Тема урока: Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных.
Цель учителя: создать условия для формирования умения отличать имена собственные от нарицательных.
Учебная задача: познакомить учащихся с именами существительными собственными и нарицательными, учить различать имена собственные и нарицательные.
Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий, планировать свои действия, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки;
познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы учителя, используя учебник, справочные материалы, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, учиться работать в группе, формулировать собственное мнение.
Этап урока | Образовательная задача этапа урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации учебной деятельности (Ф-, И-, П-, Г-) | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля | Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные (П-, Р -, К -) | Личностные |
Организационный момент | Мотивировать и настроить учащихся на активную и продуктивную работу на уроке | Словесный метод. Приём «Улыбнемся друг другу» Скороговорка | - Утро всегда должно начинаться с улыбки и хорошего настроения, и тогда весь день дела будут идти хорошо. - Покажите «смайликом» с каким настроением вы пришли на урок. - Настроение у всех хорошее – значит всё у нас получится! - Ребята, я специально для вас подготовила скороговорку. Давайте же прочитаем его. | Здороваются и готовятся к уроку. Смотрят на экран Читают. Выбирают смайлик. Читают скороговорку. | Фронтальная | Мультимедийная презентация. Карточка | Контроль со стороны учителя | - | Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других. | Формирование мотивации к учебной деятельности |
Постановка учебной задачи Создание ситуации «успеха» | Определение цели учебной деятельности. Подготовка учащихся к деятельности | Словесный метод. Минутка чистописания. Словарная работа | - Давайте проведём словарную работу. - Открываем тетради и записываем сегодняшнее число. Классная работа. - При письме сидим прямо, не горбимся. -Спишите, вставьте и подчеркните пропущенные буквы, поставьте ударение. - Прочитайте слова, записанные на экране. (солнце, утро, город, девочка, мальчик, щенок) - Какой частью речи они являются? - Верно, молодцы. | Читают слова. Списывают слова, вставляют пропущенные буквы - именем существительным | Фронтальная | Мультимедийная презентация | | | Коммуникативные: уметь правильно излагать свои мысли устно; Регулятивные: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от пройденного | Л: уметь сотрудничать с учителем, с одноклассниками, быть готовым к взаимодействию и взаимопониманию |
Создание ситуации «разрыва» | Организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения. | Словесный метод | - Давайте придумаем название городу. Какие города вы знаете? А в каком городе мы живём? А столица Республики Саха (Якутия) – это … - Теперь придумаем имя этой девочке. А мальчика как назовём? - Этого щеночка прозвали Шарик. У меня теперь есть к вам вопрос. Как вы запишите его с большой буквы или с маленькой? Почему? - Да, с большой потому, что это кличка собаки. - А вы знаете, что такое имена собственные и нарицательные? | Перечисляют города. -Мы живём в городе Вилюйск. - Это Якутск. | Фронтальная | Мультимедийная презентация | Контроль со стороны учителя | | К: учиться работать в группе, формулировать собственное мнение. | Л: уметь сотрудничать с учителем, с одноклассниками, быть готовым к взаимодействию и взаимопониманию |
Совместная формулировка учебной задачи | Определение целей учебной деятельности | Словесный метод Приём «Ульи» | -Попробуйте сформулировать тему нашего урока. - Какую цель мы поставим? - Цель нашего урока это: - Какие задачи поставим перед собой? Чему мы научимся на уроке? (Научимся различать собственные и нарицательные имена существительные и правильно их писать.) | Высказывают свои мнения -Научимся различать имена существительные собственные и нарицательные, -Писать собственные имена существительные с заглавной буквы. | | | Взаимоконтроль | | К: учиться работать в группе, формулировать собственное мнение. | |
Решение учебной задачи Поиск решения нового знания (способа действия) | Совместный поиск решения нового знания | Словесный метод. | - Ребята, составьте краткий план нашего сегодняшнего урока. - Что мы будем сегодня делать? - Верно, прочитаем правила, выполним упражнения, поработаем в парах и самостоятельно. И подведём итоги урока. | Внимательно слушают учителя. Высказывают свои мнения. Составляют план урока. | Фронтальная | Мультимедийная презентация | Контроль со стороны учителя | | К: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, | |
