Организационная структура урока №1 |
Этапы урока | Время (мин) | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные учебные действия (УУД) | Формы контроля |
I. Мотивация к учебной деятельности | 3 | Организация проверки домашнего задания. | Учитель предлагает прочитать практические выводы к §1. и организовать проверку д/з: знать определение общество, общественные науки, вопросы с.17 | Ученики читают практические выводы на с.16. Дают определение понятия общество. Отвечают на вопросы (5,8) для самопроверки с.17 - Какие отношения можно считать общественными? - Какие науки изучают общество? | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: Самостоятельно находят необходимый учебный материал, обсуждают полученные знания. | Устный опрос. |
II. Актуализация знаний | 5 | Поиски решения проблемных вопросов. Изображение на доске кластера Задание к кластеру. Работа в тетради Постановка темы и задач урока Задание классу Запись в тетрадь темы урока | Учитель подводит учеников к изучаемой теме, задаёт проблемные вопросы. - Ребята, как вы понимаете слово "Система"? В каких случаях мы используем это слово? Возможно, вам известны словосочетания этого слова. - Действительно, в жизни встречается немало примеров со словом система. Например, человек - очень сложная биологическая система. Что включает эта система? - Какие виды систем мы можем назвать? - Приведите примеры этих систем. Учитель предлагает записать полученные знания в тетрадь. Учитель предлагает сформулировать тему и цели урока Учитель обращает внимание на кластер и задаёт вопрос - Что мы знаем о социальной системе? - На уроке мы должны рассмотреть …… Учитель записывает на доске и проговаривает классу тему урока: «Общество как сложная динамическая система» | Ученики принимают участие в проблемном диспуте, отвечают на вопросы. - солнечная система, кровеносная система, нервная система, система образования, экономическая система и т.п. - органы, кости, мышцы, нервы техническая, биологическая, социальная. 1. Техническая система: машина, компьютер 2. Биологическая система: человек, животные, насекомые. 3. Социальная система: общество. - Рисуют кластер, выполняют записи с доски. Самостоятельно и при помощи наводящих вопросов формулируют тему и общие цели урока. - социальную структуру общества, различные подсистемы общества, социальные институты. Записывают тему в тетрадь. | Познавательные: выявляют особенности и признаки общества – как системы, приводят примеры различных систем. Коммуникативные: применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения, отвечают на вопросы. | Устные ответы |
III. Изучение нового материала | 25 | Работа с материалами учебника с.19 Общее задание Рисуем кластер Общее задание Работа с кластером Самостоятельная работа с учебником Общее задание Просмотр видеопрезентации. | Учитель предлагает изучить структуру урока. Учитель предлагает вспомнить и охарактеризовать подсистемы общества - Какие подсистемы общества мы знаем? - Попробуйте охарактеризовать одну из подсистем Попробуем разобрать общество как систему состоящую из подсистем и элементов подсистем. - Возьмем политическую подсистему - Из каких элементов состоит эта подсистема? - Попробуйте самостоятельно охарактеризовать экономическую подсистему. - Запишите, из каких элементов она состоит - Сделайте вывод и запишите его в тетрадь - Покажите на схеме, где расположены: система, подсистемы, элементы подсистем. - Кто является основным элементом системы? Учитель предлагает классу самостоятельно ознакомиться с разделом «Особенности социальной системы» с.18 и составить простой план текста Учитель предлагает превратить план в тезисы и записать их в тетрадь. Учитель организует просмотр видеопрезентации по теме «Общество как сложная динамическая система» | Просматривают содержание темы, читают названия разделов. Ученики на основе имеющихся знаний вспоминают и называют основные сферы жизни общества (подсистемы) - Экономическая подсистема это: производство и распределение всех необходимых для людей товаров и услуг. - гос. учреждения, органы гос. власти, госслужащие, политические партии - деньги, производство товаров и услуг, предприятия, транспорт - Общество как система состоит из различных подсистем, каждая подсистема имеет свои элементы. Таким образом, общество представляет собой гигантскую суперсистему систем, где все элементы системы взаимосвязаны. - Человек Ученики самостоятельно читают раздел «Особенности социальной системы и составляют простой план текста. Ученики формулируют основные положения прочитанного текста и записывают в тетрадь Ученики просматривают видеопрезентацию.. | Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами логические-дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления об обществе и общественной системе; строят логические цепочки рассуждений; осуществляют поиск существенной информации ( из материалов учебника, по воспроизведению в памяти) Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения ее результата ;осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности Коммуникативные: оформляют диалогические высказывания, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером, вступают в коллективное учебное сотрудничество. | Опрос Просмотр и чтение Записи Устные ответы |
