СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта родительского собрания. "Адаптация младшего школьника".

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта родительского собрания. "Адаптация младшего школьника".»

Цель: знакомство родителей с возможными трудностями, возникающими в процессе обучения первоклассников.

Задачи: совместное осмысление и нахождение возможных путей преодоления возникших трудностей в адаптации детей.

Оборудование: ноутбук, интерактивная доска, презентация, раздаточный материал.

Литература:

  • Абрамова Г.С. Возрастная психология. - М.: Просвещение, 2000.

  • Анастази А. Психологическое тестирование в 2-х томах, - М.: Педагогика, 2003.

  • Балл Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности //Вопросы психологии. - 2005[12.c.137]

  • Белшева С.А. Диагностика школьной дезадаптации. - М.: АСТ, 2007. [20.c.304]

  • Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. - СПб: Речь, 2008. [13.c.255]

  • Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. - М.: Генезис, 2006. [23.c.147]

  • Иванова Н.В., Кузнецова М.С. Адаптационный период в школе: смысл, значение, опыт. //Журнал практического психолога №2,2005. [15.c.200]

  • Коган В. Е. Психогенные формы школьной дезадаптации //Вопросы психологии. - 2004. [12.c.340]

  • Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников - М.: Владос, 2004[21.c.350]

  • Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. - М.: Педагогика, 2007[31.c.277]








Этапы родительского собрания

Содержание родительского собрания

Примечание

Вступительный

-Добрый день, уважаемые родители. Я рада видеть Вас на нашем собрании. Хочется заметить, что оно пройдёт немного не в традиционной форме, а в форме душевного разговора.


-Мы разберём с вами актуальную проблему, касающиеся и наших детей и также попытаемся вместе найти пути решения данной проблемы.


-Но перед тем, как мы начнём, мне бы хотелось раздать вам «Портфельчики с полезностями». На протяжении всего родительского собрания вы можете на обратной стороне делать пометки, записывать приёмы и рекомендации, о которых мы будем говорить.

Слайд 1






Раздать «Портфельчики»

Основной

-Чтоб определить, на какую тему мы будем говорить, посмотрите на карточку с иллюстрацией на ваших столах.

Наводящие вопросы:

-Что вы видите?

-Почему у него появилось это желание? (Может, он получил достаточное количество тепла на берегу и теперь решил охладиться, а может, ему просто необходимо перейти на другой берег. В любом случае — у него появилась потребность оказаться в новых условиях, а причин для этого может быть много).

-Что испытывает человек, только что вошедший в воду? (Сначала тревогу, может даже и страх, затем дискомфорт от резкой смены температуры, затем он постепенно привыкает и уже не хочет выходить из воды, так она приятна и соответствует ожиданиям).


-Кто-нибудь из родителей догадался, о чём мы сегодня поговорим?


-О адаптации наших деток к школе. Когда человек оказывается в новой жизненной ситуации, происходит нечто похожее. Если сельский житель решает переехать в город, сначала он будет испытывать тревогу, затем дискомфорт от большого количества людей, от шума и пр. Ему понадобится некоторое время, для того чтобы привыкнуть, почувствовать себя комфортно в новых условиях. Для каждого человека срок привыкания индивидуален. Кому-то достаточно трех недель, а кому-то необходимо гораздо больше времени. Те же закономерности существуют при переходе из детского сада в школу, из начального в среднее звено, из школы в профессиональное учебное заведение. Что необходимо, чтобы человек лучше адаптировался? Прежде всего человек должен знать, что его ожидает, и быть к этому внутренне готовым.


-Если это касается детей, то как можно сформулировать проблему нашего собрания?

-Верно, проблема адаптации ребёнка к школе.


-Как вы думаете, какие задачи стоят перед нами?


-Совершенно верно. Рассмотреть понятие «адаптации», рассмотреть типологию конфликтов и найти способы, как помочь ребёнку быстрее адаптироваться к школе. Обо всём этом мы с вами поговорим.


-Дорогие родители, сейчас вы поработаете в парах. Возьмите карточку, на которой в центре написано слово «адаптация». Что первое приходит вам в голову, когда слышите слово адаптация? Создайте некий ассоциативный ряд слов к слову адаптация.

Проверка кластера

-Да, действительно. Слов конфликт включает в себя привычка, приспособление, коллектив, обстановка, новый.


-Что же такое адаптация?

Рассмотреть понятие адаптация и её виды


Психологическая игра «Паровозик»

Инструкция: предложить родителям объединиться по 3 человека и закрыть глаза. Ведущий с открытыми глазами в течении 2-3 минут водит всех по помещению. 1 вагон – «учитель», 2 вагон – родитель, 3 вагон – ребёнок. Это упражнение выполняется молча.


