2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. | Словесный (беседа) | Организует актуализацию и фиксирование индивидуального затруднения через вопросы по прошлой изученной теме. - Перед началом изучения новой темы, мы с вами должны вспомнить, кто такой Иван Калита? -Чем известен в истории и за что его прозвали Калитой? -Сейчас мы с вами повторим материал по прошлой теме. Сделаем мы это с помощью игры «Правда или ложь». Сейчас вам каждому раздадут набор с карточками. В наборе есть карточка с галочкой - это правда. Карточка с крестиком – ложь. Я буду читать высказывания. Если вы согласны с ним, то будете поднимать карточку «Правда», если не согласны, то «Ложь». 1. Более безопасными для жизни людей стали северо-восточные земли Руси. -Почему именно эти земли были более безопасными для жизни? 2. Александр Невский был внуком Ивана Калиты? -А почему это высказывание ложное? 3. Иван Калита был Московским князем и правил с 1325 по 1340 год. 4. Москва при Иване Калите была бедной и нищей, царил беспредел и беспорядок. -Почему это ложь? 5. Иван Калита сумел войти в доверие к хану и получил право собирать дань. | -Иван Данилович Калита – это великий Московский князь, правил с 1325 по 1340 год. -Известен Иван Калита тем, что начал объединять земли вокруг Москвы. Прозвали Калитой, за то, что он все время ходил с кошельком, который назывался в те времена калита. И из этого кошелька подавал деньги нищим. Карточка «Правда» -Потому что они были наиболее удалены от Золотой Орды и располагались близ сильнейших городов Руси, таких, как Москва, Владимир, Суздаль, Ростов, Тверь и Ярославль. Карточка «Ложь». -Иван Калита был внуком Александра Невского. Карточка «Правда». Карточка «Ложь». -Потому что Москва при Иване Калите богатела, росла и развивалась. В Москву переселялись разные купцы, ремесленники, привлеченные жить под надежной защитой. Карточка «Правда» | | К: соблюдать правила ведения диалога; корректно и аргументированно высказывать своё мнение. К: выполнять поручения, подчиняться; корректно и аргументированно высказывать своё мнение. | |
5. Реализация построенного проекта. | Словесный (беседа, рассказ) Наглядный (демонстрация, иллюстрация) | Организует деятельность по реализации построенного проекта. -На прошлом уроке вы проходили правление Ивана Калиты, а сегодня мы поговорим о его внуке Дмитрии Ивановиче и узнаем, что произошло на Куликовском поле и по каким причинам. Слайд 6 -Обратите внимание на слайд. Перед вами два изображения Кремля при правлении разных князей: Иване Даниловиче Калите и Дмитрии Ивановиче. -Какие изменения вы видите на изображении Кремля при Дмитрии Ивановиче? - Как вы думаете, для чего Дмитрий Иванович приказал возвести вокруг Кремля белокаменные стены? -Верно. Дмитрий Иванович бросил Орде открытый вызов – в 1378 г. перестал платить ненавистную дань. -Как вы думаете, почему князь решил не платить дань Золотой Орде? -Действительно. Русь почувствовала силу, и поняла, что можно начать бороться. Чтобы начать бороться, что нужно было? - Как вы думаете, предполагал ли Дмитрий Иванович, как отреагирует хан на то, что Русь отказалась платить дань? Слайд 7 -В ту пору в Орде было неспокойно. Многочисленные соперники вели ожесточённую борьбу за власть. Одним из наиболее сильных правителей оказался у власти – Мамай, который на отказ, Дмитрием Ивановичем на выплату дани, начал собирать войско. Как вы думаете для чего он собирал войско? -Именно поэтому Дмитрий Иванович понимает то, что сейчас самое лучшее время для объединения сил. -Вспомните, почему мы проиграли монголам? Что было главной причиной? Слайд 8 -Давайте вспомним, что такое феодальная раздробленность? -Значит, что было необходимо сделать Дмитрию Ивановичу? -По приказу великого князя Дмитрия Ивановича помчались гонцы в разные стороны Русской земли с призывом собирать силы для отпора врагу. И потянулись к Москве княжеские полки и дружины. Шли и те, кто никогда не держал в руках оружия, - крестьяне и горожане. Всколыхнулась вся Русь. Повсюду люди молились о даровании победы, просили Бога о защите Русской земли. Как вы думаете, почему раньше, когда монголы только пришли на нашу территорию, соседние