СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта по окр.миру на тему "Куликовская битва"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта по окр.миру на тему "Куликовская битва"»


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Ф.И.О. Близнюк Надежда Сергеевна

Предмет: окружающий мир

Класс: 4 «В»

Тема урока: «Куликовская битва».

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цель урока: первичное усвоение новых знаний и способов действий при изучении Куликовской битвы

Планируемые результаты:

Задачи урока:


Предметные:

Учащиеся научатся:

- описывать, как Русь боролась за независимость;

- находить на карте место Куликовской битвы;

Учащиеся получат возможность научится:

-характеризовать подготовку войск к битве и ее ход;

-определять значение Куликовской битвы в истории России.



Дидактические:

1. Формировать умения описывать, как Русь боролась за независимость; находить на карте место Куликовской битвы.


2. Формировать умения характеризовать подготовку войск к битве и ее ход; определять значение Куликовской битвы в истории России.



Метапредметные:

Познавательные:

Учащиеся научатся:

- с помощью педагога формулировать цель;

-формулировать выводы и подкреплять их доказательствами;

-анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей;

- прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;

- устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы.


Коммуникативные:

Учащиеся научатся:

- соблюдать правила ведения диалога;

- корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
- формулировать краткосрочные и долгосрочные цели на основе предложенного формата планирования;

- выполнять поручения, подчиняться.



Регулятивные:

Учащиеся научатся:

- выстраивать последовательность выбранных действий;

- корректировать учебные действия для преодоления ошибок;

-устанавливать причины успеха/неудач в учебной деятельности.



Развивающие:

1. Формировать умения (познавательные): с помощью педагога формулировать цель; делать выводы; анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей; прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях; устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы.




2. Формировать умения (коммуникативные): соблюдать правила ведения диалога; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; формулировать краткосрочные и долгосрочные цели на основе предложенного формата планирования; выполнять поручения, подчиняться.






3. Формировать умения (регулятивные): выстраивать последовательность выбранных действий; корректировать учебные действия для преодоления ошибок; устанавливать причины успеха/неудач в учебной деятельности.


Личностные:

У учащихся будет сформирован:

-познавательный интерес к изучению Куликовской битвы, активность и самостоятельность в его познании;

У учащихся может быть сформировано:

- понимание того, что победа в Куликовской битве стала важным шагом к освобождению Руси.


Воспитательные:

1.Формировать познавательный интерес к изучению Куликовской битвы, активность и самостоятельность в его познании.

2.Формировать понимание того, что победа в Куликовской битве стала важным шагом к освобождению Руси.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.

Дидактические средства, интерактивное оборудование: интерактивная доска, учебник, рабочая тетрадь, карточки для актуализации, лист с тестом, карточки для рефлексии, презентация.









ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

(П, Р, К)

Личностные

  1. Мотивация к учебной деятельности

Словесный

(беседа)

Наглядный

(демонстрация)

Приветствует обучающихся. Проверяет готовность к уроку. Организует мотивацию к учебной деятельности.

Слайд 1

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Надежда Сергеевна, и сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.

Давайте проверим готовность к уроку, у вас на партах должны лежать: учебник, рабочая тетрадь, пенал с канцелярским набором. Наш урок я хотела бы начать словами русского писателя Николя Рериха: «Защита Родины есть защита и своего достоинства». Как вы понимаете это высказывание?


-Наша Родина- это часть нас самих. Родина- это наша душа. Без неё мы не мыслим своё существование. Защита Отечества – священный долг и обязанность каждого человека, а значит и его достоинства.

Сегодня на уроке мы узнаем, как же русские войска защищали свою Родину.

Приветствуют учителя. Проверяют свою готовность к уроку.

















Высказывают своё мнение о смысле высказывания.






















К: корректно и аргументированно высказывать своё мнение.


2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.


Словесный (беседа)


Организует актуализацию и фиксирование индивидуального затруднения через вопросы по прошлой изученной теме.

- Перед началом изучения новой темы, мы с вами должны вспомнить, кто такой Иван Калита? 


-Чем известен в истории и за что его прозвали Калитой?











