Ф.И.О. Носкова Татьяна Сергеевна.
Предмет: литературное чтение.
Тема: «Н. Н. Носов "Телефон"».
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цель: первичное усвоение новых знаний и способов действий при изучении рассказа Н. Н. Носова «Телефон».
Этап | Методы и приёмы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные (П, Р, К) | Личностные |
1. Мотивация к учебной деятельности. | Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) | Приветствует учащихся. – Здравствуйте, ребята! Садитесь! Организует проверку готовности к учебной деятельности. – На парте у вас должны лежать учебник, тетрадь и пенал. Демонстрирует высказывание на слайде. «Чтение хороших книг — это разговор с самыми лучшими людьми прошедших времён, и притом такой разговор, когда они сообщают нам только лучшие свои мысли», – Рене Декарт. – К чему нам нужно стремиться на уроках литературного чтения? | Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. Один учащийся читает цитату. Высказывают свои предположения о её значении. Корректно и аргументированно высказывают своё мнение. | | К: корректно и аргументированно высказывать своё мнение. | |
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. | Словесный (беседа, рассказ) Наглядный (демонстрация) | Организует речевую разминку и знакомство с биографией автора затруднения как подведение к теме. – Начнём урок с речевой разминки, а именно с упражнения на развитие дикцию. Сначала покажу как выполнить упражнение я, а затем выполним все вместе. От топота копыт пыль по полю летит. Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа. Купи кипу пик, пик кипу купи! Купи кипу пуха, кипу пуха купи! Забыл Панкрат Кондратов домкрат, а Панкрату без домкрата не поднять на тракте трактор. И ждёт на тракте трактор домкрат. Хвалю халву. У Феофана Митрофаныча три сына – Феофанычи. Фараонов фаворит на сапфир сменил нефрит. – Посмотрите на слайд, узнали ли вы, кто изображён на портрете? Предположите, кем может быть этот человек. – Знакомы ли вы с творчеством Николая Николаевича Носова? – Какие произведения автора вы знаете? – Сейчас я вам расскажу биографию автора. Слушайте внимательно, я задам вам вопросы. – Николай Николаевич Носов — известный советский писатель, автор любимых детских рассказов и повестей. Его книги знают и любят дети не одного поколения. Он умел очень просто и с юмором говорить о важном: о дружбе, честности, доброте и ответственности. – Николай Носов родился 10 ноября 1908 года в городе Киев. Его отец был артистом, и, возможно, именно благодаря этому в маленьком Коле с ранних лет проснулся интерес к искусству. Детство Носова прошло не в тепличных условиях: как и многие мальчишки того времени, он был живым, озорным и очень любознательным. Он увлекался рисованием, музыкой, фотографией, любил мастерить и проводить химические опыты. Некоторые из них были довольно опасными, но всё это развивало в нём наблюдательность, сообразительность и желание узнавать новое. – После школы Николай поступил сначала в политехнический институт, но вскоре понял, что хочет заниматься искусством, и продолжил обучение во ВГИКе — Всесоюзном государственном институте кинематографии. Там он учился на режиссёра и в дальнейшем много лет снимал научные и учебные фильмы. Этот опыт научил его ясно и доступно объяснять сложные вещи — умение, которое позже пригодилось ему в литературе. – Писателем Носов стал не сразу. Первый рассказ — «Затейники» — он опубликовал в журнале «Ёж» в 1938 году. Рассказ сразу понравился читателям, потому что в нём были узнаваемые детские герои, живая речь и забавные ситуации. С тех пор Носов стал писать всё больше и больше. – Он писал о простых советских детях — таких, как его читатели. В его рассказах часто встречаются мальчики, которые любят играть, фантазировать, иногда шалят, но обязательно чему-то учатся. Произведения «Фантазёры», «Живая шляпа», «Заплатка», «Огурцы», «Телефон» давно стали классикой детской литературы. – Особую славу принесли Носову книги о Незнайке — весёлом и немного упрямом коротышке, который постоянно попадал в забавные и поучительные ситуации. Повести «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в Солнечном городе», «Незнайка на Луне» — это не только интересные сказки, но и размышления о настоящей дружбе, справедливости и взрослении. – Что показалось вам особенно интересным в биографии автора? – Какие его произведения вы запомнили? – Посмотрите на слайд, разгадайте ребус. | Выполняют задания речевой разминки, ориентируясь на инструкцию учителя. Корректно и аргументированно высказывают своё мнение. Отвечают на вопросы. | | Р: выстраивать последовательность выбранных действий. К: соблюдать правила ведения диалога; К: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения; П: устанавливать аналогии. | Развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений художественной литературы, творчества писателей. |
