II. Формулирование темы и целей урока | Выдвигает проблему. Организует формулирование темы урока учащимися, постановку учебной задачи. Уточняет понимание учащимися поставленной темы и целей урока. – Как будет звучать тема нашего урока? – Тема нашего урока: «Сравниваем личные окончания глаголов, принадлежащих к разным спряже- ниям». – Какова цель урока? – Определите цели урока, используя опорные слова | Отвечают на вопросы учителя. Формулируют тему урока, ставят учебную задачу. Обсуждают тему урока. – Сегодня на уроке… МЫ | познакомимся с… | узнаем… | вспомним… | будем уметь… | сможем поразмышлять… | | Извлекать необходимую информацию из текстов. Проявлять волевую саморегуляцию в ситуации затруднения |
III. Изучение нового материала | Организует лексическую работу, проводит дискуссию по теме урока. Уточняет и расширяет знания учащихся по теме. – Проверьте по таблице, действительно ли у глаголов, относящихся к разным спряжениям, разные наборы окончаний? – В каком спряжении в окончаниях единственного числа есть буква е? – В каком – буква и? – Чем отличается написание окончаний в форме 3-го лица множественного числа у глаголов I и II спряжения? – В форме какого лица и числа у глаголов обоих спряжений одинаковые окончания? – Прочитайте объяснение Евдокии Васильевны. – Почему окончания глаголов называют личными? – Сравните личные окончания глаголов I спряжения в единственном числе и во множественном числе. У какого глагола они во всех формах ударные? У какого – во всех формах (кроме 1-го лица ед. ч.) безударные? – Вы заметили, что у обоих глаголов в одном и том же лице и числе пишутся одинаковые окончания? – Сравните личные окончания глаголов II спряжения в единственном числе и во множественном числе. У какого глагола они ударные, а у какого – безударные? Что вы можете сказать об их написании в одной и той же форме? – Чем отличаются личные окончания глаголов, принадлежащих к I спряжению, от личных окончаний глаголов, относящихся ко II спряжению? – Еще раз сравните по таблице личные окончания двух разных глаголов I спряжения. – Миша говорит, что в написании окончаний одного из них можно сделать ошибки. Какой из двух глаголов Миша имел в виду? – Написание личных окончаний какого глагола не вызовет у вас затруднений? Почему? – Сравните, как изменяются разные глаголы, принадлежащие ко II спряжению. – Какой вывод вы сделаете о написании личных окончаний глаголов II спряжения: важно ли, ударные это окончания или безударные? – Заполните данную в учебнике таблицу своими примерами. – К какому спряжению относится глагол кричу, кричишь? А глагол пою, поёшь? – Давайте проспрягаем эти глаголы по образцу, данному в таблице, и запишем их в тетради | Выполняют дидактические упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение и предположение. Учащиеся определяют, в чем специфика окончаний внутри каждого спряжения (буквы е и у в окончаниях глаголов I спряжения, буквы и и я в окончаниях глаголов II спряжения). Сравнивают окончания глаголов разного спряжения и выясняют, в чем их отличия и сходство. – В ед. ч. в окончаниях разные буквы: е и и, во мн. ч. – разные буквы у и я. – Сходство окончаний есть в форме 1-го л., ед. ч. – В написании окончаний глаголов на розовом фоне трудно ошибиться, поскольку эти окончания стоят под ударением, а вот в написании окончаний глаголов на белом фоне можно допустить ошибки, так как они безударные. Учащиеся заполняют таблицу, выделяют личные окончания глаголов. | I спр. | II спр. | Ед. ч. | 1-е лицо | По/ю | Крич/у | 2-е лицо | По/ешь | Крич/ишь | 3-е лицо | По/ет | Крич/ит | | I спр. | II спр. | Мн. ч. | 1-е лицо | По/ем | Крич/им | 2-е лицо | По/ете | Крич/ите | 3-е лицо | По/ют | Крич/ат | | Выражать свои мысли в соответствии с задачей и условием. Формировать навыки нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания. Демонстрировать осознание ответственности за общее дело. Следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям. Выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. Формулировать и аргументировать свое мнение и позицию в коммуникации. Выполнять учет разных мнений, координировать в сотрудничестве разные позиции. Использовать критерии для обоснования своего суждения |