княжества друг другу не помогали, а теперь сразу откликнулись? -Да, верно. Дмитрий Иванович собирает общерусское войско, Хан Мамай собирает своё войско. Слайд 9 Разумеется Дмитрий Иванович переживал и понял, что ему нужно благословление на борьбу с врагом, поэтому принял решение отправится к Сергию Радонежскому в Троицкий монастырь. Ребята, чем знаменит Сергий Радонежский? -Он известен как отшельник и чудотворец, основатель целого ряда монастырей, в том числе и Троицкого. Его называют духовным собирателем русского народа. Слайд 10 -Существует легенда, согласно которой в помощь князю он отправил двух богатырей –Пересвета и Ослябю. Затем, уже в начале сентября русское войско вышло к Дону. Посмотрите, на 71 странице учебника художник Данилевский изобразил поход войска к полю Куликову. 8 сентября 1380 года разгорелась битва. Слайд 11 -Выбор места для сражения пало на небольшое поле Куликово, которое находилось у слияния Дона и Непрядвы. Посмотрите внимательно на изображение. Как вы думаете, почему же для сражения Дмитрий Иванович выбрал именно это место? Слайд 12. -Сейчас мы с вами обратимся к исторической карте. На ней мы видим Москву и от неё поход русских войск во главе с Дмитрием Ивановичем, а также поход Мамая на Москву. Кто желает выйти к доске и показать место, где происходила битва? -Перед началом битвы князь Дмитрий Иванович снял с себя княжеские доспехи и надел одежду рядового воина. А затем стоял в общем строю. Как вы думаете, зачем он это сделал? Слайд 13 -Давайте обратим внимание на картину Авилова- советского художника, и попробуем ответить на вопрос: что здесь происходит? -Слева изображён русский ратник-Пересвет, справа – ордынский воин Челубей. Эти богатыри сражались в единоборстве. Пронзив друг друга копьями, оба храбреца пали замертво. И сразу же началась жестокая сеча. Монголо-татарская конница, сбив сторожевой и разгромив передовой полки, в течение трех часов пыталась прорвать центр и правое крыло русской рати. Русские полки понесли значительные потери. Был ранен и сам Дмитрий Иванович, сражавшийся в доспехах рядового воина. Когда Мамай перенес главный удар против левого фланга и начал теснить русские полки, был введен в действие частный резерв. Но противнику удалось прорвать левое крыло русских и выйти в тыл главных сил. В этот решающий момент сражения по флангу и тылу прорвавшейся монголо-татарской конницы нанес удар засадный русский полк. Неприятель растерялся и вскоре обратился в бегство. Сам Мамай, стоял на высоком холме и наблюдал разгром своих полчищ. Это было начало освобождения от монголо-татарского ига. Само сражение шло около 14 часов. Слайд 14 -Ребята, а сейчас мы откроем рабочую тетрадь на с.22 и обратимся к картине. Нам нужно описать эту картину по плану, представленному на слайде. Первый ряд будет отвечать на первый пункт плана. Второй- на второй пункт и т.д. Работаем в паре и в группе. План описания картины: 1. Чьё войско изображено на картине? 2. Какое настроение передаёт картина? 3. По какому моменту картины можно сказать, что это начало битвы? -Битва закончилась победой Руси. О победе узнали и в других странах. Князя Дмитрия Ивановича с тех пор прозвали Донским. Хоть Русь и победила, зависимость от Орды у нее ещё осталось. Это выражается в том, что ещё почти 100 лет Русь продолжает платить дань, но уже в меньшем размере. Набеги Золотой Орды происходят реже, их последствия становятся более слабыми. Из-за того, что Московское княжество победили, остальные княжества начали объединяться с Москвой. Слайд 15 Посмотрите на карту. Мы можем увидеть, как расширилось Московское княжество после Куликовской битвы. -Давайте подумаем, какие последствия были после Куликовской битвы? Какую же роль она сыграла в истории Росси? -Последствия были такими: Русь постепенно выходит из-под влияния Ига; Русь объединяется, становится сильнее; в Золотой Орде начинается раздробленность, она стремительно ослабевает. Слайд 16 -Знаете ли вы, где находиться памятник падшим воинам в Куликовской битве? - Музейно-мемориальный комплекс героям Куликовской битвы находится в селе Монастырщино Тульской области. Он расположен на слиянии рек Дона и Непрядвы. По преданию, на высоком холме на территории современного села были похоронены русские воины, павшие в Куликовской битве. - Сейчас мы немного разомнёмся. Для этого нам нужно встать. Если я буду называть исторические лица, которые относятся к нашей сегодняшней теме, то вам нужно присесть. Если назову исторические лица, относящиеся к прошлым изученным темам, то ваша задача похлопать в ладоши. 