СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта «Рисование на тему «Снеговик»»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

Просмотр содержимого документа
«русский язык 2 класс»



Календарно-тематическое планирование

по русскому языку 2 класс

УМК «Перспектива»

Лытова Елена Геннадьевна

учитель начальных классов

МАОУ Лицей № 36

Нижний Новгород







Русский язык

Учебник: Л. Ф. Климанова. Т. В. Бабушкина «Русский язык» 2 класс (изд – во «Просвещение», 2011г.)

Л. Ф. Климанова. Т. В. Бабушкина Рабочая тетрадь «Русский язык» 2 класс(изд – во «Просвещение», 2012г.)



п/п

Тема

Кол – во

часов

Дата

Цели и

задачи

Характеристика

деятельности

учащихся


«Мир общения»

16 ч




1.

Мир общения. Собеседники. История письма.

1 ч


Сформировать представления о формах общения.

Актуализировать знания:

- о правилах оформления текста на письме;

- о правописании изученных орфограмм.

Научить:

- выполнять учебные задания в паре;

- составлять шифр для письма в рисунках;

- писать орфограммы в новых словарных словах;

- исправлять ошибки в учебном тексте;

- подбирать соответствующие подписи и фразы к рисункам, учитывая виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске;

использовать вежливые слова в устной и письменной речи;

- согласовывать позиции и находить общее решение.

Ориентироваться в ситуации общения: выделять тему и цель общения, сопоставлять цель и результат общения. Анализировать, сопоставлять способы общения в зависимости от ролевых отношений партнёров (взрослый – ребёнок). Выделять в речи слова и предложения как средства общения. Строить высказывание в устной и письменной форме. Анализировать интонационно – звуковую сторону речи, устранять недочёты в произношении отдельных звуков и слов. Наблюдать за мелодикой, темпом речи, силой голоса, изменять их в зависимости от речевой задачи. Обдумывать и планировать ответ, отбирать слова и выражения в зависимости от учебной задачи: объяснить, сообщить, убедить. Контролировать свою речь в процессе общения. Проявлять творческую активность в процессе сотрудничества, выражать своё мнение в процессе выполнения различных заданий. Соблюдать правила общения: проявлять к собеседнику внимание, терпение. Проявлять уважение к чужому мнению, опираться на морально – этические нормы. Составлять диалоги на заданные темы

2.

Язык – самое удобное и основное средство общения. Различие устных и письменных форм речи.

1 ч


3.

Требования к устной и письменной речи. Устные рассказы. Культура устной и письменной речи. Понятие орфограммы.

1 ч


4.

Слово, предложение и текст в речевом общении. Слова с непроверяемым написанием.

1 ч


Сформировать представление о разных типах текста.

Научить:

- подбирать точные слова для выражения мысли при устном и письменном общении;

- различать предложения по цели высказывания и по интонации;

- грамотно оформлять

предложения на письме;

- работать с деформированным текстом;

- писать орфограммы в новых словарных словах;

- подбирать текст к иллюстрации, учитывая вид текста;

- выполнять самопроверку и взаимопроверку;

- формулировать речевые высказывания и аргументировать своё мнение.

Выделять предложение из сплошного текста, составлять предложение на заданную тему; правильно оформлять его на письме и в устной речи. Определять тип предложения по цели высказывания и по интонации. Определять тему текста, подбирать заглавия. Составлять план текста: на основе памяток, образцов, на основе выделения главной мысли в каждой смысловой части текста (с помощью учителя). Практически различать текст - описание, текст – повествование, текст – рассуждение. Сотрудничать со сверстниками в процессе выполнения парной, групповой и коллективной работы. Использовать в общении деловые тексты (записки, письма, объявления, приглашения). Составлять текст заданного типа: описание, повествование, рассуждение. Письменно отвечать на вопросы, самостоятельно составлять и записывать 3 – 5 предложений на заданную тему. Писать изложение текста в 40 - 55 слов (с использованием вопросов). Называть основные языковые единицы: звуки, буквы, слова, предложения, текст; определять их роль в речи. Сравнивать, различать языковые единицы. Объединять в группы языковые единицы. Давать определения основным языковым единицам.



5.

Слово и предложение. Оформление предложения на письме.

1 ч


6.

Повествовательное, вопросительное и побудительное предложения.

1 ч


7.

Интонация предложений.

Восклицательные и невосклицательные предложения.

