Новосибирск, 2024 г.
Этапы урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные П-познават., К-коммуникат., Р-регулятивные | Личностные |
1.Мотивация учебной деятельности | Словесный (беседа) | Организует мотивацию учебной деятельности. -Здравствуйте, ребята! Меня зовут Александра Борисовна и урок окружающего мира сегодня проведу у вас я. Начать я хочу с цитаты «Поведение человека в природе – это и зеркало его души» -Как вы понимаете эти слова? -Как думаете, к чему мы должны стремиться на уроках окружающего мира? Постановка вопроса: задается вопрос, чтобы определить стартовые позиции детей и учитывать их в ходе обучения. | Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. -Как человек относится к природе, хорошо или плохо, определяет хороший он или плохой человек. -Изучать природу, ценить ее | | К: корректно и аргументированно высказывать свое мнение | |
2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии | Словесный (беседа) | Организует актуализацию и фиксирование индивидуального затруднения через фронтальную и индивидуальную работу. -Прежде чем перейти к новой теме, необходимо вспомнить, о чем мы говорили ранее. - Верно. - От чего же загрязняется воздух? -Что нужно сделать для того, чтобы воздух оставался чистым? - Вспомним, какое значение имеет воздух для человека, растений и животных -Верно. А что еще нужно человеку для того, чтобы поддерживать жизнь кроме воздуха, сна и еды? -Давайте посмотрим, в каком виде бывает вода. Для этого отгадаем загадки. «Кто всю ночь по крыше бьет, Да постукивает, И бормочет, и поёт, Убаюкивает?» -Почему идет дождь? «Бел, да не сахар Ног нет, да идёт» -Откуда берется снег? «И в огне не горит, И в воде не тонет» -Откуда берется лед? | Отвечают на вопросы учителя. Вспоминают, отвечают на вопросы учителя. - Говорили о том, что такое воздух, о его загрязнении и красоте неба -От выхлопа машин, от заводов и фабрик, из труб которых выходят вредные ядовитые вещества -Сократить попадание вредных веществ от фабрик и заводов -Воздух нужен всем для поддержания дыхания и жизни, без него ничего не могло бы существовать -Вода -Дождь -В солнечную погоду с поверхности водоёмов испаряется вода. Влажный воздух поднимается на несколько километров, где значительно холоднее. Там из влажного воздуха в облаках конденсируются капли воды. -Снег -Водяной пар замерзает в кристаллики льда, падает снежинками -Лед -Вода при охлаждении замерзает и затвердевает | | К: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствие с целями и условиями общения | |
3.Выявление места и причины затруднения | Словесный (беседа) | Организует деятельность по формированию темы и постановке цели урока. -Все, о чем мы сейчас говорили является водой. -Как думаете, какая тема нашего урока? - Откройте учебники на стр. 60 и посмотрите, правильно ли мы определили тему нашего урока. Прочитайте. Теперь прочитайте учебно-познавательную задачу нашего сегодняшнего урока. Кто может сформулировать цели урока? Над красной линией в учебнике. -А теперь послушайте историю и ответьте на вопросы. Медленно движется караван верблюдов по пустыне. Всюду сухой, раскаленный солнцем песок. Ни деревьев, ни травинки кругом. Уже вторую неделю караван в пути. Вчера кончился запас воды. Колодцы на пути высохли. Вдруг поднимается сильный ветер. Он несет целые тучи песка. Он залепляет рот, глаза, уши. Людей и верблюдов мучает жажда. Верблюды ложатся на горячий песок и склоняют головы. Буря затихла. Но воды все нет и нет. Один за другим падают люди и верблюды. Наконец остается один тощий верблюд с седоком. Вот и все, что уцелело от каравана. Где нет воды, там нет и жизни. -От чего погибли люди и верблюды в пустыне? -Зачем же вода нужна человеку? -Почему нашу планету называют «голубой»? Наблюдение: наблюдая за детьми и слушая их дискуссию, учитель оценивает, как происходит учение. Дискутируя с учениками, учитель оценивает их понимание, обнаруживает причины затруднений и ошибочных понятий, фиксирует проблемные пункты урока. -А еще мы с вами состоим на 80% из воды. Это говорит о том, что вода нужна для поддержания жизни на планете и для нашей