СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта цифрового интерактивного урока по теме "Жизнедеятельность клетки", 5 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цифровой интерактивный урок по теме "Жизнедеятельность клетки" (5 класс)

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта цифрового интерактивного урока по теме "Жизнедеятельность клетки", 5 класс»

Технологическая карта цифрового интерактивного урока

Тема урока

«Жизнедеятельность клетки» (5 класс)

Цель урока

Задачи урока

Формирование знаний об основных процессах жизнедеятельности растительной клетки.

Образовательная: изучить процессы жизнедеятельности клетки;

Развивающая: продолжить развитие умения выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, извлекать информацию из различных источников; развитие способностей конкретизировать, анализировать, обобщать;

Воспитательная: воспитывать самостоятельность, коммуникативные качества учащихся.

Основное содержание темы, термины и понятия

Жизнь, жизнедеятельность клетки, дыхание, питание, рост, размножение клетки, хромосомы, движение цитоплазмы.


Планируемый результаты

Личностные: сформированность познавательных интересов, направленных на изучение процессов жизнедеятельности растительной клетки; сформированность интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать процессы, происходящие в клетках.

Метапредметные:

Познавательные:

- умение структурировать материал, работать с различными источниками информации, включая электронные;

- овладение составляющими исследовательской деятельности, включая умения видеть проблему, наблюдать, давать определения понятиям;

- умение преобразовывать информацию из одной формы в другую;

- умение обнаруживать причинно-следственные связи в процессах жизнедеятельности растительной клетки

- умение использовать приобретенные знания для объяснения процессов жизнедеятельности живого организма.

Регулятивные:

- умение выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- умение соотносить учебные действия с известными правилами;

- умение выполнять учебное действие в соответствии с планом.

Коммуникативные:

- умение формулировать высказывание;

- умение согласовывать позиции и находить общее решение;

- умение адекватно использовать речевые средства и символы для представления результата.

Предметные: выделение существенных признаков строения и жизнедеятельности растительных клеток; приведение доказательств того, что клетка – это живой организм.

Оборудование

1.Учебник : Пасечник В. В. «Биология. Растения. Грибы. Бактерии». 5 класс. М.: Дрофа, 2018 г. 2.MULTIMEDIA – поддержка предмета Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки биологии. – М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2006 г. Общая биология Электронный учебник.

Интернет – ресурсы:

- Сайт «Архив учебных программ и презентаций http://rusedu.ru

Движение цитоплазмы

Видеофрагмент. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/79e9c60f-0a01-022a-01dc-c4cdef9b8a33/%5BBIO6_02-08%5D_%5BMV_03%5D.WMV


Рост клетки

Анимация http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/79e9c613-0a01-022a-00f4-29d7c297fda0/%5BBIO6_02-08%5D_%5BMA_01%5D.SWF

Деление клетки. Анимация http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0116978d-fed2-454b-99c1-f69114c6e142/%5BBIO6_02-08%5D_%5BMA_02%5D.swf.


Жизнедеятельность клетки

Вопрос тестового задания

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/bae32cb0-0a01-022a-01a2-fd1bf863abbb/%5BBIO6_02-08%5D_%5BQS_04%5D.html

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/bae32e00-0a01-022a-01a8-05d2fee63707/%5BBIO6_02-08%5D_%5BQS_05%5D.html.

http://fcior.edu.ru/card/13278/rastitelnye-kletki.html.

Дидактический материал - карточки с задачами, проблемными вопросами, тестами.

ФОРМЫ РАБОТЫ: фронтально, индивидуально, работа в группе, работа в паре.

