СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта по русскому языку 5 класс "Слово и его лексическое значение"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта по русскому языку 5 класс "Слово и его лексическое значение"»





































Технологическая карта урока

Предмет: русский язык

Класс: 5

Тип урока: урок «открытия нового знания»

Тема: «Слово и его лексическое значение. Словари».

Цель:

УУД личностные: воспитание интереса к предмету через разнообразные виды работы;

умение работать индивидуально и в группе, находить общие решения;

умения соотносить свои действия с планируемым результатом, корректировать свои действия;

формирование навыков организации и анализа своей деятельности в составе группы и парах.

регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности.

коммуникативные: слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами.

познавательные: объяснять языковые явления и связи. Отношения, выявляемые в ходе исследования, значения слова

Планируемые результаты:

личностные:воспитание интереса к предмету через разнообразные виды работы;

умение работать индивидуально и в группе, находить общие решения;

умение соотносить свои действия с планируемым результатом, корректировать свои действия

метапредметные: формирование ценностного отношения к своему культурному наследию, формирование нравственных ценностей, умение работать индивидуально и в группе

предметные: уметь определять лексическое значение слова

Основные понятия:лексика, чередование гласных в корнях, антонимы, синонимы, стили речи, сложное предложение

Межпредметные связи: соприкосновение с искусством, литературой

Ресурсы: ИКТ( Презентация), словари, учебник «Русский язык» 5 класс (автор-составитель Т.Ф. Ладыженская)

Интернет-ресурсы

www.5klass.net

www.images.yandex.ru

www.slovari.yandex.ru

www.voskres.ru

www.portrait-photo.ru







Ход урока

№ п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

1

Мотивирование к учебной деятельности

Организационная и направляющая

Слушают учителя. Размещают учебные материалы на рабочем столе, демонстрируют готовность к уроку

Осознают учебно-познавательную задачу

Слушают учителя




2

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии








3

Выявление места и причины затруднения








4

Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).

Организация беседы с классом

Работа на доске со словом «дерево, отвечают на вопросы, дают определение

Извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников






5

Реализация построенного проекта

Направляет действия обучающихся, работа со слайдами презентации, словесный рассказ

Воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические термины. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы

Систематизируют собственные знания

Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Отвечают на вопросы под руководством педагога. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах с учётом конкретных учебно-познавательных задач



6

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Показать межпредметную связь, организация работы учеников, работа со слайдами презентации



Формулируют собственные мысли, работают в группах, представляют собственную презентацию, работают с учебником и со словарями


Выступают со своими творческими работами

Приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся

7

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Проверить умение применять полученные знания, формировать навыки коллективной работы, организует проектную работу

Работают со словарями в группе, оценивают работы товарищей

Систематизируют информацию из учебного материала

Осуществлять совместную деятельность в парах с учётом учебно-познавательных задач

Составляют словарики



Умение выделять необходимую информацию

Контролируют учебные действия

8

Включение в систему знаний и повторение

Создание ситуации заинтересованности и выбора при выполнении задания







9

Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

Развить навыки самоанализа и прогнозирование, направить на самоанализ



Анализируют свою работу на уроке

Строят небольшие монологические высказывания

Определяют своё эмоциональное состояние на уроке

Оценивают свою работу



































Сценарный план урока русского языка по теме «Слово и его лексическое значение. Словари».



Предмет: русский язык

Класс: 5

Учебник русского языка под редакцией Т.А. Ладыженской, М.Т.Баранова

Тип урока: урок «открытия нового знания»

Применяемые технологии: развивающее обучение

проблемное обучение

обучение в группах и в парах

самодиагностики (коррекции)


Планируемые образовательные результаты:

1. Коммуникативные: слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами

2. Предметные: научиться определять лексическое значение слова, составлять толковый словарик

3. Личностные: формирование навыков организации и анализа своей деятельности в составе группы и в парах, сопоставления, анализа, развития творческих навыков

4. Познавательные: объяснять языковые явления и связи. Отношения, выявляемые в ходе исследования значения слова

5. Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности

6. Метапредметные: формирование ценностного отношения к своему культурному наследию, формирование нравственных ценностей, умения работать индивидуально и в группе

Решаемые учебные проблемы:

  1. Что такое «слово»?