1 ч


8.

Входная контрольная работа. Диктант.

1 ч


9.

Основные свойства текста. Смысловая связь предложений в тексте.

1 ч


10.

Логическая последовательность предложений в тексте.

1 ч


11.

Типы текстов.

1 ч



12.

Главный помощник в общении – родной язык. Богатства языка.

1 ч


Способствовать осознанию ценности русского языка и его значимости для общения.

Актуализировать знания об алфавите. Научить:

- устанавливать значимость речевого высказывания при общении;

- писать орфограммы в новых словарных словах;

- строить понятные для партнёра высказывания в рамках учебного диалога и обосновывать своё суждение.

13.

14.

Контрольная работа по разделу «Мир общения»

2 ч



15.

16.

Обучающее изложение по вопросам, подсказывающим ответы на вопросы.

2 ч



«Звуки и буквы. Слог. Ударение.»

70 ч




17.

Гласные и согласные звуки и буквы.

1 ч


Актуализировать знания:

- об алфавите;

- о гласных и согласных звуках и буквах русского языка.

Научить:

- анализировать звук и давать ему характеристику;

- составлять звуковую схему слова;

- различать произношение и написание слова и обосновывать своё мнение;

- писать орфограммы в новых словарных словах;

- комментировать выполнение учебного задания;

- выполнять учебное задание в паре;

- строить понятные для партнёра высказывания в рамках учебного диалога;

- оценивать результат выполнения учебного задания.

Рассказывать о гласных и согласных звуках, их классификации по наглядно – образной схеме Звукобуквограда. Различать гласные и согласные звуки. Классифицировать согласные звуки: глухие и звонкие (парные и непарные), твёрдые и мягкие (парные и непарные). Называть все буквы русского алфавита правильно, называть буквы в алфавитном порядке. Объяснять значение знания алфавита для работы с различными справочниками. Изображать буквы русского алфавита с помощью пластических движений рук, тела и рисунков.

18.

Алфавит. Роль алфавита.

1 ч


19.

Изобразительные возможности гласных и согласных звуков в речи.

1 ч


20.

Соотношения «звук – буква» в словах.

1 ч


21.

Правописание безударных гласных, парных согласных.

1 ч


22.

Общение людей. Виды речи.

1 ч


23.

Звук [й ] и буква Й.

1 ч


Научить:

- переносить слова с буквой й;

- правильно произносить и писать слова с буквой э;

- писать орфограммы в новых словарных словах;

- строить предложение, используя вопрос;

- контролировать процесс написания слов с буквами й, э;

- выполнять самопроверку и взаимопроверку учебного задания.

Различать букву й, обозначающую согласный звук, и букву и, обозначающую гласный звук. Делить на части для переноса слова с буквой и.

24.

Перенос слов с буквой Й в середине слова.



25.

Изложение по сказке К. Ушинского «Утренние лучи»

1 ч



26.

Анализ изложений и работа над ошибками. Звук [э] и буква э. Написание слов с буквой э.

1 ч


Орфографически верно писать слова с буквой э.

27.

Твёрдые и мягкие согласные звуки.

1 ч


Научить:

- выполнять классификацию слов и обосновывать своё мнение;

- обозначать мягкость согласных на письме при помощи гласных букв е, ё, и, ю, я и ь;

- различать функции гласных букв и, е, ё, ю, я при произношении слова;

- выполнять звукобуквенный анализ слова;

- выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- формулировать речевое высказывание и аргументировать своё мнение.


Обозначать мягкость согласных звуков на письме с помощью мягкого знака и букв е, ё, и, ю, я. Сопоставлять случаи обозначения мягкости согласных с помощью мягкого знака и с помощью букв е, ё, и, ю, я.

28.

Обозначение твёрдых и мягких согласных звуков на письме.

1 ч


29.

Мягкий знак – показатель мягкости согласных звуков.

Перенос слов с мягким знаком.

1 ч


30.

Обозначение мягкости согласных звуков с помощью букв е, ё, и, ю, я.

1 ч


31.

Твёрдые и мягкие согласные звуки. Закрепление.

1 ч


32.

Две функции гласных букв е, ё, и, ю, я.

1 ч


33.

Способы обозначения мягких согласных звуков на письме.

1 ч


34.

Закрепление по теме «Твёрдые и мягкие согласные звуки». Повторение изученных орфограмм.

1 ч


35.

36.

