Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Приемы контроля |
осуществляемые действия | формируемые умения |
I. Мотивирование к учебной деятельности. (Организационный момент) |
Фронтальная. Словесный. Слово учителя | Приветствие учащихся. Настройтесь на урок. – Проверим готовность к уроку | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя | |
II. Проверка домашнего задания |
Индивидуальная. Словесная | Выразительное чтение стихотворения А.Плещеева «В бурю» | Читают стихотворения | Читать выразительно лирические произведения | Правильность произношения |
III. Постановка учебной задачи |
Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя | Сегодня мы будем читать стихотворения о маме. Будем учиться читать громко, выразительно, передавая свои чувства при чтении. | Слушают учителя | Принимают учебную задачу, сформулиро-ванную учителем. | |
IV. Работа по теме урока |
Фронтальная Словесный, практический. Беседа | Сегодня мы с вами продолжим чтение произведений о маме. Перед вами стихотворение Елены Александровны Благининой. Елена Благинина была современником К.И. Чуковского, А.Л. Барто, С.Я. Маршака... Печатать свои стихи начала в журнале «Мурзилка» в начале 30-х годов. У Елены Благининой было восемь братьев и сестер, жили они с родителями и бабушкой, которая рассказывала очень много сказок, читала наизусть стихи А.С. Пушкина. Сама Елена Александровна уже в 8 лет сочинила пьесу для домашнего театра, с того же времени она сочиняла стихи и сказки. Закончив институт, она переводила на русский язык стихи украинских поэтов - Т. Шевченко, Л. Украинки, Н. Забилы, Ю. Тувима, Л. Квитко. Главные герои ее произведений - девочки. . - Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения «Посидим в тишине». Дети читают стихотворение сначала про себя или «жужжащим» чтением, затем выразительно вслух. Понравилось ли вам стихотворение? Что больше всего понравилось? Почему девочка решила не играть?. Что она заметила в комнате? Что она сказала лучу? Зачем она это сказала ему? Как отреагировал луч на слова девочки? Как вы думаете, это сказка? Что бы вы сделали на месте девочки? (Задвинули бы занавеску, закрыли дверь и дали бы маме поспать; может, ушли бы гулять.) Как вы думаете, почему девочка не уходит из комнаты? (Она может быть совсем маленькой; квартира может быть коммунальной...) | Работают со стихотворением | Учатся читать поэтические произведения, понимать их, объяснять значения слов. | Правильное чтение |
V. Физкультминутка. |
Практическая | Свободный выбор детей | Выполняют движения по строкам стихотворения. | | Наблюдение |
Продолжение работы по теме урока |
Фронтальная Словесный, практический. Беседа | Беседа; Кто вас, детки, крепко любит, Кто вас нежно так голубит? Не смыкая ночью глаз, Все заботится о вас? Мама дорогая! Колыбель кто вам качает, Кто нас песней забавляет Или сказку говорит. Кто игрушки вам дарит? Мама дорогая! Если, детки, вы ленивы, Непослушны, шаловливы, Как бывает иногда, Кто же слезы льет тогда? Все она, родная! (А. Майков) Бывает ли так, что вы огорчаете свою маму? Какие чувства вы испытываете, когда мама плачет? 2. Чтение учителем стихотворения Э.Э. Мошковскои. - Послушайте стихотворение Э. Мошковскои «Я маму мою обидел». 3. Проверка понимания. Какие чувства вы испытали во время чтения? Как мальчик и мама относились друг к другу до ссоры? Найдите эти строки и прочитайте. Переживал ли мальчик, что поссорился с мамой? Как он себя представлял? Почему он видел себя печальным и молчаливым? 4. Выразительное чтение стихотворения | Работают со стихотворением | Учатся читать поэтические произведения, понимать их, объяснять значения слов. | Правильное чтение |
VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) |
Фронтальная. Словесный. Беседа | Без корня и трава не растет. Сердце матери лучше солнца греет. Дитя плачет, а у матери сердце болит. Жалей отца с матерью, других не найдешь. Прочитайте пословицы и поговорки, объясните их смысл. Какие из них соответствуют прочитанным произведениям? Закончите одно из предложений (по выбору) на доске. | Заканчивают предло-жения в зависимости от своего состояния, впечатления от урока | Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке | Беседа по вопросам. Саморегуляция |
VII. Домашнее задание. Выразительное чтение стихотворений (по желанию – выучить наизусть) |
Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя | Обеспечивает понимание цели, содержания и способов выпол- нения домашнего задания. Проверяет соответствующие записи | Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи | Принимают учебное задание. Понимают цели, содержание и способы выполнения задания | |