Тема урока | «Жизнедеятельность клетки» (5 класс) |
Цель урока Задачи урока | Формирование знаний об основных процессах жизнедеятельности растительной клетки. Образовательная: изучить процессы жизнедеятельности клетки; Развивающая: продолжить развитие умения выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, извлекать информацию из различных источников; развитие способностей конкретизировать, анализировать, обобщать; Воспитательная: воспитывать самостоятельность, коммуникативные качества учащихся. |
Основное содержание темы, термины и понятия | Жизнь, жизнедеятельность клетки, дыхание, питание, рост, размножение клетки, хромосомы, движение цитоплазмы. |
Планируемый результаты |
Личностные: сформированность познавательных интересов, направленных на изучение процессов жизнедеятельности растительной клетки; сформированность интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать процессы, происходящие в клетках. |
Метапредметные: Познавательные: - умение структурировать материал, работать с различными источниками информации, включая электронные; - овладение составляющими исследовательской деятельности, включая умения видеть проблему, наблюдать, давать определения понятиям; - умение преобразовывать информацию из одной формы в другую; - умение обнаруживать причинно-следственные связи в процессах жизнедеятельности растительной клетки - умение использовать приобретенные знания для объяснения процессов жизнедеятельности живого организма. Регулятивные: - умение выполнять учебное задание в соответствии с целью; - умение соотносить учебные действия с известными правилами; - умение выполнять учебное действие в соответствии с планом. Коммуникативные: - умение формулировать высказывание; - умение согласовывать позиции и находить общее решение; - умение адекватно использовать речевые средства и символы для представления результата. |
Предметные: выделение существенных признаков строения и жизнедеятельности растительных клеток; приведение доказательств того, что клетка – это живой организм. |
Оборудование |
1.Учебник : Пасечник В. В. «Биология. Растения. Грибы. Бактерии». 5 класс. М.: Дрофа, 2018 г. 2.MULTIMEDIA – поддержка предмета Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки биологии. – М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2006 г. Общая биология Электронный учебник. Интернет – ресурсы: - Сайт «Архив учебных программ и презентаций http://rusedu.ru Движение цитоплазмы Видеофрагмент. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/79e9c60f-0a01-022a-01dc-c4cdef9b8a33/%5BBIO6_02-08%5D_%5BMV_03%5D.WMV | Рост клетки Анимация http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/79e9c613-0a01-022a-00f4-29d7c297fda0/%5BBIO6_02-08%5D_%5BMA_01%5D.SWF | Деление клетки. Анимация http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0116978d-fed2-454b-99c1-f69114c6e142/%5BBIO6_02-08%5D_%5BMA_02%5D.swf. | Жизнедеятельность клетки Вопрос тестового задания http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/bae32cb0-0a01-022a-01a2-fd1bf863abbb/%5BBIO6_02-08%5D_%5BQS_04%5D.html | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/bae32e00-0a01-022a-01a8-05d2fee63707/%5BBIO6_02-08%5D_%5BQS_05%5D.html. | http://fcior.edu.ru/card/13278/rastitelnye-kletki.html. | Дидактический материал - карточки с задачами, проблемными вопросами, тестами. |
ФОРМЫ РАБОТЫ: фронтально, индивидуально, работа в группе, работа в паре. |
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ |
1 этап. Организационный момент. (Создание рабочей обстановки) |
2 этап. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся |
Цели деятельности | Ситуативное задание | Планируемый результат |