Контрольный диктант за 1 четверть.

2 ч



37.

Шипящие согласные звуки.

1 ч



Писать слова с орфограммами жи – ши, ча – ща, чу – щу, чк, чн, щн. Объяснять, почему эти написания являются традиционными.

38.

Правописание слов с сочетаниями жи - ши

1 ч


Актуализировать знания о написании слов с буквосочетаниями жи—ши, ча—ща, чу—щу.

Стимулировать интерес к пословице как источнику жизненной мудрости.

Научить:

- правописанию слов с буквосочетаниями жи—ши, ча—ща,

чу—щу, чк, чн, нщ; - писать предложения, содержащие слова с буквосочетаниями жи—ши, ча—ща, чу—щу;

- писать орфограммы в новых словарных словах;

- раскрывать смысл пословицы и обосновывать своё мнение;

- взаимодействовать в паре и согласовывать общее решение;

- планировать учебное действие в соответствии с заданной целью;

- комментировать собственные действия при выполнении задания;

- формулировать речевое высказывание при работе в паре.

39.

Правописание буквосочетаний ча – ща, чу – щу.

1 ч


40.

Правописание буквосочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу. Речевой этикет.

1 ч


41.

Шипящие согласные звуки. Составление текста по опорным словам.

1 ч


42.

Правописание буквосочетаний –чк, -чн, -щн.

1 ч


43.

Учимся писать изложение.

1 ч


44.

45.

Контрольный диктант по теме «Правописание буквосочетаний жи – ши, ча – ща, чу –щу, -чк, -чн, -щн».

2 ч


46.

Правила деления слов на слоги.

1 ч


Актуализировать знания:

- о делении слова на слоги;

- о переносе слова по слогам.

Научить:

- делить для переноса слова с разделительным мягким знаком;

- выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- выполнять взаимопроверку при выполнении учебного задания;

- формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога;

- писать орфограммы в новых словарных словах.


Проводить звуко – буквенный анализ слов, делить слова на слоги, определять количество слогов в слове, переносить слова по слогам.

47.

Слог. Перенос слов.

1 ч


48.

Закрепление по теме «Слог. Перенос слов».



49.

Ударение. Смыслоразличительная функция ударения на примере слов – омографов.

1 ч


Актуализировать знания об ударении.

Вести наблюдение за изменениями значения слова в зависимости от ударения на примере слов - омографов.

Научить:

- различать постановку ударения в слове на примере слов - омографов;

- определять особенность буквы ё как всегда ударной гласной;

- выполнять учебное задание в соответствии с правилом

- формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога.

Объяснять роль ударения в слове, ставить ударение, находить ударный и безударный слоги. Работать с орфоэпическим словарём, объяснять его значение. Находить в тексте слова с безударными гласными в корне. Находить и объяснять орфограмму, использовать алгоритм её проверки.

50.

Ударение. Ударный слог.

1 ч


51.

Безударные гласные звуки. Обозначение их на письме

1 ч


Актуализировать знания о гласной ударной и безударной.

Научить:

- находить в слове букву, обозначающую безударный звук;

- проверять безударную гласную, используя алгоритм;

- писать слова с проверяемой и непроверяемой безударной гласной;

- выполнять взаимопроверку учебного задания и вносить корректировку;

-формулировать речевое высказывание и аргументировать своё мнение;

- комментировать собственные действия при выполнении задания.

Подбирать проверочные слова.

52.

Способы проверки слов с безударной гласной.

1 ч


53.

Родственные слова.

1 ч


54.

Смысловая связь в родственных словах.

1 ч


55.

Правописание безударных гласных.

1 ч


56.

Урок – игра «Знатоки русского языка». Развитие умения подбирать проверочные слова.

1 ч


57.

Безударные гласные, непроверяемые ударением. Орфографический словарь.

1 ч


Находить в слове и объяснять орфограмму (слова с непроверяемым написанием). Записывать под диктовку словарные слова без ошибок, пропусков и искажений. Работать с орфографическим словарём.

58.

Написание слов с непроверяемыми безударными гласными.

1 ч


59.

Правописание слов с двумя безударными гласными.

1 ч



60.

Упражнения в написании слов с двумя безударными гласными.

1 ч



61.

62.

Контрольный диктант по теме «Безударные гласные. Обозначение их на письме».

2 ч



63.

Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их на письме.