Обсуждение гипотез | | Словесный метод. | - А как вы думаете, что такое имена собственные? Что они могут обозначать? - А имена нарицательные? Что такое нарицать? - В толковом словаре Даля дано следующее определение: нарицать- что, кого, нарекать, именовать, называть. Давать имя либо звание. | Дети высказывают свои предположения. | Фронтальная | Мультимедийная презентация | Контроль со стороны учителя | | | Л: уметь сотрудничать с учителем, с одноклассниками, быть готовым к взаимодействию и взаимопониманию |
Моделирование нового понятия (способа действия) | Формирование | Словесный метод. | - Молодцы! Откройте учебник на с. 51 и прочитайте тему урока. - Имена, отчества, фамилии есть у всех людей. Но каждый человек имеет собственное имя, своё собственное отчество, свою собственную фамилию, которые принадлежат только ему. - Давайте прочитаем правило на стр. 52. - Выполняем упражнение 88. Прочитайте. - Являются ли данные слова именами существительными собственными? - Верно, эти имена существительные не являются собственными. А чем же тогда они являются? - Это общие названия, которыми дети и взрослые называют своих родителей и родственников. Слайд - Давайте немножко отдохнём. Закрываем глаза и считаем до трёх. Открываем, смотрим верх-вниз, влево-вправо. - Молодцы! | Открывают учебники на стр. 51 и читают тему урока. Внимательно слушают. Читают правило на стр. 52. Выполняют упражнение 88. Читают условие. - Нет, не являются. | Фронтальная | Мультимедийная презентация | Взаимоконтроль | понимать суть понятий «имена собственные», «имена нарицательные», уметь различать имена существительные собственные и нарицательные, уметь писать собственные имена существительные с заглавной буквы. | П: уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя К: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, | Л: уметь сотрудничать с учителем, с одноклассниками, быть готовым к взаимодействию и взаимопониманию |
Практическое применение открытого знания (способа действия) | Применить на практике знания полученные на уроке | Словесный метод. «Сингапурский» приём. | - Значит, что такое нарицательное имя существительное? - Хорошо, давайте проверим верны ли наши предположения. Прочитайте правило на стр. 53. -Давайте разделимся на две группы. - Будете выходить по одному с каждой группы и выбирать правильные ответы. За каждый правильный ответ получите жетон. - Все молодцы. Победила дружба. - Теперь работаем самостоятельно. Я раздам вам карточки с заданиями, вы должны заполнить пропуски. - Проверяем. Обменяйтесь карточками друг с другом. Рядом ставим либо минус, либо плюс. | Высказывают свои мнения. Читают правило на стр. 53. Делятся на две группы. Выходят к смарт доске и отвечают. Работают самостоятельно. Проверяют работы | Фронтальная. Групповая. Парная | Мультимедийная презентация. Фишки | Взаимоконтроль. Самоконтроль | понимать суть понятий «имена собственные», «имена нарицательные». | Р: выполнять учебное задание в соответствии с правилом П: уметь объяснять различие существительных собственных и нарицательных и обосновывать своё мнение | Л: уметь сотрудничать с учителем, с одноклассниками, быть готовым к взаимодействию и взаимопониманию |
Рефлексия Самооценка собственного понимания | Подведение итогов урока | Словесный метод. Приём «Незаконченные предложения» | - Наш урок подходит к концу. - Какую тему мы прошли? - Какова была цель нашего урока? А задачи? -Да, наш урок цели и задач достиг? - Скажите мне, что же такое собственные имена существительные? А нарицательные имена существительные? - Приведите пример собственных имен существительных. С какой буквы пишется? - Запишите домашнее задание: повторить правило и выполнить упражнение 90 на стр.53. Все нашли? Списываете в алфавитном порядке, вставляя пропущенные буквы. | Подводят итоги урока. Высказывают свои мнения. Отвечают на вопросы. Оценивают свою работу на уроке. | Фронтальная | Мультимедийная презентация | Самоконтроль | понимать суть понятий «имена собственные», «имена нарицательные», | К: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, | |
Самооценка собственной деятельности | Оценивание успешности решения учебной задачи по критериям, определённым совместно с одноклассниками и учителем | Словесный метод. | - Оцените свою активность на уроке, выбрав подходящий вам смайлик. - Всем спасибо за урок. До свидания. | Оценивают свою активность на уроке. | Фронтальная | Мультимедийная презентация | Самоконтроль | | Р: уметь осуществлять самооценку результатов работы | |