Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии | | -Давайте вспомним, какой раздел вы сейчас изучаете? -Какие произведения в нем помещены? -Чем стихотворения отличаются от других произведений? -А что же такое рифма и ритм? (Если учащиеся затрудняются ответить, то учитель проговаривает определение самостоятельно) -Сегодня на уроке мы продолжаем изучение этого раздела. -Послушайте строки «Белая береза Под моим окном Принакрылась снегом Точно серебром…» -Может быть помнит, из какого стихотворения эти строки? Или кто автор? | | -Сейчас мы изучаем раздел «Поэтическая тетрадь 1». -В данном разделе помещены стихотворения. -В стихотворениях присутствует рифма и ритм. Рифма – это созвучие концов стихотворных строк. Ритм (в литературе) – это одинаковое чередование ударных и безударных гласных, которое сохраняется в каждой строке стихотворения. -Стихотворение «Береза» Сергей Есенин. |
Реализация построенного проекта | | -Для того чтобы знакомиться с творчеством, узнаем для начала немного о его жизни. -А что вы знаете об этом поэте? -Я тоже подготовила краткую его биографию. Послушайте меня внимательно. -Сергей Александрович Есенин родился в 1895 году под Рязанью в селе Константиново на берегу красивой реки Оки. Родители были бедными крестьянами. С трех лет Есенин жил в семье деда по матери. Старшие хотели, чтобы он стал учителем, но сам Есенин мечтал о литературе. А писать он начал рано – в девять лет. Его бабушка знала множество песен, сказок и частушек, и, по признанию самого поэта, именно она подтолкнула его к написанию первых стихотворений. Еще в раннем детстве полюбил Сергей Есенин родную русскую природу – он чувствовал себя частью этой природы и воспевал ее в своих стихах. Стихи Есенина полны звуков, запахов, красок. Раздается «белый перезвон берез», «вызванивают ивы», «шумят тростинки». Слушая стихи, мы представляем прекрасный русский пейзаж. Он писал, что его песня отзовется и останется в людских сердцах. Постараемся и мы увидеть, услышать и прочувствовать мир, созданный поэтом. -Ребята, а что же такое черемуха? -А кто видел черемуху в жизни, поднимите руку. | Прил. 1 Прил. 2 Прил. 3 | Учащиеся рассказывают то, что знают о Сергее Есенине. -Черемуха – это дерево. Поднимают руку те, кто видел черемуху в жизни. |
Реализация построенного проекта Рефлексия Домашнее задание | | -А сейчас перейдем к самому стихотворению. -Сейчас я прочитаю данное стихотворение, а вы внимательно послушайте. Учитель выразительно читает стихотворение. -Какое настроение автора вы почувствовали? -Подумайте, а с какой целью Сергей Есенин написал данное стихотворение? -«Черемуха» - это лирическое стихотворение, оно отражает не событие, а душевные переживания поэта, его настроение. -Теперь прочитайте стихотворение самостоятельно про себя. -Есть ли в стихотворение слова или словосочетания, которые вам непонятны? -Как автор описывает черемуху? -С кем сравнивает черемуху Есенин? - Какая картина предстает в вашем воображении при чтении этих строк? Выразительное чтение стихотворения «Черемуха». -А сейчас я вам предлагаю прочитать это стихотворение выразительно. -Как будем читать данное стихотворение: быстро или медленно, неторопливо? -Какие строки, по-вашему мнению, можно читать чуть быстрее? -Перед этими словами и после них необходимо сделать паузу. -Перед тем как вы начнете готовится, давайте выделим критерии, по которым будем оценивать ваше выразительное прочтение стихотворения. -Я даю вам пару минут для подготовки. Учитель спрашивает желающих и по критериям оценивает. -Наш урок подходит к концу. -Какая тема была на уроке? -Какую цель мы ставили перед собой? -Достигли мы этой цели? -Поделитесь своими эмоциями от данного стихотворения. -Спасибо вам за урок. До свидания! Согласовать с учителем!!! 1. Подготовить выразительное чтение стихотворения. 2. Нарисовать иллюстрацию к стихотворению. 3. Выучить наизусть. | | Слушают стихотворение. -Мы почувствовали восторженное, праздничное и ликующее настроение поэта. Автор радуется приходу весны, тому, что расцвела черемуха, а «зелень золотистая на солнышке горит». -Чтобы передать радость общения с природой. Чтобы привлечь внимание к красоте русской природы. Читают стихотворение про себя. -Роса медвяная – ароматная с запахом меда. Зелень пряная – с острым, ароматным запахом. Проталинка – место, где растаял снег и показалась земля. Волна гремучая – шумная, издающая громкие звуки. Обдает – окатывает водой, обливает сразу со всех сторон. Вкрадчиво – осторожно, доверительно. Под кручею – под обрывом (круча – крутой спуск, обрыв). -«Черемуха душистая». -Есенин сравнивает черемуху с девушкой. -Большой куст цветущей черемухи. Ветки похожи на кудри, в ветках отражаются лучи восходящего солнца. Роса не падает, а сползает не с листа, а по коре черемухи. -Нарисуем место, где частично растаял снег, и оголилась земля. Около корней черемухи журчит серебряный ручей. -У черемухи зелень золотистая на солнышке горит. Этот цвет – цвет золота. -Ручей тоже набрался силы, его напитали вешние воды. Выразительное чтение стихотворения «Черемуха». -Неторопливо, с любованием. -«А рядом у проталинки… серебряный ручей». -1. Безошибочность чтения. 2. Выразительность чтения. Готовятся к прочтению стихотворения выразительно. -С. Есенин «Черемуха». -Узнать о творчестве Есенина и познакомиться с его стихотворением «Черемуха». -Достигли. Учащиеся делятся эмоциями. Прощаются. |