ФИО обучающегося, который проводит урок: Бехтгольд Полина Александровна
Место проведения: бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №58»
Дата: 21.04.2022 Класс: 4а
Предмет русский язык
Тема урока «Правописание -тся и -ться в возвратных глаголах»
Цель: формирование умений разграничивать формы на -тся и -ться
Планируемые результаты (программа по предмету):
Личностные | Метапредметные (Р, П, К) | Предметные |
-Учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой частной задачи. | Р: -Принимать и сохранять учебную задачу; -планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. П: -Строить речевые высказывания в устной и письменной форме; -строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. К: -Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. | - Познакомиться с правописанием глаголов, оканчивающихся на –тся и –ться; -научиться задавать вопросы к глаголам; |
Задачи урока
Дидактические (обучающие) | Развивающие | Воспитательные |
-Формирование умений правильно писать глаголы, оканчивающиеся на -тся и -ться; -формирование умений задавать вопросы к глаголам. | -Развивать у учащихся умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; -развивать у учащихся умение слушать мнение других и высказывать свою точку зрения. | -Воспитывать у учащихся учебно-познавательный интерес к новому материалу. |
Учебные задачи для обучающихся (предложение с глаголом)
Узнаем | Научимся |
Узнаем, когда в глаголах пишется окончание -тся, а когда -ться. | Научимся правильно писать окончания -тся и -ться в глаголах. |
Тип урока: открытие нового знания.
Принципы обучения: принцип научности, доступности, последовательности.
Методы обучения: словесный, наглядный.
Форма организации обучения на уроке: фронтальная, парная, индивидуальная.
Средства и формы контроля: самоконтроль, взаимоконтроль.
Оборудование для обучающихся: учебник УМК «Школа России» 4 кл. 2 ч. Русский язык, тетрадь.
Оборудование для учителя: учебник УМК «Школа России» 4 кл. 2 ч. Русский язык.
Основные термины, понятия, определения, правила: глагол, возвратный глагол.
Оформление классной доски.
Ход урока
Этап/время | Цель этапа (планируемый результат) | Деятельность учителя (прямая речь + действия) | Сопровождение (методические материалы) | Деятельность обучающихся (действия +примерные ответы) |
Организационный этап 1-2 мин. | Организация внимания всех учащихся, проверка готовности к уроку. | Здравствуйте, ребята! Меня зовут Полина Александровна, сегодня урок русского языка проведу у вас я! Для начала проверьте свою готовность к уроку. Посмотрите лежит ли у вас на партах учебник, тетрадь, пенал. Все готовы? Тогда присаживайтесь на свои места. | | Здравствуйте! Дети проверяют готовность к уроку, достают из рюкзака недостающие предметы. Мы готовы! Присаживаются. |
Этап постановки цели, задач и темы урока. 5 мин. | Построение рассуждения на основе известных понятий, организация самостоятельного формулирования проблемы и постановка цели. | -Ребята, на доске записана пословица. Прочитайте её, пожалуйста. Тот труда не бои(т…ся), Кто умеет труди(т…ся). -Как вы понимаете смысл пословицы? -Откройте, пожалуйста, свои тетради, отступите две строчки от предыдущей работы и запишите число, сегодня 21 апреля, и «классная работа». -Запишите, пожалуйста, пословицу в тетрадь убирая скобки. -Как вы записали слова «не боится» и «трудиться»? -Итак, почему же ваши мнения разошлись? -Как вы думаете, какую тему мы будем сегодня изучать? -Верно! -Какую цель мы поставим перед собой? -Отлично! | | Читают пословицу. Высказывают своё мнение. Записывают пословицу в тетрадь. -«не боится» без мягкого знака, «трудиться» с мягким знаком. (Или мнения расходятся) Предполагаемый ответ детей. -Правописание -тся и -ться в возвратных глаголах. -Научиться писать -тся и -ться в возвратных глаголах. |
Этап изучения нового материала 10 мин. | Выбор вместе с учащимися оптимального способа действия для решения исходной проблемы. | -Давайте рассмотрим упражнение 216. Прочитайте, пожалуйста, слова, которые даны в задании. -Скажите, на какие вопросы отвечают данные глаголы? -Хорошо, а в какой форме глагол оканчивается на -ться? -Отлично! Тогда в какой форме глагол оканчивается на -тся? -Какой мы можем сделать вывод? -А сейчас давайте проверим себя по учебнику, прочитайте правило в рамочке. -Верно мы ответили на вопросы? -Предлагаю немного потренироваться. Сейчас мы выполним упражнение № 219. Вам нужно переписать предложения раскрывая скобки. -Итак, я попрошу вас поменяться с соседом тетрадями и взять в руки простой карандаш. -Кто прочитает нам первое предложение и объяснит, как он раскрыл скобки? (по аналогии остальные