1. Знакомство с новой единицей счёта – десятком. Учитель выставляет на наборное полотно какие-либо фигурки, например, пять лисичек. – Сосчитай количество предметов. Как ты считал? (По одному.) – Как ещё можно считать? (Парами, то есть по два.) – Считать предметы можно не только единицами и парами, но и тройками, пяткáми и т. д. – Возьмите 10 палочек. Как можно сказать о количестве палочек? (Их десять.) – А теперь соедините палочки в пучок. Получим десяток. – Сколько десятков палочек у вас в пучке? (Один.) – Значит, можно сказать, что у вас десять палочек или один десяток. На доску учитель вывешивает табличку: 2. Образование чисел второго десятка. Практическая деятельность учащегося. – Положи на парту один десяток палочек. – Теперь положи одну палочку на десяток палочек. Сколько стало всего палочек? (11.) – Сколько у тебя лежит десятков палочек? (Один.) Сколько отдельных палочек? (Одна.) – Значит, в числе 11 – 1 десяток и 1 единица. – Добавь ещё одну палочку. Сколько палочек стало? (12.) – Сколько в числе 12 десятков, сколько единиц? Аналогично рассматриваются числа от 13 до 19. Учитель обращает внимание на то, что первая часть в названии чисел от 11 до 19 говорит о количестве единиц. – А теперь положи на парту ещё одну палочку. Сколько не связанных в пучок палочек у тебя на парте? (Десять.) Сколько это десятков? (Один.) – Замени несвязанные палочки пучком палочек. – Сколько всего десятков палочек у вас на парте? (Два.) – Два десятка – это двадцать единиц. 3. Закрепление знания новой единицы счёта (задания 1, 2, с. 46 учебника). Выполняя задание 1, учащийся пользуются рисунками, данными на странице выше. Работу по заданию 2 можно провести следующим образом: – Сколько красных флажков на рисунке? (Десять.) – Как можно сказать по-другому? (Один десяток.) – Положи один десяток палочек на парту. – Сколько синих флажков? (Десять.) Как по-другому назвать 10? (Один десяток.) – Положи ещё 1 десяток палочек на парту. Сколько всего палочек у тебя на парте? (2 десятка.) – Сколько флажков на рисунке? (2 десятка.) – Два десятка – это сколько единиц? (Двадцать.) – Положи на парту 10 красных кружков и 7 синих. Каких кружков больше? На сколько? – Сколько кружков всего? (Семнадцать.) – Какое число предшествует числу 17? Какое число следует за числом 17? |