произведения?


-Сегодня мы узнаем про нее немного больше, а также познакомимся с одним из его произведений. Но перед тем, как узнать его название, я хотела бы спросить у вас – как вы понимаете выражение «совершать хорошие поступки» или «делать добрые дела»?

-Что для вас является хорошим поступком?

-Какие хорошие поступки вы совершаете? Какие добрые дела делаете?

-Как часто?

-Почему важно их делать?





-Чтобы узнать, как называется наше произведение, попробуем вставить пропущенное слово в словосочетание.


_______________ дело – это и есть счастье для тебя и других людей.

-Какое же слово нужно вставить?


-Верно. Рассказ так и называется - «Хорошее».







Выполняют задания речевой разминки, ориентируясь на инструкцию учителя.














Предлагают свои варианты.





Перечисляют произведения.









-Помогать кому-либо в чем-то

-Помочь маме, приютить бездомного животного, помогать пенсионерам и т.д.


Перечисляют.

— Это делает тебя и мир вокруг лучше, люди или животные становятся счастливы и благодарны тебе.









-Хорошее




























Учащиеся научатся воспринимать информацию о биографии автора;





Р: выстраивать последовательность выбранных действий.









К: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения.







К: соблюдать правила ведения диалога.






Развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений художественной литературы, творчества писателей.

3. Выявление места и причины затруднения

Словесный

(беседа)

Наглядный (демонстрация)

Организует деятельность по формулировке темы и постановке цели урока.


- Как будет звучать тема нашего урока?

 

 



-Какую цель мы поставим перед собой? 





- «В. А. Осеева «Хорошее».





- Узнать об авторе, прочитать и проанализировать ее произведение.


К: соблюдать правила ведения диалога.


П: с помощью педагога формулировать цель.

К: формулировать краткосрочные и долгосрочные цели на основе предложенного формата планирования

Развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений художественной литературы, творчества писателей.

4. Построение проекта выхода из затруднения

Словесный

(беседа)

Наглядный (демонстрация)

Организует деятельность по составлению плана урока.

-А сейчас посмотрите на наш план, все пункты плана перепутались и нам нужно поставить их в правильной последовательности.

 


-Верно, это и будет план сегодняшнего урока.

План урока:


1. Познакомиться с фактами биографии писательницы

2.Прочитать произведение.

3.Проанализировать произведение.











Р: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата.

Познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.

5. Реализация построенного проекта.

Словесный

(беседа)


Практический (упражнение)

Наглядный (демонстрация)










Организует деятельность по реализации построенного проекта.

- Сначала познакомимся с писательницей.

Слушайте внимательно, после рассказа, я задам вам несколько вопросов:


Валентина Александровна Осеева — советская писательница, педагог, автор детских книг о добре и справедливости.


Родилась 28 апреля 1902 года в Киеве. С детства хотела стать актрисой, даже училась в Киевском институте на актёрском отделении. Но семья была вынуждена переезжать на другие места жительства.


В 21 год Осеева пришла работать с беспризорными детьми и поняла, что её призвание — воспитывать детей. Шестнадцать лет она отдала воспитанию детей-беспризорников и малолетних правонарушителей.


Работая воспитательницей, Валентина Осеева сочиняла для ребят сказки, сама писала пьесы.

По многочисленным просьбам детей она решила отнести один из рассказов в местную газету. Его приняли и напечатали, с этого события началась её литературная деятельность.


В 1940 году вышла её первая книга «Рыжий кот». Обратите внимание на то, как выглядела первая обложка этой книги, и как в основном выглядит сейчас.


В начале Великой Отечественной войны писательница вместе с семьёй и сыном была эвакуирована в Башкирию, где она устроилась работать в детский сад. Выучив башкирский язык, она переводила на русский детские сказки.


Все сказки и рассказы Осеевой о детях, об их проблемах и решениях. Они учат справедливости, любви к Родине, дружбе и смелости.


