МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное
учреждение высшего образования
«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского»
(ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского»)
МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ
Института «Медицинская академия им. С.И. Георгиевского»
ФГАОУ ВО «КФУ имени В.И. Вернадского»
Технологическая карта практического занятия № 3
Тема занятия: Здоровый образ жизни: принципы рационального и диетического питания.
Специальность 34.02.01 Сестринское дело курс II
Дисциплина или ПМ, МДК: ПМ. 01 Проведение профилактических мероприятий, МДК. 01.02. Основы профилактики.
Цели занятия, мотивация
(формулируются с учетом компетентностного подхода)
Учебные:
Освоение профессиональных и общих компетенций;
Оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий.
Воспитательные:
1. Понимать сущность и социальную значимость профессии медицинской сестры.
2. Воспитание культуры общения, профессиональной выдержки, самообладания, чувства ответственности за пациента.
3. Уметь организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, анализировать рабочую ситуацию, осуществлять оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
4. Уметь работать в команде, основываясь на правилах этики и деонтологии.
Развивающие:
1. Развить клиническое и логическое мышление.
2. Развить самостоятельность в принятии решений.
3. Развить профессиональные навыки.
4. Развивать творческие способности личности.
Мотивация
Еще в 20 веке великий торакальный хирург Амосов Николай Михайлович обратил всеобщее внимание на проблему образа жизни своих пациентов. "Не надейтесь, что врачи сделают вас здоровым. Они могут спасти жизнь, даже вылечить болезнь, но лишь подведут к старту, а дальше — чтобы жить надежно — полагайтесь на себя". Данной цитатой Амосов Н.М. хотел донести до людей то, что врачи лечат болезни, а вот здоровье, которое формируется благодаря нашему образу жизни и привычкам, нужно формировать самому человеку.
Тема питания сохраняет свою актуальность на протяжении многих десятилетий, каждое поколение переосмысливает и считает своим долгом привнести в нее нечто новое. На волнах моды периодически поднимаются и со временем теряют значимость разнообразные системы питания, зачастую основанные на прямо противоположных принципах. Между тем, соблюдая простые правила здорового питания, разработанные методами доказательной медицины и одобренные современной школой нутрициологии возможно сохранить и укрепить здоровье, повысить защитные силы организма работоспособность.
Междисциплинарные связи:
Обеспечивающие - Анатомия и физиология человека, Информационные технологии в профессиональной деятельности, Основы латинского языка с медицинской терминологией, Основы патологии, Генетика человека с основами медицинской генетики, Гигиена и экология человека, Основы микробиологии и иммунологии, Фармакология, Психология, Правовое обеспечение профессиональной деятельности, ПМ.04 Выполнение работ по должности служащего Младшая медицинская сестра по уходу за больными.
Обеспечиваемые - ПМ.02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах.
Внутридисциплинарные связи: МДК. 01.01. Здоровый человек и его окружение, МДК.01.03. Сестринское дело в системе первичной медико-санитарной помощи населению.
Место проведения: кабинет № 18 - А Общественное здоровье и здравоохранение. Основы профилактики.
Тип занятия: практическое.
Количество часов: 2
Обеспечение занятия (средства обучения): тесты, презентация, видеоролик, стенды.
Литература:
Основные источники
1. Двойников, С. И. Проведение профилактических мероприятий: учебное пособие / С. И. Двойников и др. ; под ред. С. И. Двойникова. - 2-е изд. , перераб. и доп. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2020. - 480 с. - ISBN 978-5-9704-5562-3. - Текст: электронный // ЭБС "Консультант студента": [сайт]. - URL: https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970455623.html
2. Петрушин, В. И. Психология здоровья: учебник для среднего профессионального образования / В. И. Петрушин, Н. В. Петрушина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 381 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-11272-6. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/471253
3. Солодовников, Ю. Л. Основы профилактики : учебное пособие для спо / Ю. Л. Солодовников. — 5-е изд., стер. — Санкт-Петербург: Лань, 2021. — 292 с. — ISBN 978-5-8114-7463-9. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/160143
Дополнительная литература
1. Быковская, Т.Ю. Основы профилактики: ПМ.01 Проведение профилактических мероприятий / Т. Ю. Быковская [и др.] ; под ред. к. м. н. Б. В. Кабарухина. — Ростов н/Д: Феникс, 2020. — 254 с. : ил. — (Среднее медицинское образование).
2. Волков, С. Р. Здоровый человек и его окружение: учебник / С.Р. Волков, М.М. Волкова. — Москва: ИНФРА-М, 2021. — 641 с. — (Среднее профессиональное образование).
3. Крюкова, Д. А. Здоровый человек и его окружение: учебное пособие / Д. А. Крюкова, Л. А. Лысак, О. В. Фурса ; под ред. Б. В. Кабарухина. - Ростов-на-Дону: Феникс. 2019. - 605 с. - (Среднее медицинское образование).
Интернет-ресурсы:
1. Федеральный портал «Российское образование» - http://www.edu.ru/
2. Единое окно допуска к образовательным ресурсам - http://window.edu.ru/window
3. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов –http://eor.edu.ru/
4. Компьютерная справочная правовая система - http://www.garant.ru/
5. Портал непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России - https://edu.rosminzdrav.ru/specialistam/spo/
6. Консультант студента. www.studmedlib.ru
7. Нормативные документы www.med-pravo.ru
8. Медицинская студенческая библиотека - www.rosmedlib.ru
9. Портал о здоровом образе жизни - www.TakZdorovo.Ru.
10. Учебно-методическая литература для учащихся - https://www.studmed.ru/
Лекция по теме.
Обучающийся должен знать:
1. Определение понятия "здоровый образ жизни".
2. Элементы здорового образа жизни.