жизнедеятельности. -Скажите, а вы часто пьёте воду? -Для чего вы это делаете? -Вы бы смогли не пить её целый день? -Человек может прожить несколько месяцев без еды, но не больше 2 недель без воды. Поскольку тело человека плохо сохраняет влагу, приходится постоянно восполнять запасы жидкости, которая теряется в процессе обычной жизни. -Итак, мы с вами уже немного узнали про воду. Теперь я хочу, чтобы вы самостоятельно составили вопросы по теме, например о том, чего вы еще не знаете или о чем узнали. Составление текстов: учащиеся самостоятельно формулируют вопросы по теме. Это творческая работа, которая выявляет знания, подготовленность и мотивацию учащихся. | Определяют тему и формулируют цель урока. -О воде -И про воду -Узнаем, почему чистую воду относят к важнейшим природным богатствам. Научимся рассказывать по схеме о загрязнении и охране воды -Не было воды -На ней основана наша жизнь -Потому что воды больше, чем суши Строят речевые высказывания | узнают о том, что такое горные породы и минералы. | К: соблюдать правила ведения диалога К: соблюдать правила ведения диалога П: анализировать, сравнивать и делать выводы. П: формулировать проблему | будет сформирован познавательный интерес к изучения темы заглянем в кладовые земли. |
Построение проекта выхода из затруднения | Словесный (беседа) | Организует деятельность по составлению плана урока. -Чтобы достичь цели урока необходимо составить план. Только наш план перепутался и вам нужно соотнести начало и конец. | Составляют план урока. 1. Узнать, о том, что такое вода как природное богатство 2. Научиться рассказывать по схеме о загрязнении и охране воды 3. Определить какое значение для человека имеет вода. | | Р: планировать действий по решению учебных задач для получения результата Р:выстраивать последовательность выбранных действий | |
Реализация построенного проекта | Словесный (беседа) Практический (упражнение) | Организует деятельность по реализации проекта. -Сейчас мы проведем практическую работу. Возьмите свои листы исследователя и приготовьтесь их заполнять. Опыт № 1. - Вы, наверное, догадались, что у меня в стакане? -Воду можно перелить в другой стакан и обратно. - Почему? -Главное свойство воды – текучесть. -Ребята, дальше мы также будем выполнять много опытов, поэтому я попрошу вас подавать мне сигналы рукой, если вам все понятно – поднимите правую руку вверх, если что-то не понимаете, помашите левой рукой. Сигналы рукой: учитель просит учащихся показывать рукой сигналы, обозначающие понимание или непонимание материала. Запишите это в листе исследователя в задании №1. Опыт № 2. - Кто-нибудь подойдет и попробует понюхать стакан и ответит на вопрос – что вы заметили? -Имеет ли вода вкус? Запишите в листе исследователя второе свойство воды – отсутствие запаха и вкуса Опыт № 3. -Положим в стакан с водой ложку. Через стакан можно ее увидеть? Какое свойство помогло вам в этом? Запишите в листе исследователя третье свойство воды – прозрачность -Сравним воду с полоской желтого цвета. Что можно сказать? Имеет ли она цвет? Запишите четвертое свойство воды - бесцветность - Положим кубик сахара в воду и размешаем. Что стало с сахаром? Какое это свойство? Запишем пятое свойство воды – растворитель -Когда мы переливаем воду в стакан, принимает ли она форму стакана? — Значит вода не имеет собственной формы. Она принимает форму того, куда ее наливает. Запишем шестое свойство воды – не имеет формы -Теперь посмотрим в каких состояниях, может быть, вода. Будем записывать это в задании №2 на листе исследователя. -Мы сделали вывод, что вода текуча. -Где в природе вода встречается в жидком состоянии? -Запишем, что вода бывает в жидком состоянии. Опыт № 2. - Всегда ли она жидкая? (Демонстрация льда на слайде) - Какой сделаем вывод? -Лед, это вода в каком состоянии? -Где в природе мы встречаем воду в твердом состоянии? Опыт № 3. - Протрем стекло влажной тряпочкой. Куда делась вода? - Мы говорим, испарилась, т.