- актуализировать имеющиеся знания, связанные с понятиями о жизнедеятельности клетки - мотивировать учащихся к изучению темы, направив эмоции обучающихся на более глубокое восприятие материала | Тема урока не написана на доске, мне бы хотелось, чтобы вы назвали тему сами после того как прослушаете сказку о житие – бытие растительной клетки. Ф Сказка о житие – бытие растительной клетки Загляните на часок В нашу клетку-теремок, В цитоплазме там и тут Органоиды живут. Там такое происходит - Цитоплазма кругом ходит, Помогает то движенье В клетке чудным превращеньям. Их не видел Левенгук, Удивился б Роберт Гук. В клетку пища поступает Очень даже непростая, Днем и ночью круглый год Поступает кислород. Должен пищу он окислить, А из клетки – углекислый. Часть веществ построит клетку, (Так растет листок иль ветка) Часть – отложится в запас, Что не нужно в тот же час Удаляется из клетки. Коли пища поступает, Клетка быстро подрастает. Наступает миг деленья, Это не одно мгновенье. Длится рост и размножение Столько, сколь живет растение. И название "растение” Получило объяснение. Мы вам сказку рассказали. Что о клетке вы узнали? Ответьте, какие процессы происходят в клетке? Каким словом можно объединить эти понятия? Каковы цели нашего урока? | Личностный: - проявление интереса к представленной проблеме Предметный: - умение называть процессы жизнедеятельности , происходящие в растительной клетке; Коммуникативный: -умение работать с информацией на опережение; -умение работать в паре. |
3 этап. Первичное усвоение новых знаний |
Задачи деятельности | Учебные задания на «знание» (З), «понимание» (П), «умение» (У) и методы работы с информацией | Планируемый результат |
А) Работа с терминами жизнь, жизнедеятельность, дыхание, питание, обмен веществ, размножение, рост. |
- вооружить обучающихся знанием об основных процессах жизнедеятельности живых организмов; -выяснить черты сходства и различия в процессах растительной и животной клеток | Задание 1 (З) И Просмотрите презентацию «Жизнедеятельность клетки» , http://ppt4web.ru/biologija/zhiznedejatelnost-kletki.html слайды 1-10, выпишите в тетрадь и запомните ключевые понятия по теме урока. Задание 2. (П) П Прочитайте предложения и объясните значение выделенных слов. В клетке происходят все необходимые жизненные процессы. Одно из видимых проявлений жизнедеятельности клетки - движение цитоплазмы. Она двигается, увлекая за собой хлоропласты.. Клетка питается, то есть поглощает Углекислый газ и воду из внешней среды и превращает их в вещества своего тела. Клетка дышит, поглощает кислород и выделяет углекислый газ. Вещества в живой клетке не остаются постоянными, они изменяются. При этом они взаимодействуют друг с другом, соединяются и вновь распадаются. Многие продукты распада клетка выделяет во внешнюю среду. Описанные процессы, протекающие в клетке, называют обменом веществ. Поступление веществ в клетку из внешней среды и прохождение их из клетки в клетку зависит от проницаемости оболочек и цитоплазмы. Оболочка и цитоплазма легко пропускают воду и газы например, кислород, углекислый газ. Для многих веществ, растворенных в воде, целлюлозная оболочка тоже легко проницаема, а живая цитоплазма поглощает и пропускает их только избирательно. Избирательное поглощение свойственно только живым клеткам. Одно из важнейших проявлений жизни клеток - их способность к делению. При этом из одной исходной (материнской) клетки получаются две дочерних. Каждая из них постепенно дорастает до размеров материнской и может снова делится. Так увеличивается число клеток в теле растения и образуются различные ткани. Растение растет за счет деления клеток. Задание № 3(П) П Посмотрите видеофрагмент « Движение цитоплазмы» http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/79e9c60f-0a01-022a-01dc-c4cdef9b8a33/%5BBIO6_02-08%5D_%5BMV_03%5D.WMV и анимацию «Рост клетки» http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/79e9c613-0a01-022a-00f4-29d7c297fda0/%5BBIO6_02-08%5D_%5BMA_01%5D.SWF Выполните тестовое задание http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/bae32cb0-0a01-022a-01a2-fd1bf863abbb/%5BBIO6_02-08%5D_%5BQS_04%5D.html