Основной | -Чтоб определить, на какую тему мы будем говорить, посмотрите на карточку с иллюстрацией на ваших столах. Наводящие вопросы: -Что вы видите? -Почему у него появилось это желание? (Может, он получил достаточное количество тепла на берегу и теперь решил охладиться, а может, ему просто необходимо перейти на другой берег. В любом случае — у него появилась потребность оказаться в новых условиях, а причин для этого может быть много). -Что испытывает человек, только что вошедший в воду? (Сначала тревогу, может даже и страх, затем дискомфорт от резкой смены температуры, затем он постепенно привыкает и уже не хочет выходить из воды, так она приятна и соответствует ожиданиям). -Кто-нибудь из родителей догадался, о чём мы сегодня поговорим? -О адаптации наших деток к школе. Когда человек оказывается в новой жизненной ситуации, происходит нечто похожее. Если сельский житель решает переехать в город, сначала он будет испытывать тревогу, затем дискомфорт от большого количества людей, от шума и пр. Ему понадобится некоторое время, для того чтобы привыкнуть, почувствовать себя комфортно в новых условиях. Для каждого человека срок привыкания индивидуален. Кому-то достаточно трех недель, а кому-то необходимо гораздо больше времени. Те же закономерности существуют при переходе из детского сада в школу, из начального в среднее звено, из школы в профессиональное учебное заведение. Что необходимо, чтобы человек лучше адаптировался? Прежде всего человек должен знать, что его ожидает, и быть к этому внутренне готовым. -Если это касается детей, то как можно сформулировать проблему нашего собрания? -Верно, проблема адаптации ребёнка к школе. -Как вы думаете, какие задачи стоят перед нами? -Совершенно верно. Рассмотреть понятие «адаптации», рассмотреть типологию конфликтов и найти способы, как помочь ребёнку быстрее адаптироваться к школе. Обо всём этом мы с вами поговорим. -Дорогие родители, сейчас вы поработаете в парах. Возьмите карточку, на которой в центре написано слово «адаптация». Что первое приходит вам в голову, когда слышите слово адаптация? Создайте некий ассоциативный ряд слов к слову адаптация. Проверка кластера -Да, действительно. Слов конфликт включает в себя привычка, приспособление, коллектив, обстановка, новый. -Что же такое адаптация? Рассмотреть понятие адаптация и её виды Психологическая игра «Паровозик» Инструкция: предложить родителям объединиться по 3 человека и закрыть глаза. Ведущий с открытыми глазами в течении 2-3 минут водит всех по помещению. 1 вагон – «учитель», 2 вагон – родитель, 3 вагон – ребёнок. Это упражнение выполняется молча. Учитель обсуждает с родителями, что чувствовал каждый из них? (1 – могу быстрее, да не могу: веду, учу…, 2 вагон – куда иду не знаю, да ещё и «груз» за собой «тащу»… , 3 вагон – спотыкается, куда скажут туда и идёт…) Вывод: необходимо доверять учителю, а родителям помогать своим детям. Учитель обсуждает с родителями – «слепыми» их самочувствие во время проведения первого и второго этапа проведения этой игры. Было ли им уютно в своих ролях? Что хотелось сделать во время игры? Как изменить ситуацию? Какую роль было исполнять сложнее? Было ли страшно «слепому», если «нет», то почему? Вывод: первоклассник как слепой котенок, ему уютнее и комфортнее со знакомым, любящим его человеком. И задача родителя: помочь ребёнку подружиться и, возможно, полюбить учителя. -Для первоклассников особенно важно: помочь ребенку вжиться в позицию школьника (поэтому важно показать различие: школьник - не школьник). Для этого нужно беседовать с ребенком о том, зачем нужно учиться, что такое школа, какие в школе существуют правила. Для первоклассника очень важно почувствовать себя принятым в школьную семью. Для успешного школьного обучения, ребенок должен быть достаточно уверен в себе, в своих силах, своих возможностях и способностях. Положительное представление о себе как о школьнике, даст ему возможность лучше адаптироваться к изменившимся условиям жизни и твердо встать на позицию школьника, а также сформирует эмоционально-положительного отношение к школе; простроить режим дня школьника. Составить режим школьного дня с обоснованием его последовательности; ввести понятие оценки, самооценки и различные ее критерии: правильность, аккуратность, красота, старательность, интерес и выработать вместе с ребенком способы, как все это можно достичь; научить ребенка задавать вопрос (не столько в процедурном плане, сколько в смысле решимости); развивать у детей способность управлять своими эмоциями, то есть развитие произвольности поведения. Школьник должен уметь внимательно слушать и точно выполнять задание, предлагаемые в устной форме и по зрительно воспринимаемому образцу; развивать навыки общения. -Как же понять, что ребёнок успешно адаптировался? Сейчас вы в мини-группах заполните таблицу. А после мы проверим. Проверка таблицы «Признаки успешной адаптации» -Во-первых, это удовлетворенность ребенка процессом обучения. Ему нравится в школе, он не испытывает неуверенности и страхов. Второй признак - насколько легко ребенок справляется с программой. Если школа обычная и программа традиционная, а ребенок испытывает затруднения при обучении, необходимо поддержать его в трудный момент, не критиковать излишне за медлительность, а также не сравнивать с другими детьми. Все дети разные. Если программа сложная, да еще и предполагает изучение иностранного языка - внимательно следите, не является ли такая нагрузка для ребенка чрезмерной. Лучше вовремя откорректировать это, иначе начнутся проблемы со здоровьем. Может быть, в другом классе, с меньшей нагрузкой, ребенок почувствует себя комфортнее? Очень важно на первых порах вселить в школьника уверенность в успех, не давать ему поддаваться унынию ("У меня ничего не получится!"), иначе бороться с апатией вы будете очень долго. Следующий признак успешной адаптации - это степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому. Частенько родители слишком усердно "помогают" ребенку, что вызывает порой противоположный эффект. Ученик привыкает к совместному приготовлению уроков и не хочет делать это в одиночку. Здесь лучше сразу обозначить границы вашей помощи и постепенно уменьшать их. Но самым важным, на наш взгляд, признаком того, что ребенок полностью освоился в школьной среде, является его удовлетворенность межличностными отношениями - с одноклассниками и учителем. | Карточка с иллюстрацией (статья С. Цветковой «Вопросы воспитания в картинках») Слайд 2 Слайд 3 Слайд 4 Слайд 5 Игра «Паровозик» Слайд 6 Слайд 7 |