I Организационно – мотивационный этап: (12:30 – 12:38) 1) организационный момент. 2) Минутка чистописания | создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс Отработать каллиграфический навык; развить словарный запас, связной речи; | Словесный (беседа, рассказ) Наглядный( наглядность на доске, презентация) Практический(чистописание) | Ф И | Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас на уроке русского языка. Давайте настроимся на работу. Закройте глаза. Погладьте себя по голове, по лицу, пожелайте себе мыслить ясно, запоминать крепко и быть внимательными, как разведчики. Крепко обнимите и полюбите себя. Откройте глаза и повторяйте за мной: Мы дорогих не теряем минут, Нам по душе и учёба, и труд! Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь мне и улыбнитесь друг другу, и подумайте, как хорошо, что мы сегодня вместе. Я желаю вам хорошего настроения и успешной работы. Откройте тетради по русскому языку. Приготовьтесь к письму. К нам на урок пришла сказка «Гуси-лебеди» (Аудиозапись) Жили – были отец да мать. Была у них дочка да сынок маленький. Доченька, - говорит мать, - мы пойдем на работу, а ты береги братца. Не ходи со двора, будь умницей. Мы купим тебе платочек.( слайд) (аудиозапись) налетели Гуси-лебеди, подхватили мальчика и унесли его на крыльях. Вернулась девочка, смотрит - а братца нету! Ахнула, кинулась его искать, туда-сюда - нет нигде! Выбежала она в чистое поле и только видела: метнулись вдалеке гуси-лебеди и пропали за темным лесом. Тут она догадалась, что они унесли ее братца: про гусей-лебедей давно шла дурная слава о том что, они маленьких детей уносили. Горько плачет девочка, переживает и просит Вашей помощи в поисках братца. Баба- яга приготовила задания. За каждое верно выполненное задание Вы будете получать часть ключа от избушки Бабы Яги Скажите, для чего нужна речь? Какая бывает речь? Как мы используем устную речь? Молодцы! На вопросы ответили правильно. Посмотрите, когда улетали гуси-лебеди, они в воздухе оставили следы. Что они вам напоминают? Сейчас мы с вами как и гуси-лебеди в воздухе оставим следы. Давайте, чтобы получить первую часть ключа в ваших тетрадях красиво напишем букву Вв до конца строчки Но сначала вспомним стих: Я тетрадочку открою И как нужно положу Я от вас друзья не скрою Ручку я вот так держу. Что вы можете рассказать о звуках, которые обозначает буква В. Молодцы! А сейчас поменяйтесь с соседом тетрадями, найдите самую красивую букву и обведите её в кружок Получаем с вами первую часть ключа. Растаяли на небе следы, бросилась девочка догонять гусей. И увидела на своем пути печку. (Аудиозапись) Печка, печка, скажи, куда Гуси-лебеди полетели? Но чтобы печка помогла нам, надо выполнить ее задание: разгадать загадки Эту птицу каждый знает, В теплый край не улетает Эта птица - круглый год Во дворе у нас живет И чирикает она Громко с самого утра: - Просыпайтесь поскорей. - Всех торопит (Слайд 6) Что вы знаете об этой птице? Электронное приложение к уроку о птицах Запишите слово воробей в тетрадь, поставьте ударение, подчеркните безударные гласные в этом слове. Это слово из словаря и его написание надо запомнить. Запомните в этом слове сочетание ОРО. Придумайте предложение со словом воробей. Кто хочет прочитать своё предложение? Молодцы! Вы составляли предложения, писали словарное слово. - Вы справились с этим заданием, и печка отдает вам еще одну часть ключа. | Приветствуют учителя чтобы общаться, говорить устная и письменная устную речь мы слышим и произносим букву В В – звонкий парный согласный по глухости– звонкости.Может быть мягким [В’] и твёрдым [В] (Взаимопроверка) Воробей Не перелетная птица, живёт рядом с людьми , ВОРОБЕЙ Мы с мамой накормили воробей. Воробей залетел к нам в окно. | Познавтельные: развитие мотивов учебной деятельности и формирование положительного отношения к учению; |
