СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта практического занятия "Виды иммунитета".

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта практического занятия "Виды иммунитета" (ПМ. 01 Проведение профилактических мероприятий, МДК.01.03 Сестринское дело в системе первичной медико-санитарной помощи населению).

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта практического занятия "Виды иммунитета".»


МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное

учреждение высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского»

(ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского»)

МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ

Института «Медицинская академия им. С.И. Георгиевского»

ФГАОУ ВО «КФУ имени В.И. Вернадского»



Технологическая карта практического занятия № 5


Тема занятия: Виды иммунитета

Специальность 34.02.01 Сестринское дело курс II

Дисциплина или ПМ, МДК: ПМ. 01 Проведение профилактических мероприятий, МДК.01.03. Сестринское дело в системе первичной медико-санитарной помощи населению.

Цели занятия, мотивация

(формулируются с учетом компетентностного подхода)

Учебные:

Освоение профессиональных и общих компетенций;

Оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий.

Воспитательные:

1. Понимать сущность и социальную значимость профессии медицинской сестры.

2. Воспитание культуры общения, профессиональной выдержки, самообладания, чувства ответственности за пациента.

3. Уметь организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, анализировать рабочую ситуацию, осуществлять оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

4. Уметь работать в команде, основываясь на правилах этики и деонтологии.

Развивающие:

1. Развить клиническое и логическое мышление.

2. Развить самостоятельность в принятии решений.

3. Развить профессиональные навыки.

4. Развивать творческие способности личности.

Мотивация

Проблема иммунитета, устойчивости здоровья остаются актуальными на современном этапе, для которого характерны большие объемы нагрузок, эмоциональный стресс. Основная задача защиты – сохранить организм при взаимодействии с внешней средой.

Слово «иммунитет» (по-латыни - immunitas) означает освобождение или избавление от чего-либо. Иммунитет – реакция организма при проникновении чужеродного агента, направленная на защиту собственных клеток от его патогенности.

Иммунитет человека – это состояние невосприимчивости к различным инфекционным и вообще инородным для генетического кода человека организмам и веществам. Иммунитет организма определяется состоянием его иммунной системы, которая представлена органами и клетками. Центральные органы иммунной системы - красный костный мозг, селезенка и тимус (или вилочковая железа). Лимфатические узлы и лимфоидная ткань в других органах (например, в миндалинах, в аппендиксе) – это периферические органы иммунной системы. Основная задача органов иммунной системы человека – выработка различных клеток, таких как Т- и В-лимфоциты, нейтрофилы, макрофаги, эозинофилы.

Междисциплинарные связи:

Обеспечивающие - Анатомия и физиология человека, Информационные технологии в профессиональной деятельности, Основы латинского языка с медицинской терминологией, Основы патологии, Генетика человека с основами медицинской генетики, Гигиена и экология человека, Основы микробиологии и иммунологии, Фармакология, Психология, Правовое обеспечение профессиональной деятельности, ПМ.04 Выполнение работ по должности служащего Младшая медицинская сестра по уходу за больными.

Обеспечиваемые - ПМ.02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах.

Внутридисциплинарные связи: МДК. 01.01 Здоровый человек и его окружение, МДК.01.02. Основы профилактики.

Место проведения: кабинет № 18 - А Общественное здоровье и здравоохранение. Основы профилактики.

Тип занятия: практическое.

Количество часов: 2

Обеспечение занятия (средства обучения): тесты, презентация, стенды.

Литература:

Основные источники

1. Двойников, С. И. Проведение профилактических мероприятий: учебное пособие / С. И. Двойников и др. ; под ред. С. И. Двойникова. - 2-е изд. , перераб. и доп. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2020. - 480 с. - ISBN 978-5-9704-5562-3. - Текст: электронный // ЭБС "Консультант студента": [сайт]. - URL: https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970455623.html

2. Петрушин, В. И.  Психология здоровья: учебник для среднего профессионального образования / В. И. Петрушин, Н. В. Петрушина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 381 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-11272-6. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/471253

3. Рубан, Э. Д. Сестринское дело в системе первичной медико-санитарной помощи : учебные пособия / Э. Д. Рубан. — 3-е изд. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2021. — 335 с. — ISBN 978-5-222-35223-6. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/166912

4. Солодовников, Ю. Л. Основы профилактики: учебное пособие для спо / Ю. Л. Солодовников. — 5-е изд., стер. — Санкт-Петербург: Лань, 2021. — 292 с. — ISBN 978-5-8114-7463-9. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/160143

Дополнительная литература

1. Быковская, Т.Ю. Основы профилактики: ПМ.01 Проведение профилактических мероприятий / Т. Ю. Быковская [и др.] ; под ред. к. м. н. Б. В. Кабарухина. — Ростов н/Д: Феникс, 2020. — 254 с. : ил. — (Среднее медицинское образование).