  2. Что такое «лексическое значение слова»?

  3. Как построен словарь?

  4. Какими бывают словари?

  5. Какую информацию можно извлечь из толкового словаря?

  6. Какую информацию можно извлечь из словаря иностранных слов?

  7. Самостоятельное составление мини-словаря.

Основные понятия, повторяемые на уроке: лексика, морфема, чередование гласных в корнях, антонимы, синонимы, стили речи, сложное предложение

Оборудование: доска, учебник русского языка под редакцией Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, словари разных видов, художественные книги

Вид используемых на уроке средств ИКТ: презентации

Методическое назначение средств ИКТ: усилить мотивацию, наглядность в обучении

Используемые Интернет-ресурсы:

www.5klass.net

www.images.yandex.ru

www.slovari.yandex.ru

www.voskres.ru

www.portrait-photo.ru


Организационная структура урока:

ЭТАП 1. Мотивация к учебной деятельности. Постановка цели урока

Цель: создать мотивацию к успеху.



Основные виды деятельности учителя: организационная и направляющая

Вступительное слово учителя:

- Ребята, сегодня я начинаю урок в растерянности: я не знаю, как назвать наш с вами урок. Надеюсь, в конце урока вы поможете мне сформулировать тему занятия. А сейчас…



ЭТАП2.Подготовка к восприятию нового материала

Цель: подготовка к восприятию нового материала

УУД: познавательные

Основные виды деятельности учителя: организация беседы с классом

Основные виды деятельности учащихся: работа на доске со словом «дерево», отвечают на вопросы, дают определение

Вопросы классу:

- Что вы видите на доске? (слово «дерево»)

- По каким признакам вы это поняли? (графическое (буквенное) написание, звуковое произношение, наличие смыслового понятия)

- А что означает это слово? (большое растение с пушистой кроной и толстым стволом)

- Если мы поменяем порядок букв, это будет «слово»? (не будет, теряется смысл)

- Мы живём в прекрасном мире вещей и явлений. Какое отношение ко всему этому имеют слова? (слова называют предметы, признаки, действия)

- Попробуйте дать определение: что такое «слово»?

(ответы нескольких учеников)

- А теперь посмотрим на доску.

(читают определение «слова»)

- Ребята, кто из отвечающих был близок к верному ответу? (ответы учеников)

ЭТАП 3.Объяснение нового учебного материала.

Цель: проектирование действий по решению учебной задачи

УУД: коммуникативные.познавательные

Основные виды деятельности учителя: направляет действия учащихся

Основные виды деятельности учащихся: работа с параграфом 64, запись терминов в тетрадь, отвечают на вопросы, анализируют, работают со словарной статьёй.



- Ребята, откройте учебник на стр. 133. Как называется раздел, к изучению которого мы приступаем? Правильно, ЛЕКСИКА. Просмотрите параграф 64 и найдите новые однокоренные термины к этому слову, выпишите их в тетрадь. Объясните, какое отношение к этим терминам имеют слова?

(дети дают определение новым терминам)

- Слов в русском языке великое множество, может быть, вы знаете, где они хранятся? (ответы могут быть разные: в книгах, в учебниках, в словарях) (слайд №2)

- У вас на партах лежат книги. Какая из них будет словарём? Почему?

(дети работают в парах, дают аргументированный ответ, сравнивают свой ответ с формулировкой на экране)

- Как называются словари, которые вам раздали?

(Перечисляют названия словарей).

- Словарей русского языка много, но самым популярным является «Толковый словарь» (слайд №3). В нашем учебнике есть маленький толковый словарь. Найдите его и внимательно рассмотрите. Выберите словарную статью понравившегося вам существительного, глагола или прилагательного. Приготовьтесь прочитать её вслух. Подготовьте ответ на вопросы: какую информацию о слове мы можем найти в толковом словаре, и почему он так называется?

(Работа в парах).



ЭТАП 4. Расширение и закрепление знаний по теме

Цель: показать межпредметную связь

УУД: коммуникативные, личностные



Основной вид деятельности учителя: организация работы учеников

Основной вид деятельности учащихся:работа в группах. Представляют презентации, творческая деятельность

-Ребята, а вы знаете, кто составляет словари? (Возможные ответы: учёные, писатели, авторы учебников и т.д.)

