- Актуализация знаний
Цель: выявление усвоения пройденного материала/обобщение знаний пройденного материала
3 мин
|
Словесный, иллюстративный
|
-Ребята, давайте поиграем в игру «Корзина знаний»!
-Давайте вспомним, что проходили на прошлом уроке?
- положите в корзину уже изученные правила.
- Молодцы!
|
|
Ф, И
|
дидактическая игра, карточки
|
устная
|
Уч-ся готовы к восприятию учебного материала
|
П - Настроены на познавательную деятельность
|
Знать основные моральные нормы поведения
|
- Ознакомление с новым материалом Цель: формирование представлений о речи и языке
Развитие логического мышления и активизация мыслительной деятельности
17 мин
|
Словесный
|
- А теперь вам надо продолжить стихотворение.
-Падает, падает белый (снежок).
И покрывает зеленый (лужок).
Ребята слепили снежный (комок),
Весело встали в широкий кружок.
Стали ребята играть в снежок,
С ними играет собака Дружок.
Весело всем, все рады зиме,
Эти зимние дни не забудутся мне.
-Сегодня у нас первый урок русского языка в этом году, вы перешли в третий класс, а значит, и получили новые учебники. И сегодня мы начнем свой урок с знакомства с учебником.
-Давайте хорошенько его рассмотрим.
-Прочитаем текст на 3 странице, о чем узнали?
-Рассмотрим условные обозначения.
-На стр.159 прочитайте содержание.
-Какой справочный материал есть в учебнике?
-А теперь приступим к изучению темы.
-Что такое речь? Какие виды речи бывают? Обсудите в парах.
-Сформулируйте тему урока.
-Прочитайте на стр.5, что мы должны вспомнить и, что обсудить.
Упр. 2 (с. 6).
(Работа в парах. Учащиеся отвечают на вопросы и приводят
свои примеры.)
– Какая бывает речь?
– Какую речь мы называем устной?
– Какую речь мы называем письменной?
– А какую речь называют внутренней?
– А легко ли говорить?
-Одним бывает трудно связать даже несколько слов, особенно
если приходится говорить публично, т. е. перед другими людьми.
У других, наоборот, речь, как в сказке А.С. Пушкина, «словно
реченька журчит».
Есть и мастера устной речи – ораторы, рассказчики.
Упр. 3 (с. 7).
– Прочитайте пословицы.
– Объясните их смысл.
– Какую речь вы бы назвали хорошей?
– Как вы понимаете пословицу «Видна птица по перьям, а человек по речам»?
Слово о словах
Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай – не спеши.
Оно бывает то сурово,
То рождено теплом души.
Оно то жаворонком вьётся,
То медью траурной поёт.
Покуда слово сам не взвесишь,
Не выпускай его в полёт.
Им можно радости прибавить
И людям радость отравить,
Им можно лёд зимой расплавить
И камень в крошку превратить.
Оно одарит иль ограбит,
Пусть ненароком, пусть шутя.
Подумай, как бы им не ранить
Того, кто слушает тебя.
В. Солоухин
– Выполните письменное задание к упражнению.
Упр. 4 (с. 7).
– Рассмотрите рисунок. Что на нём изображено?
– Составьте небольшой текст к данному рисунку.
– А дома я вам предлагаю записать свой текст.
2. Работа со словами из словаря
– Составьте слова из данных букв.
ЗДАПНИКР, ТЕВМЕС.
– Найдите слова праздник и вместе в орфографическом словаре.
– Запишите их в тетрадь. Обозначьте орфограммы.
– Составьте предложения со словами праздник и вместе, запишите.
– Объясните смысл выражений.
• Будет и на нашей улице праздник.
• Как у праздника сидеть.
|
Продолжают стихотворение.
Рассматривают учебник
Вспомнить, что такое речь и какие виды речи бывают
Устная и письменная.
Ту, которую мы произносим и слышим.
Ту, которую мы
пишем и читаем.