-Сейчас мы с вами повторим материал по прошлой теме. Сделаем мы это с помощью игры «Правда или ложь». Сейчас вам каждому раздадут набор с карточками. В наборе есть карточка с галочкой - это правда. Карточка с крестиком – ложь. Я буду читать высказывания. Если вы согласны с ним, то будете поднимать карточку «Правда», если не согласны, то «Ложь».

1. Более безопасными для жизни людей стали северо-восточные земли Руси.

-Почему именно эти земли были более безопасными для жизни?








2. Александр Невский был внуком Ивана Калиты?

-А почему это высказывание ложное?



3. Иван Калита был Московским князем и правил с 1325 по 1340 год.

4. Москва при Иване Калите была бедной и нищей, царил беспредел и беспорядок.

-Почему это ложь?









5. Иван Калита сумел войти в доверие к хану и получил право собирать дань.






-Иван Данилович Калита – это великий Московский князь, правил с 1325 по 1340 год. 

-Известен Иван Калита тем, что начал объединять земли вокруг Москвы. Прозвали Калитой, за то, что он все время ходил с кошельком, который назывался в те времена калита. И из этого кошелька подавал деньги нищим.














Карточка «Правда»




-Потому что они были наиболее удалены от Золотой Орды и располагались близ сильнейших городов Руси, таких, как Москва, Владимир, Суздаль, Ростов, Тверь и Ярославль.

Карточка «Ложь».


-Иван Калита был внуком Александра Невского.



Карточка «Правда».




Карточка «Ложь».


-Потому что Москва при Иване Калите богатела, росла и развивалась. В Москву переселялись разные купцы, ремесленники, привлеченные жить под надежной защитой.


Карточка «Правда»







К: соблюдать правила ведения диалога; корректно и аргументированно высказывать своё мнение.




























К: выполнять поручения, подчиняться;

корректно и аргументированно высказывать своё мнение.


3. Выявление места и причины затруднения

Словесный (беседа)

Наглядный (демонстрация)

Организует деятельность по формулировке темы и постановке цели.

- А что вы знаете о внуке Иваны Калиты Дмитрии Ивановиче?

- Сегодня мы узнаем, какой вклад в истории нашей страны принес Дмитрий Иванович.

Слайд 2

-Чтобы определить, о чём мы поговорим сегодня, вам необходимо посмотреть на ряд исторических событий и определить, какие вы уже знаете и изучали, а какое нет: Крещение Руси, нашествие Батыя, Куликовская битва.

-Какая тема нашего сегодняшнего урока?

-Кто-нибудь знает, что это была за битва?

Слайд 3

-Исходя из темы, какую цель урока мы можем поставить?

Формулируют тему и ставят цель.


Затрудняются ответить.
















-Куликовская битва.


Предполагают.




-Познакомиться с историческим событием: Куликовская битва.





К: соблюдать правила ведения диалога.













К: формулировать краткосрочные и долгосрочные цели на основе предложенного формата планирования.


П:с помощью педагога формулировать цель.

Познавательный интерес к изучению Куликовской битвы, активность и самостоятельность в его познании.

4. Построение проекта выхода из затруднения


Словесный (беседа)

Наглядный (демонстрация)

Организует деятельность по составлению плана действий урока.





-Что нам необходимо будет сделать, чтобы достичь нашей цели?

Слайд 4

-Пункты плана перепутаны на слайде, надо восстановить их последовательность.









Слайд 5

-Верно, это и будет план действий сегодняшнего урока.


Составляют план действий урока, определяя последовательность пунктов плана.



-Составить план действий урока.



План действий урока:

1. Узнать, как Русь боролась за независимость.

2. Определить по карте место Куликовской битвы.

3. Определить, какую роль сыграла Куликовская битва в истории России.


Р:выстраивать последовательность выбранных действий.




Познавательный интерес к изучению Куликовской битвы, активность и самостоятельность в его познании.

5. Реализация построенного проекта.

Словесный (беседа, рассказ)

Наглядный (демонстрация, иллюстрация)


Организует деятельность по реализации построенного проекта.

-На прошлом уроке вы проходили правление Ивана Калиты, а сегодня мы поговорим о его внуке Дмитрии Ивановиче и узнаем, что произошло на Куликовском поле и по каким причинам.


Слайд 6

-Обратите внимание на слайд. Перед вами два изображения Кремля при правлении разных князей: Иване Даниловиче Калите и Дмитрии Ивановиче.


