СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта по окружающему миру по теме "Как живёт семья?" 1 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта по окружающему миру по теме "Как живёт семья?" 1 класс»

Тема: «Как живет семья?» (1А)

Тип: урок «открытия» нового знания

Цель урока: организация деятельности учащихся по формированию первоначальных представлений о семье.

Задачи:

Дидактические:

- способствовать ознакомлению с понятием «семья»;

- формировать умение определять членов семьи;

- формировать умение ценить семью.

Развивающие:

- развивать коммуникативные навыки: учить слушать и слышать других, включаться в диалог с учителем посредством беседы и ответов на вопросы;

- развивать познавательную активность детей при изучении семьи, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы при работе с информацией;

- способствовать развитию оценочной деятельности: учить оценивать свою деятельность на уроке.

Воспитательная:

- воспитывать интерес к предмету при изучении написания письма;

- воспитывать бережное отношение и любовь к окружающему миру; воспитывать потребность к объективному самооцениванию.

Планируемые результаты

Предметные:

- знакомы с понятием «семья»;

- умеют определять членов семьи;

- умеют уважительно относиться к семье.

Метапредметные:

Регулятивные:

- принимают и сохраняют учебную задачу;

- планируют в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия в соответствии с поставленными задачами;

- контролируют и оценивают свои действия;

Коммуникативные:

- умеют слушать и слышать других;

- отвечают на вопросы учителя, формируют навыки речевых действий;

- участвуют в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, умеют работать в парах и группах;

Познавательные:

- осознают познавательную задачу;

- читают, извлекая нужную информацию из текста учебника о семье;

- выявляют известное и неизвестное;

Личностные:

- проявляют интерес к предмету при изучении семьи;

- осознают важность употребления нормированной речи, испытывают чувство ответственности за правильность и чистоту языка;

- объективно оценивают свои достижения на уроке;

Ресурсы урока: А. А. Плешаков. Окружающий мир. 1 класс. Учебник «Школа России» в двух ч. Часть 1. Презентация, раздаточный материал.

Ход урока

Этапы

Содержание деятельности учителя:

Содержание деятельности обучающихся:

УУД

I.Органи-зационный этап


- приветствие, знакомство;

- Здравствуйте, ребята! Сегодняшний урок окружающего мира у вас проведу я – Дилара Фаритовна.

Приветствуют учителя

ЛУУД

- эмоциональный настрой к уроку;

- Представьте, что у вас в руках чаша добра и счастья, осторожно перелейте часть доброты другу. Подарите окружающим улыбку. Надеюсь, что хорошее настроение сохранится на протяжении всего урока.

- А сегодняшний урок мы начнем с пословицы. А звучит она так: Век живи, век учись. Как вы понимаете эту пословицу? Человек должен постоянно развиваться и узнавать что-то новое. Поэтому и сегодня мы с вами узнаем что-то новое. И эта пословица будет девизом нашего сегодняшнего урока.

Настраиваются к уроку

- проверка готовности к уроку.

- Ребята, проверьте, пожалуйста, всё ли у вас готово к уроку? Учебники, ручки, карандаши? Нет ли ничего лишнего? Молодцы. В таком случае начнем наш урок.

Организуют рабочее место

II. Проверка усвоения материала прошлого урока

- Ребята, какую тему вы прошли на прошлом уроке?

- Хорошо, на прошлом уроке вы прошли тему «На что похожа наша планета?». Давайте проверим как хорошо вы поняли и запомнили эту тему.

- Я буду задавать вопросы по прошлой теме, а вам нужно будет ответить на них. Я буду спрашивать у тех, кто будет красиво поднимать руку.

1. Какую форму имеет Земля?

2. Что такое глобус?

3. Как движется Земля?

- Хорошо, молодцы. Вижу, что вы хорошо поняли и запомнили эту тему.

На что похожа наша планета?






Шарообразную форму

Модель Земли

Вокруг Солнца


III. Актуализация знаний. Мотивация познавательной деятельности.

1. Выявление уровня знаний с последующей фиксацией индивидуального затруднения в учебном действии (т.е. создание проблемной ситуации)

- Вместе с Мудрой Черепахой и Муравьишкой мы закончили изучать первый раздел учебника. Как назывался этот раздел? (Что и кто?)

- Здесь мы нашли ответы на многие вопросы.

