II. Формулирование темы и целей урока | Выдвигает проблему. Организует формулирование темы урока учащимися. Организует постановку учебной задачи. Уточняет понимание учащимися поставленной темы и целей урока. – Как будет звучать тема нашего урока? – Тема нашего урока: «Глагол. Спряжение глаголов брить, стелить». – Какова цель урока? – Определите цели урока, используя опорные слова | Отвечают на вопросы учителя. Формулируют тему урока, ставят учебную задачу. Обсуждают тему урока. – Сегодня на уроке… МЫ | познакомимся с… | узнаем… | вспомним… | будем уметь… | сможем поразмышлять… | | Аргументировать свое мнение и позицию в коммуникации. Выполнять учет разных мнений. Использовать критерии для обоснования своего суждения |
III. Изучение нового материала. Работа по учебнику. Упражнение 66 | Организует лексическую работу, проводит дискуссию по теме. Уточняет и расширяет знания учащихся по теме урока. – Запишите два отрывка из стихотворений Николая Рубцова, вставляя нужные буквы. Какие орфограммы в данном тексте? Как рассуждали? – Укажите спряжение каждого глагола. – К какому спряжению должны относиться глаголы с безударными личными окончаниями и с суффиксом -я- в начальной форме? – На плакате Летучей Мыши дается информация про глаголы, у которых суффикс -я- в начальной форме – безударный. – Евдокия Васильевна обращает наше внимание на то, что написание начальной формы данных глаголов необходимо запомнить (собственно, их можно отнести к словарным словам) | Выполняют дидактические упражнения, отве- чают на вопросы, высказывают свое мнение и предположение. Учащиеся записывают текст, вставляя нужные буквы. – Чтобы записать глаголы с безударными личными окончаниями, необходимо определить спряжение этих глаголов. Для этого глаголы поставим в начальную форму. – Глаголы воет (выть), освещает (освещать), пахнет (пахнуть), продолжает (продолжать) – это глаголы I спряжения, так как в начальной форме у них нет суффикса -и-, следовательно, в этих словах в окончании пишется буква е. – Глагол светит (светить) – глагол II спряжения, поскольку в начальной форме есть суффикс -и-. В окончании пишу букву и. – Глагол дышит (дышать) не имеет в начальной форме глагольного суффикса -и-, но это глагол-исключение. Он относится ко II спряжению. Пишу окончание -ит. – В тексте есть глагол бурлит. Он стоит в форме 3-го л., ед. ч. и имеет ударное окончание -ит, из чего можно сделать вывод, что это глагол II спряжения | Формировать познавательную инициативу. Использовать знаково-символические средства. Моделировать и преобразовывать модели разных типов (предметы, схемы, знаки и т. д.). Устанавливать причинно-следственные связи. Самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера на основе метода рефлексивной самоорганизации |
IV. Закрепление, первичная проверка и коррекция полученных ранее знаний. Упражнение 67. Упражнение 68 | Организует первичное закрепление, помогает сделать вывод. Уточняет и расширяет знания учащихся по теме урока. – Откройте обратный словарь на -ь, на -ять. Выпишите столбиком все глаголы, которые подчеркнуты. Выделите в них глагольный суффикс. – Рядом с каждым напишите по одному родствен- ному глаголу с приставкой. Суффикс -я- опять выделите. – Познакомьтесь с содержанием плаката Летучей Мыши на с. 94. Что нового вы узнали? – Запишите отрывок сказки, вставляя нужные буквы. – Найдите глагол с суффиксом -я- в начальной форме. – Найдите глаголы-исключения | Уточняют и расширяют свои знания по теме урока. Доказывают, аргументируют свою точку зрения. Учащиеся выписывают глаголы: лаять, таять, веять, блеять, реять, сеять, затеять, кашлять. Рядом пишут по одному родственному слову. Во всех глаголах выделяют суффикс -я-. Запись: ла/я/ть – пола/я/ть, та/я/ть – подта/я/ть, ве/я/ть – заве/я/ть, бле/я/ть – забле/я/ть, ре/я/ть – заре/я/ть, се/я/ть – засе/я/ть, кашл/я/ть – покашл/я/ть. – Все глаголы относятся к I спряжению. Учащиеся записывают текст, вставляя пропущенные буквы. – В этом тексте есть глагол с суффиксом -я- в начальной форме. Это глагол таять (тает). – Глаголы-исключения – видит и увидит. Чтобы правильно написать в них безударные личные окончания, необходимо поставить их в начальную форму. – В тексте есть глагол услышать. Он также является глаголом-исключением, но в тексте стоит в форме прошедшего времени | Проводить наблюдение, анализ, выдвигать предположения и осуществлять их экспериментальную проверку. Выстраивать логическую цепь рассуждений – анализ объектов с целью выделения признаков. Контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками |
V. Итоги урока, рефлексия | Организация подведения итогов урока учащимися. Проводит беседу по вопросам: – Что нового вы узнали на уроке? – Назовите глаголы-исключения. – Какое затруднение у вас возникло? – В чем была причина затруднения? – Какую цель перед собой поставили? – Каким способом действовали? – Достигли ли поставленной цели? Обоснуйте свою позицию. – Кто нам больше всех помог на уроке, кого мы можем поблагодарить? – Оцените свою собственную работу. Обоснуйте свой вывод. – Какие затруднения остались? Над чем надо еще поработать? – Как вы думаете, каким будет наш следующий шаг? | Вспоминают и проговаривают цель урока. Отвечают на вопросы учителя. Высказываются о значимости изученной орфограммы в дальнейшем обучении. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Оценивают свою работу по предложенным критериям, комментируют свой выбор: | понял… | выполнил… | научился… | | Отслеживать цель учебной деятельности. Выполнять самооценку на основе критерия успешности. Демонстрировать адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. Использовать критерии для обоснования своего суждения |
Домашнее задание | Организует обсуждение домашнего задания. Тетрадь для СР № 1, упражнение 45 | Записывают домашнее задание. Рассуждение ученика: 1. Подчеркиваю орфограммы: в лесу, росистой, над полянкой, кукушка, встречает, рассвет. 2. Росистой (-рос- – корень; -ист- – суффикс; -ой – окончание). Полянкой (-полян- – корень; -к- – суффикс; -ой – окончание). 3. В лесу (обст.) над росистой (опред.) полянкой (доп.) кукушка (подлеж.) встречает (сказ.) рассвет (доп.). 4. В лесу (в чем?) – сущ. нач. ф. – лес. М. р., 2-е скл. В форме: П. п., ед. ч. Встречает в лесу. В лесу – обст. 5. Встречает (что делает?) – глаг. Нач. ф. – встречать, I спр. В форме: наст. вр., ед. ч., 3-е л. Кукушка встречает. Встречает – сказ. | Формировать навыки самоорганизации |