1 ч


Научить:

- различать звонкие и глухие парные согласные звуки;

- понимать важность орфографического написания слов с парными согласными для общения и понимания письменной речи;

- выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- выполнять взаимопроверку;

- формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога.

- объяснять выбор парной согласной буквы;

- использовать алгоритм проверки написания парных согласных;

- выполнять учебное задание в соответствии с правилом правописания парных согласных;

- формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога и обосновывать своё мнение.

Объяснять случаи обозначения одинаковых согласных звуков разными буквами. Находить в слове и объяснять орфограмму (правописание парных по звонкости – глухости согласных в корне слова). Изменять слово так, чтобы орфограмму можно было проверить. Писать орфографически правильно слова с парными по звонкости – глухости согласными в корне слова.

64.

Парные согласные звуки. Закрепление умения проверять согласные в конце слова.

1 ч



65.

Звонкие и глухие парные согласные в конце слова. Разные способы подбора проверочных слов.

1 ч


66.

Непарные согласные.

1 ч


67.

Парные согласные в середине слова. Способы проверки парных согласных в середине слова.

1 ч


68.

Упражнения в подборе проверочных слов для парных согласных в середине слова.

1 ч


69.

Закрепление пройденного по темам «Безударные гласные», «Звонкие и глухие согласные звуки».

1 ч


70.

Списывание по теме «Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их на письме».

1 ч


71.

Слова с удвоенными согласными.

1 ч


Ввести понятие «удвоенные согласные».

Научить:

- использовать слова с удвоенной согласной в устной и письменной речи;

- писать словарные слова с удвоенными согласными и составлять с ними предложения;

- переносить слова с удвоенными согласными;

- употреблять имена собственные с удвоенными согласными;

- выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога.

Находить в слове и объяснять орфограмму (правописание удвоенных согласных). Писать орфографически правильно слова с удвоенными согласными.

72.

Правила переноса слов с удвоенными согласными.

1 ч


73.

Правописание слов с удвоенными согласными.

1 ч


74.

75.

Контрольный диктант за 2 четверть.

2 ч




76.

Непроизносимые согласные.

1 ч


Научить:

- использовать словарные слова с непроизносимыми согласными для составления предложений;

- писать слова с непроизносимыми согласными и с сочетанием сн без непроизносимых согласных;

- применять алгоритм проверки написания слов с непроизносимой согласной и обосновывать своё мнение;

- формулировать понятные для партнёра высказывания;

- проверять результат выполненного задания.

Находить в слове и объяснять орфограмму (правописание слов с непроизносимыми согласными). Писать орфографически правильно слова с непроизносимыми согласными.

77.

Причины появления непроизносимых согласных в словах.

1 ч


78.

Правописание слов с непроизносимыми согласными.

1 ч


79.

Систематизация знаний об употреблении разделительного мягкого знака.

1 ч


Актуализировать знания о переносе слов с ь.

Научить:

- различать на слух слова с разделительным ь и без него;

- определять в слове место написания разделительного ь и обосновывать своё мнение;

- делить слова с ь для переноса;

- выполнять учебное задание в соответствии с правилом;

-осуществлять взаимопроверку учебного задания;

- формулировать понятные высказывания с использованием терминов в рамках учебного диалога.

различать две функции ь: показатель мягкости согласного звука и разделительный;

- писать слова с разделительным ь в соответствии с правилом;

- выполнять учебное задание в соответствии с правилом;

- формулировать понятные для партнёра высказывания, используя термины

- различать слова с разделительными ь и ъ и обосновывать своё мнение;

- составлять предложения со словами, имеющими в написании разделительный ъ;

- проверять учебное задание и вносить коррективы;

- адекватно использовать речевые средства для представления результата.

Наблюдать за употреблением разделительного твёрдого знака. Находить в слове и объяснять орфограмму (правописание слов с разделительным мягким знаком). Писать орфографически правильно слова с разделительным мягким знаком.

80.

Две функции мягкого знака в словах.

1 ч


81.

Разделительный ь и мягкий знак как показатель мягкости.

1 ч


82.

Написание поздравительного письма.

1 ч


83.

Разделительные мягкий и твёрдый знаки.

1 ч


84.

Написание объявления.

1 ч


85.

86.

Контрольный диктант по теме «Разделительные мягкий и твёрдый знаки»

2 ч



«Слово и его значение»

20 ч




87.

Что рассказало слово.

