СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта проблемного урока по теме «Радужный мир овощей и фруктов»

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПРЕДМЕТ:  Изобразительное искусство

КЛАСС: 1

Тема учебного года: «Ты изображаешь, украшаешь и строишь»

Тема раздела: Ты учишься изображать. Знакомство с мастером изображения.

Тема урока: Разноцветные краски. «Радужный мир овощей и фруктов»

Тип урока – урок открытия нового знания – исследовательский проект

Вид урока – урок смешанного типа (беседа, игра, проблемный урок)

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта проблемного урока по теме «Радужный мир овощей и фруктов»»

Технологическая карта урока по изобразительному искусству

Панковой Анастасии Игоревны


Магистр художественного образования

МБОУ «Сиверская гимназия» ГП Сиверский Гатчинский р-он

Учитель ИЗО и Искусство (МХК) 1 квалификационной категории



ДАТА: 5 декабря 2018г.

ПЕДАГОГ: Панкова Анастасия Игоревна

ПРЕДМЕТ: Изобразительное искусство

КЛАСС: 1

Тема учебного года: «Ты изображаешь, украшаешь и строишь»

Тема раздела: Ты учишься изображать. Знакомство с мастером изображения.

Тема урока: Разноцветные краски. «Радужный мир овощей и фруктов»

Тип урока – урок открытия нового знания – исследовательский проект

Вид урока – урок смешанного типа (беседа, игра, проблемный урок)

Цель деятельности учителя: формирование представлений о взаимосвязи реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве; развитие связной речи учащихся путём участия в игре; научить делать выводы и подводить итоги исследования.


Планируемые образовательные результаты:

Предметные: научатся самостоятельно осуществлять поиск и выделение необходимой информации, обобщать материал по теме, сравнивать овощи и фрукты по цвету, применять художественные умения и знания в процессе выполнения художественно-творческой работы.

Метапредметные: научатся определять цель, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; преобразовывать практическую задачу в познавательную; формировать собственное мнение, выслушивать мнение одноклассников; получать эстетическое наслаждение от красоты окружающего мира; овладеют умением сравнивать, анализировать, выделять главное и обобщать, организовать место занятий.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности; стремятся сформулировать собственное мнение и позицию; будут готовы учитывать разные мнения; строить монологические высказывания, владеть диалогической речью; развивать наблюдательность.

Методы и формы обучения: словесный, исследовательский, информационно – рецептивный, объяснительно-иллюстративный; фронтальная и индивидуальная работа.

Оборудование учителя: таблица «Радужный мир овощей и фруктов», простой карандаш, кисть №4, акварель, палитра; компьютер, мультимедийный проектор; раздаточный материал-таблица «Радужный мир овощей и фруктов» на каждого ученика для вклеивания в альбом.

Наглядно-демонстрационный материал: презентация «Исследовательский проект. «Радужный мир овощей», таблица «Радужный мир овощей и фруктов».

Оборудование учащихся: Акварель, кисти №2, №4, №6, простой карандаш, ластик, палитра (бумажная или пластмассовая), баночка для воды.

Основные понятия и термины: цвет, количество и последовательность цветов радуги, смешивание цветов, овощ, фрукт, ягода.


Литература:

  1. «Изобразительное искусство: 1–4 классы: рабочие программы / Б. М. Неменский [и др.]. – М.: Просвещение, 2015».

Список ЦОР:

  1. https://www.maam.ru/detskijsad/proekt-ovoschi-i-frukty-vitaminye-produkty.html

  2. https://infourok.ru/proektnaya-rabota-raduzhniy-mir-ovoschey-i-fruktov-2807871.html






Организационная структура (сценарий) урока

Цель урока: закрепить знания учащихся о цветах радуги, подтвердить или опровергнуть гипотезу «Овощи и фрукты есть всех цветов радуги».

Задачи урока:

- приобретение учащимися знаний о радужном мире овощей и фруктов;

- формирование у учащихся умения ставить цель и делать выводы на основании собственных наблюдений;

- развитие у учащихся аналитических возможностей;

- воспитание у учащихся эстетического отношения к красоте окружающего мира;

- развить навыки работы акварельными красками.


Технологическая карта урока


Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность учащихся

Формы организации на уроке

Формируемые умения (универсальные учебные действия)

Промежуточный контроль

Временные рамки

Организационный момент. Проверка и закрепление пройденного материала

Приветствие.

Проверка готовности учащихся к уроку.


Повторение пройденного материала.

Рассказ с элементами беседы.

- Здравствуйте, ребята! (Здравствуйте) Пожалуйста, садитесь.