IV. Закрепление, первичная проверка и коррекция полученных ранее знаний | Организует первичное закрепление, помогает сделать вывод. Уточняет и расширяет знания учащихся по теме урока. – Прочитайте предложения с пропущенными глаголами. В гнезде грача … наперебой голодные птенцы. Через валежник … медвежонок. Почему … неугомонные малыши? Да они крепко … в своих кроватках. – Вставьте подходящие по смыслу глаголы в нужной форме, определите спряжение, используя слова для справок: пищать, брести, молчать, спать. – Предлагаю сегодня на уроке вам побывать в роли учителя. Для этого поменяйтесь своими рабочими тетрадями с соседом по парте, возьмите в руки карандаш, если при проверке была допущена ошибка, то вы самостоятельно и аккуратно ее исправляете. – Если оканчивается на гласную букву -е, -ут (-ют), то какое это спряжение? – Если оканчивается на гласную букву и, -ат (-ят), то какое это спряжение? | Уточняют и расширяют свои знания по теме урока. Доказывают, аргументируют свою точку зрения. Учащиеся выполняют задание: Выполняют запись: В гнезде грача пищ/а́т (II спр.) наперебой голодные птенцы. Через валежник бред/ёт (I спр.) медвежонок. Почему молч/а́т (II спр.) неугомонные малыши? Да они крепко сп/я́т (II спр.) в своих кроватках. Учащиеся проговаривают правило: Чтоб определить спряжение, Посмотри на окончание. И еще на ударение Обрати свое внимание! Когда окончание под ударением, Легко ты узнаешь, какое спряжение! | Осуществлять актуализацию сведений из личного жизненного опыта информационной деятельности. Проводить наблюдение, анализ, выдвигать предположения и осуществлять их экспериментальную проверку. Выстраивать логическую цепь рассуждений – анализ объектов с целью выделения признаков |
Работа в тетради для самостоятельной работы № 1. Упражнение 25 | Организует самостоятельную работу в печатной тетради, обеспечивает контроль над выполнением задания. Цель: познакомить с написанием нового словарного слова беседа; учить определять тип спряжения по ударным личным окончаниям глагола. – Запишите словарное слово. – Вставьте пропущенные буквы. – Укажите время, число, лицо глаголов | Выполняют задание в тетради для самостоятельной работы. Рассуждение ученика: 1. Вписываю новое словарное слово в форме ед. ч., В. п. Подчеркиваю в нем букву, написание которой надо запомнить: беседу. 2. Вставляю пропущенные буквы: страна (стра́ны), цветут (цвет), цветы (цве́тик), лесные (лес), зайцы (цы- – окончание), к обеду (сл. слово), зовёт (зов), ведёшь (вёл), весёлый (ве́село). 3. Цветут (наст. вр., 3-е л., мн. ч., I спр.), ждут (наст. вр., 3-е л., мн. ч., I спр), зовёт (наст. вр., 3-е л., ед. ч., I спр. ), ведёшь (наст. вр., 2-е л., ед. ч., I спр.) | Анализировать объекты с целью выделения признаков. Демонстрировать осознание ответственности за общее дело. Формулировать и аргументировать свое мнение и позицию в коммуникации |
V. Итоги урока, рефлексия | Организация подведения итогов урока учащимися. Проводит беседу по вопросам: – Что нового узнали на уроке? – Назовите личные окончания глаголов I спряжения. – Назовите личные окончания глаголов II спряжения. – Какое задание было самым интересным и почему? – Какое задание было самым трудным? – Что у вас получилось лучше всего и без ошибок? – Нарисуйте смайлик, отражающий ваше настроение к концу урока | Вспоминают и проговаривают цель урока. Отвечают на вопросы учителя. Называют личные окончания глаголов I и II спряжений. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Оценивают свою работу по предложенным критериям, комментируют свой выбор: | открыл… | исследовал… | смогу… | | Отслеживать цель учебной деятельности. Выполнять рефлексию способов и условий действия. Демонстрировать адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности |
Домашнее задание | Организует обсуждение домашнего задания. Тетрадь для СР № 1, упражнение 26. – Подчеркните орфограмму «безударный гласный в корне, проверяемый ударением». – Найдите глаголы I спряжения. – Найдите глаголы II спряжения | Записывают домашнее задание. Рассуждение ученика: 1. Синим карандашом подчеркиваю орфограмму «безударный гласный в корне, проверяемый ударением»: седым (се́денький), по морям (мо́ре), далёких (даль), корабли (кора́бль), поля (по́ле), цветут (цвет), леса (лес), лежат (лечь), в земле (зе́мли), золота (позоло́та). 2. Глаголы I спряжения: идут – идёт; цветут – цветёт. 3. Глаголы II спряжения: шумят – шумит; лежат – лежит | Формировать навыки самоорганизации |