СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта по русскому языку "Продолжаем определять спряжение глагола по его начальной форме"

Нажмите, чтобы узнать подробности

4 класс «Перспективная начальная школа». Урок 28

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта по русскому языку "Продолжаем определять спряжение глагола по его начальной форме"»

Урок 28. Продолжаем определять спряжение глагола
по его начальной форме

Тип урока: освоение нового материала

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления учащихся с правилом определения спряжения глагола по его начальной форме; способствовать формированию умений определять спряжение глаголов с ударными личными окончаниями; содействовать развитию орфографической зоркости

Планируемые результаты

Предметные: познакомятся с правилом определения спряжения глагола по его начальной форме; научатся определять спряжение глаголов с ударными личными окончаниями; определять тип орфограммы

Метапредметные:

•• познавательные – обобщать, то есть осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;

•• регулятивные – адекватно воспринимать оценку учителя; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

•• коммуникативные – учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; задавать вопросы

Личностные: ориентация в нравственном содержании и смысле поступков
(как собственных, так и ок-ружающих людей); развитие этических чувств –
стыда, вины, совести как регуляторов морального
поведения

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося
(осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности

II. Формулирование темы и целей урока

Выдвигает проблему. Организует формулирование темы урока учащимися, постановку учебной задачи. Уточняет понимание учащимися поставленной темы и целей урока.

– Как будет звучать тема нашего урока?

– Тема нашего урока: «Продолжаем определять спряжение глагола по его начальной форме».

– Какова цель урока?

– Определите цели урока, используя опорные слова

Отвечают на вопросы учителя. Формулируют тему урока, ставят учебную задачу. Обсуждают тему урока.

– Сегодня на уроке…

МЫ

познакомимся с…

узнаем…

вспомним…

будем уметь…

сможем поразмышлять…


Принимать и сохранять учебную задачу. Аргументировать свое мнение и позицию в коммуникации

III. Изучение нового материала.

Работа по учебнику.

Упражнение 40.










Упражнение 41


Организует лексическую работу, проводит дискуссию по теме урока. Уточняет и расширяет знания учащихся по теме.

– Откройте обратный словарь на . Найдите глаголы на -ать.

– К какому же спряжению они относятся?

– Проспрягайте письменно оба глагола в ед. ч. и во мн. ч.









– Откройте обратный словарь на . Среди глаголов на -ить найдите глаголы на цветном фоне. К какому спряжению они относятся? Обратите внимание на личные окончания.

– Почему в личных формах появляется лишний гласный звук? Выполните транскрипцию и покажите, что было бы, если бы гласный не пришел на помощь.

– Выделите цветом три первых звука во всех этих словах. Все они – согласные и при таком стечении согласных слова делаются труднопроизносимыми. При образовании личных форм от глаголов зажить, нажить, дожить, пожить появляется согласный звук [в’]: заживёшь, наживут и т. д.

– В чем особенность состава этих глаголов? Маша уверена, что в них нет глагольного суффикса -и-. Вы согласны с ней?

– К какому спряжению относятся глаголы, которые образованы от глаголов на цветном фоне с помощью приставки? Являются ли их личные окончания ударными?

Выполняют упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение и предположение.


– Глаголы находятся в самом конце с. 45. Это глаголы лез/ть и грыз/ть.

– Спряжение глагола грызть можно определить по ударным личным окончаниям: грызёшь, грызёт – I спряжение.

– Спряжение глагола лезть можно определить, опираясь на правило (с. 55, 57): если в начальной форме глагольный суффикс не -и-, значит, это глагол I спряжения. Как мы можем убедиться, разобрав начальную форму глагола по составу, это глагол с нулевым суффиксом: лез/ть. В начальной форме нет суффикса -и-, значит, это глагол I спряжения.

Учащиеся находят шесть глаголов. Пять из них
(бить, вить, жить, лить, пить) есть на развороте учебника (с. 146–147), и еще один (шить) – на с. 148.

– Глаголы-родственники сохраняют спряжение породивших их глаголов.

Учащиеся образуют личные формы от глаголов: вбить – вобьешь, вобьют; разбить – разобьешь, разобьем; избить – изобью, изобьешь; свить – совью, совьешь, совьют; подшить –
подошьешь, подошьют.

Выполняют транскрипцию: [ваб’й’ош],
ра[заб’й’ош], и [заб’й’ош], [сва’й’у] и т. д.

Выражать свои мысли в соответствии с задачей и условием. Выделять необходимую информацию. Формировать смыслообразование. Выполнять мыслительные действия
(анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация). Проявлять волевую саморегуляцию. Формировать познавательную инициативу. Выдвигать гипотезы и их обосновывать. Выполнять поиск необходимой информации. Использовать
знаково-символические средства. Моделировать и преобразовывать модели разных типов (предметы, схемы, знаки и т. д.)

