СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта по русскому языку "Сравниваем личные окончания глаголов, принадлежащих к разным спряжениям"

Нажмите, чтобы узнать подробности

4 класс «Перспективная начальная школа». Урок 22

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта по русскому языку "Сравниваем личные окончания глаголов, принадлежащих к разным спряжениям"»

Урок 22. Сравниваем личные окончания глаголов,
принадлежащих к разным спряжениям

Тип урока: освоение нового материала

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления учащихся с личными окончаниями глаголов, принадлежащих к разным спряжениям; способствовать формированию умений определять тип спряжения по ударным личным окончаниям глагола; содействовать развитию орфографической зоркости

Планируемые результаты

Предметные: познакомятся с личными окончаниями глаголов I и II спряжений; научатся определять тип спряжения по ударным личным окончаниям глагола; определять тип орфограммы

Метапредметные:

•• познавательные – ориентироваться на разнообразие способов решения задач; осуществлять синтез как составление целого из частей;

•• регулятивные – принимать и сохранять учебную задачу; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

•• коммуникативные – формулировать собственное мнение и позицию; использовать речь для регуляции своего действия

Личностные: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося
(осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности

II. Формулирование темы и целей урока

Выдвигает проблему. Организует формулирование темы урока учащимися, постановку учебной задачи. Уточняет понимание учащимися поставленной темы и целей урока.

– Как будет звучать тема нашего урока?

– Тема нашего урока: «Сравниваем личные окончания глаголов, принадлежащих к разным спряже-
ниям».

– Какова цель урока?

– Определите цели урока, используя опорные слова

Отвечают на вопросы учителя. Формулируют тему урока, ставят учебную задачу. Обсуждают тему урока.

– Сегодня на уроке…

МЫ

познакомимся с…

узнаем…

вспомним…

будем уметь…

сможем поразмышлять…



Извлекать необходимую информацию из текстов. Проявлять волевую саморегуляцию в ситуации затруднения

III. Изучение нового материала

Организует лексическую работу, проводит дискуссию по теме урока. Уточняет и расширяет знания учащихся по теме.

– Проверьте по таблице, действительно ли у глаголов, относящихся к разным спряжениям, разные наборы окончаний?

– В каком спряжении в окончаниях единственного числа есть буква е?

– В каком – буква и?

– Чем отличается написание окончаний в форме
3-го лица множественного числа у глаголов I и II спряжения?

– В форме какого лица и числа у глаголов обоих спряжений одинаковые окончания?

– Прочитайте объяснение Евдокии Васильевны.

– Почему окончания глаголов называют личными?

– Сравните личные окончания глаголов I спряжения в единственном числе и во множественном числе. У какого глагола они во всех формах ударные? У какого – во всех формах (кроме 1-го лица ед. ч.) безударные?

– Вы заметили, что у обоих глаголов в одном и том же лице и числе пишутся одинаковые окончания?

– Сравните личные окончания глаголов II спряжения в единственном числе и во множественном числе.

У какого глагола они ударные, а у какого – безударные? Что вы можете сказать об их написании в одной и той же форме?

– Чем отличаются личные окончания глаголов, принадлежащих к I спряжению, от личных окончаний глаголов, относящихся ко II спряжению?

– Еще раз сравните по таблице личные окончания двух разных глаголов I спряжения.

– Миша говорит, что в написании окончаний одного из них можно сделать ошибки. Какой из двух глаголов Миша имел в виду?

– Написание личных окончаний какого глагола не вызовет у вас затруднений? Почему?

– Сравните, как изменяются разные глаголы, принадлежащие ко II спряжению.

– Какой вывод вы сделаете о написании личных окончаний глаголов II спряжения: важно ли, ударные это окончания или безударные?

– Заполните данную в учебнике таблицу своими примерами.

– К какому спряжению относится глагол кричу, кричишь? А глагол пою, поёшь?

– Давайте проспрягаем эти глаголы по образцу, данному в таблице, и запишем их в тетради

Выполняют дидактические упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение и предположение.

Учащиеся определяют, в чем специфика окончаний внутри каждого спряжения (буквы е и у в окончаниях глаголов I спряжения, буквы и и я в окончаниях глаголов II спряжения).

Сравнивают окончания глаголов разного спряжения и выясняют, в чем их отличия и сходство.

– В ед. ч. в окончаниях разные буквы: е и и, во мн. ч. – разные буквы у и я.

– Сходство окончаний есть в форме 1-го л., ед. ч.

– В написании окончаний глаголов на розовом фоне трудно ошибиться, поскольку эти окончания стоят под ударением, а вот в написании окончаний глаголов на белом фоне можно допустить ошибки, так как они безударные.

Учащиеся заполняют таблицу, выделяют личные окончания глаголов.


I спр.

II спр.

Ед. ч.

1-е лицо

По/ю

Крич/у

2-е лицо

По/ешь

Крич/ишь

3-е лицо

По/ет

Крич/ит



I спр.

II спр.

Мн. ч.