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

1 этап. Организационный момент. (Создание рабочей обстановки)

2 этап. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Цели деятельности

Ситуативное задание

Планируемый результат



- актуализировать имеющиеся знания, связанные с понятиями о жизнедеятельности клетки

- мотивировать учащихся к изучению темы, направив эмоции обучающихся на более глубокое восприятие материала



Тема урока не написана на доске, мне бы хотелось, чтобы вы назвали тему сами после того как прослушаете сказку о житие – бытие растительной клетки. Ф

Сказка о житие – бытие растительной клетки

Загляните на часок
В нашу клетку-теремок,
В цитоплазме там и тут
Органоиды живут.
Там такое происходит -
Цитоплазма кругом ходит,
Помогает то движенье
В клетке чудным превращеньям.
Их не видел Левенгук,
Удивился б Роберт Гук.
В клетку пища поступает
Очень даже непростая,
Днем и ночью круглый год
Поступает кислород.
Должен пищу он окислить,
А из клетки – углекислый.
Часть веществ построит клетку,
(Так растет листок иль ветка)
Часть – отложится в запас,
Что не нужно в тот же час
Удаляется из клетки.
Коли пища поступает,
Клетка быстро подрастает.
Наступает миг деленья,
Это не одно мгновенье.
Длится рост и размножение
Столько, сколь живет растение.
И название "растение”
Получило объяснение.
Мы вам сказку рассказали.
Что о клетке вы узнали?

Ответьте, какие процессы происходят в клетке? Каким словом можно объединить эти понятия? Каковы цели нашего урока?



Личностный: - проявление интереса к представленной проблеме

Предметный:

- умение называть процессы жизнедеятельности , происходящие в растительной клетке;

Коммуникативный:

-умение работать с информацией на опережение;

-умение работать в паре.






3 этап. Первичное усвоение новых знаний



Задачи деятельности



Учебные задания

на «знание» (З), «понимание» (П), «умение» (У)

и методы работы с информацией

Планируемый результат



А) Работа с терминами жизнь, жизнедеятельность, дыхание, питание, обмен веществ, размножение, рост.

- вооружить обучающихся знанием об основных процессах жизнедеятельности живых организмов;

-выяснить черты сходства и различия в процессах растительной и животной клеток









Задание 1 (З) И

Просмотрите презентацию «Жизнедеятельность клетки» , http://ppt4web.ru/biologija/zhiznedejatelnost-kletki.html слайды 1-10, выпишите в тетрадь и запомните ключевые понятия по теме урока.

Задание 2. (П) П

Прочитайте предложения и объясните значение выделенных слов.

В клетке происходят все необходимые жизненные процессы. Одно из видимых проявлений жизнедеятельности клетки - движение цитоплазмы. Она двигается, увлекая за собой хлоропласты.. Клетка питается, то есть поглощает Углекислый газ и воду из внешней среды и превращает их в вещества своего тела. Клетка дышит, поглощает кислород и выделяет углекислый газ. Вещества в живой клетке не остаются постоянными, они изменяются. При этом они взаимодействуют друг с другом, соединяются и вновь распадаются. Многие продукты распада клетка выделяет во внешнюю среду. Описанные процессы, протекающие в клетке, называют обменом веществ. Поступление веществ в клетку из внешней среды и прохождение их из клетки в клетку зависит от проницаемости оболочек и цитоплазмы. Оболочка и цитоплазма легко пропускают воду и газы например, кислород, углекислый газ. Для многих веществ, растворенных в воде, целлюлозная оболочка тоже легко проницаема, а живая цитоплазма поглощает и пропускает их только избирательно. Избирательное поглощение свойственно только живым клеткам. Одно из важнейших проявлений жизни клеток - их способность к делению. При этом из одной исходной (материнской) клетки получаются две дочерних. Каждая из них постепенно дорастает до размеров материнской и может снова делится. Так увеличивается число клеток в теле растения и образуются различные ткани. Растение растет за счет деления клеток.

Задание № 3(П) П

Посмотрите видеофрагмент « Движение цитоплазмы»

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/79e9c60f-0a01-022a-01dc-c4cdef9b8a33/%5BBIO6_02-08%5D_%5BMV_03%5D.WMV

и анимацию «Рост клетки»

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/79e9c613-0a01-022a-00f4-29d7c297fda0/%5BBIO6_02-08%5D_%5BMA_01%5D.SWF

Выполните тестовое задание

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/bae32cb0-0a01-022a-01a2-fd1bf863abbb/%5BBIO6_02-08%5D_%5BQS_04%5D.html

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/bae32e00-0a01-022a-01a8-05d2fee63707/%5BBIO6_02-08%5D_%5BQS_05%5D.html.