- Кто вспомнит, на какие вопросы мы нашли ответы? (ответы детей)

- Откройте свои учебники на стр. 55. Скажите: на какие вопросы мы найдем ответы, изучая темы следующего раздела?

- Чему мы будем учиться, изучая этот раздел? (читаем задачи раздела)

- О чем вам захотелось узнать? (ответы детей)

- Ребята, а чтобы узнать, о чем мы сегодня с вами будем говорить, вам нужно разгадать ребус Муравья Вопросика.

- Ребята, какое слово зашифровано?

- Верно, семья.

Проявляют навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, отвечают на вопросы, обмениваются позитивными репликами




Как, откуда и куда?









Семья

ЛУУД

2. Целеполагание (т.е. формулировка цели и темы урока совместно с учащимися).

- Как вы думаете, о чем же мы сегодня с вами будем говорить?

- Исходя из этого какой же будет наша тема?

- Хорошо, я немного скорректирую ваши ответы и наша сегодняшняя тема: «Как живет семья?»

- А какую цель мы сегодня поставим перед собой?

- Хорошо, и наша цель звучит так: узнать, что такое семья.

Формулируют тему и цели урока

О семье


Семья



Узнать, что такое семья

РУУД

IV. Организация познавательной деятельности

1. Определение последовательности действий на уроке (т.е. вовлечение учащихся в организацию урока с целью решения проблемной ситуации).

- Чтобы достичь нашей цели определим последовательность действий на уроке, то есть, определим то, что мы будем сегодня делать. Посмотрите, пожалуйста, на экран. Здесь вы видите разбросанный план нашего урока. Ваша задача – соотнести начало и конец предложений и расположить их в правильной последовательности. Отвечаем красиво, поднимая руки.

1. Узнаем, что такое семья.

2. Научимся определять членов семьи.

3. Научимся уважительно обращаться к семье.

- Чтобы оценить свою деятельность на уроке, на ваших партах будут лежать листочки под №1 – это листы самооценивания. После каждого этапа мы будем оценивать свою деятельность.


Составляют план решения проблемной ситуации, планируют с учителем необходимые действия

РУУД

2. Поиск решения («открытие» нового знания).

- Ребята, а что же такое семья? Чтобы это узнать, я предлагаю вам поработать в группах. Ваша задача – придумать определение к слову «семья». А как мы работаем в группах? Правильно, дружно и сообща, учитывая мнение друг друга.

- На это задание вам дается 2 минуты. Время пошло.

- Итак, время истекло. Давайте начнем с 1 группы. (проговаривают свои ответы)

- Что же значит слово «семья»?

- Семья – это самые близкие люди. Членов семьи объединяют любовь и уважение друг к другу, взаимная забота и помощь, совместные труды и отдых.

- А теперь возьмите, пожалуйста, ваши листы самооценивания и давайте внимательно прочитаем первый пункт нашего плана. Мы узнали, что такое семья? (да) Оцените себя – если вам все понятно, поставьте рядом с ним, +, если остались какие-то вопросы, вопросительный знак. А теперь можете отложить листы самооценивания на край парты, чтобы они вам не мешали.

- А теперь откройте свои учебники на стр. 56. Давайте вместе рассмотрим рисунки и прочитаем, кто на них изображен.

- Верно, на этих рисунках изображены семьи первоклассников Даши и Алеши.

- Сколько человек в семье Даши? А сколько человек в семье Алеши?

- Что сказано вначале про семьи Даши и Алеши?

- Верно, про них сказано, что обе семьи дружные. А как вы понимаете значение дружная семья? (ответы детей)

- Давайте вместе прочитаем как зовут членов семьи. (вместе читаем как зовут членов семьи Даши и Алеши)

- Как обращаются в семье к взрослым? А как к детям?

- А как в жизни? Называете ли вы родителей, бабушек и дедушек по имени и отчеству? А как вы к ним обращаетесь? Как друг друга называют мама и папа? (ответы детей)

- Но знать фамилию, имя и отчество членов семьи надо обзательно.

- Можете ли вы по информации на картинке определить отчество Пети и Даши? А как вы смогли это определить? (ответы детей)

- Как зовут всех членов семьи Алеши? Какое событие происходит в их семье?

- А как вы поняли это? (ответы детей)

- А теперь возьмите, пожалуйста, ваши листы самооценивания и внимательно прочитаем второй пункт нашего плана. Мы научились определять членов семьи? (да) Оцените себя – если вам все понятно, поставьте рядом с ним, +, если остались какие-то вопросы, вопросительный знак. А теперь можете отложить листы самооценивания на край парты, чтобы они вам не мешали.