Учитель обсуждает с родителями, что чувствовал каждый из них? (1 – могу быстрее, да не могу: веду, учу…, 2 вагон – куда иду не знаю, да ещё и «груз» за собой «тащу»… , 3 вагон – спотыкается, куда скажут туда и идёт…)

Вывод: необходимо доверять учителю, а родителям помогать своим детям.


Учитель обсуждает с родителями – «слепыми» их самочувствие во время проведения первого и второго этапа проведения этой игры. Было ли им уютно в своих ролях? Что хотелось сделать во время игры? Как изменить ситуацию? Какую роль было исполнять сложнее? Было ли страшно «слепому», если «нет», то почему?

Вывод: первоклассник как слепой котенок, ему уютнее и комфортнее со знакомым, любящим его человеком. И задача родителя: помочь ребёнку подружиться и, возможно, полюбить учителя.


-Для первоклассников особенно важно:

  1. помочь ребенку вжиться в позицию школьника (поэтому важно показать различие: школьник - не школьник). Для этого нужно беседовать с ребенком о том, зачем нужно учиться, что такое школа, какие в школе существуют правила. Для первоклассника очень важно почувствовать себя принятым в школьную семью. Для успешного школьного обучения, ребенок должен быть достаточно уверен в себе, в своих силах, своих возможностях и способностях. Положительное представление о себе как о школьнике, даст ему возможность лучше адаптироваться к изменившимся условиям жизни и твердо встать на позицию школьника, а также сформирует эмоционально-положительного отношение к школе;

  2. простроить режим дня школьника. Составить режим школьного дня с обоснованием его последовательности;

  3. ввести понятие оценки, самооценки и различные ее критерии: правильность, аккуратность, красота, старательность, интерес и выработать вместе с ребенком способы, как все это можно достичь;

  4. научить ребенка задавать вопрос (не столько в процедурном плане, сколько в смысле решимости);

  5. развивать у детей способность управлять своими эмоциями, то есть развитие произвольности поведения. Школьник должен уметь внимательно слушать и точно выполнять задание, предлагаемые в устной форме и по зрительно воспринимаемому образцу;

  6. развивать навыки общения.


-Как же понять, что ребёнок успешно адаптировался? Сейчас вы в мини-группах заполните таблицу. А после мы проверим.

Проверка таблицы «Признаки успешной адаптации»


-Во-первых, это удовлетворенность ребенка процессом обучения. Ему нравится в школе, он не испытывает неуверенности и страхов. Второй признак - насколько легко ребенок справляется с программой. Если школа обычная и программа традиционная, а ребенок испытывает затруднения при обучении, необходимо поддержать его в трудный момент, не критиковать излишне за медлительность, а также не сравнивать с другими детьми. Все дети разные. Если программа сложная, да еще и предполагает изучение иностранного языка - внимательно следите, не является ли такая нагрузка для ребенка чрезмерной. Лучше вовремя откорректировать это, иначе начнутся проблемы со здоровьем. Может быть, в другом классе, с меньшей нагрузкой, ребенок почувствует себя комфортнее? Очень важно на первых порах вселить в школьника уверенность в успех, не давать ему поддаваться унынию ("У меня ничего не получится!"), иначе бороться с апатией вы будете очень долго. Следующий признак успешной адаптации - это степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому. Частенько родители слишком усердно "помогают" ребенку, что вызывает порой противоположный эффект. Ученик привыкает к совместному приготовлению уроков и не хочет делать это в одиночку. Здесь лучше сразу обозначить границы вашей помощи и постепенно уменьшать их.

Но самым важным, на наш взгляд, признаком того, что ребенок полностью освоился в школьной среде, является его удовлетворенность межличностными отношениями - с одноклассниками и учителем.

Карточка с иллюстрацией (статья С. Цветковой «Вопросы воспитания в картинках»)


Слайд 2









Слайд 3





















Слайд 4





Слайд 5








Игра «Паровозик»



























Слайд 6


















Слайд 7


















Заключительный

-Чтобы сделать вывод, я предлагаю вам самостоятельно создать памятку, которая поможет предотвратить неуспеваемость и облегчить процесс адаптации. Кто готов зачитать свою памятку?

Проверка памятки

-Быть родителями первоклассника действительно непросто. Бывает, что нам не хватает терпения, выдержки, когда мы занимаемся с ребенком. Не забывайте о том, что ребёнку трудно осваивать совершенно новую деятельность, поэтому он имеет право на ошибки.


-У вас на столах лежат «солнышко» и «тучка». Предлагаю вам заполнить «Небо родительского собрания». На лучиках солнца надо написать, что было продуктивного в работе, а на тучках можно написать, что было отрицательного или негативного.


-Мне было приятно с вами увидеться и пообщаться на столь актуальную тему. Всего доброго! До свидания.






«Небо родительского собрания»





ПРИЛОЖЕНИЕ


Кластер «Ассоциация»


Таблица «Признаки успешной адаптации ребёнка»

Признак успешной адаптации младшего школьника

1.


2.


3.


4.