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного | 3 | Ответы на вопросы учебника | Учитель предлагает ответить на вопросы с.27 Что означает понятие «система»? Чем социальные системы отличаются от природных? В чём заключается главное качество общества как целостной системы? | Ученики отвечают на вопросы в разделе «Вопросы для самопроверки» | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; логические- осуществляют поиск существенной информации ( из материалов учебника, по воспроизведению в памяти). Регулятивные: ориентируются в учебнике | Индивидуальный опрос. |
V. Итоги урока. Рефлексия | 3 | Подведение итога. | Учитель предлагает в устной форме зафиксировать общие знания, подвести итоги урока. - Общество представляет ……. - Система означает …. - Основными подсистемами общества являются … - Все подсистемы общества ... - Основным элементом общества как системы является .... Учитель объявляет оценки | Ученики принимают участие в устном опросе, продолжают начатые учителем мысли. - сложную динамическую систему. - Целое, состоящее из частей. - экономическая, политическая, социальная, духовная. - друг с другом взаимосвязаны - человек | Личностные: определяют границы собственного знания и незнания. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала. | Фронтальный опрос. |
Домашнее задание | 1 | § 2 | Объявление домашнего задания: знать особенности социальной системы, социальные институты. Вопросы для самопроверки 5-7 с.27 Задания 1-4 из тетради-тренажёра | Записывают домашнее задание. | | Контроль записи д/з |
Организационная структура урока №2 |
Этапы урока | Время (мин) | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные учебные действия (УУД) | Формы контроля |
I. Мотивация к учебной деятельности | 4 | Просмотр презентации | Учитель организует просмотр презентации «Общество, как сложная динамическая система» | Ученики просматривают и читают отдельные слайды» | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: Принимают активное участие в процессе восприятия и закрепления знаний. | Восприятие. |
II. Актуализация знаний | 7 | Проверка домашнего задания | Учитель предлагает проверить домашнее задание. Учитель предлагает ответить на вопросы на с.27. - Что такое социальный институт? - Охарактеризуйте главные социальные институты. - Каковы основные черты социального института? Организует проверку заданий 1-4 из тетради-тренажёра | Ученики отвечают на вопросы учителя в ходе индивидуального опроса. Чтение выполненных работ | Познавательные: Самостоятельно определяют особенности социальной системы, социальные институты. Коммуникативные: применяют правила делового сотрудничества;, отвечают на вопросы. | Индивидуальный опрос. Индивидуальный опрос. |
III. Изучение нового материала | 20 | Практическая работа | Учитель предлагает учащимся выполнить практическую работу по теме «Общество, как сложная динамическая система» Перечислите, что относится к основным сферам человеческой деятельности.. Заполните таблицу «Общество как система Верны ли следующие суждения о понятии «Социальный институт»? Заполните таблицу «Потребности и институты». Укажите, какой новый институт возник в России в связи с реформами проводимыми в конце 20 века. | Ученики выполняют письменную работу в тетради используя отсканированные раздаточные материалы. | Познавательные: Закрепляют полученные знания по теме «Общество как сложная динамическая система» Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения ее результата; осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности | Контроль выполнения письменной работы |
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного | 5 | Проверка практических работ Работа с учебником | Учитель предлагает показать результаты практического задания. Учитель предлагает прочитать практические выводы в учебнике с.26 | Ученики читают записи заданий Читают выводы. | Познавательные: Приводят результаты практической работы, демонстрируют знания. Регулятивные: ориентируются в учебнике. | Индивидуальный опрос. |
V. Итоги урока. Рефлексия | 3 | Итоги урока | Учитель помогает ученикам подвести итоги урока. На уроке мы узнали, что - Общественные отношения это ...... - К социальным институтам общества относится ...... - Функцией социального института является процесс .... - Институциализация это процесс .... | Ученики обдумывают и грамотно формулируют итоги урока, приводят устные варианты высказываний, заканчивают начатые учителем слова. - многообразные формы взаимодействия людей, связи возникающие между различными социальными группами (и внутри их) - Институт семьи и брака, школа, армия, производство, государство - социализации - закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей, процесс образования социального института | Личностные: определяют границы собственного знания и незнания. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала. | Фронтальный опрос |
Домашнее задание | 1 | § 2 | Объявляет д/з: анализ документа с.26 | Записывают домашнее задание | | Контроль записи д/з |