2. Волков, С. Р. Здоровый человек и его окружение: учебник / С.Р. Волков, М.М. Волкова. — Москва: ИНФРА-М, 2021. — 641 с.  — (Среднее профессиональное образование).

3. Крюкова, Д. А. Здоровый человек и его окружение: учебное пособие / Д. А. Крюкова, Л. А. Лысак, О. В. Фурса ; под ред. Б. В. Кабарухина. - Ростов-на-Дону: Феникс. 2019. - 605 с. - (Среднее медицинское образование).

4. Назаренко Л.А. МДК 01.03 Сестринское дело в системе первичной медико-санитарной помощи населению: методическое пособие. — М.: ФГБУ ДПО «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2019. — 64 с.

5. Рубан, Э. Д. Сестринское дело в системе первичной медико-санитарной помощи: учеб. пособие / Э. Д. Рубан. — Ростов н/Д : Феникс, 2020. — 334 с. — (Среднее медицинское образование).

6. Шамина, Н.А. Основы вакцинопрофилактики: учебное пособие для СПО. - СПб: Лань, 2021. - 96 с.

Интернет-ресурсы:

1. Федеральный портал «Российское образование» - http://www.edu.ru/

2. Единое окно допуска к образовательным ресурсам - http://window.edu.ru/window

3. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов –http://eor.edu.ru/

4. Компьютерная справочная правовая система - http://www.garant.ru/

5. Портал непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России - https://edu.rosminzdrav.ru/specialistam/spo/

6. Консультант студента. www.studmedlib.ru

7. Нормативные документы www.med-pravo.ru

8. Медицинская студенческая библиотека - www.rosmedlib.ru

9. Портал о здоровом образе жизни - www.TakZdorovo.Ru.

10. Учебно-методическая литература для учащихся - https://www.studmed.ru/

Лекция по теме.

Обучающийся должен знать:

1. Определение понятия "иммунитет".

2. Виды иммунитета.

3. Формирование каждого вида.

4. Развитие иммунных клеток крови.

Обучающийся должен уметь:

1. Определять виды иммунитета.

У обучающегося должны формироваться:

Общие компетенции

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, планировать и осуществлять повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

Профессиональные компетенции

ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.

ПК 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения.

ПК 1.3. Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний.

Структура занятия:

  1. Организационный момент - 5 мин.

  2. Мотивация (цели) занятия - 3 мин.

  3. Оценка знаний студентов (проверка исходного уровня знаний) - 30 мин.

  4. Практическая часть - 27 мин.

  5. Итоговый контроль - 15 мин.

  6. Задание на дом - 5 мин.

  7. Подведение итогов занятия, оценка работы студентов - 5 мин.

Ход занятия

  1. Организационный момент: проверка присутствующих, контроль внешнего вида, состояние аудитории, инструктаж по охране труда.

  2. Мотивация (цели) занятия:

а) учебные цели;

б) воспитательные цели;

в) развивающие (см. выше)

3. Оценка знаний обучающихся (проверка исходного уровня знаний)

а) проверка знаний (контролирующие материалы с эталонами ответов и критериями оценки прилагаются к плану).

Тесты исходного уровня знаний 1-10 (В1-3).

б) проверка внеаудиторной самостоятельной работы

  1. Реферативное сообщение на выбор:

  1. «Иммунитет. Понятие. Виды».

  2. «Специфика выработки иммунитета».

2.Составить таблицу в тетради на тему «Виды иммунитета».

в) подведение итогов контроля

4. Практическая часть

а) подготовка обучающихся к самостоятельной работе (проведение инструктажа по выполнению заданий): работа парами, подготовка рабочего места.

б) самостоятельная работа обучающихся:

Решение ситуационных задач.

в) подведение итогов самостоятельной работы

5. Итоговый контроль

Выполнение контрольной работы по терминологии.