II. Ориентировочны этап. (12:40 – 12:50) 1) Создание проблемной ситуации. 2) Определение темы урока 3) Определение цели и задачи урока. | Подготовить к восприятию темы; заинтересовать детей для изучения новой темы; определить тему урока совместно с детьми. | Словесный(беседа, рассказ) Наглядный(наглядность на доске,) Практический(упражнение, работа у доски) | Ф И | (Аудиозапись) Бежит девочка, видит, стоит яблонька, и решила она спросить у яблоньки, куда. Гуси – лебеди унесли ее братца. А яблонька подготовила вам задание. Но перед заданием давайте отдохнём и наберёмся сил. ФИЗМИНУТКА. Гуси белые летели На полянку тихо сели Головою повертели Встали сели Встали сели И обратно улетели. А вот и задание. На партах у вас лежат листочки с заданиями. Вам надо вычеркнуть одинаковые буквы. Полученные слова – это наша тема: 1) ОООТОООЕОООКОООСОООТ 2)ПРЮЮЕЮЮЮЮДЮЛОЮЖЮЕЮНИЮЕЮ Давайте проверим. Какую тему мы сегодня с вами будем изучать? Правильно! Чему мы будем учиться сегодня на уроке? | Выполняют физкультминутку. Текст и предложение. Узнаем, чем отличается текст от группы предложений. | Познавтельные: развитие мотивов учебной деятельности и формирование положительного отношения к учению; формирование устойчивого интереса к изучаемой теме; Коммуникативные: внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли,. |
III. Поисково – исследовательский этап. 1) Наблюдение за фактами языка: а) чтение текста, предложения(упражнения до правила) б) графическое оформление признаков изучаемого понятия на доске(через беседу); в) сравнение признаков и определение существенных для изучаемой темы. 2) Обобщение структурных и семантических признаков понятия(правила): а) формулировка вывода из наблюдений(дети); б) чтение определения понятия(правила) в учебника; в) сравнение, анализ и уточнение полученного и книжного определения(их формулировки). | Выявить новые факты языка. Оформить графические факты языка Сравнить, классифицировать, выделять существенные признаки изучаемой темы. | Словесный(беседа, рассказ) Наглядный( наглядность на доске,учебник)Практический(упражнение, работа у доски, учебник) | Ф И П | Ребята, откройте учебник на стр10.Прочитайте упражнение №1. .Нам нужно разобраться и доказать, что перед нами действительно текст. -Что мы прочитали? -А что такое предложение?( на доске появляется наглядность : ПРЕДЛОЖЕНИЕ) -Как мы выделяем предложения в устной речи? -Как правильно будем оформлять предложения при письме? -О каком времени года написано? -Что именно помогло определить это? -Можем ли мы сказать, что предложения связаны между собой по смыслу?( на доске появляется наглядность( СВЯЗАНЫ ПО СМЫСЛУ) Правильно, в тексте все предложения связаны по смыслу. Давайте прочитаем правило, правильно ли мы решили что такое текст и предложение. Что вы узнали нового? Правильно. Давайте озаглавим этот текст. Какой заголовок может подойти к тексту? - Вспомните словарное слово, которое мы с вами записали. Найдите в тексте предложение о той птичке, которую я вам показываю. (Слайд). Что это за птичка? - Запишите это предложение к себе в тетрадь. - Молодцы! И с этим заданием вы справились. Яблонька отдает вам часть ключа. (Аудиозапись) Бежала, бежала, и на ее пути повстречалась речка. Девочка спросила у речки, не видала ли она, куда гуси-лебеди полетели. Речка предлагает самое сложное задание. Без помощи друга не обойтись. Будем работать в парах. Давайте вспомним правила работы в прах. У вас на партах лежат карточки с предложениями. Вам необходимо расположить эти предложения так, чтобы получился текст. Кто хочет работать у доски? Еж. У него на иголках лист. Миша гуляет по лесу. По тропе бежит еж. Записываем текст в тетрадь. Давайте проверим, что у вас получилось. Что у нас получилось выполнив это задание? Как