Ту, когда мы обдумываем.
Работают по учебнику.
Отвечают на вопросы.
Учащиеся устно составляют тексты и рассказывают их.
Праздник, вместе.
И для нас наступит радость,
торжество.
Сидеть ничего не делая.
|
Ф, И
|
Презентация, дидактическая игра
|
Устный
|
Воспринимают на слух текст в исполнении учителя
|
П - Ориентироваться в материале учебника и находить по заданию учителя нужную информацию, выстраивать цепочку логических рассуждений;
К- Формулировать собственное мнение, соблюдать простейшие формы речевого этикета, отвечать на вопросы учителя.
Р-способность принимать, сохранять полученную информацию;
-умение планировать свою деятельность.
|
Знать основные моральные нормы поведения
|
- Первичное закрепление нового материала.
Цель: применение новых знаний при выполнении примеров, упражнений.
17 мин
|
|
-Ребята, а давайте поиграем в игру «Виды речи»
- ответы записать в тетрадь.
1. Ребята собрались во дворе, им нужно договориться об игре в футбол.Какой речью будут пользоваться дети?
2. Какая пословица о письменной речи? Слово не воробей, вылетит – не поймаешь. Умную речь и слушать приятно. Сначала подумай, потом скажиЧто написано пером, не вырубишь топором.
3. В какой строке записаны только слова приветствия? Здравствуйте, добрый день, благодарю. Доброе утро, привет, спокойной ночи Добрый вечер, приветствую вас, здравствуйте
4. «Не плачь, дед. Не плачь, баба. Я вам еще снесу яичко, только не золотое, а простое». диалог монолог
5. В каком слове допущена ошибка? здравствуйте прощай прощяльный
|
Играют в интерактивную игру.
Отвечают на вопросы письменно.
-письменной
речью про себя
-Что написано пером, не вырубишь топором.
- в третей строке записаны слова приветствия
- монолог
- прощальный
|
И
|
дидактическая игра , карточки
|
Устный
|
Правильно
записывают
слова.
|
Р – определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата
П - устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений;
К – выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью
|
осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют желание осваивать новые виды деятельности
|
- Физкультминутка
Цель: обеспечение кратковременного отдыха, удержание умственной работоспособности учащихся
2мин
|
Наглядный
|
Пальчиковая игра «Транспорт»
Будем ручками играть Соединяют пальцы с большим пальцем.
И про транспорт вспоминать
Полетим на самолёте, Изображают крылья самолёта.
Облака, вы как живёте?
В лодочке качаемся Ладошки «в лодочку», изображают волны.
И волнам улыбаемся
Мотоцикл мы разгоняем, Сжимают пальцы в кулак, расслабляют.
Наперегонки играем Руки в трубочку-дуют « ветерком».
С ветром, солнцем и друзьями. Руки вверх-это лучи солнца.
Руки показывают на друзей.
Называйте транспорт с нами. Надавливают подушечками пальцев друг
на друга на соответствующих руках.
|
Выполняют упражнения
|
Ф,и
|
здоровье сберегающие технологиии
|
устный
|
|
|
включаются в общую деятельность; соблюдают правила организации здорового и безопасного поведения на уроке;
применяют способы снятия напряжения, концентрации внимания
|
- Рефлексия
Цель: выявление и осознание полученных результатов для коррекции дальнейших действий
2 мин
|
Словесный
|
- на доске у нас нарисовано дерево успеха, на листьях нужного цвета
(красный, желтый, зеленый)
напишите, что у вас получилось, что у вас вызвало затруднение, что не получилось.
- магнитами прикрепите листья на дерево
- Ребята, вы отлично постарались! Спасибо за урок!
|
Записывают свои успехи и затруднения на листьях
|
И
|
Доска, раздаточный материал(листя дерева)
|
Устный
|
Анализируют полученную информацию.
Обосновывают результаты
|
|
проявляют положительное отношение к учению, к познавательной деятельности
|