- Одним из известных словарей является «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля (слайд № 6).

- Этому словарю мы посвятим следующий урок.

- Несколько ребят из нашего класса получили индивидуальное домашнее задание. Давайте их послушаем и посмотрим.

(Ученики представляют свои небольшие сообщения-презентации о составителях словарей:Ушакове и Ожегове.) (слайд №4)

- При чтении журналов, газет, книг вы часто сталкиваетесь со словами, вошедшими в русский язык из других языков мира. Эти все слова помещены в словари иностранных слов. В словаре иностранных слов можно получить справку о значении незнакомого слова, а также сведения о его происхождении (слайд № 5 ).

- Леди и джентльмены! Сейчас перед вами появится некий господин. Он одет несколько странно, но вы не удивляйтесь. Ваша задача – не только перечислить иноязычные слова, называющие его одежду, но и определить, из какого языка они пришли в русский. (Появляется « блестящий денди».Он прохаживается, давая возможность разглядеть свою одежду и обувь).

(Называют предметы одежды, объясняют, из каких языков пришли эти слова: смокинг, джинсы, свитер, кроссовки, бандана - работа со словарём).


ЗАДАНИЕ. 1. А теперь в предложениях замените словосочетание одним словом.


  1. Торжественный смотр физкультурников на футбольном поле (парад).

  2. Аналог нашего варенья, только фрукты «давят, смешивают», чтобы у блюда была желеобразная консистенция (джем).

  3. Жареный картофель с хрустящей корочкой (чипсы).

  4. В нашем районе построили помещение для стрельбы в цель (тир).



ЗАДАНИЕ 2. Поработайте со словарем иностранных слов и приведите примеры слов, которые заимствованы из английского, немецкого, французского, греческого языков. Дайте лексическое толкование этих слов. (Работа по группам)

(Работают со словарем иностранных слов. Приводят примеры слов, заимствованных из других языков. Дают лексическое толкование этих слов).


ЭТАП 5. Проектная групповая работа.

Цель: проверить умение применять полученные знания, формировать навыки коллективной работы

УУД: коммуникативные, регулятивные, предметные

Основной вид деятельности учителя:организует проектную работу

Основной вид деятельности учащихся:составляют словарики, работают в группах.



-Ребята, а сейчас мы проведём небольшой эксперимент. Представьте на несколько минут, что вы составители словарей. Перед вами на экране помещены слова. Из этих слов каждой группе нужно выбрать любые три слова: существительное, прилагательное, глагол составить толковые словарики и выбрать слова для словарика иностранных слов (слайд № 7 ). Составьте свои маленькие толковые словарики и словарики иностранных слов, правильно оформив его в тетради.

(Дети работают группами).

- Кто готов представить свой труд?

( Идёт представление словарей).

ЭТАП 6. Рефлексия деятельности. Итог урока. Выставление оценок.

Цель: развить навыки самоанализа и прогнозирования

УУД: регулятивные, коммуникативные

Основной вид деятельности учителя: направляет на самоанализ

Основной вид деятельности учащихся: анализируют, прогнозируют

- Как вы считаете, у кого всё получилось?

- Что было самым сложным в вашей работе?

- Над чем нужно поработать, чтобы словарь получился у всех?

- Ребята, наш урок подходит к концу. Что мы сегодня делали на уроке? Что нового узнали?

- Какую цель мы с вами ставили в начале урока?

- Как сформулируем тему сегодняшнего занятия? (слайд№1) Впишите тему урока в тетрадь. Спасибо за помощь. Я благодарна вам за участие.


Этап 7. Домашнее задание

Цель: создание ситуации заинтересованности и выбора при выполнении задания

УУД: регулятивные

- Ребята, лексические значения слов мы можем встретить не только в словарях, их можно применять для выполнения увлекательных заданий. Такая интересная работа, разгадывание и составление своего кроссворда (по желанию), вам будет задана на дом.

Параграф 64 самостоятельно прочитать, выучить термины и выполнить упражнение 328