1 ч


Актуализировать знания о значении слов и их звукобуквенной структуре.

Научить:

- выполнять полный звукобуквенный анализ слова;

- распределять слова по тематическим группам;

- работать с толковым словарём;

- использовать слова в речи, опираясь на их лексическое значение;

- писать словарные слова;

- выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- формулировать понятные для партнёра высказывания

Составлять двусторонние модели слов, различать значение слова и его звуко – буквенную форму. Сопоставлять слова по звуко – буквенному составу и по значению, классифицировать слова по различным критериям, находить слово с обобщающим значением для тематической группы слов. Пользоваться орфографическим и толковым словарями. Принимать участие в составлении учебных лингвистических словарей.

88.

Понятийное (обобщающее) значение слова. Слово – двусторонняя звуковая единица.

1 ч


89.

Разновидности толковых словарей.

1 ч


90.

Значение слова.

1 ч


92.

Имена собственные и нарицательные. Основное назначение имён собственных.

1 ч


Актуализировать знания об именах собственных.

Научить:

- объяснять различие существительных нарицательных и собственных;

- писать имена собственные в тексте;

- выполнять учебное задание в соответствии с правилом;

- формулировать понятные высказывания, используя термины.

Различать имена собственные и имена нарицательные, различать их по функциям.

93.

Правописание имён собственных.

1 ч


94.

Слова с несколькими значениями. Многозначные слова.

1 ч


Ввести понятие «многозначные слова».

Научить:

— определять многозначные слова и обосновывать своё мнение;

- различать однозначные и

многозначные слова и обосновывать своё мнение;

- строить предложения, используя многозначные слова;

- писать предложения, используя многозначные слова;

- работать со словарём многозначных слов;

- проверять учебное задание и вносить корректировку;

- формулировать понятное для партнёра высказывание.

Объяснять принцип возникновения нескольких значений у одного слова. Объяснять значение многозначного слова в конкретном тексте.

95.

Роль слов с переносным значением.

1 ч


96.

Слова, похожие по звучанию и написанию, но разные по значению (омонимы)

1 ч


Ввести понятие «омонимы».

Научить:

- определять в тексте омонимы и обосновывать своё мнение;

- работать со словарём омонимов;

- составлять и писать предложения, используя омонимы;

- выполнять взаимопроверку и корректировку выполненного учебного задания;

- учитывать разные мнения и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Различать слова, похожие по звучанию и написанию, но разные по значению, и многозначные слова.

97.

Слова, близкие по значению (синонимы).

1 ч


Ввести понятия «синонимы», «антонимы».

Научить:

- определять синонимы и обосновывать своё мнение;

- определять антонимы и обосновывать своё мнение;

- различать синонимы и антонимы в тексте и обосновывать своё мнение;

- пользоваться словарями синонимов и антонимов;

- редактировать текст, используя синонимы;

- строить предложения, используя антонимы;

— писать словарные слова;

- выполнять взаимопроверку и корректировку выполненного учебного задания;

- адекватно взаимодействовать в паре для представления результата.

Объяснять роль в речи синонимов как средства обогащения речи. Использовать синонимы в собственных высказываниях.

98.

Использование синонимов в речи.

1 ч


99.

Роль слов – синонимов в речи.

1 ч


100.

Слова, противоположные по значению (антонимы)

1 ч


Подбирать антонимы к словам разных частей речи, находить антонимы в тексте и объяснять их роль.

101.

Роль антонимов в речи. Систематизация знаний о синонимах, антонимах и омонимах.

1 ч


102.

Устойчивые сочетания слов.

1 ч


Вести понятие «фразеологизм».

Научить:

- определять фразеологизмы в тексте и обосновывать своё мнение;

- использовать в речи фразеологические обороты;

- работать со словарём фразеологизмов;

- составлять предложение, используя фразеологический оборот;

- выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- учитывать разные мнения и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Объяснять семантику фразеологических оборотов (наиболее употребительных) и использовать их в собственной речи.

103.

Тематические группы слов. Классификация слов на основе лексического значения.

1 ч


Ввести понятие «тематические группы» слов.

Научить:

- определять признак для объединения слов в тематическую группу и обосновывать своё мнение;

- подбирать слова с общим значением к каждой группе и обосновывать своё мнение;

- формулировать вопрос к каждой группе слов и обосновывать своё мнение.

