2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. | Словесный (беседа, рассказ) Наглядный (демонстрация) Приём «Лесенка». | Организует речевую разминку и знакомство с биографией автора как подведение к теме. – Начнём урок с речевой разминки, а именно с упражнения на развитие дикцию. Сначала покажу как выполнить упражнение я, а затем выполним все вместе. Перед обучающимися на доске картинка с нарисованной лесенкой или макет лесенки. По ходу игры учитель ставит на каждую перекладину картинку определённого животного. На дворе стоит лесенка. На ней пять ступенек. На нижнюю ступеньку прыгнула большая собака и залаяла. На вторую ступеньку прыгнула кошка и замяукала. На третью ступеньку вскочил петух и громко запел: «ку-ка-ре-ку». На четвертую ступеньку прилетел жук, сел и зажужжал: «ж-ж-ж». На пятую ступеньку сел комар и запел свою песенку: «з-з-з». – Посмотрите на слайд, узнали ли вы, кто изображён на портрете? Предположите, кем может быть этот человек. – Знакомы ли вы с творчеством Ханса Кристиана Андерсена? – Какие произведения автора вы знаете? – Сейчас я вам расскажу биографию автора. Слушайте внимательно, я задам вам вопросы. – Ганс Христиан Андерсен — один из самых известных писателей сказок в мире. Его произведения читают дети и взрослые во многих странах. Он родился 2 апреля 1805 года в небольшом датском городе Оденсе. Семья Андерсена была очень бедной. Отец работал сапожником, а мать — прачкой. Несмотря на трудности, родители старались привить Гансу любовь к книгам и искусству. Отец читал ему вслух, рассказывал сказки и истории, и это очень повлияло на будущего писателя. Когда Андерсену было 11 лет, его отец умер, и мальчику пришлось рано начать взрослую жизнь. В 14 лет Ганс поехал в столицу Дании — Копенгаген, мечтая стать актёром и певцом. Сначала ему было очень трудно. Его не принимали в театры, он плохо пел и почти не учился. Но Андерсен не сдавался. Он стал писать стихи, пьесы и рассказы. Спустя несколько лет ему удалось поступить в школу, где он получил образование благодаря помощи добрых людей, поверивших в его талант. Настоящую известность Андерсену принесли сказки. Первые были опубликованы в 1835 году. Одна из них — «Принцесса на горошине». Потом появились и другие известные произведения: «Дюймовочка», «Гадкий утёнок», «Русалочка», «Снежная королева», «Новое платье короля», «Стойкий оловянный солдатик», «Дикие лебеди» и многие другие. Сказки Андерсена отличаются тем, что в них не только волшебство, но и глубокий смысл. В них рассказывается о доброте, честности, сострадании, силе духа. Герои его сказок часто сталкиваются с трудностями, но не теряют надежду и остаются верными себе. Ганс Христиан Андерсен много путешествовал, записывал свои впечатления и продолжал писать. У него не было своей семьи, но он говорил, что его книги — это его дети. Его очень уважали при жизни, хотя в молодости к нему относились с недоверием и насмешкой. Андерсен умер 4 августа 1875 года. Его сказки переведены более чем на 150 языков. В его честь весь мир отмечает 2 апреля — Международный день детской книги. – Что показалось вам особенно интересным в биографии автора? – Какие его произведения вы запомнили? – Посмотрите на слайд, разгадайте ребус. | Выполняют задания речевой разминки, ориентируясь на инструкцию учителя. Дети воспроизводят звукоподражания, изменяя высоту и силу голоса. Произносят низким и громким голосом: «гав-гав-гав». Произносят более тихим и более высоким голосом: «мяу-мяу-мяу». Произносят громким и высоким голосом: «ку-ка-ре-ку». Произносят низким и тихим голосом: «ж-ж-ж». Произносят тихим и высоким голосом: «з-з-з». Корректно и аргументированно высказывают своё мнение. Отвечают на вопросы. | | Р: выстраивать последовательность выбранных действий. К: соблюдать правила ведения диалога; К: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения; П: устанавливать аналогии. | Развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений художественной литературы, творчества писателей. |
5. Реализация построенного проекта | Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) Словесный (беседа) | Организует работу со значениями неизвестных слов. – Перед чтением произведения нам необходимо познакомиться со значениями слов, которые могут быть вам непонятны. – Кто из вас знает, что означают слова «скромно сел в уголке, нахохлившись»? Подумайте, а теперь посмотрите определение. – Кто из вас знает, что означает слово «блажь»? Подумайте, а теперь посмотрите определение. – Кто из вас знает, что означает слово «пребезобразный»? Подумайте, а теперь посмотрите определение. – А теперь давайте прослушаем отрывок из сказки. – Я буду сопровождать чтение диафильмом «Гадкий утёнок». – Открываем учебник и следим внимательно по тексту. Аудиозапись отрывка из сказки. Организует беседу по прослушанному отрывку. – Где происходят события в начале рассказа? – Чем занималась утка среди лопухов? – Чем отличался последний вылупившийся утёнок? – Как утка проверила, умеет ли птенец плавать? – Как повели себя другие утки и птицы на птичьем дворе? – Как относилась мать к уродливому утёнку? – Почему утёнок решил уйти с птичьего двора? – Куда попал утёнок после побега? – Как к нему отнеслись дикие утки? – Какой характер вы заметили у утки-мамы? А у старой утки? – Каким вы представляете себе гадкого утёнка? – Какими вы видите других утят? Чем они отличаются от главного героя? – Кто в этом отрывке показался вам добрым, а кто жестоким? Почему? – Почему, как вы думаете, утёнок так сильно отличается от всех остальных? – Как вы представляете речь утки-мамы? – Как бы вы прочитали слова утки, когда она говорит: «Живо! Живо!» — громко, весело, сердито? – Как бы вы прочитали слова диких уток? С какой интонацией? – Почему, как вам кажется, трудно понять, с какой интонацией читать слова некоторых героев? – Если бы вы были актёрами, как бы вы сыграли утёнка, когда его прогоняют? – Какие чувства вызвал у вас этот отрывок? – Как