3. Основные формы деятельности (трудовая (производственная), деятельность в быту, медицинская активность).
4. Принципы рационального питания.
5. Влияние нерационального питания на организм ребенка.
6. Влияние дефицита витаминов, макро- и микроэлементов на организм.
7. Процентное соотношение факторов, влияющих на здоровье.
8. Характеристику категорий жизни по Ю.П. Лисицыну.
Обучающийся должен уметь:
1. Составлять планы по рациональному питанию.
2. Обучать население вопросам здорового образа жизни.
У обучающегося должны формироваться:
Общие компетенции
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.
Профессиональные компетенции
ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.
ПК 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения.
ПК 1.3. Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний.
Структура занятия:
Организационный момент - 5 мин.
Мотивация (цели) занятия - 3 мин.
Оценка знаний студентов (проверка исходного уровня знаний) - 30 мин.
Практическая часть - 27 мин.
Итоговый контроль - 15 мин.
Задание на дом - 5 мин.
Подведение итогов занятия, оценка работы студентов - 5 мин.
Ход занятия
Организационный момент: проверка присутствующих, контроль внешнего вида, состояние аудитории, инструктаж по охране труда.
Мотивация (цели) занятия:
а) учебные цели;
б) воспитательные цели;
в) развивающие (см. выше)
3. Оценка знаний обучающихся (проверка исходного уровня знаний)
а) проверка знаний (контролирующие материалы с эталонами ответов и критериями оценки прилагаются к плану).
Тесты исходного уровня знаний 1-10 (В1-3).
б) проверка внеаудиторной самостоятельной работы
1. Реферативное сообщение на выбор:
а) вегетарианство и веганство: теории питания;
б) сыроедение: теория питания;
в) кетодиета: теория питания.
2. В тетрадях нарисовать пирамиду правильного питания.
в) подведение итогов контроля
4. Практическая часть
а) подготовка обучающихся к самостоятельной работе (проведение инструктажа по выполнению заданий): работа парами, подготовка рабочего места.
б) самостоятельная работа обучающихся:
Решение ситуационных задач.
в) подведение итогов самостоятельной работы
5. Итоговый контроль
Выполнение контрольной работы по терминологии.
- здоровый образ жизни;
- принципы рационального питания;
- качество жизни;
- уклад жизни;
- уровень жизни.
б) тесты открытого типа.
1) при предожирении индекс массы тела (ИМТ) равен...
2) к макроэлементам относятся _, _, _. ( 3 на выбор)
3) при ожирении 1 степени индекс массы тела (ИМТ) равен...
4) к микроэлементам относятся _, _, _. ( 3 на выбор
5) строительный материал для клеток, источник синтеза гормонов и ферментов, а так же антител к вирусам - это... (белки)
6. Задание на дом:
Тема: Здоровый образ жизни: влияние двигательной активности и закаливания на здоровье.
Литература
Основные источники
1. Двойников, С. И. Проведение профилактических мероприятий: учебное пособие / С. И. Двойников и др. ; под ред. С. И. Двойникова. - 2-е изд. , перераб. и доп. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2020. - 480 с. - ISBN 978-5-9704-5562-3. - Текст: электронный // ЭБС "Консультант студента": [сайт]. - URL: https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970455623.html
2. Петрушин, В. И. Психология здоровья: учебник для среднего профессионального образования / В. И. Петрушин, Н. В. Петрушина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 381 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-11272-6. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/471253
3. Солодовников, Ю. Л. Основы профилактики : учебное пособие для спо / Ю. Л. Солодовников. — 5-е изд., стер. — Санкт-Петербург: Лань, 2021. — 292 с. — ISBN 978-5-8114-7463-9. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/160143
4. Лекция по теме.
Дополнительная литература
1. Быковская, Т.Ю. Основы профилактики: ПМ.01 Проведение профилактических мероприятий / Т. Ю. Быковская [и др.] ; под ред. к. м. н. Б. В. Кабарухина. — Ростов н/Д: Феникс, 2020. — 254 с. : ил. — (Среднее медицинское образование).
2. Волков, С. Р. Здоровый человек и его окружение: учебник / С.Р. Волков, М.М. Волкова. — Москва: ИНФРА-М, 2021. — 641 с. — (Среднее профессиональное образование).
3. Крюкова, Д. А. Здоровый человек и его окружение: учебное пособие / Д. А. Крюкова, Л. А. Лысак, О. В. Фурса ; под ред. Б. В. Кабарухина. - Ростов-на-Дону: Феникс. 2019. - 605 с. - (Среднее медицинское образование).
Интернет-ресурсы:
1. Федеральный портал «Российское образование» - http://www.edu.ru/
2. Единое окно допуска к образовательным ресурсам - http://window.edu.ru/window
3. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов –http://eor.edu.ru/
4. Компьютерная справочная правовая система - http://www.garant.ru/
5. Портал непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России - https://edu.rosminzdrav.ru/specialistam/spo/
6. Консультант студента. www.studmedlib.ru
7. Нормативные документы www.med-pravo.ru
8. Медицинская студенческая библиотека - www.rosmedlib.ru
9. Портал о здоровом образе жизни - www.TakZdorovo.Ru.
10. Учебно-методическая литература для учащихся - https://www.studmed.ru/
Самостоятельная работа
1. Реферативное сообщение на выбор:
а) закаливание и его виды;
б) виды физической нагрузки;
в) режим труда и отдыха.
2. В тетрадях составить план по режиму двигательной активности в течение рабочего дня.
7. Подведение итогов занятия, оценка работы обучающихся: выставление оценок с обоснованием, выявление активных обучающихся и лучших ответов, ответы на возникшие вопросы.
Преподаватель __________________ Т.А. Поправко