http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/bae32e00-0a01-022a-01a8-05d2fee63707/%5BBIO6_02-08%5D_%5BQS_05%5D.html. Задание 4 (У) Г Ответьте на вопросы: Почему растения, имеющие клеточное строение, не распадаются на отдельные клетки? Почему в спелых плодах арбузов и яблок клетки легко разъединяются? В каком направлении передвигается цитоплазма? От чего зависит скорость движения цитоплазмы? Почему процессы дыхания и питания происходят в разных органоидах клетки? Чем объяснить рост органов растений? В чем различие процессов жизнедеятельности растительной и животной клеток? | Познавательный: -умение работать с понятийным аппаратом урока; - умение объяснять процессы жизнедеятельности организмов Регулятивный - умение выполнять учебное задание по алгоритму действий. Коммуникативный - умение выполнять учебные задания в паре, группе, совместно формулировать выводы. |
Физкультминутка Закройте глаза, расслабьте тело, Представьте – вы птицы, вы вдруг полетели! Теперь в океане дельфином плывете, Теперь вы в саду яблоки спелые рвете. Налево, направо, вокруг посмотрели, Открыли глаза, и снова за дело! |
Б) Процесс деления и роста клеток |
Цель: научить школьников: -объяснять механизм деления растительной клетки; -сравнивать процессы деления растительной и животной клеток - формулировать выводы по анализу и синтезу учебного материала в рамках учебного диалога в паре, группе | Задание 1 (У) П Посмотрите анимацию «Деление клетки» http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0116978d-fed2-454b-99c1-f69114c6e142/%5BBIO6_02-08%5D_%5BMA_02%5D.swf и видеосюжет «Деление и рост растительной клетки»(1976) video.sibnet.ru и заполните таблицу «Этапы деления клетки» Этап | Описание процесса | Деление ядра | | | Деление цитоплазмы | | | Задание 2 (П) Г Прочитайте текст учебника (пар. 3, пункт «Как делится клетка») и озвучьте слайд № 12 «Этапы деления клетки» презентации «Жизнедеятельность клетки» | Познавательный: умение объяснять различие между процессами деления клеток растений и животных. Регулятивный: умение выстраивать изучение учебного материала по алгоритму логически взаимосвязанных мыслительных операций Коммуникативный: умение аргументировать высказывания. Предметный: умение на второй (понимание) и третьей (применение) ступенях овладения знаниями применять информацию в новой ситуации. |
4.Первичная проверка понимания | Задание (П) Выполнить тест, провести самопроверку Выбрать правильный ответ: 1.Перемещение питательных веществ и воздуха в клетке происходит благодаря: A. Движению цитоплазмы Б. Свободному перемещению B. Движению пластид Г. Движению межклеточного вещества 2.Выберите один наиболее полный ответ. Межклетники образуются в результате: A. Разрушения клеточных оболочек Б. Разрушения межклеточного вещества B. Отхождения клеточных оболочек соседних клеток друг от друга Г. Отхождения клеточных оболочек соседних клеток и разрушения в этих местах межклеточного вещества 3.Межклеточное вещество: A. Заполняет межклетники Б. Находится между клеточными оболочками соседних клеток B. Заполняет поры клеточных оболочек Г. Находится между клеточными оболочками соседних клеток и заполняет поры клеточных оболочек 4. Вставьте пропущенное слово. Живые клетки питаются,..., растут, размножаются. 5.Хромосомы находятся в: А. Цитоплазме Б. Ядре В. Вакуолях Г. Хлоропластах 6.Наследственная информация о строении и жизнедеятельности клетки хранится в: А. Хромосомах Б. Хлоропластах В. Ядре Г. Ядрышке 7. Постройте логическую цепь «Деление клетки». A. Удвоение числа хромосом Б. Увеличение размеров ядра B. Расхождение парных хромосом к полюсам клетки Г. Рассасывание оболочки ядра Д. Выстраивание хромосом в области экватора клетки Е. Рассасывание ядрышка Ж. Образование дочерних клеток З. Деление цитоплазмы И. Формирование ядра 8. Молодые клетки в отличие от старых: A. Способны делиться Б. Содержат одну большую вакуоль B. Содержат много мелких вакуолей Г. Меньше по размеру Ключ к самопроверке: 1а; 2в; 3а; 4- дышат; 5б; 6а; 7 -б,а,г,е,д,и,з,ж; 8б. | Предметный: умение на второй (понимание) и третьей (применение) ступенях овладения знаниями применять информацию в новой ситуации. |