вы думаете, что чувствовал утёнок, когда его обижали? – Какие моменты показались вам радостными, а какие — тяжёлыми? – С каким настроением вы бы поставили спектакль по этому эпизоду? – Что бы вы сказали утёнку, чтобы его утешить? | Предполагают значения непонятных слов. – Скромно сел в уголке, нахохлившись — огорчённо сел, сжавшись. – Блажь — странное, капризное желание. – Пребезобразный — очень некрасивый. Слушают отрывок аудиозаписи. Отвечают на вопросы учителя. – В самом начале события происходят во дворе возле старой усадьбы, где в зарослях лопухов насиживала яйца утка. – Она высиживала яйца, ожидая, когда вылупятся утята. – Он был намного больше других, серая и некрасивая, неловкая птица. Остальные утята были жёлтые и милые, а он — серый и, по мнению окружающих, уродливый. – Она повела всех утят к воде и наблюдала, как они поплывут. Даже гадкий утёнок хорошо плавал, и утка убедилась, что он умеет это делать. – Они смеялись над гадким утёнком, обзывали его, клевали и прогоняли. Его не принимали и считали хуже всех. – Сначала она защищала его, говоря, что он вырастет и станет лучше. Но со временем ей стало тяжело его защищать, и даже она начала сомневаться в нём. – Его все дразнили, клевали и унижали. Он чувствовал себя одиноким и несчастным, поэтому сбежал, чтобы найти место, где его примут. – Сначала он попал в болото, потом к диким уткам, позже жил у старушки, затем снова скитался, пережил зиму на пруду. – Они сначала тоже были не слишком добры, сказали, что он слишком уродлив, чтобы вступить в их стаю, но позволили пожить рядом, если он не будет жениться на одной из них. – Утка-мама заботливая и терпеливая, хотя немного устала. Старая утка более опытная и практичная, она слегка ворчлива, но не злая. – Большой, серый, неуклюжий, не такой пушистый, как остальные. Он скромный, печальный и чувствительный. – Остальные утята маленькие, жёлтые, симпатичные, шустрые. Они более уверенные в себе, потому что похожи на мать. – Добрая — утка-мать, она защищает сына. Жестокие — другие утки, куры и особенно индейский петух, потому что они сразу начинают обижать утёнка только за внешний вид. – Потому что он не утёнок — он лебедь, просто ещё совсем маленький и не раскрылся. – Заботливая, иногда торопливая, но ласковая. Она крякает строго, но с теплотой. – Громко, весело и немного волнительно — как мама, которая хочет, чтобы все слушались. – Холодно и недружелюбно, немного с насмешкой или подозрением. – Потому что в тексте не всегда указано настроение героев, и нужно самому додумывать по ситуации и действиям. – Тихо, с опущенной головой, жалобно, сдерживая слёзы. Говорил бы неуверенно, испуганно и одиноко. – Грусть и сочувствие к утёнку, возмущение от несправедливости, немного тревоги и ожидание, что всё наладится. – Он чувствовал себя ненужным, одиноким, напуганным и, наверное, задавался вопросом, почему его никто не любит. – Радостный момент — когда утята вылупились и пошли плавать. Тяжёлые — когда всех приняли, а утёнка стали обижать. – Сначала светлым и солнечным, затем постепенно — тревожным, с ноткой печали. В конце — надежда. – «Ты особенный. Просто сейчас это никто не видит. Потерпи немного, и ты станешь самым красивым и свободным из всех». | Объяснять значение незнакомого слова с использованием контекста. Читать вслух и про себя в соответствии с учебной задачей. Владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста. Читать по ролям с соблюдением норм произношения, расстановки ударения. | П: анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей. К: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения. К: соблюдать правила ведения диалога; П: анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей; П: согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде. П: анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей; П: согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде. | Развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений художественной литературы, творчества писателей; Приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений художественной литературы; понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ. |
6. Первичное закрепление с проговаривание во внешней речи. | Словесный (беседа) Приём «Чтение по ролям» | Организует чтение и анализ текста детьми. – Я предлагаю вам продолжить чтение данной сказки по ролям. – Давайте вспомним, какими качествами нужно обладать, чтобы уметь читать по ролям? – Теперь, у каждого есть таблица с этими качествами. Сейчас мы попробуем найти, кто больше всего подходит на роль актёра в классе. Ставьте плюсик, если вам кажется, что у читающих по ролям есть эти качества. Критерий | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Наблюдательность | | | | | | | Память | | | | | | | Внимание | | | | | | | Концентрация на задаче | | | | | | | Воображение | | | | | | | – Перед чтением давайте вспомним, менялся голос ли диктора при чтении фрагмента? Возможно весело, громко, тихо, серьёзно. – Поэтому, при чтении вам необходимо повторить те же интонации, чтобы передать настроение героев и события. – Также делайте паузы в нужных местах, чтобы слушателям было легче понять смысл. – Итак, вы прочитали данное произведение. – Поднимите руку, если вы оценили читающих на высокие баллы. – Объясните название рассказа. | Читают произведение по ролям. Предполагают, какие качества необходимы. Отвечают на вопрос. Анализируют содержание текста по вопросам. Отвечают на вопросы. Выполняют задание. Высказывают мнение. | Читать вслух и про себя в соответствии с учебной задачей. Владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста. | К: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения. П: анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей. К: соблюдать правила ведения диалога. | Приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений художественной литературы; понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ. |