1-е лицо

По/ем

Крич/им

2-е лицо

По/ете

Крич/ите

3-е лицо

По/ют

Крич/ат


Выражать свои мысли в соответствии с задачей и условием. Формировать навыки нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания. Демонстрировать осознание ответственности за общее дело. Следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям. Выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. Формулировать и аргументировать свое мнение и позицию в коммуникации. Выполнять учет разных мнений, координировать в сотрудничестве разные позиции. Использовать критерии для обоснования своего суждения

IV. Закрепление, первичная проверка и коррекция полученных ранее знаний

Организует первичное закрепление, помогает сделать вывод. Уточняет и расширяет знания учащихся по теме урока.

– Прочитайте предложения с пропущенными глаголами.

В гнезде грача … наперебой голодные птенцы. Через валежник … медвежонок. Почему … неугомонные малыши? Да они крепко … в своих кроватках.

– Вставьте подходящие по смыслу глаголы в нужной форме, определите спряжение, используя слова для справок: пищать, брести, молчать, спать.

– Предлагаю сегодня на уроке вам побывать в роли учителя. Для этого поменяйтесь своими рабочими тетрадями с соседом по парте, возьмите в руки карандаш, если при проверке была допущена ошибка,
то вы самостоятельно и аккуратно ее исправляете.

– Если оканчивается на гласную букву , -ут
(-ют), то какое это спряжение?

– Если оканчивается на гласную букву и, -ат (-ят), то какое это спряжение?

Уточняют и расширяют свои знания по теме урока. Доказывают, аргументируют свою точку зрения. Учащиеся выполняют задание:

Выполняют запись:

В гнезде грача пищ/а́т (II спр.) наперебой голодные птенцы. Через валежник бред/ёт (I спр.) медвежонок. Почему молч/а́т (II спр.) неугомонные малыши? Да они крепко сп/я́т (II спр.) в своих кроватках.

Учащиеся проговаривают правило:

Чтоб определить спряжение,

Посмотри на окончание.

И еще на ударение

Обрати свое внимание!

Когда окончание под ударением,

Легко ты узнаешь, какое спряжение!

Осуществлять актуализацию сведений из личного жизненного опыта информационной деятельности.

Проводить наблюдение, анализ, выдвигать предположения и осуществлять их экспериментальную проверку. Выстраивать логическую цепь рассуждений – анализ объектов с целью выделения признаков

Работа в тетради для самостоятельной работы № 1. Упражнение 25

Организует самостоятельную работу в печатной тетради, обеспечивает контроль над выполнением задания.

Цель: познакомить с написанием нового словарного слова беседа; учить определять тип спряжения по ударным личным окончаниям глагола.

– Запишите словарное слово.

– Вставьте пропущенные буквы.

– Укажите время, число, лицо глаголов

Выполняют задание в тетради для самостоятельной работы.

Рассуждение ученика:

1. Вписываю новое словарное слово в форме
ед. ч., В. п. Подчеркиваю в нем букву, написание которой надо запомнить: беседу.

2. Вставляю пропущенные буквы: страна
(стра́ны), цветут (цвет), цветы (цве́тик), лесные
(лес), зайцы (цы- – окончание), к обеду (сл. слово), зовёт (зов), ведёшь (вёл), весёлый (ве́село).

3. Цветут (наст. вр., 3-е л., мн. ч., I спр.), ждут
(наст. вр., 3-е л., мн. ч., I спр), зовёт (наст. вр.,
3-е л., ед. ч., I спр. ), ведёшь (наст. вр., 2-е л.,
ед. ч., I спр.)

Анализировать объекты с целью выделения признаков. Демонстрировать осознание ответственности за общее дело. Формулировать и аргументировать свое мнение и позицию в коммуникации

V. Итоги урока, рефлексия

Организация подведения итогов урока учащимися. Проводит беседу по вопросам:

– Что нового узнали на уроке?

–  Назовите личные окончания глаголов I спряжения.

– Назовите личные окончания глаголов II спряжения.

– Какое задание было самым интересным и почему?

– Какое задание было самым трудным?

– Что у вас получилось лучше всего и без ошибок?

– Нарисуйте смайлик, отражающий ваше настроение к концу урока

Вспоминают и проговаривают цель урока. Отвечают на вопросы учителя. Называют личные окончания глаголов I и II спряжений. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Оценивают свою работу по предложенным критериям, комментируют свой выбор:

открыл…

исследовал…

смогу…


Отслеживать цель учебной деятельности. Выполнять рефлексию способов и условий действия. Демонстрировать адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности

Домашнее
задание

Организует обсуждение домашнего задания.

Тетрадь для СР № 1, упражнение 26.

– Подчеркните орфограмму «безударный гласный в корне, проверяемый ударением».





– Найдите глаголы I спряжения.


– Найдите глаголы II спряжения

Записывают домашнее задание.

Рассуждение ученика:

1. Синим карандашом подчеркиваю орфограмму «безударный гласный в корне, проверяемый ударением»: седым (се́денький), по морям (мо́ре), далёких (даль), корабли (кора́бль), поля (по́ле), цветут (цвет), леса (лес), лежат (лечь), в земле
(зе́мли), золота (позоло́та).

2. Глаголы I спряжения: идут – идёт; цветут – цветёт.

3. Глаголы II спряжения: шумят – шумит; лежат – лежит

Формировать
навыки самоорганизации