IV. Закрепление, первичная проверка и коррекция полученных ранее знаний.

Упражнение 42

Организует первичное закрепление, помогает сделать вывод. Уточняет и расширяет знания учащихся по теме урока.

– Откройте обратный словарь на -и, найдите глаголы на -ти.

– Читайте по цепочке только подчеркнутые глаголы и ставьте каждый глагол в форму 2-го лица,
ед. ч.

– У них ударные личные окончания? Какого спряжения все эти глаголы? А все глаголы с приставками, которые от них образованы? Проверьте это, поставив их в форму 2-го лица, ед. ч.












– Прочитайте материал интриги в конце с. 65 и в начале с. 66, где выяснится, что Миша уже столкнулся с этой проблемой.

– Посмотрите список глаголов на -ти: много ли среди них таких, в которых выделена приставка вы-?
(В списке восемь таких глаголов.) Неужели Миша прав, и во всех личных формах этих глаголов безударные окончания? Давайте продолжим подряд читать все глаголы с приставками, напечатанные после подчеркнутых глаголов без приставок. Особое внимание обратим на глаголы с приставкой вы-.

– На какое правило надо ссылаться, чтобы определить спряжение глаголов?

Уточняют и расширяют свои знания по теме урока. Доказывают, аргументируют свою точку зрения.

Учащиеся читают подчеркнутые глаголы и сразу же произносят каждый глагол в паре с его формой 2-го лица, ед. ч.: везти – везёшь, ползти – ползёшь, пойти – пойдёшь, расти – растёшь, вести – ведёшь, цвести – цветёшь, мести – метёшь, нести – несёшь, грести – гребёшь, трясти – трясёшь.

– По букве гласного ё, которая всегда под ударением, можно сделать вывод, что все данные глаголы – I спряжения.

Учащиеся читают подряд глаголы с приставками, образованные от подчеркнутых глаголов без приставок, и по ударным личным окончаниям определяют спряжение. Например: подвезти – подвезёшь, в личном окончании буква ё, значит, глагол – I спряжения и т. д.

Учащиеся доходят до первого глагола, в котором выделена приставка вы- (это глагол вывезти), они сталкиваются с безударным личным окончанием. Как же писать личную форму такого глагола? Поможет ли нам правило на с. 65?
(Конечно, поможет!) А может быть, нужно посмотреть на глагольный суффикс, раз окончание в личной форме безударное? (Можно поступить и так: это более общий и универсальный способ!)

Учащиеся определяют состав слов: вы/вез/ти, вы/полз/ти, вы/й/ти… Делают вывод, что в составе нет глагольного суффикса -и-, значит, эти глаголы – I спряжения.

Учащиеся читают глаголы с приставками, ставят их в форму 2-го лица ед. ч. и убеждаются в том, что у всех (кроме глаголов с приставкой вы-) в личной форме ударные окончания, в которых есть буква ё, сигнализирующая о том, что все они – глаголы I спряжения

Осуществлять актуализацию сведений из личного жизненного опыта информационной деятельности.

Проводить наблюдение, анализ, выдвигать предположения и осуществлять их экспериментальную проверку. Выстраивать логическую цепь рассуждений – анализ объектов с целью выделения признаков. Контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками. Осуществлять самоконтроль по эталону

V. Итоги урока, рефлексия

Организация подведения итогов урока учащимися. Проводит беседу по вопросам:

– Что нового узнали на уроке?

– Как определить спряжение глагола по его начальной форме?

– Какое задание было самым интересным и почему? Какое задание было самым трудным?

– Что у вас получилось лучше всего и без ошибок?

– Нарисуйте смайлик, отражающий ваше настроение к концу урока

Вспоминают и проговаривают цель урока. Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают, как определить спряжение глагола по его начальной форме. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Оценивают свою работу по предложенным критериям, комментируют свой выбор:

узнал…

сравнил…

умею…


Отслеживать цель учебной деятельности. Формулировать и аргументировать свое мнение, учитывать разные мнения. Следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям

Домашнее
задание

Организует обсуждение домашнего задания.

Тетрадь для СР № 1, упражнение 34

Записывают домашнее задание.

Рассуждение ученика:

1. Новые словарные слова: президентом, правительство.

2. Вставляю пропущенные буквы: избрали (приставка из-), в квартале (в столе́), напоказ (показывать), вывешен (пове́сить), строжайший (стро́-
гий; м. р., В. п.), приказ (приказы), детям (деревня́м), страны (стра́ны), президентским (сл. слово), декретом (столо́м), запрещается (запре́т; что делается?), летом (окно́м), ребятишек (ребятишки – «бегл. гласный»; подчеркиваю синим карандашом), летнее (како́е?), заплатит (за́пись – «безударный гласный в приставке»; подчеркиваю желтым карандашом).

3. Жить (живёшь, живут) – I спр. (по ударному личному окончанию).

4. Вывезти (везти – везёшь, везут) – I спр. (по ударному личному окончанию)

Формировать
навыки самоорганизации