СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта по теме: Цвет. Основы цветоведения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

познакомить с понятием цветоведения -  как наука о цвете; познакомить с понятиями основные и составные цвета, ахроматические и хроматические цвета, теплые и   холодные цвета;

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта по теме: Цвет. Основы цветоведения.»


Тема: Цвет. Основы цветоведения.

Цели деятельности педагога: расширить понятие о цвете в живописи, основах цветоведения: цветовом круге, основных, составных, теплых и холодных цветах, контрасте и нюансе, насыщенности цвета и его светлоте; учить применять полученные знания в практической работе; развивать цветочувствительность, образное мышление, наблюдательность; совершенствовать навыки работы красками; прививать интерес и любовь к изобразительному искусству.


Задачи урока: обучающие: -познакомить с понятием цветоведения - как наука о цвете;

-познакомить с понятиями основные и составные цвета, ахроматические и хроматические цвета, теплые и холодные цвета;

развивающие:

- развивать творческий и художественный вкус, наблюдательность;

- развивать умения выражать свои творческие замыслы;

- развивать умения находить гармонические цветовые

сочетания;

в) воспитывающая:

- воспитывать художественный вкус;

Основные понятия: "цветоведение", "цветовой круг", "насыщенность цвета", "хроматические цвета", "ахроматические цвета"

Методы: словесные, наглядные, практические.

Тип урока: комбинированный

Ресурсы: мультимедийная презентация, лист формата А4, простой карандаш, акварель, гуашь, палитра, кисти.












Ход урока


Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Ресурсы

1.Организационный момент.


Приветствие учащихся.


-Ребята, на таблице «Наше настроение» изображены три личика-смайлика в разном настроении:

1. улыбающийся,

2. равнодушный,

3. грустный.

У меня сейчас настроение хорошее, я рада вас видеть. А какое настроение у вас? У кого настроение соответствует смайлику № 1, № 2, № 3?Почему?

Я надеюсь, что наша совместная работа вам понравится, и настроение по окончании урока у всех будет прекрасным.



Приветствие учителя.


Отвечают на вопросы.








Мультимедийная презентация

2. Введение в тему урока

Скажи, скажи, художник,
Какого цвета дождик,
Какого цвета ветер,
Какого цвета вечер?
Скажи какого цвета
Зима, весна, и лето?


Ребята, а как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить?










О цвете


3. Объявление темы и цели урока.


Тема нашего урока: Цвет. Основы цветоведения. Фантазийное изображение сказочного царства ограниченной палитрой «Царство Снежной королевы», «Изумрудный город».


Мультимедийная презентация.

4. Мотивация учебной деятельности.

Мы видим мир цветным, и цвет оказывает на нас огромное воздействие. Цвет столь сложное и загадочное явление, что его изучают многие науки, причем, с совершенно разных позиций. Физика изучает энергетическую природу цвета, математика – способы измерения цвета, биология – значение цвета в жизнедеятельности животных и растений.

Для художника видимый цветной мир – это мир наших жизненных переживаний, наших чувств и представлений о красоте.



Слушают учителя


Мультимедийная презентация



5. Изучение нового материала

Цвет – одно из самых выразительных средств в искусстве.

Цветоведение – наука о цвете.

Ребята, видим ли мы в темноте цвета? Только когда в глаза попадают лучи солнечного или электрического света – световые волны, у нас возникает ощущение цвета.

Что такое цвет?

Цвет-дитя света.

Свет- это частный случай электромагнитного излучения.

Свет распространяется волнами, которые отражаются или поглощаются поверхностью предметов. Световые волны не имеют цвета, цвет возникает только при восприятии этих волн человеческим глазом. Короткие волны дают ощущение красных и

желтых цветов, а более длинные – синих и фиолетовых.


История открытия цветового спектра.

В 1676 году физик Исаак Ньютон с помощью трёхгранной призмы разложил белый солнечный свет на цветовой спектр, который содержал 7 цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый (радуга). Если разложить эти цвета в горизонтальную цветовую линию, то получим картинку цветового спектра, которую способен увидеть человеческий глаз. За границей красного и фиолетового лежат невидимые человеческим глазом цвета - инфракрасный и ультрафиолет. Для удобства работы художников из видимого цветового спектра был создан ЦВЕТОВОЙ КРУГ - геометрический порядок цветов, содержащий основные (первичные), составные (вторичные) и третичные цвета.