-Какие изменения вы видите на изображении Кремля при Дмитрии Ивановиче?


- Как вы думаете, для чего Дмитрий Иванович приказал возвести вокруг Кремля белокаменные стены?

-Верно. Дмитрий Иванович бросил Орде открытый вызов – в 1378 г. перестал платить ненавистную дань.

-Как вы думаете, почему князь решил не платить дань Золотой Орде?

-Действительно. Русь почувствовала силу, и поняла, что можно начать бороться.

Чтобы начать бороться, что нужно было?

- Как вы думаете, предполагал ли Дмитрий Иванович, как отреагирует хан на то, что Русь отказалась платить дань?


Слайд 7

-В ту пору в Орде было неспокойно. Многочисленные соперники вели ожесточённую борьбу за власть. Одним из наиболее сильных правителей оказался у власти – Мамай, который на отказ, Дмитрием Ивановичем на выплату дани, начал собирать войско.

Как вы думаете для чего он собирал войско?

-Именно поэтому Дмитрий Иванович понимает то, что сейчас самое лучшее время для объединения сил.

-Вспомните, почему мы проиграли монголам? Что было главной причиной?


Слайд 8

-Давайте вспомним, что такое феодальная раздробленность?









-Значит, что было необходимо сделать Дмитрию Ивановичу?

-По приказу великого князя Дмитрия Ивановича помчались гонцы в разные стороны Русской земли с призывом собирать силы для отпора врагу. И потянулись к Москве княжеские полки и дружины. Шли и те, кто никогда не держал в руках оружия, - крестьяне и горожане. Всколыхнулась вся Русь. Повсюду люди молились о даровании победы, просили Бога о защите Русской земли.

Как вы думаете, почему раньше, когда монголы только пришли на нашу территорию, соседние княжества друг другу не помогали, а теперь сразу откликнулись?







-Да, верно. Дмитрий Иванович собирает общерусское войско, Хан Мамай собирает своё войско.


Слайд 9

Разумеется Дмитрий Иванович переживал и понял, что ему нужно благословление на борьбу с врагом, поэтому принял решение отправится к Сергию Радонежскому в Троицкий монастырь.

Ребята, чем знаменит Сергий Радонежский?

-Он известен как отшельник и чудотворец, основатель целого ряда монастырей, в том числе и Троицкого. Его называют духовным собирателем русского народа.

Слайд 10

-Существует легенда, согласно которой в помощь князю он отправил двух богатырей –Пересвета и Ослябю.

Затем, уже в начале сентября русское войско вышло к Дону. Посмотрите, на 71 странице учебника художник Данилевский изобразил поход войска к полю Куликову. 8 сентября 1380 года разгорелась битва. 

Слайд 11

-Выбор места для сражения пало на небольшое поле Куликово, которое находилось у слияния Дона и Непрядвы.

Посмотрите внимательно на изображение.

Как вы думаете, почему же для сражения Дмитрий Иванович выбрал именно это место?



Слайд 12.

-Сейчас мы с вами обратимся к исторической карте. На ней мы видим Москву и от неё поход русских войск во главе с Дмитрием Ивановичем, а также поход Мамая на Москву. Кто желает выйти к доске и показать место, где происходила битва?


-Перед началом битвы князь Дмитрий Иванович снял с себя княжеские доспехи и надел одежду рядового воина. А затем стоял в общем строю.

Как вы думаете, зачем он это сделал?



Слайд 13

-Давайте обратим внимание на картину Авилова- советского художника, и попробуем ответить на вопрос: что здесь происходит?

-Слева изображён русский ратник-Пересвет, справа – ордынский воин Челубей. Эти богатыри сражались в единоборстве. Пронзив друг друга копьями, оба храбреца пали замертво. И сразу же началась жестокая сеча. Монголо-татарская конница, сбив сторожевой и разгромив передовой полки, в течение трех часов пыталась прорвать центр и правое крыло русской рати. Русские полки понесли значительные потери. Был ранен и сам Дмитрий Иванович, сражавшийся в доспехах рядового воина. Когда Мамай перенес главный удар против левого фланга и начал теснить русские полки, был введен в действие частный резерв. Но противнику удалось прорвать левое крыло русских и выйти в тыл главных сил. В этот решающий момент сражения по флангу и тылу прорвавшейся монголо-татарской конницы нанес удар засадный русский полк. Неприятель растерялся и вскоре обратился в бегство. Сам Мамай, стоял на высоком холме и наблюдал разгром своих полчищ. Это было начало освобождения от монголо-татарского ига. Само сражение шло около 14 часов.