- проверять учебное задание в паре и вносить корректировку;

- формулировать высказывание, мнение при работе в паре, используя термины;

- распределять и писать слова по группам на основе их лексического значения.

Распределять слова по тематическим группам, дополнять эти группы своими словами. Понимать язык (слово, предложение) как знаковую систему, выполняющую функцию замещения предметов (действий и свойств) окружающего мира.

104.

Обобщение по теме «Тематические группы слов»

1 ч


105.

Повторение по разделу «Слово и его значение».

1 ч



106.

Проверочная работа по теме «Слово и его значение»

1 ч




«Состав слова»

17 ч




107.

Как собрать и разобрать слово.

1 ч


Актуализировать знания о понятии «родственные слова».

Ввести понятия «однокоренные слова», «корень», «приставка», «суффикс», «окончание».

Научить:

- выделять корень в родственных словах с опорой на смысловую связь однокоренных слов и общность написания корней;

- определять группу родственных слов и обосновывать своё мнение;

- выполнять взаимопроверку учебного задания;

- формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога;

- писать слова с изученными орфограммами.


Наблюдать за строением слова на наглядно – образных моделях. Составлять наглядно – образные модели слова. Называть части речи.

108.

Морфемный состав слова.

1 ч


109.

Корень – главная часть слова. Однокоренные слова.

1 ч


Ввести понятия «однокоренные слова», «шарада».

Актуализировать знания о правописании слов с безударной гласной и парной согласной.

Научить:

определять однокоренные слова и обосновывать своё мнение;

- выделять корень в родственных словах с опорой на смысловую связь однокоренных слов и общность написания корней;

- выполнять учебное задание, используя алгоритм;

- формулировать понятное высказывание, используя термины;

- разгадывать словесную шараду и обосновывать своё суждение;

- писать однокоренные слова;

- писать слова с безударной гласной и парной согласной в корне;

- писать орфограммы в новых словарных словах;

- писать слова с изученными орфограммами.

Находить корень путём сопоставления однокоренных слов, подбирать однокоренные слова, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов (простейшие случаи). Объяснять лексическое значение корня. Различать корни с омонимичным значением. Применять алгоритмы проверки безударных гласных и парных по звонкости – глухости согласных в корне слова. Проверять правильность обозначения безударных гласных и парных согласных звуков в корне путём изменения формы слова или подбора однокоренных слов. Применять нужный алгоритм для проверки орфограмм корня. Доказывать родство слов, объяснять общность их значения.

110.

Правописание однокоренных слов.

1 ч


111.

Правописание безударных гласных звуков в корне слова.

1 ч


112.

Повторение изученных орфограмм с учётом новых знаний о составе слова.

1 ч


113.

Правописание слов с изученными орфограммами. Единообразное написание корня слова.

1 ч


114.

115.

Контрольный диктант по теме «Безударные гласные в корне слова»

2 ч


116.

Приставка – значимая часть слова.

1 ч


Научить:

- определять функцию приставки в слове и обосновывать своё мнение;

- определять случаи написания в словах разделительного ь или ъ и обосновывать своё мнение;

- образовывать однокоренные слова, используя приставки;

- писать слова с разделительным ъ и ь, используя алгоритм;

- писать слова с изученными орфограммами;

- проверять учебное задание и вносить коррективы;

- формулировать понятное

высказывание в рамках учебного диалога.


Выделять в слове приставку, определять значение, которое придаёт слову приставка (простые случаи). Различать предлоги и приставки, писать предлоги раздельно с другими словами. Употреблять при написании слов разделительные мягкий и твёрдый знаки. Объяснять разницу в употреблении разделительных мягкого и твёрдого знаков.

117.

Приставка. Употребление разделительного твёрдого знака.

1 ч


118.

Случаи употребления разделительного твёрдого и мягкого знаков.

1 ч


119.

Суффикс – значимая часть слова.

1 ч


Научить:

- определять суффиксы в словах и обосновывать своё мнение;

- определять роль суффикса в слове и обосновывать своё мнение;

- образовывать однокоренные и новые слова с помощью суффиксов;

- проверять учебное задание и вносить коррективы;

- писать слова с суффиксами и выделять их графически;

- писать слова с изученными орфограммами;

- разгадывать словесную шараду и обосновывать своё суждение;

- формулировать понятное высказывание, используя термины «приставка», «корень», «суффикс»;

- учитывать разные мнения и приходить к общему решению в совместной деятельности.


