СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта по русскому языку "Глагол. Спряжение глаголов "брить", "стелить". Урок 39

Нажмите, чтобы узнать подробности

4 класс «Перспективная начальная школа». Урок 39

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта по русскому языку "Глагол. Спряжение глаголов "брить", "стелить". Урок 39»

Урок 39. Глагол. Спряжение глаголов брить, стелить

Тип урока: освоение нового материала

Педагогические задачи: создать условия для закрепления алгоритма определения спряжения глаголов; способствовать формированию умений определять спряжение глаголов с ударными и безударными окончаниями; содействовать развитию навыков правописания слов с известными орфограммами

Планируемые результаты

Предметные: научатся находить глаголы-исключения в тексте: определять спряжение глаголов; делать морфологический и морфемный разбор; писать безударные личные окончания глаголов

Метапредметные:

•• познавательные – осуществлять синтез как составление целого из частей; устанавливать причинно-следственные связи; устанавливать аналогии; владеть общим приемом решения задач;

•• регулятивные – принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; различать способ и результат действия;

•• коммуникативные – формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов

Личностные: широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося
(осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности

II. Формулирование темы и целей урока

Выдвигает проблему. Организует формулирование темы урока учащимися. Организует постановку учебной задачи. Уточняет понимание учащимися поставленной темы и целей урока.

– Как будет звучать тема нашего урока?

– Тема нашего урока: «Глагол. Спряжение глаголов брить, стелить».

– Какова цель урока?

– Определите цели урока, используя опорные слова

Отвечают на вопросы учителя. Формулируют тему урока, ставят учебную задачу. Обсуждают тему урока.

– Сегодня на уроке…

МЫ

познакомимся с…

узнаем…

вспомним…

будем уметь…

сможем поразмышлять…


Аргументировать свое мнение и позицию в коммуникации. Выполнять учет разных мнений. Использовать критерии для обоснования своего суждения

III. Изучение нового материала.

Работа по учебнику. Упражнение 66

Организует лексическую работу, проводит дискуссию по теме. Уточняет и расширяет знания учащихся по теме урока.

– Запишите два отрывка из стихотворений Николая Рубцова, вставляя нужные буквы. Какие орфограммы в данном тексте? Как рассуждали?

– Укажите спряжение каждого глагола.

– К какому спряжению должны относиться глаголы с безударными личными окончаниями и с суффиксом -я- в начальной форме?

– На плакате Летучей Мыши дается информация про глаголы, у которых суффикс -я- в начальной форме – безударный.

– Евдокия Васильевна обращает наше внимание на то, что написание начальной формы данных глаголов необходимо запомнить (собственно, их можно отнести к словарным словам)

Выполняют дидактические упражнения, отве-
чают на вопросы, высказывают свое мнение и предположение.

Учащиеся записывают текст, вставляя нужные буквы.

– Чтобы записать глаголы с безударными личными окончаниями, необходимо определить спряжение этих глаголов. Для этого глаголы поставим в начальную форму.

– Глаголы воет (выть), освещает (освещать), пахнет (пахнуть), продолжает (продолжать) – это глаголы I спряжения, так как в начальной форме у них нет суффикса -и-, следовательно, в этих словах в окончании пишется буква е.

– Глагол светит (светить) – глагол II спряжения, поскольку в начальной форме есть суффикс
-и-. В окончании пишу букву и.

– Глагол дышит (дышать) не имеет в начальной форме глагольного суффикса -и-, но это глагол-исключение. Он относится ко II спряжению. Пишу окончание -ит.

– В тексте есть глагол бурлит. Он стоит в форме 3-го л., ед. ч. и имеет ударное окончание -ит, из чего можно сделать вывод, что это глагол II спряжения

Формировать познавательную инициативу. Использовать знаково-символические средства. Моделировать и преобразовывать
модели разных типов (предметы, схемы, знаки и т. д.). Устанавливать причинно-следственные связи. Самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера на основе метода рефлексивной самоорганизации

IV. Закрепление, первичная проверка и коррекция полученных ранее знаний.

Упражнение 67.




