СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта. Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта. Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных.»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА


Тема урока: Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных.

Класс: 2 класс

Цель учителя: создать условия для формирования умения отличать имена собственные от нарицательных.

Учебная задача: познакомить учащихся с именами существительными собственными и нарицательными, учить различать имена собственные и нарицательные.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Планируемые результаты:

  1. Предметные: расширять знания о существительном как о части речи.

  2. Метапредметные: регулятивные, познавательные, коммуникативные:

Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий, планировать свои действия, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки;

познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы учителя, используя учебник, справочные материалы, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, учиться работать в группе, формулировать собственное мнение.

  1. Личностные: уметь настраиваться на урок; уметь сотрудничать с учителем, с одноклассниками, быть готовым к взаимодействию и взаимопониманию

Задачи урока:


Дидактические: способствовать формированию знаний о собственных и нарицательных именах существительных; способствовать формированию правописания собственных имён существительны.



Развивающие: способствовать развитию речи; способствовать развитию мышления, памяти и воображения.




Воспитательные; воспитывать чувство коллективизма, дружеские отношения к сверстникам; воспитывать любовь к труду; уважать и слушаться старших






ХОД УРОКА

Этап урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Форма организации учебной деятельности (Ф-, И-, П-, Г-)

Дидактические средства,

интерактивное оборудование

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

(П-, Р -, К -)

Личностные

  1. Организационный момент

Мотивировать и настроить учащихся на активную и продуктивную работу на уроке

Словесный метод.

Приём «Улыбнемся друг другу»

Скороговорка

- Утро всегда должно начинаться с улыбки и хорошего настроения, и тогда весь день дела будут идти хорошо.


- Покажите «смайликом» с каким настроением вы пришли на урок.


- Настроение у всех хорошее – значит всё у нас получится!

- Ребята, я специально для вас подготовила скороговорку. Давайте же прочитаем его.

Здороваются и готовятся к уроку.

Смотрят на экран

Читают.



Выбирают смайлик.








Читают скороговорку.

Фронтальная

Мультимедийная презентация.

Карточка


Контроль со стороны учителя

-

Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других.

Формирование мотивации к учебной деятельности

  1. Постановка учебной задачи

    1. Создание ситуации «успеха»

Определение цели учебной деятельности.

Подготовка учащихся к деятельности

Словесный метод.

Минутка чистописания.

Словарная работа

- Давайте проведём словарную работу.

- Открываем тетради и записываем сегодняшнее число. Классная работа.

- При письме сидим прямо, не горбимся.

-Спишите, вставьте и подчеркните пропущенные буквы, поставьте ударение.

- Прочитайте слова, записанные на экране.

(солнце, утро, город, девочка, мальчик, щенок)

- Какой частью речи они являются?

- Верно, молодцы.



Читают слова.


Списывают слова, вставляют пропущенные буквы


- именем существительным















Фронтальная

Мультимедийная презентация



Коммуникативные: уметь правильно излагать свои мысли устно;


Регулятивные: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от пройденного

Л: уметь сотрудничать с учителем, с одноклассниками, быть готовым к взаимодействию и взаимопониманию

    1. Создание ситуации «разрыва»

Организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения.

Словесный метод

- Давайте придумаем название городу. Какие города вы знаете? А в каком городе мы живём? А столица Республики Саха (Якутия) – это …

- Теперь придумаем имя этой девочке. А мальчика как назовём?

- Этого щеночка прозвали Шарик. У меня теперь есть к вам вопрос. Как вы запишите его с большой буквы или с маленькой? Почему?

- Да, с большой потому, что это кличка собаки.

- А вы знаете, что такое имена собственные и нарицательные?

Перечисляют города.

-Мы живём в городе Вилюйск.




- Это Якутск.


Фронтальная

Мультимедийная презентация

Контроль со стороны учителя


К: учиться работать в группе, формулировать собственное мнение.


Л: уметь сотрудничать с учителем, с одноклассниками, быть готовым к взаимодействию и взаимопониманию

    1. Совместная формулировка учебной задачи

Определение целей учебной деятельности

Словесный метод

Приём «Ульи»

-Попробуйте сформулировать тему нашего урока.

- Какую цель мы поставим?

- Цель нашего урока это:

- Какие задачи поставим перед собой? Чему мы научимся на уроке? (Научимся различать собственные и нарицательные имена существительные и правильно их писать.)

Высказывают свои мнения






-Научимся различать имена существительные собственные и нарицательные,

-Писать собственные имена существительные с заглавной буквы.



Взаимоконтроль


К: учиться работать в группе, формулировать собственное мнение.


  1. Решение учебной задачи

    1. Поиск решения нового знания (способа действия)

Совместный поиск решения нового знания

Словесный метод.


- Ребята, составьте краткий план нашего сегодняшнего урока.

- Что мы будем сегодня делать?