Выделять в слове суффикс, определять значение, которое придают слову суффиксы (простейшие случаи).

120.

Роль суффиксов в речи.

1 ч


121.

Контрольное списывание за 3 четверть.

1 ч




122.

Окончание – изменяемая часть слова. Роль окончания при связи слов в предложении.

1 ч


Научить:

- определять окончания в словах;

- изменять форму слова;

- выделять морфемы в слове;

- определять роль окончаний в слове;

- выполнять учебное задание с самопроверкой;

- формулировать понятное для партнёра высказывание;

- формулировать понятное высказывание, используя термины: приставка, корень, суффикс, окончание;

- изменять форму слова;

- писать слова с изученными орфограммами.

Правильно употреблять окончание ( простейшие случаи ударного окончания),объяснять его роль для связи слов в предложении или в словосочетании.

123.

Обобщение знаний по теме «Состав слова».

1 ч




124.

Проверочная работа по теме «Состав слова»

1 ч





«Части речи»

32 ч




125.

Работа над ошибками. Что такое части речи.

1 ч


Актуализировать знания о

классификации слов: слова, обозначающие предмет; слова, обозначающие признак предмета; слова, обозначающие действие предмета.

Ввести понятие «части речи».

Научить:

- определять часть речи и обосновывать своё мнение;

- распределять слова по группам, используя вопрос, и обосновывать своё мнение;

- выполнять учебное задание, используя алгоритм;

- формулировать вопрос к определённой части речи;

- писать части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол;

- писать орфограммы в новых словарных словах;

- писать слова с известными орфограммами;

- формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины.


Определять части речи (имя существительное, глагол, имя прилагательное) по обобщённому значению предметности, действия, признака и по вопросам; правильно употреблять их в речи. Использовать в процессе выполнения заданий и усвоения грамматических понятий приёмы наглядно – образного и логического мышления.

126.

Части речи.

1 ч


127.

Общие грамматические признаки у слов каждой части речи.

1 ч


128.

Имя существительное как часть речи.

1 ч


Актуализировать знания о группе слов, обозначающих предметы и отвечающих на вопросы кто? что?

Ввести понятие «имя существительное».

Научить:

- определять существительные одушевлённые и неодушевлённые и обосновывать своё мнение;

- строить предложения, используя существительные — одушевлённые (неодушевлённые), собственные (нарицательные) единственного или множественного числа;

- писать слова с изученными орфограммами;

- писать орфограммы в новых словарных словах;

- отличать имена существительные от других частей речи;

- писать предложения с именами существительными одушевлёнными (неодушевлёнными), собственными (нарицательными), которые употребляются в единственном или множественном

числе;

работать с деформированным текстом;

- выполнять взаимопроверку учебного задания и вносить коррективы;

- формулировать высказывания в рамках учебного диалога, используя понятия: имя существительное, одушевлённое (неодушевлённое), собственное (нарицательное), единственного или множественного числа.


Осознанно употреблять заглавную букву при написании имён собственных. Выбирать формы имён существительных из вариантов падежных окончаний, употреблять эти формы в речи в соответствии с действующими нормами литературного языка. Определять число имён существительных.

129.

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Составление словосочетаний с именами существительными.

1 ч


130.

Собственные и нарицательные имена существительные.

1 ч


131.

Правописание собственных имён существительных.

1 ч


132.

Употребление заглавной буквы в именах собственных.

1 ч


133.

Категория числа имени существительного.

1 ч


134.

Имена существительные с вариативными формами окончаний (Р.п. мн.ч.)

1 ч


135.

Контрольный диктант по теме «Имя существительное»

1 ч


136.

Работа над ошибками.

Глагол как часть речи. Тематические группы глаголов.

1 ч


Актуализировать знания о группе слов, обозначающих действие предмета и отвечающих на вопросы что делать? что сделать?

Ввести понятие «глагол».

Научить:

- отличать глаголы от других частей речи и обосновывать своё мнение;

- строить предложение с глаголами единственного (множественного) числа и

обосновывать своё мнение;

- изменять число глагола;

- писать орфограммы в новых словарных словах;

- писать слова с известными орфограммами;

- выполнять самопроверку и корректировку учебного задания;

- формулировать высказывание, мнение.

Находить в предложении глаголы по вопросу и общему значению действия. Определять число глаголов. Ставить вопросы к глаголам в форме настоящего, прошедшего и будущего времени. Составлять рассказы по рисункам, используя глаголы.