1. Иван Калита. 2. Монахи- Кирилл и Мефодий. 3. Мамай. 4. Батый. 5. Дмитрий Иванович. 6. Богатырь Ослябя. | Работают по построенному проекту. -Вокруг Кремля возвели белокаменные стены. -Для того, чтобы защитить кремль от нападений. Ответы детей. -Войско. -Да. -Для того, чтобы наказать северо-восточную Русь. -Феодальная раздробленность. -Феодальная раздробленность – период, когда все государства были в составе единого государства – Русь. Но они были самостоятельными и всё меньше зависели от Киева. -Собрать единое войско. -Потому что в 1237 году, когда только Батый пришёл, недооценили соперника. Подумали о том, что справятся с кочевниками. А сейчас, в 1380 году, поняли то, что по отдельности не одержат победу. Ответы детей. -Потому что в основном в войсках была конница, а поле было ровное. А также на участке леса можно было сделать засаду. Один ученик выходит к доске и показывает на карте место битвы. -Чтобы не привлекать к себе внимания, и казаться простым воином. Ответы детей. Ответы детей. Работают в парах и в группах. Ответы детей. Ответы детей. Выполняют задание физминутки. | Научатся описывать, как Русь боролась за независимость. Научатся находить на карте место Куликовской битвы. Получат возможность научиться характеризовать подготовку войск к битве и ее ход. Получат возможность научиться определять значение Куликовской битвы в истории России. | К:соблюдать правила ведения диалога. П: прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях; устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы. К:соблюдать правила ведения диалога. К:соблюдать правила ведения диалога. П: устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы. К:соблюдать правила ведения диалога; корректно и аргументированно высказывать своё мнение. К:соблюдать правила ведения диалога; корректно и аргументированно высказывать своё мнение. П:устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы. К:соблюдать правила ведения диалога; К: корректно и аргументированно высказывать своё мнение. К:соблюдать правила ведения диалога; выполнять поручения, подчиняться. П: прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях. К:соблюдать правила ведения диалога. | Познавательный интерес к изучению Куликовской битвы, активность и самостоятельность в его познании. Понимание того, что победа в Куликовской битве стала важным шагом к освобождению Руси. |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Словесный (беседа) Практический (упражнение) | Организует деятельность по закреплению изученного с проговариванием во внешней речи. -Для того, чтобы закрепить изученную тему, нам нужно разгадать кроссворд «Куликовская битва», который находится на 21 странице рабочей тетради. Сначала будем разгадывать по горизонтали: 6. Поле битвы 8 сентебря 1380 года. 9. Имя основателя Троицкого монастыря. 10. Имя русского князя, стоявшего во главе войска в Куликовской битве. 11. Один из богатырей, посланных на помощь князю основателем Троицкого монастыря. А теперь по вертикали: 1. Монгольский богатырь, сразившийся в поединке с русским витязем. 2. Прозвание Московского князя, деда князя, разбившего войско ордынцев 8 сентября 1380 года. 3. Город, князь которого организовал отпор ордынцам. 4. Прозвание князя - победителя в Куликовской битве. 5. Приток Дона близ места Куликовской битвы. 7. Военачальник ордынцев. 8. Русский ратник, против Челубея. | Разгадывают кроссворд для закрепления изученного материала. -Куликово. -Сергий. -Дмитрий. -Ослабя. -Челубей. -Калита. -Москва. -Донской. -Непрядва. -Мамай. -Пересвет. | | П: анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей. К:соблюдать правила ведения диалога; выполнять поручения, подчиняться. | Познавательный интерес к изучению Куликовской битвы, активность и самостоятельность в его познании. |