- Я вижу, что немножко расслабились и устали. Предлагаю вам сделать физкультминутку.

Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо всё выше, выше.

- Молодцы. Садитесь на свои места и продолжаем работу.

- А теперь откройте ваши рабочие тетради и найдите стр. 35. Найдите там первое упражнение. Вам нужно будет нарисовать вашу семью и подписать членов семьи. На это задание вам дается 5 минут. Время пошло, приступаем.

- Итак, время вышло. Поднимите наверх ваши рисунки, чтобы остальные тоже увидели.

- А теперь найдите второе упражнение. Ваша задача – написать имена, отчества, фамилии ваших членов семьи. На это задание вам дается 3 минуты. Время пошло, приступаем.

- Итак, время вышло. Кто хочет нам прочитать, кого он написал?

- Молодцы, вы все хорошо справились с этими заданиями.

- Ребята, какое отношение должно быть в семье? Верно, в семье должно быть уважительное отношение. Каждый член семьи должен относиться друг к другу с уважением, любовью и добротой.

- А теперь возьмите, пожалуйста, ваши листы самооценивания и внимательно прочитаем третий пункт нашего плана. Мы научились уважительно обращаться к семье? Оцените себя – если вам все понятно, поставьте рядом с ним, +, если остались какие-то вопросы, вопросительный знак. А теперь можете отложить листы самооценивания на край парты, чтобы они вам не мешали.

Извлекают нужную информацию, дают определения новым понятиям, самостоятельно находят информацию в материалах учебнике и рабочей тетради, работают в парах, группе






































4

4

Что они дружные





К взрослым по имени и отчеству, к детям по имени.






Петр Сергеевич и Дарья Сергеевна


День рождения Алеши


















































Уважительное

КУУД

РУУД

ПУУД

3. Первичное закрепление.

- А теперь я предлагаю вам поработать в парах. Ваша задача – рассказать другу об интересах и увлечениях вашей семьи. На это задание вам дается 2 минуты. Время пошло, приступаем.

Задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения, работают в парах, группе

КУУД

4. Включение нового знания в систему знаний (применение полученных знаний: сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация, выполнение упражнений)

- Ребята, а у кого в семье есть семейный фотоальбом? Для чего он нужен? (ответы детей)

- Семейный альбом – это история семьи. Взглянув в альбом, мы можем вспомнить интересные и важные моменты нашей жизни.

- А вы знаете о жизни вашей семьи в прошлом? Когда придете домой, спросите у своих родителей или у бабушек и дедушек.

Сравнивают, обобщают, делают выводы, высказывают и отстаивают свою точку зрения, работают в парах, группе

КУУД

5. Самостоятельная работа с самопроверкой или взаимопроверкой по эталону.


Оценивают свою деятельность и деятельность одноклассников

КУУД

V. Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

1. Соотнесение результатов урока с поставленной целью.

- Итак, ребята, давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили? Какую цель мы поставили перед собой в начале урока? Смогли ли мы с вами достичь ее? Какие действия для этого совершили? Возьмите, пожалуйста, ваши листы самооценивания – листочки под №1. Посмотрите, все ли мы с вами выполнили? Всем ли все было понятно? У кого-нибудь остались вопросы? Хорошо, молодцы.

Отвечают на итоговые вопросы



КУУД

2. Самооценка учениками собственной учебной деятельности (что я делал, как я это делал, в какой последовательности, что получилось, не получилось, что было сложно, интересно, что из этого я уже умел, что было нового и т.п.).

- А теперь я предлагаю вам закончить вот эти предложения и оценить свою собственную учебную деятельность.

Сегодня я узнал (-а) …

Я понял (-а), что …

Я научился (-ась) …

Я смог (-ла) …

Мне было интересно …

- Ваша задача – выбрать одно из предложений и закончить его. Каждый говорит по одному предложению

Оценивают свои достижения на уроке, осуществляют рефлексию учебной деятельности

ЛУУД

3. Выставление отметок.

- Ребята, вы все большие молодцы. Все сегодня активно участвовали на уроке, но мне хотелось бы отметить активных ребят за хорошую работу.

- Также давайте вернемся к нашей пословице. Мы сегодня научились чему-то новому? Хорошо.






Да


VI. Домашнее задание

Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении

Фиксируют домашнее задание