137.

Изменение глаголов по числам.

1 ч


138.

Наблюдение над изменением глаголов по временам.

1 ч


139.

Организующая роль глагола в образовании предложения.

1 ч


140.

Изложение на основе зрительного восприятия текста.

1 ч


141.

Работа над ошибками. Имя прилагательное как часть речи.

1 ч


Актуализировать знания о группе слов, которые обозначают признаки предмета и отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?

Ввести понятие «имя прилагательное».

Научить:

- определять имя прилагательное и обосновывать своё мнение;

- строить предложение с именем прилагательным;

- изменять имена прилагательные по числам;

- подбирать вопрос к прилагательному;

- писать орфограммы в новых словарных словах;

- писать слова с известными орфограммами;

- проверять результат выполненного задания;

- формулировать монологическое высказывание.

Находить в предложении имена прилагательные по их основному грамматическому значению, определять их связь с именами существительными. Классифицировать имена прилагательные на основе различий в их значении. Редактировать тексты, дополняя их именами прилагательными, подбирая имена прилагательные с синонимическим или антонимическим значением.

142.

143.

Роль имён прилагательных в речи.

2 ч


144.

Изменение имён прилагательных по числам.

1 ч


145.

Сочинение – миниатюра «Весеннее утро».

1 ч


146.

147.

Обобщение по теме «Части речи»

2 ч



148.

Словесные средства создания художественного образа.

1 ч



149.

Предлог. Использование предлогов для связи слов в предложении и словосочетании.

1 ч


Ввести понятия «предлог», «приставка».

Научить:

-определять предлоги и приставки и обосновывать своё мнение;

- различать предлоги и приставки и обосновывать своё мнение;

- исправлять ошибки в деформированном тексте, используя правило написания предлогов и приставок;

- писать слова с приставками и предлогами;

- писать орфограммы в новых словарных словах;

писать слова с известными орфограммами;

- формулировать высказывание, мнение.

Применять алгоритм определения различия между предлогом и приставкой. Выбирать предлоги в соответствии с литературными речевыми нормами.

150.

Правописание предлогов.

1 ч


151.

152.

Способ разграничения предлога и приставки.

2 ч


153.

Литературные нормы употребления предлогов в речи.

1 ч



154.

155.

Контрольный диктант по теме «Части речи»

2 ч





«Предложение. Текст»

13 ч




156.

Понятие о смысловой и интонационной законченности предложения. Связь слов в предложении.

1 ч


Актуализировать знания:

- о предложении;

об алгоритме оформления предложения на письме в зависимости от цели высказывания и эмоциональной окраски.

Ввести понятия «подлежащее», «сказуемое», «основа предложения».

Научить:

- определять главные члены предложения и обосновывать своё суждение;

- определять основу предложения и графически её выделять;

- определять связь слов в предложении;

- формулировать вопрос к главному члену предложения;

- соотносить учебные действия с известным алгоритмом;

-писать орфограммы в словарных словах;

- писать слова с изученными орфограммами;

- формулировать высказывание, используя термины.

Оформлять предложение на письме в соответствии с правилами пунктуации. Составлять предложения, разные по цели высказывания. Находить в предложении главные члены. Строить предложения, адекватно выражая основную мысль. Составлять текст с изученными орфограммами. Предлагать варианты проверки написанного слова и предложения; сравнивать записанный текст с образцом. Писать под диктовку предложения и тексты с изученными орфограммами.

157.

Главные члены предложения.

1 ч


158.

Главные члены предложения – грамматическая основа предложения. Второстепенные члены предложения.

1 ч


159.

Распространённые и нераспространённые предложения.

1 ч


160.

Итоговый контрольный диктант за год.

1 ч


161.

Работа над ошибками.


1 ч


161.

Текст. Последовательность предложений в тексте.

1 ч


162.

Типы текстов.

1 ч


163.

Текст. Составление рассказа по картинке.

1 ч


164.

Записка как вид текста, её особенности.

1 ч


165.

Письмо как вид текст, требования к его написанию.

1 ч


166.

Приглашение как вид текста, его особенности. Общение человека с природой.

1 ч


167.

Работа с деформированным текстом.

1 ч


168.

Повторение пройденного за год.

1 ч


169.

Повторение пройденного за год.

1 ч


170.

Повторение пройденного за год.

1 ч