3. Выявление места и причины затруднения | Словесный (беседа) | Организует деятельность по формулировке темы и постановке цели урока. – Можем ли мы уже сформулировать тему урока, зная только ФИО автора? – Чтобы выйти из этого затруднения, давайте разгадаем ребус. – А сейчас мы можем определить тему нашего урока? – Сформулируйте цель, которую мы можем поставить перед собой. | Формулируют тему и цель урока. - Не можем. Мы не знаем названия произведения. - Телефон. - Тема: «Н.Н. Носов «Телефон»». - Цель: знакомство с рассказом Н.Н. Носова «Телефон». | | П: с помощью педагогического работника формулировать цель. | |
4. Построение проекта выхода из затруднения | Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) | Организует деятельность по составлению плана действий. – Чтобы достичь нашей цели, нам необходим план действий, но он представлен в перепутанном порядке. Вам необходимо восстановить его в правильном порядке. – Какой пункт мы с вами уже выполнили? – Что нам нужно ещё сделать? | Планируют действия по решению учебной задачи для получения результата. 1. Познакомиться с биографией Н. Н. Носова. 2. Прочитать рассказ «Телефон». 3. Проанализировать произведение. Отвечают на вопросы. | | Р: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата. | |
5. Реализация построенного проекта | Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) Словесный (беседа) | Организует работу со значениями неизвестных слов. – Перед чтением произведения нам необходимо познакомиться со значениями слов, которые могут быть вам непонятны. – Кто из вас знает, что означает слово «аппарат»? Подумайте, а теперь посмотрите определение на слайде. – А что такое «трубка»? Как думаете? – Кто может объяснить, что значит «катушка»? Давайте проверим по слайду. – А что означает слово «проволока»? Как думаете? Смотрим определение. – А «форточка» – знакомое слово? Проверим по определению: – А теперь давайте прослушаем отрывок из рассказа Н. Н. Носова «Телефон». – Открываем учебник на странице 134 и следим внимательно по тексту. Аудиозапись отрывка из рассказа. Организует беседу по прослушанному отрывку. – Вы прослушали отрывок, какую картину вы себе представили? – Попробуйте нарисовать словесный портрет друга главного героя. – Как вы его себе представили? – Какой речью он обладает? – Как вы думаете, с какой интонацией нужно читать его слова? – Почему сложно представить, как нужно читать его слова? – Какое настроение вызвал у вас рассказ? | Предполагают значения непонятных слов. – Аппарат – это устройство или прибор, выполняющий определённую функцию (в данном случае – телефонный). – Трубка (телефонная) – это часть телефона, которую берут в руку и говорят или слушают через неё. – Катушка – это цилиндрическая основа, на которую наматывают нитки, проволоку или верёвку. – Проволока – это длинная и тонкая металлическая нить, по которой может передаваться звук или ток. – Форточка – это небольшое окошко в верхней части обычного окна, которое можно открывать для проветривания. Слушают отрывок аудиозаписи. Отвечают на вопросы учителя. – Недостаточно информации в тексте. – Хорошее, весёлое, радостное. | Объяснять значение незнакомого слова с использованием контекста. Читать вслух и про себя в соответствии с учебной задачей. Владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста. | П: анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей. К: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения. К: соблюдать правила ведения диалога; П: анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей; П: согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде. | Развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений художественной литературы, творчества писателей; Приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений художественной литературы; понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ. |
6. Первичное закрепление с проговаривание во внешней речи. | Словесный (беседа) Приём «Чтение по ролям» | Организует чтение и анализ текста детьми. – Я предлагаю вам продолжить чтение данного рассказа по ролям. – Как вы думаете, какими качествами нужно обладать, чтобы уметь читать по ролям? – Знаете ли вы, кто такой Константин Сергеевич Станиславский? – Станиславский — это известный русский режиссёр, актёр и театральный педагог. Он создал систему актёрской игры, которая помогает артистам лучше понимать своих персонажей и правдиво играть на сцене. И по его мнению, вот какими качествами нужно обладать: наблюдательность – умение подмечать в повседневной жизни и переносить на сцену интересные ситуации, характер запоминающихся личностей; память (словесная, образная, эмоциональная) – актёр должен хорошо запоминать не только текст роли, но уметь легко вспоминать пережитые когда-то чувства, ощущать их заново; внимание – это качество многостороннее: актёру нужно правильно распределять своё внимание между партнёрами по сцене и зрителями; способность концентрироваться на задаче – в любой ситуации актёр должен уметь управлять своими эмоциями, применять принцип игры «здесь и сейчас»; умение отвлекаться от второстепенных деталей – артиста на сцене нередко могут отвлечь от роли технические накладки, настоящий профессионал не должен обращать на них внимания; воображение – без развития актёрской фантазии игра сковывается, а образ персонажа получается неполным и неправдоподобным. – Теперь, у каждого есть таблица с этими качествами. Сейчас мы попробуем найти, кто больше всего подходит на роль актёра в классе. Ставьте плюсик, если вам кажется, что у читающих по ролям есть эти качества. Критерий | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Наблюдательность | | | | | | | Память | | | | | | | Внимание | | | | | | | Концентрация на задаче | | | | | | | Воображение | | | | | | | – Перед чтением давайте вспомним, менялся голос ли диктора при чтении фрагмента? Возможно весело, громко, тихо, серьёзно. – Поэтому, при чтении вам необходимо повторить те же интонации, чтобы передать настроение героев и события. – Также делайте паузы в нужных местах, чтобы слушателям было легче понять смысл. – Итак, вы прочитали данное произведение. – Поднимите руку, если вы оценили читающих на высокие баллы. – Что особенного в рассказе? – Какие моменты рассказа заставили вас улыбнуться? – Почему Мишка сказал такие слова в конце рассказа? – Объясните название рассказа. – Помогает ли оно понять основную мысль рассказа? В чем она заключается? – Теперь давайте выполним работу в группах на странице 141. Составьте диалог по телефону, как будто вы разговариваете с друзьями. Проводит фронтальную проверку. | Читают произведение по ролям. Предполагают, какие качества необходимы. Отвечают на вопрос. Анализируют содержание текста по вопросам. Отвечают на вопросы. Выполняют задание. - В нём много диалогов. Высказывают мнение. Главная мысль рассказа заключается в том, что два друга впервые получили возможность поговорить по телефону, но растерялись и не знали, о чём говорить. Этот рассказ показывает: когда действительно нужно что-то обсудить — подходящие слова не находятся, а когда не нужно — разговоры текут легко и непринуждённо. Выполняют задание. Осуществляют фронтальную проверку. | Читать вслух и про себя в соответствии с учебной задачей. Владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста. Читать по ролям с соблюдением норм произношения, расстановки ударения. | К: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения. П: анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей. К: соблюдать правила ведения диалога. | Приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений художественной литературы; понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ. |
7.Самостоятельная работа с проверкой по эталону | Практический (работа в рабочем листе) Наглядный (демонстрация) | Организует самостоятельную работу. – Теперь вам нужно выполнить тест (Приложение 1). – Проверьте друг друга по слайду. | Выполняют самостоятельную работу с помощью рабочего листа. Проверяют свои работы по слайду-эталону. | | П: анализировать и создавать текстовую, информацию в соответствии с учебной задачей. Р: корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок. | Понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ. |
8.Включение в систему знаний и повторение | Словесный (беседа) | Организует беседу для повторения изученного, определения внутри- и межпредметных связей. – Ребята, а напомните мне тему нашего урока. – С какими произведениями мы сегодня познакомились? – Чему они нас научили? – Где мы можем применить полученные на уроке знания? | Отвечают на обобщающие вопросы. | | К: соблюдать правила ведения диалога. П: делать выводы. | |
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке | Словесный (беседа) | Организует самооценку деятельности учащихся с помощью фразеологизмов – Давайте посмотрим на нашу цель, мы достигли её? – Давайте вернёмся к плану. – Все ли задачи мы с вами выполнили? – А сейчас я предлагаю вам оценить свою деятельность на уроке. Подберите фразеологизм, который характеризует вашу работу на уроке. | Оценивают свою деятельность. | | Р: устанавливать причины успеха/неудач в учебной деятельности. | |