СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта по литературному чтению: "Н. Н. Носов «Телефон»"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта по литературному чтению: "Н. Н. Носов «Телефон»"»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Ф.И.О. Носкова Татьяна Сергеевна.

Предмет: литературное чтение.

Класс: 3 «Д».

Тема: «Н. Н. Носов "Телефон"».

Тип урока: урок «открытия» нового знания.  

Цель: первичное усвоение новых знаний и способов действий при изучении рассказа Н. Н. Носова «Телефон».

Планируемые результаты

Задачи

Предметные:

- объяснять значение незнакомого слова с использованием контекста;

- читать вслух и про себя в соответствии с учебной задачей;

- владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста;

- читать по ролям с соблюдением норм произношения, расстановки ударения.

Дидактические:

  1. Формировать представление о рассказе Н. Н. Носова «Телефон».

  2. Формировать умения: объяснять значение незнакомого слова с использованием контекста; читать вслух и про себя в соответствии с учебной задачей; владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста; читать по ролям с соблюдением норм произношения, расстановки ударения.

Метапредметные:

Познавательные:

- с помощью педагогического работника формулировать цель;

- согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;

- анализировать и создавать текстовую, графическую информацию в соответствии с учебной задачей;

- объединять части объекта (объекты) по определённому признаку;

- сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;

- делать выводы.

Коммуникативные:

- соблюдать правила ведения диалога;

- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения;

- корректно и аргументированно высказывать своё мнение.


Регулятивные:

- выстраивать последовательность выбранных действий;

- планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

- корректировать учебные действия для преодоления ошибок;

- устанавливать причины успеха/неудач в учебной деятельности.

Развивающие:

1. Формировать умения (познавательные): с помощью педагогического работника формулировать цель; согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; анализировать и создавать текстовую, графическую информацию в соответствии с учебной задачей; объединять части объекта (объекты) по определённому признаку; сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии; делать выводы.


2. Формировать умения (коммуникативные): соблюдать правила ведения диалога; воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение.



  1. Формировать умения (регулятивные): выстраивать последовательность выбранных действий; планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

корректировать учебные действия для преодоления ошибок; устанавливать причины успеха/неудач в учебной деятельности.

Личностные (у учащихся будут сформированы):

  • развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений художественной литературы, творчества писателей;

  • приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений художественной литературы; понимание образного языка

художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ.

Воспитательные:

Формировать познавательный интерес, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании произведений художественной литературы, творчества писателей.

Способствовать приобретению эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений художественной литературы; пониманию образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Дидактические средства: учебник «Литературное чтение». Л. Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, 3 класс, 2 ч., учебная презентация.

Интерактивное оборудование: компьютер, проектор.




ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА


Этап

Методы и приёмы работы

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные (П, Р, К)

Личностные

1. Мотивация к учебной деятельности.

Словесный

(беседа)

Наглядный

(демонстрация)

Приветствует учащихся.

– Здравствуйте, ребята! Садитесь!

Организует проверку готовности к учебной деятельности.

– На парте у вас должны лежать учебник, тетрадь и пенал.

Демонстрирует высказывание на слайде.

«Чтение хороших книг — это разговор с самыми лучшими людьми прошедших времён, и притом такой разговор, когда они сообщают нам только лучшие свои мысли», Рене Декарт.

– К чему нам нужно стремиться на уроках литературного чтения?

Приветствуют учителя.



Проверяют готовность к уроку.





Один учащийся читает цитату. Высказывают свои предположения о её значении.







Корректно и аргументированно высказывают своё мнение.












К: корректно и аргументированно высказывать своё мнение.


2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Словесный (беседа, рассказ)


Наглядный

(демонстрация)

Организует речевую разминку и знакомство с биографией автора затруднения как подведение к теме.

– Начнём урок с речевой разминки, а именно с упражнения на развитие дикцию. Сначала покажу как выполнить упражнение я, а затем выполним все вместе.

  1. От топота копыт пыль по полю летит.

  2. Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.

  3. Купи кипу пик, пик кипу купи! Купи кипу пуха, кипу пуха купи!

  4. Забыл Панкрат Кондратов домкрат, а Панкрату без домкрата не поднять на тракте трактор. И ждёт на тракте трактор домкрат.

  5. Хвалю халву.

  6. У Феофана Митрофаныча три сына – Феофанычи.