5 этап. Первичное закрепление |
Цели деятельности | Варианты заданий | Планируемый результат |
- научить школьников: - ориентироваться в разных вариантах выполнения задания; - планировать свое действие в соответствии с учебным заданием; - представлять результат свой деятельности. | Информативный вариант Составьте предложения, содержащие ключевые понятия темы. Эвристический вариант Клетка – это структурная и функциональная единица всего живого. Все процессы жизнедеятельности (обмен веществ, дыхание, питание, рост, развитие, размножение) происходят в клетке. А возможно ли существование живого организма, не имеющего клеточного строения? Докажите свою точку зрения. | Личностный: - творческое отношение к процессу выполнения заданий Познавательный: - представление учащихся о формах вариантов заданий; - умение выбирать вариант выполнения задания. Регулятивный: умение выполнять учебное действие в соответствии с планом. Коммуникативный: умение адекватно использовать речевые средства для представления результата. |
6. Домашнее задание | Параграф 9 стр. 36, вопросы 1-3 на стр. 37, провести мини-исследование, в ходе которого сравнить сырой и варёный клубни картофеля. Объяснить, почему варёный картофель разваривается? Сочинить сказку: «Большой мир маленьких клеток» | Регулятивный: умение выполнять учебное действие в соответствии с планом. |
7 этап. Рефлексивная деятельность |
Цели деятельности | Самоанализ и самооценка ученика | Результат деятельности |
Научить школьников: - осуществлять самоконтроль овладения учебным материалом; - верно определять степень усвоения нового материала; - соотносить полученный результат с поставленной целью; - оценивать результат учебной деятельности. | Самоанализ I. Задание на самоанализ. Закончите предложения: 1 . Я понял(ла), что жизнь – это…….. 3. Я смогу привести черты сходства и отличия процессов жизнедеятельности растительной и животной клеток, они таковы …… Самооценка II. Задание на самооценку. Закончите предложения: Я доволен(льна) результатом своей учебной деятельности, так как я выполнил(ла) цели и задачи, поставленные мною в начале урока: - научился(лась)…, выполнил(ла)..., понял(ла), запомнил(ла)… Оцените, пожалуйста, материалы урока по следующим вопросам: Материалы урока были для меня интересны (оцените по пятибалльной шкале) Совсем не интересно | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Очень интересно | 2. Узнал(а) много нового (оцените по пятибалльной шкале) Ничего нового | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Много нового | 3. Я могу рассказать о том, что узнал(а) (оцените по пятибалльной шкале) Совсем не могу | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Могу очень хорошо | 4. Изученный материал помог мне лучше узнать тему (оцените по пятибалльной шкале) Совсем не помог | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Очень помог | | Личностный: - позитивный эмоциональный заряд учащихся, направленный на изучение нового материала, поддерживался на протяжении всего урока постановкой и решением проблемных вопросов, сменой видов деятельности, применением Интернет-ресурса. Познавательный: -реализованы умения учащихся работать с ключевыми терминами и понятиями по теме; -овладение учебным материалом блоками, логически и информационно связанных между собой, делает учебный труд учащихся максимально результативным Регулятивный: -учащиеся обучены способам поиска информации по теме урока из различных источников на высоком уровне самостоятельности. Коммуникативный: -разнообразные формы организации познавательной деятельности учащихся способствуют выполнению целей и задач урока коллегиально |