1.Мотивация к учебной деятельности | - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Софья Алексеевна, сегодня урок окружающего мира проведу у вас я. Проверьте свою готовность к уроку. У вас на партах должны быть учебник, пенал, карточки красного/желтого/зелёного цвета, лист с заданиями. - Чтобы наш урок прошёл успешно, нам нужно взять с собой не только вышеперечисленные вещи, но и следующие умения. Посмотрите на слайд и назовите их. | - Умение слушать и задавать вопросы/делать выводы, работать в парах и группах, быть наблюдательными. |
2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии | - Посмотрите на слайд. На нем есть картинки и слова, давайте сопоставим их. - А что объединяет все эти картинки? Верно, это всё растения. Ребята, наверняка вы слышали выражение «Растения – зелёная одежда Земли». Как вы его понимаете? Верно, растения растут повсеместно, на всей нашей планете. Где могут жить растения? Ребята, как вы думаете, если растения могут жить в таких разных местах, они будут одинаковыми или разными? | - Одуванчик, роза, трава. - Это все растения. - Растения есть на всей Земле. - Леса, луга, водоёмы….. - Разными. |
3.Выявление места и причины затруднения | - Верно, все растения разные. Исходя из этого, скажите, как звучит тема урока? Откройте учебник на 72-й странице. Совпала тема? Прочитайте текст до красной линии, вверху страницы. Сформулируйте цель, поставив все глаголы в начальную форму. | Тема: «Разнообразие растений». Цель: узнать, на какие группы учёные делят царство растений, научиться классифицировать растения, определять растения с помощью атласа-определителя. |
4.Построение проекта выхода из затруднения | - Чтобы добиться цели, нам нужно составить план действий. Посмотрите, пункты плана перепутаны. Восстановите правильную последовательность. 1. Узнать, на какие группы учёные делят царство растений. 2. Научиться классифицировать растения, определять растения с помощью атласа-определителя. 3. Определить, как мы должны относиться к растениям, и почему. | |
5. Реализация построенного проекта | 1) Вспомните, на какие три группы по жизненным формам можно распределить растения? Сейчас вам нужно будет распределить растения по их жизненным формам. Первая пара – у доски, вторая и третья – на планшетах. Слушание пар, если согласны, покажите класс. - Ребята, вы хорошо справились. - На какие две группы можно разделить деревья? - Обратите внимание на свои работы. Какое дерево хвойное? Какое лиственное? Ребята, какие растения называют дикорастущими и какие – культурными? Какие растения из вашей работы относятся к дикорастущим, к культурным? - А теперь приведите свои примеры дикорастущих и культурных растений. - Обратите внимание на иллюстрации на 72-й стр. попробуйте доказать, что растения очень разнообразны, используя данную иллюстрацию можем ли мы видеть все жизненные формы растений? А лиственные и хвойные растения? - Растения очень разнообразны. Как вы считаете, существует ли наука о растениях? - Конечно, и эта наука называется ботаника. Ребята, как вы думаете, на какие группы учёные-ботаники делят царство растений? - Можете ли вы привести примеры этих групп? - Посмотрите на текст учебника на 73-74 страницах. Назовите слова, выделенные жирным шрифтом, кроме слова «ботаника». - Ребята, как вы считаете, эти слова могут быть названиями групп растений? - Верно. А есть ли у растений этих групп отличительные особенности? - Чтобы познакомиться с ними, поработаем в группах с текстом учебника на 73-74 страницах. - Первая группа, вам необходимо заполнить строки таблицы о мхах и о папоротниках в листах ботаника. - Вторая группа, вы заполняете строки о хвойных и лиственных растениях. - Группы показывают работы под документ-камерой и дополняют таблицу. - Ребята, какая строка в таблице осталась незаполненной? Прочитайте текст о водорослях на 73-й странице учебника и скажите, есть ли в тексте информация о наличии у водорослей стебля, листов и т.д. - Если в тексте об этом не сказано, то есть ли у водорослей эти части? - Верно, тогда как мы заполним таблицу? - А где живут водоросли? - Посмотрите на слайд, мы выполнили первый пункт плана? | - На деревья, кустарники и травы. https://learningapps.org/watch?v=p2qo5zsg524 - Лиственные и хвойные. - Дикорастущие - растут на природе, культурные - высаживает человек. Приводят примеры. - Да. - Да. Высказывают свои предположения. Называют слова. - Да - Водоросли. - Ничего нет. - Проставим минусы. - Под водой. |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | - Ребята, если растения определены в одну группу, они абсолютно одинаковы? Можем ли мы их отличать друг от друга? - На что мы можем разделить растения внутри одной группы? - Найдите слово, выделенное жирным шрифтом, на 75-й странице. Что же такое вид? - Ребята, сейчас вы поработаете в группах. - Первой группе необходимо поработать с иллюстрацией на 75-й странице учебника. Вам нужно посчитать, сколько всего растений на иллюстрации и разделить эти растения по группам. - Вторая группа, вам необходимо прочитать текст внизу 75-й страницы и подготовить рассказ. | - Нет. - Можем. |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | - Ребята, сейчас вам будет необходимо определить, к какой группе относятся растения, используя атлас-определитель. 1) Орляк – мох; 2)Кукушкин лен – хвойное растение; 3)Пихта – цветковое растение; 4)Пион – папоротник; - Давайте исправим ошибки на слайде и проверим так ли вы сделали. - Мы выполнили второй пункт плана? | 1)Орляк – папоротник; 2)Кукушкин лен – мох; 3)Пихта – хвойное растение; 4) Пион – цветковое растение. |