- Ответьте на вопросы:

1. В каком городе родилась писательница?

2. Кем хотела стать в детстве?

3. Сколько лет своей жизни она посвятила беспризорным детям?

4. Где писательница впервые опубликовала свои произведения?

5. Как называлась ее первая книга?

6. Для кого писала В.А. Осеева?

7. О чем были сказки и рассказы В. А. Осеевой? Чему они учат?





- Посмотрите на слайд. Прочитайте пословицу - лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить.


- Запомните ее, после прочтения произведения мы попробуем определить, подходит ли она к нему или нет.


- Биографию писательницы мы узнали, теперь нужно познакомиться с ее произведением и прочитать его.

Откройте учебник на с.60.

- Перед чтением произведения нам необходимо познакомиться со значением слов, которые могут быть вам непонятны.

-Знаете ли вы, что такое колодец?

Колодец - глубокая яма, выложенная из круглого бревна, из которой добывают воду.

- А теперь давайте начнём читать произведение В. А. Осеевой.


- Поделитесь своими мыслями.

Понравился ли вам этот рассказ? Чем именно? Почему? Почему не понравился?

Какие чувства он у вас вызвал?

Что в нем понравилось больше всего?


- Какое желание появилось однажды утром у Юры?


-О чем мечтал мальчик?

Давайте выберем подходящие строки и прочитаем их выразительно.






-Обратимся к тексту и посмотрим, о чем просила сестренка Юру?

О чем Юру просила няня?

Прочитаем выразительно, выделяя голосом интонацию, которую пыталась донести до нас писательница.

- Почему Юра не осуществил свою мечту? Как вы считаете, правильно ли он поступал? Почему? Почему нет?






-Как думаете, мог ли мальчик сделать что-нибудь хорошее людям, которые его окружали? Что ему для этого нужно было сделать? Как бы вы поступили на его месте?





-Как вы думаете, почему рассказ называется «Хорошее»?

Объясните смысл названия рассказа.



-Можно ли делать хорошие поступки, думая только о себе? Почему?

-Как правильно нужно совершать хорошие поступки?


-Почему Юра грубил окружающим?

Давайте найдем эти моменты в тексте.

Хороший ли это поступок?

Как он мог бы это исправить?

Почему грубить близким это плохо?



-Что вам больше всего не понравилось в рассказе? Почему?

Что бы вы посоветовали Юре?


Физминутка

Встали дружно, все проснулись,

Хорошенько потянулись (тянемся вверх),

Плечами дружно повращали,

Головкой вместе поливали.

Руки вместе, руки врозь,

Побежали-ка мы прочь! (Бег на месте)


- Теперь попробуйте прочитать по ролям.

Какие роли в произведении?

- Один человек - автор, второй - сестрёнка, третий – няня, четвертый – мама.

Остальные читают про себя и внимательно следят.




Слушают учителя, анализируют.























































- В Киеве.


-Актрисой


- Шестнадцать лет


-В газете

-«Рыжий кот»

- Для детей

-О детях, об их проблемах и решениях. Они учат справедливости, любви к Родине, дружбе и смелости.














Открывают учебник.





Предлагают свои варианты.



По цепочке читают произведение.


- Рассказ понравился, потому что в нем заложена правильная мысль – совершать хорошие поступки.




- Сделать что-нибудь хорошее.


-«Что, если б моя сестренка тонула, а я бы спас ее!»

-«Вот если б на няню волки напали, а я бы их застрелил!»

-«Вот если б Трезорка в колодец упал, а я бы его вытащил!»

Находят в тексте и читают выразительно.






-Юра был увлечен своими мечтами, а до реальных дел руки у него не доходили. Все его хорошие поступки существовали только в иллюзиях. Он поступал совершенно неправильно и глупо.

-Мог бы, если бы думал не о героических подвигах, а о том, чем реально может помочь родным и близким. На его месте я поступил бы абсолютно по-другому.

-Рассказ заставляет задуматься, что такое «хорошее» на самом деле и как его увидеть в повседневной жизни.