Упражнение 68

Организует первичное закрепление, помогает сделать вывод. Уточняет и расширяет знания учащихся по теме урока.

– Откройте обратный словарь на , на -ять. Выпишите столбиком все глаголы, которые подчеркнуты. Выделите в них глагольный суффикс.

– Рядом с каждым напишите по одному родствен-
ному глаголу с приставкой. Суффикс -я- опять
выделите.

– Познакомьтесь с содержанием плаката Летучей Мыши на с. 94. Что нового вы узнали?


– Запишите отрывок сказки, вставляя нужные
буквы.

– Найдите глагол с суффиксом -я- в начальной форме.

– Найдите глаголы-исключения

Уточняют и расширяют свои знания по теме урока. Доказывают, аргументируют свою точку зрения.

Учащиеся выписывают глаголы: лаять, таять, веять, блеять, реять, сеять, затеять, кашлять. Рядом пишут по одному родственному слову. Во всех глаголах выделяют суффикс -я-.

Запись: ла/я/ть – пола/я/ть, та/я/ть –
подта/я/ть, ве/я/ть – заве/я/ть, бле/я/ть –
забле/я/ть, ре/я/ть – заре/я/ть, се/я/ть –
засе/я/ть, кашл/я/ть – покашл/я/ть.

– Все глаголы относятся к I спряжению.

Учащиеся записывают текст, вставляя пропущенные буквы.

– В этом тексте есть глагол с суффиксом -я- в начальной форме. Это глагол таять (тает).

– Глаголы-исключения – видит и увидит. Чтобы правильно написать в них безударные личные окончания, необходимо поставить их в начальную форму.

– В тексте есть глагол услышать. Он также является глаголом-исключением, но в тексте стоит в форме прошедшего времени

Проводить наблюдение, анализ, выдвигать предположения и осуществлять их экспериментальную проверку. Выстраивать логическую цепь рассуждений – анализ объектов с целью выделения признаков. Контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками

V. Итоги урока, рефлексия

Организация подведения итогов урока учащимися. Проводит беседу по вопросам:

– Что нового вы узнали на уроке?

– Назовите глаголы-исключения.

– Какое затруднение у вас возникло?

– В чем была причина затруднения?

– Какую цель перед собой поставили?

– Каким способом действовали?

– Достигли ли поставленной цели? Обоснуйте свою позицию.

– Кто нам больше всех помог на уроке, кого мы можем поблагодарить?

– Оцените свою собственную работу. Обоснуйте свой вывод.

– Какие затруднения остались? Над чем надо еще поработать?

– Как вы думаете, каким будет наш следующий шаг?

Вспоминают и проговаривают цель урока. Отвечают на вопросы учителя. Высказываются о значимости изученной орфограммы в дальнейшем обучении. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Оценивают свою работу по предложенным критериям, комментируют свой выбор:

понял…

выполнил…

научился…


Отслеживать цель учебной деятельности. Выполнять самооценку на основе критерия успешности. Демонстрировать адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. Использовать критерии для обоснования своего суждения

Домашнее
задание

Организует обсуждение домашнего задания.

Тетрадь для СР № 1, упражнение 45

Записывают домашнее задание.

Рассуждение ученика:

1. Подчеркиваю орфограммы: в лесу, росистой, над полянкой, кукушка, встречает, рассвет.

2. Росистой (-рос- – корень; -ист- – суффикс;
-ой – окончание). Полянкой (-полян- – корень;
-к- – суффикс; -ой – окончание).

3. В лесу (обст.) над росистой (опред.) полянкой
(доп.) кукушка (подлеж.) встречает (сказ.) рассвет (доп.).

4. В лесу (в чем?) – сущ. нач. ф. – лес. М. р.,
2-е скл. В форме: П. п., ед. ч. Встречает в лесу. В лесу – обст.

5. Встречает (что делает?) – глаг. Нач. ф. – встречать, I спр. В форме: наст. вр., ед. ч., 3-е л. Кукушка встречает. Встречает – сказ.

Формировать
навыки самоорганизации