Педагогические цели | ознакомить детей со стихотворениями о весне Ф.И. Тютчева; научить анализировать произведения, воспринимать и понимать чувства и настроения стихотворений; развивать речь учащихся, развивать эмоциональное отношение к произведениям искусства, образное и логическое мышление и внимание; воспитывать любовь к природе и русской словесности. |
Тип урока | Решение учебной задачи |
Планируемые результаты (предметные) | учащиеся должны уметь читать стихотворения, передавать с помощью интонации настроение поэта; различать стихотворный и прозаический тексты; наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, объяснять интересные выражения в лирическом тексте. |
Личностные результаты | Имеют установки на безопасный, здоровый образ жизни; мотивацию к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Регулятивные: осуществляют итоговый и пошаговый контроль по результату. Познавательные: общеучебные – осуществляют поиск информации в тексте; логические – владеют основами смыслового чтения художественных и познавательных текстов, умеют выделять существенную информацию. Коммуникативные: в коммуникации умеют строить понятные для партнеров высказывания |
Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Приемы контроля |
осуществляемые действия | формируемые умения |
I. Мотивирование к учебной деятельности. (Организационный момент) |
Фронтальная. Словесный. Слово учителя | Приветствие учащихся. Настройтесь на урок. – Проверим готовность к уроку | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя | |
II. Речевая разминка |
Индивидуальная. Словесная | - Прочитайте скороговорку 3 раза - медленно, быстрее, очень быстро, но без ошибок и четко проговаривая все звуки. Три сестрицы тараторки Тараторили на горке. Съел молодец Тридцать три пирога с пирогом, Да все с творогом. | Читают скороговорку с различной интонацией | Отрабатывают правильность произношения звуков | Правильность произношения |
III. Постановка учебной задачи |
Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя | Мы изучили раздел «Я и мои друзья». На уроках говорили о разных человеческих качествах, которые помогают или мешают дружбе, хорошим, добрым отношениям между людьми и даже между людьми и животными. Сегодня мы еще раз вспомним все эти произведения. | Слушают учителя | Принимают учебную задачу, сформулиро-ванную учителем. | |
IV. Усвоение новых знаний и способов действий. |
Фронтальная Словесный, практический. Беседа | 1.Первичное чтение стихотворения «Зима не даром злится...» Учитель читает. Дети следят по тексту. - Послушайте, что пишет о наступлении весны Ф.И. Тютчев. 2.Первичная проверка понимания, работа с текстом 1. Беседа. Понравилось ли вам стихотворение? Ответьте на вопрос после стихотворения. Вы заметили, что поэт пишет о зиме и весне, как о живых существах? Найдите и прочитайте эти строки. Как названа Зима? (Ведьма злая.) А весна? (Прекрасное дитя.) Это рассказ (повествование) или описание? Если рассказ, то главное, это действия. Запомнились ли вам какие-то строки? Что делает Весна? А Зима? Такой поэтический прием, когда предметы изображаются как живые существа называется ОЛИЦЕТВОРЕНИЕМ. Какое настроение вызывает чтение этого стихотворения? А какое настроение у поэта? Он радуется или печалится? С каким настроением надо читать это стихотворение? Попробуйте. 2. Выразительное чтение (3-4 человека). - Замечательно справились, думаю, что автору бы понравилось. | Отгадывают название произведений по опорным словам. | Учатся читать поэтические произведения, понимать их, объяснять значения слов. | Правильное чтение |
V. Физкультминутка. |
Практическая | Свободный выбор детей | Выполняют движения по строкам стихотворения. | | Наблюдение |
VI. Продолжение работы по теме |
Фронтальная, групповая Словесный, | Первичное чтение учителем стихотворения «Весенние воды». Звучит «Апрель» П.И. Чайковского. Изменяется ли настроение на протяжении стихотворения? (Быстрое движение и блеск воды, ее шум, свет солнца вызывают бурную радость: ее возвещают воды. Она сменяется ожиданием «тихих, теплых майских дней». Здесь настроение сменяется тихой, светлой радостью.) Прочитайте первые 2 строчки стихотворения «Весенние воды». О каком периоде весны в них говорится? Какие звуки мы слышим? Опишите их. Что значит «гласят»? Прочитайте вопросы на с. 112 и ответьте на них. 3. Повторное выразительное чтение стихотворения учащимися. | Читают стихотворение выразительно | Учатся объяснять значения слов. Учатся работать с текстом, искать нужную информацию. | Правильное чтение |
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) |
Фронтальная. Словесный. Беседа | | Заканчивают предло-жения в зависимости от своего состояния, впечатления от урока | Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке | Беседа по вопросам. Саморегуляция |
VIII. Домашнее задание. Выучить наизусть одно стихотворение. |
Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя | Обеспечивает понимание цели, содержания и способов выпол- нения домашнего задания. Проверяет соответствующие записи | Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи | Принимают учебное задание. Понимают цели, содержание и способы выполнения задания | |