е. превратилась в пар, это и есть газообразное состояние – крохотные капельки, такие маленькие, что их не видно. - Какой сделаем вывод? -Где в природе вода бывает в состоянии пара или газа? -Итак вода в природе может находиться в трех состояниях: 1. жидком 2. твердом 3. газообразном Записали это в листах исследователя. Составим вместе с вами лист учета знаний, в котором отметим ваши знания до проведенных опытов и после, насколько они пополнились. Лист учета знаний: разработка таблицы, в которой указаны основные виды деятельности на уроке (в нашем случае опыт), в котором каждый ученик ставит себе баллы в течение урока. | Работают в группах и парах по заданию учителя. Делятся на группы. -Вода -Она текуча -Вода без запаха -Не имеет. Отсутствие запаха и вкуса -Прозрачность -Она бесцветна -Он растворился -Вода – растворитель -Вода принимает форму стакана -В морях, реках, озерах и т.д -Нет, не всегда. Она замерзает и превращается в лед -Вода, если замерзнет превращается в лед -Лед – это вода в твердом состоянии -Снег, лед и т.д. -Исчезла, высохла -Она испарилась. Значит вода – это газ, пар. -Облака, туман и т.д. | научатся различать горные породы и минералы | К: соблюдать правила ведения диалога П: строить логические цепи рассуждения К: корректно и аргументированно высказывать свое мнение | |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Словесный (беседа) | Организует деятельность по закреплению изученного с проговариванием во внешней речи. Давайте обратимся к теме нашего урока. -Посмотрите на иллюстрацию сверху на странице 61. С помощью этих иллюстраций скажите, где в природе встречается вода, какое значение она имеет для растений, животных и человека. -Рассмотрим схему в учебнике на странице 61. -Объясните, отчего загрязняется вода, на что это влияет, как защитить воду от загрязнения. -А что вы делаете для того, чтобы сохранить воду? | Докладывают о выполнении задания. Строят речевые высказывания в соответствии с поставленной задачей -Вода загрязняется сливами из труб с производств ядовитых веществ. От этого страдают рыбы, птицы, животные и люди. Нужно прекратить сливать в водоемы опасные химикаты, ставить очистительные сооружения. -Не тратим напрасно, не загрязняем водоемы и т.д. | научатся различать горные породы и минералы | К: соблюдать правила ведения диалога | |
Самостоятельная работа с проверкой по эталону | Практический (упражнение) | Организует самостоятельную работу обучающихся. -Ребята, а теперь выполним задание №1 и №3 в рабочих тетрадях. Далее сверимся со слайдом. Анализ: обсуждение и оценка письменных работ вместе с детьми (по эталону). Проговаривание во внешней речи. Проверка понимания материала. | Выполняют самостоятельную работу и производят самоконтроль и взаимоконтроль. - Самостоятельно выполняют задание в тетрадях. | | | |
Включение в систему знаний и повторение | Словесный (беседа) | Организует включение нового знания в систему знаний и повторение. - Какое значение для человека имеет вода? - Какую тему мы сегодня изучили? - Что вас заинтересовало на уроке? - Возвращаемся к нашему плану. Все пункты выполнили? | Выполняют предложенные задания. Учащиеся отвечают на вопросы, высказывают свои мысли, формулируют выводы. -Она жизненно необходима -И про воду Высказывания детей. - Да, все пункты плана выполнены. | получат возможность научиться готовить краткие сообщения о горных породах и минералах | К: соблюдать правила ведения диалога П: строить логические цепи рассуждения | может быть сформировано представление о важности горных пород и минералов для жизни человека. |
Рефлексия учебной деятельности на уроке | Словесный (беседа) | Организует рефлексию учебной деятельности. - Оцените свою работу на уроке с помощью личика, которое лежит у каждого на парте. Поезд: на парте перед каждым учащимся два жетона: один – с улыбающимся личиком, другой – с грустным. На доске поезд с вагонами. Детям предлагают опустить «веселое личико» в первый вагон, если на уроке все было понятно и материал был усвоен, а «грустное личико» во второй вагон, если при выполнении заданий было много затруднений и материал не был усвоен. | Анализируют свою деятельность и оценивают ее. Дети оценивают свою работу на уроке с помощью смайликов. | | К: соблюдать правила ведения диалога | |