- Давайте все вместе проверим, всё ли вы принесли сегодня на урок, как я просила. Для этого, я буду загадывать загадки, вы мне называть ответ, после этого мы проверяем есть ли этот художественный материал у вас на столе. Хорошо? (Да!) Начинаем!

- Первая загадка:

Разноцветные сестрицы

Заскучали без водицы,

Дядя длинный и худой

Носит воду бородой,

И сестрицы вместе с ним

Нарисуют дом и дым.

- Кто же эти сестрицы и кто такой этот дядя? (Краски акварельные и кисточка) Правильно, проверьте, пожалуйста, наличие этих материалов на столе.



- Следующая загадка:

Черный Ивашка – Деревянная рубашка,

Где носом поведёт,

Там заметочку кладёт.

- Кто Ивашка? (Карандаш) Отлично, проверяем!

- Последняя загадка:

Если ей работу дашь –

Зря трудился карандаш.

- (Ластик/стерка/резинка) Правильно, угадали. Проверьте, пожалуйста, ластик. Теперь мы готовы к уроку и осталось только выяснить, чему же он будет посвященный.



- Сегодня на уроке мы с вами будем говорить о «цветах радуги». (Оживление класса/эмоциональная реакция)

- Скажите, пожалуйста, сколько цветов у радуги? ( семь) Правильно!

- А кто может озвучить последовательность цветов радуги? ( Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый). Замечательно!

- Подскажите, пожалуйста, способ, как удобнее всего запомнить цвета радуги? («Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»)

- Правильно! Все вспомнили? (Да) Многим из вас хорошо известно это выражение еще с детского сада. С первой буквы каждого слова начинается радужный цвет. Каждый – К – красный цвет, Охотник – О – оранжевый, Желает – Ж – желтый и т.д.

- Вы, молодцы, ребята, вспомнили все цвета радуги. – Тема нашего сегоднешнего урока звучит так – «Радужный мир овощей и фруктов». Как вам кажется, все ли цвета радуги мы встретим среди овощей и фруктов? (Мнения разделились)

- Ничего страшного, сейчас мы с вами на практике проверим, действительно ли фрукты и овощи окрашены во все цвета радуги или нет? А свои «находки» вы будете «заносить» в таблицу «Радужный мир овощей и фруктов», которую я сейчас раздам для каждого из вас.


Приветствуют учителя.

Отгадываютзагадки, проверяют готовности к уроку.

Отвечают на вопросы учителя. Создают атмосферу включенности в беседу, диалог с учителей.

Индивидуальная и фронтальная работа.

Познавательные: Развитие мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения

Регулятивные: определяют цель, проблему в учебной деятельности

Личностные: осознают свои интересы

Если при проверки какой-либо материал отсутствует, учитель выдает всё необходимое или одноклассник, по желанию, делится с соседом.



Если возникают затруднения в готовности ответить на вопрос или в случаи не верности ответа, учитель меняет формулировку вопроса или задается наводящие вопросы, дает подсказки.

7 мин

Изучение нового материала

Объяснительно-иллюстративный, практический

- Наше исследование будет носить игровой характер, поэтому устанавливаем правила: не выкрикивать ответ с места, если есть ответ - поднять руку, не повторять чужой ответ и соответственно внимательно слушать друг друга. Суть игры: мы поочередно говорим про каждый цвет радуги и вспоминаем как можно больше овощей и фруктов окрашенных в этот цвет. Давайте, начнем играть и на практике вы быстрее все поймете.


- Какой первый цвет в радуге? (Красный)

- Назовите овощи, фрукты, ягоды красного цвета? (Вишня, малина, перец, гранат, яблоко и т.д.)

- Замечательно, вот как много вы всего вспомнили! Давайте, сейчас занесем наши результаты в таблицу «Радужный мир овощей и фруктов». Приготовьте простой карандаш, пока что мы все пишем и рисуем только простым карандашом, к цвету не приступаем. Все услышали? (Да) – Итак, в верхнем левом квадрате мы пишем название цвета «Красный» и ниже зарисовываем нашу находку – овощ или фрукт красного цвета на выбор. Я нарисую перец, а вы по желанию свое.

- Все сделали зарисовку? (Да) Хорошо. Продолжаем. - Какой цвет идет после красного? (Оранжевый)


- Назовите овощи, фрукты, ягоды оранжевого цвета? (Тыква, персик, хурма, морковь и т.д.)

- Отлично, ребята, теперь вновь заносим наши результаты в таблицу. Пишем в средний верхний квадрат название цвета «Оранжевый» и ниже зарисовываем нашу находку – овощ или фрукт оранжевого цвета на выбор. Я нарисую тыкву, а вы по желанию изобразите свое.