Основные понятия в цветоведении.

- Ахроматические цвета отличаются друг от друга только по одному признаку - по светлоте (светло-серый или темно-серый). Хроматические цвета, кроме отличия по светлоте, характеризуются еще двумя главными признаками - цветовым тоном и насыщенностью.

Хроматические цвета условно делят на теплые и холодные. К теплым относятся желто-красная часть спектра, а к холодным - сине-голубая. Свое наименование теплых и холодных эти группы цветов получили: одни - по ассоциации с цветом солнца и огня, другие - по ассоциации с цветом неба, воды и льда. Фиолетовый и зеленый цвета занимают промежуточное положение и в различных конкретных случаях, в зависимости от сочетания, могут быть отнесены то к теплым, то к холодным.

Ко всякому хроматическому цвету можно подобрать другой такой цвет, который в смеси с первым даст ахроматический цвет (практически близкий к черному). Такие пары цветов называются дополнительными. Так, к малиново-красному дополнительным будет зелено-голубой, к желто-зеленому - пурпурно-фиолетовый и т. д. Практически пары таких дополнительных цветов в цветовом круге лежат диаметрально противоположно.


Цвета (желтый, красный, синий) которые невозможно получить смешиванием каких-либо красок называют основными.

Цвета которые можно получить от смешивания основных красок, их называют составными

Для простоты и наглядности был придуман цветовой круг. Из смешения трёх основных цветов рождается всё цветовое богатство мира.

Проведя в цветовом круге диаметр через середину жёлтого цвета, можно определить, что противоположенный конец диаметра пройдёт через середину фиолетового цвета Напротив оранжевого расположен синий цвет. Таким образом, легко определить пары цветов которые называют дополнительными.

Что такое насыщенность и светлота. Из смешения трёх основных цветов рождается всё цветовое богатство мира.

Цветовая гармония.

В теории цвета цветовой круг содержит в себе все цвета, видимые человеком, от фиолетового до красного. Цветовой круг показывает, как цвета связаны между собой, и позволяет определять по определённым правилам гармоничное сочетание этих цветов.

Черный, белый и серый не обозначены на цветовом круге, так как, строго говоря, они не являются цветами

В цветовых схемах приведены гармоничные сочетания цветов.





Нет.

Отвечают на вопросы.

Внимательно слушают учителя.

Мультимедийная презентация





Физминутка


6. Практическое задание.

Упражнение «Цветовые ассоциации».

Альбомный лист нужно разделить простым карандашом на 4 части. В каждом из получившихся прямоугольников необходимо подобрать цветовые пятна, соответствующие одному из четырех времен года.

Композиция «Сказочный город».

Сегодня вам нужно изобразить свои фантазийные города и страны при помощи оттенков сближенных, родственных цветов теплой или холодной цветовой гаммы, в зависимости от того, какая вам подойдет для выполнения поставленной цели. Вы можете придумать сказочный Изумрудный город, Дворец Снежной королевы, Розовую страну, Страну золотого солнца и т.д. Посмотрите, пожалуйста, на варианты композиций. Подумайте, на каком формате (вертикальном, горизонтальном) лучше закомпоновать объект изображения. Дворцы и города изображайте из различных комбинаций геометрических фигур. (Учитель при помощи педагогического рисунка демонстрирует на доске пример построения дворца).




Выполняют задание очень быстро






Выполняют работу




Мультимедийная презентация, лист А4, краски

7. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Выставка работ. Учитель выделяет наиболее удачные работы.

проверяется настроение у ребят.

-Ребята, на таблице «Наше настроение» изображены три личика-смайлика в разном настроении:

1. улыбающийся,

2. равнодушный,

3. грустный.





Учащиеся представляют у доски свои фантазийные композиции, совместно с учителем анализируют и оценивают их.














Мультимедийная презентация.

Работы учеников.