Слайд 14

-Ребята, а сейчас мы откроем рабочую тетрадь на с.22 и обратимся к картине. Нам нужно описать эту картину по плану, представленному на слайде.

Первый ряд будет отвечать на первый пункт плана. Второй- на второй пункт и т.д.

Работаем в паре и в группе.

План описания картины:

1. Чьё войско изображено на картине?

2. Какое настроение передаёт картина?

3. По какому моменту картины можно сказать, что это начало битвы?

-Битва закончилась победой Руси. О победе узнали и в других странах. Князя Дмитрия Ивановича с тех пор прозвали Донским. Хоть Русь и победила, зависимость от Орды у нее ещё осталось. Это выражается в том, что ещё почти 100 лет Русь продолжает платить дань, но уже в меньшем размере. Набеги Золотой Орды происходят реже, их последствия становятся более слабыми.

Из-за того, что Московское княжество победили, остальные княжества начали объединяться с Москвой.

Слайд 15

Посмотрите на карту. Мы можем увидеть, как расширилось Московское княжество после Куликовской битвы.

-Давайте подумаем, какие последствия были после Куликовской битвы? Какую же роль она сыграла в истории Росси?

-Последствия были такими: Русь постепенно выходит из-под влияния Ига; Русь объединяется, становится сильнее; в Золотой Орде начинается раздробленность, она стремительно ослабевает.

Слайд 16

-Знаете ли вы, где находиться памятник падшим воинам в Куликовской битве?

- Музейно-мемориальный комплекс героям Куликовской битвы находится в селе Монастырщино Тульской области.

Он расположен на слиянии рек Дона и Непрядвы. По преданию, на высоком холме на территории современного села были похоронены русские воины, павшие в Куликовской битве.


- Сейчас мы немного разомнёмся. Для этого нам нужно встать. Если я буду называть исторические лица, которые относятся к нашей сегодняшней теме, то вам нужно присесть. Если назову исторические лица, относящиеся к прошлым изученным темам, то ваша задача похлопать в ладоши.

1. Иван Калита.

2. Монахи- Кирилл и Мефодий.

3. Мамай.

4. Батый.

5. Дмитрий Иванович.

6. Богатырь Ослябя.

Работают по построенному проекту.

















-Вокруг Кремля возвели белокаменные стены.



-Для того, чтобы защитить кремль от нападений.






Ответы детей.



-Войско.





-Да.















-Для того, чтобы наказать северо-восточную Русь.




-Феодальная раздробленность.




-Феодальная раздробленность – период, когда все государства были в составе единого государства – Русь. Но они были самостоятельными и всё меньше зависели от Киева.


-Собрать единое войско.
















-Потому что в 1237 году, когда только Батый пришёл, недооценили соперника. Подумали о том, что справятся с кочевниками. А сейчас, в 1380 году, поняли то, что по отдельности не одержат победу.



















Ответы детей.



















-Потому что в основном в войсках была конница, а поле было ровное. А также на участке леса можно было сделать засаду.







Один ученик выходит к доске и показывает на карте место битвы.







-Чтобы не привлекать к себе внимания, и казаться простым воином.







Ответы детей.





Ответы детей.














































Работают в парах и в группах.






























Ответы детей.








Ответы детей.




















Выполняют задание физминутки.

Научатся описывать, как Русь боролась за независимость.


Научатся находить на карте место Куликовской битвы.


Получат возможность научиться характеризовать подготовку войск к битве и ее ход.


Получат возможность научиться

определять значение Куликовской битвы в истории России.




















К:соблюдать правила ведения диалога.



П: прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях; устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы.

К:соблюдать правила ведения диалога.















К:соблюдать правила ведения диалога.





П: устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы.

К:соблюдать правила ведения диалога; корректно и аргументированно высказывать своё мнение.



















К:соблюдать правила ведения диалога; корректно и аргументированно высказывать своё мнение.
















































П:устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы.
