Задание 4 (У) Г

Ответьте на вопросы:

  1. Почему растения, имеющие клеточное строение, не распадаются на отдельные клетки?

  2. Почему в спелых плодах арбузов и яблок клетки легко разъединяются?

  3. В каком направлении передвигается цитоплазма?

  4. От чего зависит скорость движения цитоплазмы?

  5. Почему процессы дыхания и питания происходят в разных органоидах клетки?

  6. Чем объяснить рост органов растений?

  7. В чем различие процессов жизнедеятельности растительной и животной клеток?

Познавательный:

-умение работать с понятийным аппаратом урока;

- умение объяснять процессы жизнедеятельности организмов

Регулятивный - умение выполнять учебное задание по алгоритму действий. Коммуникативный - умение выполнять учебные задания в паре, группе, совместно формулировать выводы.



Физкультминутка Закройте глаза, расслабьте тело,

Представьте – вы птицы, вы вдруг полетели!

Теперь в океане дельфином плывете,

Теперь вы в саду яблоки спелые рвете.

Налево, направо, вокруг посмотрели,

Открыли глаза, и снова за дело!


Б) Процесс деления и роста клеток

Цель:

научить школьников:

-объяснять механизм деления растительной клетки;

-сравнивать процессы деления растительной и животной клеток

- формулировать выводы по анализу и синтезу учебного материала в рамках учебного диалога в паре, группе





Задание 1 (У) П

Посмотрите анимацию «Деление клетки»

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0116978d-fed2-454b-99c1-f69114c6e142/%5BBIO6_02-08%5D_%5BMA_02%5D.swf

и видеосюжет «Деление и рост растительной клетки»(1976)

video.sibnet.ru

и заполните таблицу «Этапы деления клетки»

Этап

Описание процесса

Деление ядра



Деление цитоплазмы





Задание 2 (П) Г

Прочитайте текст учебника (пар. 3, пункт «Как делится клетка») и озвучьте слайд № 12 «Этапы деления клетки» презентации «Жизнедеятельность клетки»



Познавательный: умение объяснять различие между процессами деления клеток растений и животных. Регулятивный: умение выстраивать изучение учебного материала по алгоритму логически взаимосвязанных мыслительных операций

Коммуникативный: умение аргументировать высказывания.

Предметный: умение на второй (понимание) и третьей (применение) ступенях овладения знаниями применять информацию в новой ситуации.

4.Первичная проверка понимания

Задание (П)

Выполнить тест, провести самопроверку

Выбрать правильный ответ:

1.Перемещение питательных веществ и воздуха в клетке происходит благодаря:

A. Движению цитоплазмы

Б. Свободному перемещению

B. Движению пластид

Г. Движению межклеточного вещества


2.Выберите один наиболее полный ответ. Межклетники образуются в результате:

A. Разрушения клеточных оболочек

Б. Разрушения межклеточного вещества

B. Отхождения клеточных оболочек соседних клеток друг от друга

Г. Отхождения клеточных оболочек соседних клеток и разрушения в этих местах межклеточного вещества


3.Межклеточное вещество:

A. Заполняет межклетники

Б. Находится между клеточными оболочками соседних клеток

B. Заполняет поры клеточных оболочек

Г. Находится между клеточными оболочками соседних клеток и заполняет поры клеточных оболочек


4. Вставьте пропущенное слово.

Живые клетки питаются,..., растут, размножаются.



5.Хромосомы находятся в:

А. Цитоплазме

Б. Ядре

В. Вакуолях

Г. Хлоропластах


6.Наследственная информация о строении и жизнедеятельности клетки хранится в:

А. Хромосомах

Б. Хлоропластах

В. Ядре

Г. Ядрышке


7. Постройте логическую цепь «Деление клетки».