- Верно, прочитаем правила, выполним упражнения, поработаем в парах и самостоятельно. И подведём итоги урока.

Внимательно слушают учителя.


Высказывают свои мнения.


Составляют план урока.

Фронтальная

Мультимедийная презентация

Контроль со стороны учителя


К: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других,


    1. Обсуждение гипотез


Словесный метод.

- А как вы думаете, что такое имена собственные? Что они могут обозначать?


- А имена нарицательные? Что такое нарицать?

- В толковом словаре Даля дано следующее определение: нарицать- что, кого, нарекать, именовать, называть. Давать имя либо звание.

Дети высказывают свои предположения.

Фронтальная

Мультимедийная презентация

Контроль со стороны учителя



Л: уметь сотрудничать с учителем, с одноклассниками, быть готовым к взаимодействию и взаимопониманию

    1. Моделирование нового понятия (способа действия)

Формирование

Словесный метод.

- Молодцы! Откройте учебник на с. 51 и прочитайте тему урока.

- Имена, отчества, фамилии есть у всех людей. Но каждый человек имеет собственное имя, своё собственное отчество, свою собственную фамилию, которые принадлежат только ему.

- Давайте прочитаем правило на стр. 52.

- Выполняем упражнение 88. Прочитайте.

- Являются ли данные слова именами существительными собственными?

- Верно, эти имена существительные не являются собственными. А чем же тогда они являются?

- Это общие названия, которыми дети и взрослые называют своих родителей и родственников.


Слайд


- Давайте немножко отдохнём. Закрываем глаза и считаем до трёх.

Открываем, смотрим верх-вниз, влево-вправо.

- Молодцы!

Открывают учебники на стр. 51 и читают тему урока.

Внимательно слушают.










Читают правило на стр. 52.

Выполняют упражнение 88. Читают условие.

- Нет, не являются.


Фронтальная

Мультимедийная презентация

Взаимоконтроль

понимать суть понятий «имена собственные», «имена нарицательные», уметь различать имена существительные собственные и нарицательные, уметь писать собственные имена существительные с заглавной буквы.

П: уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя


К: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других,

Л: уметь сотрудничать с учителем, с одноклассниками, быть готовым к взаимодействию и взаимопониманию

    1. Практическое применение открытого знания (способа действия)

Применить на практике знания полученные на уроке

Словесный метод.

«Сингапурский» приём.

- Значит, что такое нарицательное имя существительное?

- Хорошо, давайте проверим верны ли наши предположения.

Прочитайте правило на стр. 53.


-Давайте разделимся на две группы.

- Будете выходить по одному с каждой группы и выбирать правильные ответы.

За каждый правильный ответ получите жетон.


- Все молодцы. Победила дружба.


- Теперь работаем самостоятельно. Я раздам вам карточки с заданиями, вы должны заполнить пропуски.

- Проверяем. Обменяйтесь карточками друг с другом. Рядом ставим либо минус, либо плюс.

Высказывают свои мнения.


Читают правило на стр. 53.





Делятся на две группы.


Выходят к смарт доске и отвечают.









Работают самостоятельно.




Проверяют работы

Фронтальная.

Групповая.

Парная

Мультимедийная презентация.

Фишки

Взаимоконтроль.

Самоконтроль

понимать суть понятий «имена собственные», «имена нарицательные».

Р: выполнять учебное задание в соответствии с правилом


П: уметь объяснять различие существительных собственных и нарицательных и обосновывать своё мнение

Л: уметь сотрудничать с учителем, с одноклассниками, быть готовым к взаимодействию и взаимопониманию

  1. Рефлексия

    1. Самооценка собственного понимания

Подведение итогов урока


Словесный метод.

Приём «Незаконченные предложения»

- Наш урок подходит к концу.


- Какую тему мы прошли?

- Какова была цель нашего урока? А задачи?

-Да, наш урок цели и задач достиг?

- Скажите мне, что же такое собственные имена существительные? А нарицательные имена существительные?

- Приведите пример собственных имен существительных. С какой буквы пишется?


- Запишите домашнее задание: повторить правило и выполнить упражнение 90 на стр.53. Все нашли? Списываете в алфавитном порядке, вставляя пропущенные буквы.

Подводят итоги урока.

Высказывают свои мнения.

Отвечают на вопросы.

Оценивают свою работу на уроке.

Фронтальная

Мультимедийная презентация

Самоконтроль

понимать суть понятий «имена собственные», «имена нарицательные»,

К: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других,


    1. Самооценка собственной деятельности

Оценивание успешности решения учебной задачи по критериям, определённым совместно с одноклассниками и учителем

Словесный метод.

- Оцените свою активность на уроке, выбрав подходящий вам смайлик.

- Всем спасибо за урок. До свидания.

Оценивают свою активность на уроке.



Фронтальная

Мультимедийная презентация

Самоконтроль


Р: уметь осуществлять самооценку результатов работы