К:соблюдать правила ведения диалога; К: корректно и аргументированно высказывать своё мнение.








































К:соблюдать правила ведения диалога; выполнять поручения, подчиняться.






























П: прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.

К:соблюдать правила ведения диалога.

Познавательный интерес к изучению Куликовской битвы, активность и самостоятельность в его познании.


Понимание того, что победа в Куликовской битве стала важным шагом к освобождению Руси.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Словесный (беседа)

Практический (упражнение)

Организует деятельность по закреплению изученного с проговариванием во внешней речи.


-Для того, чтобы закрепить изученную тему, нам нужно разгадать кроссворд «Куликовская битва», который находится на 21 странице рабочей тетради.

Сначала будем разгадывать по горизонтали:

6. Поле битвы 8 сентебря 1380 года.

9. Имя основателя Троицкого монастыря.

10. Имя русского князя, стоявшего во главе войска в Куликовской битве.

11. Один из богатырей, посланных на помощь князю основателем Троицкого монастыря.

А теперь по вертикали:

1. Монгольский богатырь, сразившийся в поединке с русским витязем.

2. Прозвание Московского князя, деда князя, разбившего войско ордынцев 8 сентября 1380 года.

3. Город, князь которого организовал отпор ордынцам.

4. Прозвание князя - победителя в Куликовской битве.

5. Приток Дона близ места Куликовской битвы.

7. Военачальник ордынцев.

8. Русский ратник, против Челубея.


Разгадывают кроссворд для закрепления изученного материала.






















-Куликово.


-Сергий.


-Дмитрий.



-Ослабя.





-Челубей.



-Калита.



-Москва.


-Донской.


-Непрядва.


-Мамай.

-Пересвет.



П: анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей.


















К:соблюдать правила ведения диалога; выполнять поручения, подчиняться.

Познавательный интерес к изучению Куликовской битвы, активность и самостоятельность в его познании.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Словесный (беседа)

Наглядный (демонстрация)

Практический (упражнение)

Организует самостоятельную работу обучающихся.

-Для того, чтобы проверить, закрепили ли мы изученную тему, вам нужно самостоятельно решить небольшой тест.

Слайд 17

-На слайде выведен эталон выполнения работы. Проверьте работу соседа по парте по эталону. Если все ответы правильные, то поставьте +, если есть ошибки, исправьте их.

Выполняют задание самостоятельной работы.





















Осуществляют взаимопроверку по эталону.




К: выполнять поручения, подчиняться.



















Р: корректировать учебные действия для преодоления ошибок.


8. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Словесный ( беседа)

Организует включение нового знания в систему знаний и повторение.

-Какую тему мы сегодня изучили?

-Расскажите, как Русь боролась за независимость?

- Давайте сделаем вывод. Какую роль сыграла Куликовская битва в истории России?

-Где нам могут пригодиться полученные знания?

Отвечают на вопросы по теме, повторяют изученное.

-Куликовская битва.


Ответы детей.

Научатся описывать, как Русь боролась за независимость.


Получат возможность научиться характеризовать подготовку войск к битве и ее ход.

Получат возможность научиться

определять значение Куликовской битвы в истории России.



К:соблюдать правила ведения диалога.


П: формулировать выводы и подкреплять их доказательствами.

Познавательный интерес к изучению Куликовской битвы, активность и самостоятельность в его познании.


Понимание того, что победа в Куликовской битве стала важным шагом к освобождению Руси.

9. Рефлексия учебной деятельности.

Словесный (беседа)

Наглядный (демонстрация)

Организует рефлексию учебной деятельности.


Слайд 18

-Достигли ли мы поставленной цели?

Слайд 19

-Все ли пункты плана соблюдали?


-Оцените свою работу. На партах у вас лежит карточка, на которой нужно оценить свою деятельность на уроке. Закрасьте кружок напротив предложения, если оно вам подходит к оценке вашей деятельности на уроке.

Домашнее задание в рабочей тетради с. 20 №1, 2 .

-На этом наш урок заканчивается. До свидания!

Осуществляют самооценку учебной деятельности.


-Да.



-Да.
















Записывают домашнее задание.






К:соблюдать правила ведения диалога.





Р: устанавливать причины успеха/неудач в учебной деятельности.