а) дать определение терминам:

- иммунитет

- система комплимента

- T-лимфоциты - B-лимфоциты

б) тесты открытого типа:

- то, что попадает в организм и вызывает развитие иммунного ответа…

- то, что у нас вырабатывается в ответ на попадание возбудителя в организм…

- …- центральный орган гемопоэза и иммуногенеза, в котором из стволовых клеток крови развиваются В- лимфоциты и предшественники Т- лимфоцитов.

- Т-лимфоциты берут начало в … и проходят дифференцировку в …

- в процессе иммунного ответа В-лимфоциты трансформируются в…

6. Задание на дом:

Тема: Характеристика вакцин, оптимальные сроки введения.

Литература

Основные источники

1. Двойников, С. И. Проведение профилактических мероприятий: учебное пособие / С. И. Двойников и др. ; под ред. С. И. Двойникова. - 2-е изд. , перераб. и доп. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2020. - 480 с. - ISBN 978-5-9704-5562-3. - Текст: электронный // ЭБС "Консультант студента": [сайт]. - URL: https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970455623.html

2. Петрушин, В. И.  Психология здоровья: учебник для среднего профессионального образования / В. И. Петрушин, Н. В. Петрушина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 381 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-11272-6. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/471253

3. Рубан, Э. Д. Сестринское дело в системе первичной медико-санитарной помощи : учебные пособия / Э. Д. Рубан. — 3-е изд. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2021. — 335 с. — ISBN 978-5-222-35223-6. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/166912

4. Солодовников, Ю. Л. Основы профилактики: учебное пособие для спо / Ю. Л. Солодовников. — 5-е изд., стер. — Санкт-Петербург: Лань, 2021. — 292 с. — ISBN 978-5-8114-7463-9. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/160143

5. Лекция по теме.

Дополнительная литература

1. Быковская, Т.Ю. Основы профилактики: ПМ.01 Проведение профилактических мероприятий / Т. Ю. Быковская [и др.] ; под ред. к. м. н. Б. В. Кабарухина. — Ростов н/Д: Феникс, 2020. — 254 с. : ил. — (Среднее медицинское образование).

2. Волков, С. Р. Здоровый человек и его окружение: учебник / С.Р. Волков, М.М. Волкова. — Москва: ИНФРА-М, 2021. — 641 с.  — (Среднее профессиональное образование).

3. Крюкова, Д. А. Здоровый человек и его окружение: учебное пособие / Д. А. Крюкова, Л. А. Лысак, О. В. Фурса ; под ред. Б. В. Кабарухина. - Ростов-на-Дону: Феникс. 2019. - 605 с. - (Среднее медицинское образование).

4. Назаренко Л.А. МДК 01.03 Сестринское дело в системе первичной медико-санитарной помощи населению: методическое пособие. — М.: ФГБУ ДПО «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2019. — 64 с.

5. Рубан, Э. Д. Сестринское дело в системе первичной медико-санитарной помощи: учеб. пособие / Э. Д. Рубан. — Ростов н/Д : Феникс, 2020. — 334 с. — (Среднее медицинское образование).

6. Шамина, Н.А. Основы вакцинопрофилактики: учебное пособие для СПО. - СПб: Лань, 2021. - 96 с.

Интернет-ресурсы:

1. Федеральный портал «Российское образование» - http://www.edu.ru/

2. Единое окно допуска к образовательным ресурсам - http://window.edu.ru/window

3. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов –http://eor.edu.ru/

4. Компьютерная справочная правовая система - http://www.garant.ru/

5. Портал непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России - https://edu.rosminzdrav.ru/specialistam/spo/

6. Консультант студента. www.studmedlib.ru

7. Нормативные документы www.med-pravo.ru

8. Медицинская студенческая библиотека - www.rosmedlib.ru

9. Портал о здоровом образе жизни - www.TakZdorovo.Ru.

10. Учебно-методическая литература для учащихся - https://www.studmed.ru/

Самостоятельная работа

1. Реферативное сообщение на выбор:

а) «Цели, задачи, проблемы вакцинации»

б) «История возникновения иммунопрофилактики»

7. Подведение итогов занятия, оценка работы обучающихся: выставление оценок с обоснованием, выявление активных обучающихся и лучших ответов, ответы на возникшие вопросы.




Преподаватель __________________ Т.А. Поправко