мы понимаем, что это текст? Получаем от речки последнюю часть ключа. - Давайте соберем ключ, попросим ежа проводить нас к избушке Бабы Яги. Давайте сейчас мы отдохнём. ФИЗМИНУТКА Руки подняли и покачали (Качаем поднятыми вверх руками.) Это деревья в лесу. (Плавно опускаем руки вниз.) Руки нагнули, кисти встряхнули — (Встряхивание кистей рук.) Ветер сбивает росу. (Машем руками перед собой.) В стороны руки, плавно помашем (Руки в стороны.) Это к нам птицы летят. (Повороты туловища с раскрытыми руками в стороны.) Как они сядут, тоже покажем, (Приседания.) Крылья сложили назад. (Встали, спрятали руки за спину.) Найдите упражнение 3 на стр 11. Рассмотрите рисунок. Что изображено на рисунке? Прочитайте слова. Составляют ли эти слова предложение? Почему? Составьте из этих слов предложение. Какими словами можно дополнить это предложение ? Хорошо, молодцы! Запишите предложение. Бабушка читает сказку внуку. Молодцы! | Текст ( на доске появляется наглядность: ТЕКСТ) Слова, связанные между собой. Интонацией. Предложение начинается с большой буквы, ставится точка О весне Говорится о весне, выглянуло солнышко, засверкали сосульки на крыше, растаяли льдинки на окне, зачирикали воробьи. Да Текст можно озаглавить( Появляется наглядность на доске: ТЕКСТ МОЖНО ОЗАГЛАВИТЬ) «Первый весенний денек.», «Скоро весна.», «Весна пришла.» Воробей Весело зачирикали воробьи. Работать надо дружно, сообща, не ссорясь. Еж. Миша гуляет по лесу. По тропе бежит еж. У него на иголках лист. Текст. Потому что предложения связаны между собой. Есть заголовок. Бабушка читает внуку книгу. Бабушка, сказка, читает, внук Нет, потому что это просто набор слов. Бабушка читает внуку сказку Бабушка читает внуку сказку «Гуси-лебеди» | научатся распознавать текст, отдельные предложения; выделять предложения из текста; оформлять предложения на письме. Коммуникативные: внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. Регулятивные: высказывать предположения на основе наблюдений, аргументировать свою точку зрения, формулировать вопрос (проблему) урока и его цель, искать пути решения проблемы, осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
IV. Практический этап: 1.Выполнение упражнений 2.самостоятел ьное выполнение упражнений | Применение теоритических знаний в условиях выполнения упражнений, формирование навыков | Словесный (беседа) Практический(индивидуальные карточки) | Ф И | Отдохнули, а теперь приступаем к работе. На партах у вас есть листочки со словами. солнышко, ярко, светит, весеннее на, почки, деревьях. набухли что, по, громко, журчит, дорожке ручей, это, шумит, весело хорошо, как, на, весной, улице | Прочитайте слова. Надо из каждой строчки сделать предложение а потом вовсе составить текст. Приступаем к работе. Давайте поверим, что у вас получилось? Молодцы! Как называется данная запись? Что такое текст? | Ярко светит весеннее солнышко. На деревьях набухли почки. Весело шумит ручей. Как хорошо весной на улице! Текст Предложения, связанные по смыслу на одну тему | Коммуникативные: внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
V. Рефлексивно-оценочный этап 1) итог урока по изученной теме 2) домашняя работа 3)рефлексия деятельности ученика 4)итог работы класса | организовать фиксацию материала ,изученного | Словесный(беседа) | ф | Ребята, наш урок подходит к концу. Какая у на тема была? Какие задачи мы ставили перед собой? Достигли мы этих целей? Записываем домашнее задание: написать текст из 3 предложений и дать название. Ребята, продолжите предложения: Я узнала… Мне понравилось….. Молодцы, спасибо! Все встали, урок окончен. До свидания! Можете идти на перемену. | Текст и предложение. Узнаем, чем отличается текст от группы предложений. да | Коммуникативные:выражать свои мысли, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |