Учебник: Л. Ф. Климанова. Т. В. Бабушкина «Русский язык» 2 класс (изд – во «Просвещение», 2011г.)
Л. Ф. Климанова. Т. В. Бабушкина Рабочая тетрадь «Русский язык» 2 класс(изд – во «Просвещение», 2012г.)
№ п/п | Тема | Кол – во часов | Дата | Цели и задачи | Характеристика деятельности учащихся |
| «Мир общения» | 16 ч | | | |
1. | Мир общения. Собеседники. История письма. | 1 ч | | Сформировать представления о формах общения. Актуализировать знания: - о правилах оформления текста на письме; - о правописании изученных орфограмм. Научить: - выполнять учебные задания в паре; - составлять шифр для письма в рисунках; - писать орфограммы в новых словарных словах; - исправлять ошибки в учебном тексте; - подбирать соответствующие подписи и фразы к рисункам, учитывая виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске; использовать вежливые слова в устной и письменной речи; - согласовывать позиции и находить общее решение. | Ориентироваться в ситуации общения: выделять тему и цель общения, сопоставлять цель и результат общения. Анализировать, сопоставлять способы общения в зависимости от ролевых отношений партнёров (взрослый – ребёнок). Выделять в речи слова и предложения как средства общения. Строить высказывание в устной и письменной форме. Анализировать интонационно – звуковую сторону речи, устранять недочёты в произношении отдельных звуков и слов. Наблюдать за мелодикой, темпом речи, силой голоса, изменять их в зависимости от речевой задачи. Обдумывать и планировать ответ, отбирать слова и выражения в зависимости от учебной задачи: объяснить, сообщить, убедить. Контролировать свою речь в процессе общения. Проявлять творческую активность в процессе сотрудничества, выражать своё мнение в процессе выполнения различных заданий. Соблюдать правила общения: проявлять к собеседнику внимание, терпение. Проявлять уважение к чужому мнению, опираться на морально – этические нормы. Составлять диалоги на заданные темы |
2. | Язык – самое удобное и основное средство общения. Различие устных и письменных форм речи. | 1 ч | |
3. | Требования к устной и письменной речи. Устные рассказы. Культура устной и письменной речи. Понятие орфограммы. | 1 ч | |
4. | Слово, предложение и текст в речевом общении. Слова с непроверяемым написанием. | 1 ч | | Сформировать представление о разных типах текста. Научить: - подбирать точные слова для выражения мысли при устном и письменном общении; - различать предложения по цели высказывания и по интонации; - грамотно оформлять предложения на письме; - работать с деформированным текстом; - писать орфограммы в новых словарных словах; - подбирать текст к иллюстрации, учитывая вид текста; - выполнять самопроверку и взаимопроверку; - формулировать речевые высказывания и аргументировать своё мнение. | Выделять предложение из сплошного текста, составлять предложение на заданную тему; правильно оформлять его на письме и в устной речи. Определять тип предложения по цели высказывания и по интонации. Определять тему текста, подбирать заглавия. Составлять план текста: на основе памяток, образцов, на основе выделения главной мысли в каждой смысловой части текста (с помощью учителя). Практически различать текст - описание, текст – повествование, текст – рассуждение. Сотрудничать со сверстниками в процессе выполнения парной, групповой и коллективной работы. Использовать в общении деловые тексты (записки, письма, объявления, приглашения). Составлять текст заданного типа: описание, повествование, рассуждение. Письменно отвечать на вопросы, самостоятельно составлять и записывать 3 – 5 предложений на заданную тему. Писать изложение текста в 40 - 55 слов (с использованием вопросов). Называть основные языковые единицы: звуки, буквы, слова, предложения, текст; определять их роль в речи. Сравнивать, различать языковые единицы. Объединять в группы языковые единицы. Давать определения основным языковым единицам. |
5. | Слово и предложение. Оформление предложения на письме. | 1 ч | |
6. | Повествовательное, вопросительное и побудительное предложения. | 1 ч | |
7. | Интонация предложений. Восклицательные и невосклицательные предложения. | 1 ч | |
8. | Входная контрольная работа. Диктант. | 1 ч | |
9. | Основные свойства текста. Смысловая связь предложений в тексте. | 1 ч | |
10. | Логическая последовательность предложений в тексте. | 1 ч | |
11. | Типы текстов. | 1 ч | | |
12. | Главный помощник в общении – родной язык. Богатства языка. | 1 ч | | Способствовать осознанию ценности русского языка и его значимости для общения. Актуализировать знания об алфавите. Научить: - устанавливать значимость речевого высказывания при общении; - писать орфограммы в новых словарных словах; - строить понятные для партнёра высказывания в рамках учебного диалога и обосновывать своё суждение. |
13. 14. | Контрольная работа по разделу «Мир общения» | 2 ч | | |
15. 16. | Обучающее изложение по вопросам, подсказывающим ответы на вопросы. | 2 ч | | |
| «Звуки и буквы. Слог. Ударение.» | 70 ч | | | |
17. | Гласные и согласные звуки и буквы. | 1 ч | | Актуализировать знания: - об алфавите; - о гласных и согласных звуках и буквах русского языка. Научить: - анализировать звук и давать ему характеристику; - составлять звуковую схему слова; - различать произношение и написание слова и обосновывать своё мнение; - писать орфограммы в новых словарных словах; - комментировать выполнение учебного задания; - выполнять учебное задание в паре; - строить понятные для партнёра высказывания в рамках учебного диалога; - оценивать результат выполнения учебного задания. | Рассказывать о гласных и согласных звуках, их классификации по наглядно – образной схеме Звукобуквограда. Различать гласные и согласные звуки. Классифицировать согласные звуки: глухие и звонкие (парные и непарные), твёрдые и мягкие (парные и непарные). Называть все буквы русского алфавита правильно, называть буквы в алфавитном порядке. Объяснять значение знания алфавита для работы с различными справочниками. Изображать буквы русского алфавита с помощью пластических движений рук, тела и рисунков. |
18. | Алфавит. Роль алфавита. | 1 ч | |
19. | Изобразительные возможности гласных и согласных звуков в речи. | 1 ч | |
20. | Соотношения «звук – буква» в словах. | 1 ч | |
21. | Правописание безударных гласных, парных согласных. | 1 ч | |
22. | Общение людей. Виды речи. | 1 ч | |
23. | Звук [й ] и буква Й. | 1 ч | | Научить: - переносить слова с буквой й; - правильно произносить и писать слова с буквой э; - писать орфограммы в новых словарных словах; - строить предложение, используя вопрос; - контролировать процесс написания слов с буквами й, э; - выполнять самопроверку и взаимопроверку учебного задания. | Различать букву й, обозначающую согласный звук, и букву и, обозначающую гласный звук. Делить на части для переноса слова с буквой и. |
24. | Перенос слов с буквой Й в середине слова. | | |
25. | Изложение по сказке К. Ушинского «Утренние лучи» | 1 ч | | |
26. | Анализ изложений и работа над ошибками. Звук [э] и буква э. Написание слов с буквой э. | 1 ч | | Орфографически верно писать слова с буквой э. |
27. | Твёрдые и мягкие согласные звуки. | 1 ч | | Научить: - выполнять классификацию слов и обосновывать своё мнение; - обозначать мягкость согласных на письме при помощи гласных букв е, ё, и, ю, я и ь; - различать функции гласных букв и, е, ё, ю, я при произношении слова; - выполнять звукобуквенный анализ слова; - выполнять учебное задание в соответствии с целью; - формулировать речевое высказывание и аргументировать своё мнение. | Обозначать мягкость согласных звуков на письме с помощью мягкого знака и букв е, ё, и, ю, я. Сопоставлять случаи обозначения мягкости согласных с помощью мягкого знака и с помощью букв е, ё, и, ю, я. |
28. | Обозначение твёрдых и мягких согласных звуков на письме. | 1 ч | |
29. | Мягкий знак – показатель мягкости согласных звуков. Перенос слов с мягким знаком. | 1 ч | |
30. | Обозначение мягкости согласных звуков с помощью букв е, ё, и, ю, я. | 1 ч | |
31. | Твёрдые и мягкие согласные звуки. Закрепление. | 1 ч | |
32. | Две функции гласных букв е, ё, и, ю, я. | 1 ч | |
33. | Способы обозначения мягких согласных звуков на письме. | 1 ч | |
34. | Закрепление по теме «Твёрдые и мягкие согласные звуки». Повторение изученных орфограмм. | 1 ч | |
35. 36. | Контрольный диктант за 1 четверть. | 2 ч | | |
37. | Шипящие согласные звуки. | 1 ч | | | Писать слова с орфограммами жи – ши, ча – ща, чу – щу, чк, чн, щн. Объяснять, почему эти написания являются традиционными. |
38. | Правописание слов с сочетаниями жи - ши | 1 ч | | Актуализировать знания о написании слов с буквосочетаниями жи—ши, ча—ща, чу—щу. Стимулировать интерес к пословице как источнику жизненной мудрости. Научить: - правописанию слов с буквосочетаниями жи—ши, ча—ща, чу—щу, чк, чн, нщ; - писать предложения, содержащие слова с буквосочетаниями жи—ши, ча—ща, чу—щу; - писать орфограммы в новых словарных словах; - раскрывать смысл пословицы и обосновывать своё мнение; - взаимодействовать в паре и согласовывать общее решение; - планировать учебное действие в соответствии с заданной целью; - комментировать собственные действия при выполнении задания; - формулировать речевое высказывание при работе в паре. |
39. | Правописание буквосочетаний ча – ща, чу – щу. | 1 ч | |
40. | Правописание буквосочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу. Речевой этикет. | 1 ч | |
41. | Шипящие согласные звуки. Составление текста по опорным словам. | 1 ч | |
42. | Правописание буквосочетаний –чк, -чн, -щн. | 1 ч | |
43. | Учимся писать изложение. | 1 ч | |
44. 45. | Контрольный диктант по теме «Правописание буквосочетаний жи – ши, ча – ща, чу –щу, -чк, -чн, -щн». | 2 ч | |
46. | Правила деления слов на слоги. | 1 ч | | Актуализировать знания: - о делении слова на слоги; - о переносе слова по слогам. Научить: - делить для переноса слова с разделительным мягким знаком; - выполнять учебное задание в соответствии с целью; - выполнять взаимопроверку при выполнении учебного задания; - формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога; - писать орфограммы в новых словарных словах. | Проводить звуко – буквенный анализ слов, делить слова на слоги, определять количество слогов в слове, переносить слова по слогам. |
47. | Слог. Перенос слов. | 1 ч | |
48. | Закрепление по теме «Слог. Перенос слов». | | |
49. | Ударение. Смыслоразличительная функция ударения на примере слов – омографов. | 1 ч | | Актуализировать знания об ударении. Вести наблюдение за изменениями значения слова в зависимости от ударения на примере слов - омографов. Научить: - различать постановку ударения в слове на примере слов - омографов; - определять особенность буквы ё как всегда ударной гласной; - выполнять учебное задание в соответствии с правилом - формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога. | Объяснять роль ударения в слове, ставить ударение, находить ударный и безударный слоги. Работать с орфоэпическим словарём, объяснять его значение. Находить в тексте слова с безударными гласными в корне. Находить и объяснять орфограмму, использовать алгоритм её проверки. |
50. | Ударение. Ударный слог. | 1 ч | |
51. | Безударные гласные звуки. Обозначение их на письме | 1 ч | | Актуализировать знания о гласной ударной и безударной. Научить: - находить в слове букву, обозначающую безударный звук; - проверять безударную гласную, используя алгоритм; - писать слова с проверяемой и непроверяемой безударной гласной; - выполнять взаимопроверку учебного задания и вносить корректировку; -формулировать речевое высказывание и аргументировать своё мнение; - комментировать собственные действия при выполнении задания. | Подбирать проверочные слова. |
52. | Способы проверки слов с безударной гласной. | 1 ч | |
53. | Родственные слова. | 1 ч | |
54. | Смысловая связь в родственных словах. | 1 ч | |
55. | Правописание безударных гласных. | 1 ч | |
56. | Урок – игра «Знатоки русского языка». Развитие умения подбирать проверочные слова. | 1 ч | |
57. | Безударные гласные, непроверяемые ударением. Орфографический словарь. | 1 ч | | Находить в слове и объяснять орфограмму (слова с непроверяемым написанием). Записывать под диктовку словарные слова без ошибок, пропусков и искажений. Работать с орфографическим словарём. |
58. | Написание слов с непроверяемыми безударными гласными. | 1 ч | |
59. | Правописание слов с двумя безударными гласными. | 1 ч | | |
60. | Упражнения в написании слов с двумя безударными гласными. | 1 ч | | |
61. 62. | Контрольный диктант по теме «Безударные гласные. Обозначение их на письме». | 2 ч | | |
63. | Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их на письме. | 1 ч | | Научить: - различать звонкие и глухие парные согласные звуки; - понимать важность орфографического написания слов с парными согласными для общения и понимания письменной речи; - выполнять учебное задание в соответствии с целью; - выполнять взаимопроверку; - формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога. - объяснять выбор парной согласной буквы; - использовать алгоритм проверки написания парных согласных; - выполнять учебное задание в соответствии с правилом правописания парных согласных; - формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога и обосновывать своё мнение. | Объяснять случаи обозначения одинаковых согласных звуков разными буквами. Находить в слове и объяснять орфограмму (правописание парных по звонкости – глухости согласных в корне слова). Изменять слово так, чтобы орфограмму можно было проверить. Писать орфографически правильно слова с парными по звонкости – глухости согласными в корне слова. |
64. | Парные согласные звуки. Закрепление умения проверять согласные в конце слова. | 1 ч | | |
65. | Звонкие и глухие парные согласные в конце слова. Разные способы подбора проверочных слов. | 1 ч | |
66. | Непарные согласные. | 1 ч | |
67. | Парные согласные в середине слова. Способы проверки парных согласных в середине слова. | 1 ч | |
68. | Упражнения в подборе проверочных слов для парных согласных в середине слова. | 1 ч | |
69. | Закрепление пройденного по темам «Безударные гласные», «Звонкие и глухие согласные звуки». | 1 ч | |
70. | Списывание по теме «Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их на письме». | 1 ч | |
71. | Слова с удвоенными согласными. | 1 ч | | Ввести понятие «удвоенные согласные». Научить: - использовать слова с удвоенной согласной в устной и письменной речи; - писать словарные слова с удвоенными согласными и составлять с ними предложения; - переносить слова с удвоенными согласными; - употреблять имена собственные с удвоенными согласными; - выполнять учебное задание в соответствии с целью; - формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога. | Находить в слове и объяснять орфограмму (правописание удвоенных согласных). Писать орфографически правильно слова с удвоенными согласными. |
72. | Правила переноса слов с удвоенными согласными. | 1 ч | |
73. | Правописание слов с удвоенными согласными. | 1 ч | |
74. 75. | Контрольный диктант за 2 четверть. | 2 ч | | | |
76. | Непроизносимые согласные. | 1 ч | | Научить: - использовать словарные слова с непроизносимыми согласными для составления предложений; - писать слова с непроизносимыми согласными и с сочетанием сн без непроизносимых согласных; - применять алгоритм проверки написания слов с непроизносимой согласной и обосновывать своё мнение; - формулировать понятные для партнёра высказывания; - проверять результат выполненного задания. | Находить в слове и объяснять орфограмму (правописание слов с непроизносимыми согласными). Писать орфографически правильно слова с непроизносимыми согласными. |
77. | Причины появления непроизносимых согласных в словах. | 1 ч | |
78. | Правописание слов с непроизносимыми согласными. | 1 ч | |
79. | Систематизация знаний об употреблении разделительного мягкого знака. | 1 ч | | Актуализировать знания о переносе слов с ь. Научить: - различать на слух слова с разделительным ь и без него; - определять в слове место написания разделительного ь и обосновывать своё мнение; - делить слова с ь для переноса; - выполнять учебное задание в соответствии с правилом; -осуществлять взаимопроверку учебного задания; - формулировать понятные высказывания с использованием терминов в рамках учебного диалога. различать две функции ь: показатель мягкости согласного звука и разделительный; - писать слова с разделительным ь в соответствии с правилом; - выполнять учебное задание в соответствии с правилом; - формулировать понятные для партнёра высказывания, используя термины - различать слова с разделительными ь и ъ и обосновывать своё мнение; - составлять предложения со словами, имеющими в написании разделительный ъ; - проверять учебное задание и вносить коррективы; - адекватно использовать речевые средства для представления результата. | Наблюдать за употреблением разделительного твёрдого знака. Находить в слове и объяснять орфограмму (правописание слов с разделительным мягким знаком). Писать орфографически правильно слова с разделительным мягким знаком. |
80. | Две функции мягкого знака в словах. | 1 ч | |
81. | Разделительный ь и мягкий знак как показатель мягкости. | 1 ч | |
82. | Написание поздравительного письма. | 1 ч | |
83. | Разделительные мягкий и твёрдый знаки. | 1 ч | |
84. | Написание объявления. | 1 ч | |
85. 86. | Контрольный диктант по теме «Разделительные мягкий и твёрдый знаки» | 2 ч | |
| «Слово и его значение» | 20 ч | | | |
87. | Что рассказало слово. | 1 ч | | Актуализировать знания о значении слов и их звукобуквенной структуре. Научить: - выполнять полный звукобуквенный анализ слова; - распределять слова по тематическим группам; - работать с толковым словарём; - использовать слова в речи, опираясь на их лексическое значение; - писать словарные слова; - выполнять учебное задание в соответствии с целью; - формулировать понятные для партнёра высказывания | Составлять двусторонние модели слов, различать значение слова и его звуко – буквенную форму. Сопоставлять слова по звуко – буквенному составу и по значению, классифицировать слова по различным критериям, находить слово с обобщающим значением для тематической группы слов. Пользоваться орфографическим и толковым словарями. Принимать участие в составлении учебных лингвистических словарей. |
88. | Понятийное (обобщающее) значение слова. Слово – двусторонняя звуковая единица. | 1 ч | |
89. | Разновидности толковых словарей. | 1 ч | |
90. | Значение слова. | 1 ч | |
92. | Имена собственные и нарицательные. Основное назначение имён собственных. | 1 ч | | Актуализировать знания об именах собственных. Научить: - объяснять различие существительных нарицательных и собственных; - писать имена собственные в тексте; - выполнять учебное задание в соответствии с правилом; - формулировать понятные высказывания, используя термины. | Различать имена собственные и имена нарицательные, различать их по функциям. |
93. | Правописание имён собственных. | 1 ч | |
94. | Слова с несколькими значениями. Многозначные слова. | 1 ч | | Ввести понятие «многозначные слова». Научить: — определять многозначные слова и обосновывать своё мнение; - различать однозначные и многозначные слова и обосновывать своё мнение; - строить предложения, используя многозначные слова; - писать предложения, используя многозначные слова; - работать со словарём многозначных слов; - проверять учебное задание и вносить корректировку; - формулировать понятное для партнёра высказывание. | Объяснять принцип возникновения нескольких значений у одного слова. Объяснять значение многозначного слова в конкретном тексте. |
95. | Роль слов с переносным значением. | 1 ч | |
96. | Слова, похожие по звучанию и написанию, но разные по значению (омонимы) | 1 ч | | Ввести понятие «омонимы». Научить: - определять в тексте омонимы и обосновывать своё мнение; - работать со словарём омонимов; - составлять и писать предложения, используя омонимы; - выполнять взаимопроверку и корректировку выполненного учебного задания; - учитывать разные мнения и приходить к общему решению в совместной деятельности. | Различать слова, похожие по звучанию и написанию, но разные по значению, и многозначные слова. |
97. | Слова, близкие по значению (синонимы). | 1 ч | | Ввести понятия «синонимы», «антонимы». Научить: - определять синонимы и обосновывать своё мнение; - определять антонимы и обосновывать своё мнение; - различать синонимы и антонимы в тексте и обосновывать своё мнение; - пользоваться словарями синонимов и антонимов; - редактировать текст, используя синонимы; - строить предложения, используя антонимы; — писать словарные слова; - выполнять взаимопроверку и корректировку выполненного учебного задания; - адекватно взаимодействовать в паре для представления результата. | Объяснять роль в речи синонимов как средства обогащения речи. Использовать синонимы в собственных высказываниях. |
98. | Использование синонимов в речи. | 1 ч | |
99. | Роль слов – синонимов в речи. | 1 ч | |
100. | Слова, противоположные по значению (антонимы) | 1 ч | | Подбирать антонимы к словам разных частей речи, находить антонимы в тексте и объяснять их роль. |
101. | Роль антонимов в речи. Систематизация знаний о синонимах, антонимах и омонимах. | 1 ч | |
102. | Устойчивые сочетания слов. | 1 ч | | Вести понятие «фразеологизм». Научить: - определять фразеологизмы в тексте и обосновывать своё мнение; - использовать в речи фразеологические обороты; - работать со словарём фразеологизмов; - составлять предложение, используя фразеологический оборот; - выполнять учебное задание в соответствии с целью; - учитывать разные мнения и приходить к общему решению в совместной деятельности. | Объяснять семантику фразеологических оборотов (наиболее употребительных) и использовать их в собственной речи. |
103. | Тематические группы слов. Классификация слов на основе лексического значения. | 1 ч | | Ввести понятие «тематические группы» слов. Научить: - определять признак для объединения слов в тематическую группу и обосновывать своё мнение; - подбирать слова с общим значением к каждой группе и обосновывать своё мнение; - формулировать вопрос к каждой группе слов и обосновывать своё мнение. - проверять учебное задание в паре и вносить корректировку; - формулировать высказывание, мнение при работе в паре, используя термины; - распределять и писать слова по группам на основе их лексического значения. | Распределять слова по тематическим группам, дополнять эти группы своими словами. Понимать язык (слово, предложение) как знаковую систему, выполняющую функцию замещения предметов (действий и свойств) окружающего мира. |
104. | Обобщение по теме «Тематические группы слов» | 1 ч | |
105. | Повторение по разделу «Слово и его значение». | 1 ч | | |
106. | Проверочная работа по теме «Слово и его значение» | 1 ч | | |
| «Состав слова» | 17 ч | | | |
107. | Как собрать и разобрать слово. | 1 ч | | Актуализировать знания о понятии «родственные слова». Ввести понятия «однокоренные слова», «корень», «приставка», «суффикс», «окончание». Научить: - выделять корень в родственных словах с опорой на смысловую связь однокоренных слов и общность написания корней; - определять группу родственных слов и обосновывать своё мнение; - выполнять взаимопроверку учебного задания; - формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога; - писать слова с изученными орфограммами. | Наблюдать за строением слова на наглядно – образных моделях. Составлять наглядно – образные модели слова. Называть части речи. |
108. | Морфемный состав слова. | 1 ч | |
109. | Корень – главная часть слова. Однокоренные слова. | 1 ч | | Ввести понятия «однокоренные слова», «шарада». Актуализировать знания о правописании слов с безударной гласной и парной согласной. Научить: определять однокоренные слова и обосновывать своё мнение; - выделять корень в родственных словах с опорой на смысловую связь однокоренных слов и общность написания корней; - выполнять учебное задание, используя алгоритм; - формулировать понятное высказывание, используя термины; - разгадывать словесную шараду и обосновывать своё суждение; - писать однокоренные слова; - писать слова с безударной гласной и парной согласной в корне; - писать орфограммы в новых словарных словах; - писать слова с изученными орфограммами. | Находить корень путём сопоставления однокоренных слов, подбирать однокоренные слова, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов (простейшие случаи). Объяснять лексическое значение корня. Различать корни с омонимичным значением. Применять алгоритмы проверки безударных гласных и парных по звонкости – глухости согласных в корне слова. Проверять правильность обозначения безударных гласных и парных согласных звуков в корне путём изменения формы слова или подбора однокоренных слов. Применять нужный алгоритм для проверки орфограмм корня. Доказывать родство слов, объяснять общность их значения. |
110. | Правописание однокоренных слов. | 1 ч | |
111. | Правописание безударных гласных звуков в корне слова. | 1 ч | |
112. | Повторение изученных орфограмм с учётом новых знаний о составе слова. | 1 ч | |
113. | Правописание слов с изученными орфограммами. Единообразное написание корня слова. | 1 ч | |
114. 115. | Контрольный диктант по теме «Безударные гласные в корне слова» | 2 ч | |
116. | Приставка – значимая часть слова. | 1 ч | | Научить: - определять функцию приставки в слове и обосновывать своё мнение; - определять случаи написания в словах разделительного ь или ъ и обосновывать своё мнение; - образовывать однокоренные слова, используя приставки; - писать слова с разделительным ъ и ь, используя алгоритм; - писать слова с изученными орфограммами; - проверять учебное задание и вносить коррективы; - формулировать понятное высказывание в рамках учебного диалога. | Выделять в слове приставку, определять значение, которое придаёт слову приставка (простые случаи). Различать предлоги и приставки, писать предлоги раздельно с другими словами. Употреблять при написании слов разделительные мягкий и твёрдый знаки. Объяснять разницу в употреблении разделительных мягкого и твёрдого знаков. |
117. | Приставка. Употребление разделительного твёрдого знака. | 1 ч | |
118. | Случаи употребления разделительного твёрдого и мягкого знаков. | 1 ч | |
119. | Суффикс – значимая часть слова. | 1 ч | | Научить: - определять суффиксы в словах и обосновывать своё мнение; - определять роль суффикса в слове и обосновывать своё мнение; - образовывать однокоренные и новые слова с помощью суффиксов; - проверять учебное задание и вносить коррективы; - писать слова с суффиксами и выделять их графически; - писать слова с изученными орфограммами; - разгадывать словесную шараду и обосновывать своё суждение; - формулировать понятное высказывание, используя термины «приставка», «корень», «суффикс»; - учитывать разные мнения и приходить к общему решению в совместной деятельности. | Выделять в слове суффикс, определять значение, которое придают слову суффиксы (простейшие случаи). |
120. | Роль суффиксов в речи. | 1 ч | |
121. | Контрольное списывание за 3 четверть. | 1 ч | | | |
122. | Окончание – изменяемая часть слова. Роль окончания при связи слов в предложении. | 1 ч | | Научить: - определять окончания в словах; - изменять форму слова; - выделять морфемы в слове; - определять роль окончаний в слове; - выполнять учебное задание с самопроверкой; - формулировать понятное для партнёра высказывание; - формулировать понятное высказывание, используя термины: приставка, корень, суффикс, окончание; - изменять форму слова; - писать слова с изученными орфограммами. | Правильно употреблять окончание ( простейшие случаи ударного окончания),объяснять его роль для связи слов в предложении или в словосочетании. |
123. | Обобщение знаний по теме «Состав слова». | 1 ч | | | |
124. | Проверочная работа по теме «Состав слова» | 1 ч | | | |
| «Части речи» | 32 ч | | | |
125. | Работа над ошибками. Что такое части речи. | 1 ч | | Актуализировать знания о классификации слов: слова, обозначающие предмет; слова, обозначающие признак предмета; слова, обозначающие действие предмета. Ввести понятие «части речи». Научить: - определять часть речи и обосновывать своё мнение; - распределять слова по группам, используя вопрос, и обосновывать своё мнение; - выполнять учебное задание, используя алгоритм; - формулировать вопрос к определённой части речи; - писать части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол; - писать орфограммы в новых словарных словах; - писать слова с известными орфограммами; - формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины. | Определять части речи (имя существительное, глагол, имя прилагательное) по обобщённому значению предметности, действия, признака и по вопросам; правильно употреблять их в речи. Использовать в процессе выполнения заданий и усвоения грамматических понятий приёмы наглядно – образного и логического мышления. |
126. | Части речи. | 1 ч | |
127. | Общие грамматические признаки у слов каждой части речи. | 1 ч | |
128. | Имя существительное как часть речи. | 1 ч | | Актуализировать знания о группе слов, обозначающих предметы и отвечающих на вопросы кто? что? Ввести понятие «имя существительное». Научить: - определять существительные одушевлённые и неодушевлённые и обосновывать своё мнение; - строить предложения, используя существительные — одушевлённые (неодушевлённые), собственные (нарицательные) единственного или множественного числа; - писать слова с изученными орфограммами; - писать орфограммы в новых словарных словах; - отличать имена существительные от других частей речи; - писать предложения с именами существительными одушевлёнными (неодушевлёнными), собственными (нарицательными), которые употребляются в единственном или множественном числе; работать с деформированным текстом; - выполнять взаимопроверку учебного задания и вносить коррективы; - формулировать высказывания в рамках учебного диалога, используя понятия: имя существительное, одушевлённое (неодушевлённое), собственное (нарицательное), единственного или множественного числа. | Осознанно употреблять заглавную букву при написании имён собственных. Выбирать формы имён существительных из вариантов падежных окончаний, употреблять эти формы в речи в соответствии с действующими нормами литературного языка. Определять число имён существительных. |
129. | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Составление словосочетаний с именами существительными. | 1 ч | |
130. | Собственные и нарицательные имена существительные. | 1 ч | |
131. | Правописание собственных имён существительных. | 1 ч | |
132. | Употребление заглавной буквы в именах собственных. | 1 ч | |
133. | Категория числа имени существительного. | 1 ч | |
134. | Имена существительные с вариативными формами окончаний (Р.п. мн.ч.) | 1 ч | |
135. | Контрольный диктант по теме «Имя существительное» | 1 ч | |
136. | Работа над ошибками. Глагол как часть речи. Тематические группы глаголов. | 1 ч | | Актуализировать знания о группе слов, обозначающих действие предмета и отвечающих на вопросы что делать? что сделать? Ввести понятие «глагол». Научить: - отличать глаголы от других частей речи и обосновывать своё мнение; - строить предложение с глаголами единственного (множественного) числа и обосновывать своё мнение; - изменять число глагола; - писать орфограммы в новых словарных словах; - писать слова с известными орфограммами; - выполнять самопроверку и корректировку учебного задания; - формулировать высказывание, мнение. | Находить в предложении глаголы по вопросу и общему значению действия. Определять число глаголов. Ставить вопросы к глаголам в форме настоящего, прошедшего и будущего времени. Составлять рассказы по рисункам, используя глаголы. |
137. | Изменение глаголов по числам. | 1 ч | |
138. | Наблюдение над изменением глаголов по временам. | 1 ч | |
139. | Организующая роль глагола в образовании предложения. | 1 ч | |
140. | Изложение на основе зрительного восприятия текста. | 1 ч | |
141. | Работа над ошибками. Имя прилагательное как часть речи. | 1 ч | | Актуализировать знания о группе слов, которые обозначают признаки предмета и отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? Ввести понятие «имя прилагательное». Научить: - определять имя прилагательное и обосновывать своё мнение; - строить предложение с именем прилагательным; - изменять имена прилагательные по числам; - подбирать вопрос к прилагательному; - писать орфограммы в новых словарных словах; - писать слова с известными орфограммами; - проверять результат выполненного задания; - формулировать монологическое высказывание. | Находить в предложении имена прилагательные по их основному грамматическому значению, определять их связь с именами существительными. Классифицировать имена прилагательные на основе различий в их значении. Редактировать тексты, дополняя их именами прилагательными, подбирая имена прилагательные с синонимическим или антонимическим значением. |
142. 143. | Роль имён прилагательных в речи. | 2 ч | |
144. | Изменение имён прилагательных по числам. | 1 ч | |
145. | Сочинение – миниатюра «Весеннее утро». | 1 ч | |
146. 147. | Обобщение по теме «Части речи» | 2 ч | | |
148. | Словесные средства создания художественного образа. | 1 ч | | |
149. | Предлог. Использование предлогов для связи слов в предложении и словосочетании. | 1 ч | | Ввести понятия «предлог», «приставка». Научить: -определять предлоги и приставки и обосновывать своё мнение; - различать предлоги и приставки и обосновывать своё мнение; - исправлять ошибки в деформированном тексте, используя правило написания предлогов и приставок; - писать слова с приставками и предлогами; - писать орфограммы в новых словарных словах; писать слова с известными орфограммами; - формулировать высказывание, мнение. | Применять алгоритм определения различия между предлогом и приставкой. Выбирать предлоги в соответствии с литературными речевыми нормами. |
150. | Правописание предлогов. | 1 ч | |
151. 152. | Способ разграничения предлога и приставки. | 2 ч | |
153. | Литературные нормы употребления предлогов в речи. | 1 ч | | |
154. 155. | Контрольный диктант по теме «Части речи» | 2 ч | | | |
| «Предложение. Текст» | 13 ч | | | |
156. | Понятие о смысловой и интонационной законченности предложения. Связь слов в предложении. | 1 ч | | Актуализировать знания: - о предложении; об алгоритме оформления предложения на письме в зависимости от цели высказывания и эмоциональной окраски. Ввести понятия «подлежащее», «сказуемое», «основа предложения». Научить: - определять главные члены предложения и обосновывать своё суждение; - определять основу предложения и графически её выделять; - определять связь слов в предложении; - формулировать вопрос к главному члену предложения; - соотносить учебные действия с известным алгоритмом; -писать орфограммы в словарных словах; - писать слова с изученными орфограммами; - формулировать высказывание, используя термины. | Оформлять предложение на письме в соответствии с правилами пунктуации. Составлять предложения, разные по цели высказывания. Находить в предложении главные члены. Строить предложения, адекватно выражая основную мысль. Составлять текст с изученными орфограммами. Предлагать варианты проверки написанного слова и предложения; сравнивать записанный текст с образцом. Писать под диктовку предложения и тексты с изученными орфограммами. |
157. | Главные члены предложения. | 1 ч | |
158. | Главные члены предложения – грамматическая основа предложения. Второстепенные члены предложения. | 1 ч | |
159. | Распространённые и нераспространённые предложения. | 1 ч | |
160. | Итоговый контрольный диктант за год. | 1 ч | |
161. | Работа над ошибками. | 1 ч | |
161. | Текст. Последовательность предложений в тексте. | 1 ч | |
162. | Типы текстов. | 1 ч | |
163. | Текст. Составление рассказа по картинке. | 1 ч | |
164. | Записка как вид текста, её особенности. | 1 ч | |
165. | Письмо как вид текст, требования к его написанию. | 1 ч | |
166. | Приглашение как вид текста, его особенности. Общение человека с природой. | 1 ч | |
167. | Работа с деформированным текстом. | 1 ч | |
168. | Повторение пройденного за год. | 1 ч | |
169. | Повторение пройденного за год. | 1 ч | |
170. | Повторение пройденного за год. | 1 ч | |