  7. Фараонов фаворит на сапфир сменил нефрит.


– Посмотрите на слайд, узнали ли вы, кто изображён на портрете? Предположите, кем может быть этот человек.

– Знакомы ли вы с творчеством

Николая Николаевича Носова?

– Какие произведения автора вы знаете?

– Сейчас я вам расскажу биографию автора. Слушайте внимательно, я задам вам вопросы.


– Николай Николаевич Носов — известный советский писатель, автор любимых детских рассказов и повестей. Его книги знают и любят дети не одного поколения. Он умел очень просто и с юмором говорить о важном: о дружбе, честности, доброте и ответственности.


– Николай Носов родился 10 ноября 1908 года в городе Киев. Его отец был артистом, и, возможно, именно благодаря этому в маленьком Коле с ранних лет проснулся интерес к искусству. Детство Носова прошло не в тепличных условиях: как и многие мальчишки того времени, он был живым, озорным и очень любознательным. Он увлекался рисованием, музыкой, фотографией, любил мастерить и проводить химические опыты. Некоторые из них были довольно опасными, но всё это развивало в нём наблюдательность, сообразительность и желание узнавать новое.


– После школы Николай поступил сначала в политехнический институт, но вскоре понял, что хочет заниматься искусством, и продолжил обучение во ВГИКе — Всесоюзном государственном институте кинематографии. Там он учился на режиссёра и в дальнейшем много лет снимал научные и учебные фильмы. Этот опыт научил его ясно и доступно объяснять сложные вещи — умение, которое позже пригодилось ему в литературе.


– Писателем Носов стал не сразу. Первый рассказ — «Затейники» — он опубликовал в журнале «Ёж» в 1938 году. Рассказ сразу понравился читателям, потому что в нём были узнаваемые детские герои, живая речь и забавные ситуации. С тех пор Носов стал писать всё больше и больше.


– Он писал о простых советских детях — таких, как его читатели. В его рассказах часто встречаются мальчики, которые любят играть, фантазировать, иногда шалят, но обязательно чему-то учатся. Произведения «Фантазёры», «Живая шляпа», «Заплатка», «Огурцы», «Телефон» давно стали классикой детской литературы.


– Особую славу принесли Носову книги о Незнайке — весёлом и немного упрямом коротышке, который постоянно попадал в забавные и поучительные ситуации. Повести «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в Солнечном городе», «Незнайка на Луне» — это не только интересные сказки, но и размышления о настоящей дружбе, справедливости и взрослении.


– Что показалось вам особенно интересным в биографии автора?

– Какие его произведения вы запомнили?

– Посмотрите на слайд, разгадайте ребус.





Выполняют задания речевой разминки, ориентируясь на инструкцию учителя.



















Корректно и аргументированно высказывают своё мнение.




















































































Отвечают на вопросы.




















Р: выстраивать последовательность выбранных действий.

















К: соблюдать правила ведения диалога;




К: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения;











П: устанавливать аналогии.

Развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений художественной литературы, творчества писателей.

3. Выявление места и причины затруднения

Словесный

(беседа)


Организует деятельность по формулировке темы и постановке цели урока.

– Можем ли мы уже сформулировать тему урока, зная только ФИО автора?

– Чтобы выйти из этого затруднения, давайте разгадаем ребус.


– А сейчас мы можем определить тему нашего урока?

– Сформулируйте цель, которую мы можем поставить перед собой.

Формулируют тему и цель урока.


- Не можем. Мы не знаем названия произведения.



- Телефон.






- Тема: «Н.Н. Носов «Телефон»».

- Цель: знакомство с рассказом Н.Н. Носова «Телефон».


П: с помощью педагогического работника формулировать цель.


4. Построение проекта выхода из затруднения

Словесный

(беседа)


Наглядный (демонстрация)


Организует деятельность по составлению плана действий.

– Чтобы достичь нашей цели, нам необходим план действий, но он представлен в перепутанном порядке. Вам необходимо восстановить его в правильном порядке.




– Какой пункт мы с вами уже выполнили?

– Что нам нужно ещё сделать?

Планируют действия по решению учебной задачи для получения результата.

1. Познакомиться с биографией Н. Н. Носова.

2. Прочитать рассказ «Телефон».

3. Проанализировать произведение.

Отвечают на вопросы.


Р: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата.


5. Реализация построенного проекта

Словесный

(беседа)









Наглядный (демонстрация)















Словесный

(беседа)






























Организует работу со значениями неизвестных слов.

– Перед чтением произведения нам необходимо познакомиться со значениями слов, которые могут быть вам непонятны.

– Кто из вас знает, что означает слово «аппарат»? Подумайте, а теперь посмотрите определение на слайде.






– А что такое «трубка»? Как думаете?





– Кто может объяснить, что значит «катушка»? Давайте проверим по слайду.




– А что означает слово «проволока»? Как думаете? Смотрим определение.





– А «форточка» – знакомое слово? Проверим по определению:



– А теперь давайте прослушаем отрывок из рассказа Н. Н. Носова «Телефон».

– Открываем учебник на странице 134 и следим внимательно по тексту.

Аудиозапись отрывка из рассказа.

Организует беседу по прослушанному отрывку.

– Вы прослушали отрывок, какую картину вы себе представили?

– Попробуйте нарисовать словесный портрет друга главного героя.

– Как вы его себе представили?

– Какой речью он обладает?

– Как вы думаете, с какой интонацией нужно читать его слова?

– Почему сложно представить, как нужно читать его слова?


– Какое настроение вызвал у вас рассказ?




Предполагают значения непонятных слов.


– Аппарат – это устройство или прибор, выполняющий определённую функцию (в данном случае – телефонный).

– Трубка (телефонная) – это часть телефона, которую берут в руку и говорят или слушают через неё.

– Катушка – это цилиндрическая основа, на которую наматывают нитки, проволоку или верёвку.

– Проволока – это длинная и тонкая металлическая нить, по которой может передаваться звук или ток.

– Форточка – это небольшое окошко в верхней части обычного окна, которое можно открывать для проветривания.





Слушают отрывок аудиозаписи.



Отвечают на вопросы учителя.
















– Недостаточно информации в тексте.

– Хорошее, весёлое, радостное.


Объяснять значение незнакомого слова с использованием контекста.


Читать вслух и про себя в соответствии с учебной задачей.




Владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста.









П: анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей.



















К: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения.

К: соблюдать правила ведения диалога;

П: анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей;


П: согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде.

Развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений художественной литературы, творчества писателей;





Приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений художественной литературы; понимание образного языка

художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ.



6. Первичное закрепление с проговаривание во внешней речи.

Словесный

(беседа)

Приём

«Чтение по ролям»










Организует чтение и анализ текста детьми.

– Я предлагаю вам продолжить чтение данного рассказа по ролям.

– Как вы думаете, какими качествами нужно обладать, чтобы уметь читать по ролям?

– Знаете ли вы, кто такой Константин Сергеевич Станиславский?

– Станиславский — это известный русский режиссёр, актёр и театральный педагог. Он создал систему актёрской игры, которая помогает артистам лучше понимать своих персонажей и правдиво играть на сцене. И по его мнению, вот какими качествами нужно обладать:

  • наблюдательность – умение подмечать в повседневной жизни и переносить на сцену интересные ситуации, характер запоминающихся личностей;

  • память (словесная, образная, эмоциональная) – актёр должен хорошо запоминать не только текст роли, но уметь легко вспоминать пережитые когда-то чувства, ощущать их заново;

  • внимание – это качество многостороннее: актёру нужно правильно распределять своё внимание между партнёрами по сцене и зрителями;

  • способность концентрироваться на задаче – в любой ситуации актёр должен уметь управлять своими эмоциями, применять принцип игры «здесь и сейчас»;

  • умение отвлекаться от второстепенных деталей – артиста на сцене нередко могут отвлечь от роли технические накладки, настоящий профессионал не должен обращать на них внимания;

  • воображение – без развития актёрской фантазии игра сковывается, а образ персонажа получается неполным и неправдоподобным.


– Теперь, у каждого есть таблица с этими качествами. Сейчас мы попробуем найти, кто больше всего подходит на роль актёра в классе. Ставьте плюсик, если вам кажется, что у читающих по ролям есть эти качества.

Критерий

0

1

2

3

4

5

Наблюдательность







Память







Внимание







Концентрация на задаче







Воображение








– Перед чтением давайте вспомним, менялся голос ли диктора при чтении фрагмента? Возможно весело, громко, тихо, серьёзно.

– Поэтому, при чтении вам необходимо повторить те же интонации, чтобы передать настроение героев и события.

– Также делайте паузы в нужных местах, чтобы слушателям было легче понять смысл.

– Итак, вы прочитали данное произведение.

– Поднимите руку, если вы оценили читающих на высокие баллы.

– Что особенного в рассказе?


– Какие моменты рассказа заставили вас улыбнуться?

– Почему Мишка сказал такие слова в конце рассказа?

– Объясните название рассказа.

– Помогает ли оно понять основную мысль рассказа? В чем она заключается?


– Теперь давайте выполним работу в группах на странице 141. Составьте диалог по телефону, как будто вы разговариваете с друзьями.

Проводит фронтальную проверку.

Читают произведение по ролям.


Предполагают, какие качества необходимы.

Отвечают на вопрос.

























































Анализируют содержание текста по вопросам.

Отвечают на вопросы.








Выполняют задание.

- В нём много диалогов.

Высказывают мнение.



Главная мысль рассказа заключается в том, что два друга впервые получили возможность поговорить по телефону, но растерялись и не знали, о чём говорить. Этот рассказ показывает: когда действительно нужно что-то обсудить — подходящие слова не находятся, а когда не нужно — разговоры текут легко и непринуждённо.






Выполняют задание.




Осуществляют фронтальную проверку.

Читать вслух и про себя в соответствии с учебной задачей.


Владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста.


Читать по ролям с соблюдением норм произношения, расстановки ударения.


К: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения.
























































П: анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей.

К: соблюдать правила ведения диалога.










Приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений художественной литературы; понимание образного языка

художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ.


7.Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Практический

(работа в рабочем листе)


Наглядный

(демонстрация)

Организует самостоятельную работу.

– Теперь вам нужно выполнить тест (Приложение 1).


– Проверьте друг друга по слайду.


Выполняют самостоятельную работу с помощью рабочего листа.


Проверяют свои работы по слайду-эталону.



П: анализировать и создавать текстовую, информацию в соответствии с учебной задачей.

Р: корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.

Понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ.

8.Включение в систему знаний и повторение

Словесный

(беседа)


Организует беседу для повторения изученного, определения внутри- и межпредметных связей.

– Ребята, а напомните мне тему нашего урока.

– С какими произведениями мы сегодня познакомились?

– Чему они нас научили?

– Где мы можем применить полученные на уроке знания?

Отвечают на обобщающие вопросы.











К: соблюдать правила ведения диалога.






П: делать выводы.


9. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Словесный

(беседа)


Организует самооценку деятельности учащихся с помощью фразеологизмов

– Давайте посмотрим на нашу цель, мы достигли её?

– Давайте вернёмся к плану.

– Все ли задачи мы с вами выполнили?

– А сейчас я предлагаю вам оценить свою деятельность на уроке. Подберите фразеологизм, который характеризует вашу работу на уроке.

Оценивают свою деятельность.


Р: устанавливать причины успеха/неудач в учебной деятельности.



Приложение 1

1. Где живут ребята?

    а) в одной квартире       б) на соседних улицах
   в) по соседству друг с другом    г) в разных городах

2. Где ребята увидели телефон?

    а) нашли у себя дома      б) им отдали соседи
   в) в магазине игрушек

3. Сколько времени ребята копили деньги?

    а) месяц       б) год       в) две недели

4. Как мальчики соединили между собой телефоны?

    а) электрическим проводом         б) проволокой

    в) через Интернет

5. О чем разговаривали друзья по телефону?

    а) о том, что как здорово, что они купили телефон

    б) о домашнем задании     в) о смысле жизни


6. Что придумал Мишка делать по телефону?

    а) рассказывать небылицы   б) кукарекать

    в) петь и на рояле играть

7. Какое из животных разговаривало с Колей по телефону?

    а) кошка   б) Золотая рыбка      в) собака

8. Какое насекомое жужжало в трубку телефона? 

    а) муха      б) комар       в) пчела

9. Зачем Мишка сломал свой телефон?

    а) телефон сам сломался    б) телефон упал и сломался

    в) хотел посмотреть, как он устроен    

    г) телефон перестал работать, и Мишка его разобрал

10. Что осталось у Мишки после сборки телефона?

    а) железка одна и два винтика       б) сим карта    

    в) гвозди и шурупы      г) ничего не осталось

11. Какой это рассказ?

    а) научно-фантастический      б) детективный
   в) приключенческий                г) юмористический