1.Предъявление (возникновение, постановка) проблемной ситуации | - Ребята, в выходные я была в детском игровом центре и стала свидетелем конфликта двух мальчиков: Петя и Миша играли в лабиринт. Встретились на узкой дорожке Мишина и Петина машины. «А, ну-ка, дай я проеду!» - потребовал Петя. «Ещё чего! Это ты уходи с дороги!» _ ответил Миша. «Ах так!» - разозлился Петя, схватил Мишину машину и сбросил с дороги. «Ну, и не буду играть с тобой», - сказал Миша, надув губы, отвернулся, по щекам его потекли слёзы. - Как вы думаете, о чём сегодня мы будем говорить? | Создаю проблемную ситуацию. | Дети слушают проблемную ситуацию и делают предположения, о чём пойдёт речь. |
2.Осознание сущности затруднения (формулирование противоречия) | - Что случилось между мальчиками? - Миша и Петя хотели играть вместе, но игры не получилось. | Фиксирую внимание детей на обнаружении противоречий. | Осознают создавшееся противоречие. |
3.Постановка проблемы (формулировка в виде вопроса) | - Что надо сделать, чтобы мальчики играли без ссор и обид. | Формулирую или помогает сформулировать проблему. | Участвуют в формулировке проблемы. |
4. Выдвижение гипотез - предположений | - Давайте посоветуем мальчикам, что надо делать, чтобы научиться играть без ссор и обид. | Организую выдвижение предположений. | Высказывание детей: |
5.Доказательство гипотез | 1. Если мы предложим играть по одному, что будет дальше? 2. Наказать их? Правильно ли это? 3. Предложить мальчикам выслушать друг друга. 4. Еще раз попробовать поиграть вместе - Предлагаю вам выполнить задания в парах и показать, как правильно нужно общаться во время игры или совместной работы. Задание в парах. 1.Нарисовать вдвоём на одном листе, что на свете жёлтого цвета. 2.На листе нарисована незаконченная линия, её нужно превратить в какую то фигуру. - Интересно было работать вместе? - Кто из вас придумал этот рисунок? - С чем вы согласились? - Думали ли по-другому? - Какие чувства у вас возникли? - Что каждому из вас понравилось в этом задании? - О каких правилах вы помнили, когда рисовали? - Что было бы, когда одновременно говорить, не слушая друг друга? - - Значит, какое первое правило? - Если кто- то командовал, не слушая мнения других детей, что произошло бы? Второе правило… - Если бы ты не поделился … - Если бы ты не уступил… | Помогаю выбрать правильное решение. Наблюдаю за детьми Помогаю сформулировать правила. | Предполагают, что мальчикам станет скучно Высказывают предположения, делают соответствующие выводы. Делают предположения: - смогут договорится и продолжить игру, - начнут спорить и снова возникнет конфликт Доказывают своё мнение. Формулируют правила: 1.Говори по очереди, не перебивай друг друга. 2.когда скажешь своё мнение, спроси остальных: Вы согласны? А как вы думаете? Считайся с мнением друзей. 3.Делись игрушками не жадничай. 4.Надо уступать друг другу, не проявлять упрямство. |
6.Рефлексия | - Ребята вам понравилось работать вместе? Почему? - Выполняя разные задания, каждый из вас, что-то узнал. - Подумайте, в чём у вас вызвало затруднение? - Есть над чем подумать? - А теперь поблагодарите друг друга за работу вместе и постарайтесь помнить всегда, когда будете играть и работать вместе. - Что вы посоветуете мальчикам? | Организую взаимопроверку с детьми. | Оценивают результат. |