- Зарисовки готовы, продолжаем.


- Следующий радужный цвет? (Желтый)

- Назовите овощи, фрукты желтого цвета? (Лимон, перец, груша, банан и т.д.)

- Замечательно, ребята, продолжаем, найдите правый верхний квадрат в таблицу. Пишем название цвета «Желтый» и ниже зарисовываем нашу находку – овощ или фрукт желтого цвета на выбор. Я нарисую кукурузу.

- Следом за «желтым» цветом идет…? (Зеленый)

- Назовите овощи, фрукты, ягоды зеленого цвета? (Огурец, капуста брокколи, киви, груша и т.д.)

- Заполняем таблицу дальше, найдите правый верхний квадрат в таблицу. Пишем в левый нижний квадрат название цвета и зарисовываем находку на выбор. Я нарисую арбуз.

- Следующий цвет в радуге? (Голубой)

- Правильно. Давайте сразу запишем название цвета в средний нижний квадрат таблицы. Теперь, назовите овощи, фрукты, ягоды голубого цвета? (Голубика, черника)

-Нет, ребята, эти ягоды насыщенного синего цвета, а не голубого. Какой вывод можно сделать? Существуют ли овощи, фрукты, ягоды голубого цвета? (Нет) Правильно, нет, поэтому этот квадрат мы оставляем пустым.

- Давайте, продолжать эксперимент. Какие два цвета идут после голубого? (Синий и фиолетовый)

- Я предлагаю их объединить, так как в природе синий и фиолетовый среди овощей и фруктов очень приближенны друг к другу.

- В последний квадрат запишите названия двух цветов и назовите овощи, фрукты, ягоды синего и фиолетового цвета? (Баклажан, слива, свекла, смородина и т.д.) Сделайте зарисовку. Я буду рисовать баклажан.

- Отлично, наш эксперимент почти завершен. Вспомните, пожалуйста, что мы должны были проверить в ходе этого эксперимента? Какой вопрос мы поставили в начале урока? (Действительно ли фрукты и овощи окрашены во все цвета радуги)

- Правильно! Так какой же мы можем сделать вывод, глядя на нашу таблицу? (Вывод: овощи и фрукты есть всех цветов, кроме голубого)

- Совершенно верно! А как вам кажется, какие цвета радуги встречаются чаще всего в мире овощей и фруктов? (Желтый, красный и зеленый цвет)

- Видите, ребята, какие вы наблюдательные. Молодцы.

Отвечают на вопросы учителя. Создают атмосферу живого общения. Проявляют себя в роли исследователей и внимательных зрителей. Понимают и объясняют разницу между овощами и фруктами по цвету, форме, размеру.

Индивидуальная работа и фронтальная

Познавательные: Поиск, выделение и воспроизведение необходимой информации.

Регулятивные: Оценка правильности выполнения своих действий, своевременная корректировка.

Личностные: Выдвигают предположения на поставленные вопросы, слушают ответы одноклассников, учатся выражать свои мысли, точку зрения.




Если возникают затруднения в подведении итогов, учитель задает наводящие вопросы.


Работа в таблице сопровождается проверкой после каждого этапе, в частности отдельных учеников, которые не поспевают за ходом урока.

20 мин

Творческая практическая деятельность

Репродуктивный

- Сейчас, согласно указанным цветам в таблице, прошу вас закончить зарисовки в цвете акварельными красками.

Во время практической работы учитель делает целевые обходы:

- контроль организации рабочего места

-контроль осанки

-контроль правильности выполнения приемов работы

-оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения

-контроль качества выполненной работы.

Распечатанная табличка вклеивается в альбом учеников.

Завершение творческой таблицы в цвете.


Индивидуальная работа

Познавательные: различают цвета, форму, размер овощей, ягод, фруктов.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу

Личностные: осознают свои возможности в обучении.

Целевые обходы учителя

13 мин

Итоги урока. Рефлексия

Беседа в форме вопрос-ответ, выставка работ учащихся.

Демонстрация творческих работ детей на дочке.

- Что вы узнали нового на уроке?

- Испытывали ли вы затруднения на каком либо этапе уроке?

- Нравится ли вам ваша работа?

- Чья работа вам еще понравилась?


Урок окончен, уборка рабочего места.

Формулируют ответ, участвуют в диалоге с учителем. Проявляют интерес к работам своих товарищей.

Фронтальная работа

Коммуникативные: излагают свое мнение в диалоге.

Личностные: способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха при решении практической задачи

Выставка творческих работ на доске, обсуждения и самоанализ.

5 мин