A. Удвоение числа хромосом

Б. Увеличение размеров ядра

B. Расхождение парных хромосом к полюсам клетки

Г. Рассасывание оболочки ядра

Д. Выстраивание хромосом в области экватора клетки

Е. Рассасывание ядрышка

Ж. Образование дочерних клеток

З. Деление цитоплазмы

И. Формирование ядра


8.  Молодые клетки в отличие от старых:

A. Способны делиться

Б. Содержат одну большую вакуоль

B. Содержат много мелких вакуолей

Г. Меньше по размеру

Ключ к самопроверке: 1а; 2в; 3а; 4- дышат; 5б; 6а; 7 -б,а,г,е,д,и,з,ж; 8б.

Предметный: умение на второй (понимание) и третьей (применение) ступенях овладения знаниями применять информацию в новой ситуации.

5 этап. Первичное закрепление

Цели деятельности



Варианты заданий

Планируемый результат

- научить школьников:

- ориентироваться в разных вариантах выполнения задания;

- планировать свое действие в соответствии с учебным заданием;

- представлять результат свой деятельности.





Информативный вариант

Составьте предложения, содержащие ключевые понятия темы.

Эвристический вариант

Клетка – это структурная и функциональная единица всего живого. Все процессы жизнедеятельности (обмен веществ, дыхание, питание, рост, развитие, размножение) происходят в клетке. А возможно ли существование живого организма, не имеющего клеточного строения? Докажите свою точку зрения.

Личностный:

- творческое отношение к процессу выполнения заданий

Познавательный:

- представление учащихся о формах вариантов заданий;

- умение выбирать вариант выполнения задания.

Регулятивный: умение выполнять учебное действие в соответствии с планом.

Коммуникативный: умение адекватно использовать речевые средства для представления результата.

6. Домашнее задание



Параграф 9 стр. 36, вопросы 1-3 на стр. 37, провести мини-исследование, в ходе которого сравнить сырой и варёный клубни картофеля. Объяснить, почему варёный картофель разваривается?

Сочинить сказку: «Большой мир маленьких клеток»

Регулятивный: умение выполнять учебное действие в соответствии с планом.



7 этап. Рефлексивная деятельность



Цели деятельности



Самоанализ и самооценка ученика

Результат деятельности

Научить школьников:

- осуществлять самоконтроль овладения учебным материалом;

- верно определять степень усвоения нового материала;

- соотносить полученный результат с поставленной целью;

- оценивать результат учебной деятельности.



Самоанализ

I. Задание на самоанализ. Закончите предложения:

1 . Я понял(ла), что жизнь – это……..

3. Я смогу привести черты сходства и отличия процессов жизнедеятельности растительной и животной клеток, они таковы ……

Самооценка

II. Задание на самооценку. Закончите предложения:

Я доволен(льна) результатом своей учебной деятельности, так как я выполнил(ла) цели и задачи, поставленные мною в начале урока:

- научился(лась)…, выполнил(ла)..., понял(ла), запомнил(ла)…



Оцените, пожалуйста, материалы урока по следующим вопросам:

  1. Материалы урока были для меня интересны (оцените по пятибалльной шкале)

Совсем не интересно

1

2

3

4

5

Очень интересно

2. Узнал(а) много нового (оцените по пятибалльной шкале)

Ничего нового

1

2

3

4

5

Много нового

3. Я могу рассказать о том, что узнал(а) (оцените по пятибалльной шкале)

Совсем не могу

1

2

3

4

5

Могу очень хорошо

4. Изученный материал помог мне лучше узнать тему (оцените по пятибалльной шкале)

Совсем не помог

1

2

3

4

5

Очень помог







Личностный:

- позитивный эмоциональный заряд учащихся, направленный на изучение нового материала, поддерживался на протяжении всего урока постановкой и решением проблемных вопросов, сменой видов деятельности, применением Интернет-ресурса. Познавательный:

-реализованы умения учащихся работать с ключевыми терминами и понятиями по теме;

-овладение учебным материалом блоками, логически и информационно связанных между собой, делает учебный труд учащихся максимально результативным

Регулятивный:

-учащиеся обучены способам поиска информации по теме урока из различных источников на высоком уровне самостоятельности.

Коммуникативный:

-разнообразные формы организации познавательной деятельности учащихся способствуют выполнению целей и задач урока коллегиально