предложения). -Молодцы, ребята! | | -Глагол «учится» отвечает на вопрос Что делать? Глагол «научиться» отвечает на вопрос Что сделать? Глагол «учится» отвечает на вопрос Что делает? Глагол «научится» отвечает на вопрос Что сделает? -Если возвратный глагол отвечает на вопросы Что делать? Что сделать?, то это глагол неопределенной формы, и в нем перед суффиксом -ся пишется мягкий знак. -Если глагол отвечает на вопросы Что делает? (что сделает?) или Что делают? (что сделают?), то этот глагол стоит в форме 3-го лица и в нем перед суффиксом -ся мягкий знак не пишется. -Глагол оканчивается на -ться в начальной форме, а на -тся – в форме 3-го лица. -Да. Выполняют упражнение. -Умываются (что делают?) -Умываться (что делать?) -Не боится (что делает?) -Простудиться (что сделать?) -Не спится (что делается?) |
Динамическая пауза 3 мин. | | -Давайте немного отдохнем и сыграем в игру, я буду читать слова, если в словах нужно писать мягкий знак, то вы садитесь, если мягкий знак не нужен, то вы стоите. «Встать, попрыгать, посмеяться, Покружиться, покачаться, Поклониться, распрямиться И опять начать трудиться» -Присаживайтесь. | | |
Этап первичного закрепления 10 мин. | Закрепление усвоенных новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации. | -Я предлагаю вам выполнить самостоятельную работу. Работа поделена на уровни, вам нужно выбрать тот уровень, который для вас более понятный. Подпишите, пожалуйста, на листочках свои фамилии, после выполнения вы сдадите их мне. 1 ур. Если вы считаете, что не совсем усвоили новую тему и сомневаетесь в своих силах, то выбирайте задание 1. 2 ур. Если вы поняли тему и стремитесь закрепить изученное, то выбираете задание 2. 3 ур. Если вы уверенно чувствуете себя и хотите проверить свои знания, то выбираете задание 3. 1 ур. – Вставь в пословицы изученную орфограмму Друзья (что делают?) познают…ся в беде. Трус своей тени (что делает?) боит…ся. Не стыдно не знать, стыдно (что делать?) не учит…ся. За всё (что делать?) брат…ся – ничего не сделать. 2 ур. Вставь в пословицы изученную орфограмму Кто на уроке старает…ся, У того всё получает…ся. Если не будешь стремит…ся, Нечем будет гордит…ся! 3 ур. Подбери возвратные глаголы на изученное правило. Проявлять стремление – ……… Они испытывают волнение - ………. Допускать ошибки - ……… Он испытывает радость - …… | Раздаточный материал (прил. 1) | Выполняют самостоятельную работу по уровням. |
Рефлексия 3-5 мин | Осознание учащимися своей учебной деятельности. | -Наш урок подходит к концу и нам нужно подвести итог. -Какая тема была нашего сегодняшнего урока? -Какую цель мы ставили перед собой? -Мы достигли этой цели? -Ребята, на ваших партах лежат листы самооценки, возьмите их, пожалуйста. - Сейчас я попрошу вас нарисовать звездочку на той ступеньке, как вы оцениваете свою деятельность на уроке. -Сама верхняя - Я активно работал(а), мне все понятно. Ступенька посередине - Я старался(лась) работать активно, но что-то не понял(а). И самая нижняя - Я почти не работал(а), многое не понял(а). -Кто расположил звездочку на верхней ступеньке? Ступеньке посередине? Самой нижней? -Я очень рада, что вы усвоили тему нашего урока. А теперь откройте дневники и запишите домашнее задание (Выучить правило, найти и выписать пословицы с возвратными глаголами на -тся и -ться). -Мне было приятно с вами работать, спасибо, урок окончен, до свидания! | | -Тема нашего урока «Правописание -тся и -ться в возвратных глаголах». - Научиться писать -тся и -ться в возвратных глаголах. -Да -Поднимают руки в зависимости от оценки своей работы. -До свидания! |
Приложение 1
Приложение 2
Доп. задания
1. Вставь, где надо, ь.
Саша ошибает….ся, больно ушибит….ся, надо познакомит.…ся, хочется вытянут….ся, валят….ся на травке, мыт….ся под душем , копат…ся в огороде, старают….ся понравит….ся, посмеят…ся над собой, надеют….ся на лучшее, надо хорошо учит….ся, громко смеят….ся, ребята смеют….ся.
2. Вставь, где надо, ь.
Костёр разгорает….ся, можно простудит….ся, не будем ссорит…ся, посыпат….ся с полки, хватит ругат….ся, копат….ся в огороде, они быстро оденут….ся, можно ошибит….ся, ты будешь смеят….ся, нужно осмотрет….ся, занавес опускает….ся, помогут устроит….ся, любоват…ся природой.
3. Спишите пословицы. Вставьте пропущенные буквы и объясните значение пословиц.
1) За двумя зайцами погон...шься — ни одного не пойма...шь. 2) Много буд...шь знать — скоро состар...шься. 3) Правда глаза кол...т. 4) Конь вырв...тся — догон...шь, слова сказанного не ворот...шь. 5) Руки не протян...шь, так и с полки не достан...шь. 6) Дождь вымоч...т, а солнышко высуш...т. 7) Мягко стел...т, да жестко спать. 8) Человек, он все уме...т: он и паш...т, он и се...т.