-Хорошие поступки — это помощь другим людям, поэтому нужно в первую очередь думать о них.


-Они мешали ему мечтать и фантазировать. Это плохой поступок, ему не стоило грубить своим близким, ведь они самое ценное что у тебя есть.

Высказывают свое мнение.















- Автор, сестренка, няня, мама.

Учащиеся научатся читать со скоростью, обеспечивающей понимание прочитанного.




Учащиеся получат возможность научиться использовать простейшие приёмы анализа.









К: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения.













П: анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей.



К: соблюдать правила ведения диалога.

Развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений художественной литературы, творчества писателей.


Приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений художественной литературы.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Словесный

(беседа)


Практический (упражнение)

Наглядный (демонстрация)

Организует деятельность по закреплению изученного с проговариванием во внешней речи.


- Посмотрите на экран. Перед вами пословица. Прочитайте ее.

- Разберём значение пословицы.

- Подходит ли она рассказу?

- Почему?


«Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить»

-Что это значит?






-Верно. Ребята, а вы совершаете хорошие поступки? Какие?








-Подходит.

Высказывают свои предположения.

-Смысл пословицы в том, что лучше ничего не говорить, а делать хорошие поступки, чем хорошо говорить и при этом ничего не делать.

Делятся своими хорошими поступками.

Учащиеся получат возможность научиться использовать простейшие приёмы анализа.





П: анализировать и создавать текстовую, графическую информацию в соответствии с учебной задачей.





П: делать выводы.




Развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений художественной литературы, творчества писателей.



7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

Словесный

(беседа)


Практический (упражнение)

Наглядный (демонстрация)

Организует самостоятельную работу обучающихся.

- Теперь поработите самостоятельно. Перед вами листы с тестом. Ваша задача поразмышлять и ответить на два вопроса:


1. Почему Юра мечтал о добрых делах, но не делал их?

2. Как Юре нужно было правильно поступить?




Проверим вашу работу. Послушаем что вы ответили на вопросы и обсудим.




Работают самостоятельно


1)Потому что мечтать проще, чем реально помочь кому-либо.

2)Ему нужно было быть более внимательным к своим близким, не пытаться стать героем – а помочь здесь и сейчас тем, кому это правда будет важно и нужно.



П: анализировать и создавать текстовую, графическую информацию в соответствии с учебной задачей.

Р: корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.

Понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ.

8. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Словесный

(беседа)


Наглядный (демонстрация)

Организует включение нового знания в систему знаний и повторение.

- Наш урок подходит к концу. Ответим на вопросы:

- С каким автором мы сегодня познакомились?


- А какое произведение читали?


-Что хотел сказать автор своим произведением? Для чего она написала этот рассказ? Что она хотела донести детям?

- Чему оно учит?





-Почему нужно совершать хорошие поступки и делать добрые дела?

Почему это важно для тебя и других людей?






- В. А. Осеева.



- «Хорошее»


- Что нужно быть отзывчивым, внимательным к окружающим тебя людям и добрым человеком, помогать родным и близким.



-Ты становишься лучше, приносишь людям радость, когда помогаешь кому-то в трудную минуту - получаешь в ответ тоже самое.



К: воспринимать суждения.



П: формулировать выводы и подкреплять их доказательствами.

Познавательный интерес к изучению литературного чтения, активность и самостоятельность в его познании.

9. Рефлексия учебной деятельности.

Словесный

(беседа)



Организует рефлексию учебной деятельности.

-Давайте подведем итоги нашего урока.


Посмотрите на слайд. Продолжите фразу:


«Сегодня на уроке я узнал…»

«Сегодня на уроке я научился…»

«Сегодня на уроке я познакомился…»

«Сегодня на уроке я повторил…»

«Сегодня на уроке я закрепил…»

- Спасибо за занятие. До свидания!

Оценивают свою деятельность.


Р: устанавливать причины успеха/неудач в учебной деятельности.