II. Целеполагание | - Ребята, мы знаем, что об одном и том же можно рассказывать и кратко, и подробно. Всё зависит от условий нашего общения. Например, придя домой, мы иногда подробно рассказываем родителям о целом дне школы или класса. - Где ещё вы используете подробный пересказ? - Умение подробно излагать - очень сложное, но в жизни оно необходимо каждому. С этой целью мы будем писать подробные изложения. -Что необходимо для написания изложения? - Чему вы будете учиться, работая над изложением? - У известного писателя Николая Ивановича Сладкова есть произведения, в которых он делится с читателями своими наблюдениями. В одном из рассказов говорится о маленькой птичке скалистом поползне и большой ядовитой змее гюрзе. - Я предлагаю посмотреть презентацию, чтобы вы могли представить себе, как в жизни выглядят скалистый поползень и гюрза. По рассказу Н.И.Сладкова мы сегодня напишем изложение. | -Рассказываем товарищам о поездке, своих приключениях - Определить тему, главную мысль, составить план, выбрать слова опоры, пересказа - Учиться создавать текст, учиться записывать текст |
III. Работа по теме урока | - Мы с вами уже знакомились с Н.И. Сладковым, что о нём вы помните?(презентация) - Знакомство с текстом - Откройте учебник на стр. 101 упр.180.Прочитайте текст изложения и ответьте на вопрос, о чём говорится в тексте? Работа по тексту -К какому типу речи вы бы отнесли этот текст? Докажите это. -Когда вы слушали текст, перед вами возникла одна картинка или несколько? - У вас возникло несколько сменяющих друг друга картин, следовательно, к какому типу речи отнесёте текст? -Вспомним, из каких частей состоит любой текст повествования? - Из каких главных частей состоит текст? Работа с текстом по частям - Поработаем над каждой частью в отдельности. Прочитайте первую часть и скажите в каком предложении отражено основное содержание первой части? - Что вызвало тревогу? -Как можно короче выразить эту основную мысль. Сократите предложение до пункта плана. - Кто перескажет 1 часть - Сколько предложений напишем в 1 части? - Прочитайте вторую часть. - Назовите предложение, в котором выражена главная мысль второй части. -Где было гнездо поползня? - Как птица пыталась защитить птенцов? - Какой художественный приём использовал автор в этом предложении? - С чем писатель сравнил поползня? - Почему у него родилось такое сравнение? - Какое предложение передаёт отчаяние поползня? - Какое образное выражение использует здесь автор? - Сократите предложение до пункта плана. - Кто перескажет? - Сколько предложений напишем во 2 части? - Прочитайте третью часть - Какими словами выражена главная мысль третьей части? - Какое чудо произошло? - Почему автор называет такое поведение чудом? - Как озаглавим третью часть? - Кто перескажет эту часть? - Сколько предложений напишем в 3 части? - Теперь нам нужно озаглавить текст. - Итак, ребята, у нас получился следующий план рассказа - План: 1.Тревога 2. Опасность 3.Отважная птичка - Слова – опоры к первой части на доске: - Кричит, поползень, скалистый 1. Кр_чит (крик) – безударный глас. в корне слова; поп_олз_нь – безударные гласные О и Е, словарное слово; скАлистый (скАлы)- безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением; - Слова из 2 части на доске: -П_лзёт(пОлзать) – безударная глас. в корне; юлой – словарное слово; из_гнулось(изОгнутый)- безударная глас. в корне; _д_витая (яд) - безударная глас. в корне, овит суффикс; зм_я (змей)- безударная глас. в корне. - Слова к третьей части на доске: - Вспорхнул – словарное слово; с_рвалась(сОрванный)- приставка со Обобщающие вопросы по тексту - Вспомним, что такое тема текста. - Какова тема этого текста? | - Николай Иванович, детский писатель, писал про природу - О том, как птичка скалистый поползень защищала птенцов от гюрзы. - Повествование. - В тексте рассказывается о том что произошло, что случилось - Несколько. Сначала увидели птенца на земле, потом как ребята кладут птенца в гнездо. (Вспоминают типы текстов, определяют тип данного текста) -Это текст повествование. - Текст повествования состоит из 3 частей. - Вступление, основная часть, заключительная часть - В ущелье гор тревога. - Кричит птичка. - Тревога. - Пересказывает 1 ученик - 3 предложения - Ещё немного гюрза заползёт в гнездо. -На отвесной скале. - Поползень юлой крутится вокруг змеи и кричит. - Сравнение - С юлой - Крутятся одинаково на месте - Долго крича, как бы онеметь, затихнуть, обессилить. - Зашёлся криком - Опасность - 1 ученик пересказывает - 7-8 предложений - Случилось чудо - Поползень спас птенцов - Поползень не побоялся, большой змеи и полетел защищать птенцов - Отважная птичка - 1 ученик пересказывает - 2-3 предложения - Предлагают свои варианты (Храбрая птичка, поползень…) - Тема – это то, о чём говорится в тексте. - Маленький поползень, спас птичек |
IV. Орфографическая подготовка | - Давайте поиграем в игру «Эхо». Я вам буду говорить слова орфоэпически, как они произносятся, а вы повторять хором орфографически, как пишутся. Учитель называет слова: тривога атвеснай палзёт идавитая зилёнае изагнулась вапрасительным нимного запалзёт вспархнул сваим сарвалась - Прочитайте текст ещё раз и возьмите маленький листочек, чтобы выписать из текста 4 любых трудных слова и использовать их в дальнейшем в качестве опорных. | - Дети повторяют и говорят слова правильно тревога отвесной ползёт ядовитая Зелёное изогнулось вопросительным немного заползёт вспорхнул своим сорвалась - Анализируя текст, выбирают трудные слова и выписывают на листок. |