СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта учебного занятия по теме "Память"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта учебного занятия по теме "Память"»

Технологическая карта учебного занятия

Тема: Процессы памяти. Мнемические приемы. Развитие памяти у детей разного возраста.

Тип учебного занятия: комбинированный.

Кол-во часов: 2 часа.

Цель: ознакомление с системой методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации методом мнемотехники.

Задачи:

Образовательные:

- сформировать знания об основных видах и способах развития памяти у детей младенческого, раннего и дошкольного возраста.

- закрепить знания об основных видах и процессах памяти.

Развивающие:

- развивать интерес к предмету;

- способствовать развитию самостоятельности мышления, развивать способность анализировать информацию и делать выводы;

Воспитательные:

- способствовать формированию профессионализма.



Структурная схема учебного занятия.

Дидактическая

структура

Задачи

Методическая структура


Время

Методическое

обеспечение

1.Организационный этап


Проверка присутствующих, их готовности к работе на основном этапе.

3 мин.


II.Подготовка учащихся к работе на основном этапе.

Создание ориентировочной основы деятельности.

2.1. сообщение темы учебного занятия.

2.2. определение цели.

2.3. ознакомление с порядком работы.


2 мин.

Тема урока…

Цель урока:

III. Этап актуализации знаний.

Выработка умений слушать, актуализировать в памяти информацию, делать выводы.

3.1. Блиц-опрос по теме «Память».

(6 учащихся работают с индивидуальными карточками разного уровня сложности, фронтальный опрос остальных учащихся )

  1. Дать определение понятию «память».

  2. Назовите виды памяти по характеру целей деятельности?

  3. Назовите виды памяти по длительности сохранения информации?

  4. Назовите виды памяти по характеру психической активности?

  5. Назовите виды памяти от способа запоминания?

  6. Назовите процессы памяти?

  7. Что такое запоминание?

  8. Что такое сохранение?

  9. Что такое воспроизведение?

  10. Что такое забывание?

(по итогу опроса выбираются эксперты из каждой подгруппы)

10 мин.

Индивидуальные карточки с заданиями разного уровня сложности.


IV. Этап обобщения и систематизации знаний.

Выработка умения применять полученные знания на практике

4.1. Задание «Название»

Учащимся необходимо определить название своей группы и дать ему обоснование.

4.2. Задание «Виды памяти».

Каждая группа получает карточку с заданием. Цель – определить, какие виды памяти задействованы в следующих ситуациях.

А.  Девочки разучивают на уроке хореографии новый танец и повторяют каждое движение по нескольку раз.
Б) Дети надолго запомнили интересный рассказ, с которым их познакомили на творческом вечере известного писателя.
В) Попробовав однажды рыбий жир, ребенок испытывает отвращение каждый раз, когда видит его.

4.3. Задание «Процессы памяти»

Учащимся предлагаются карточки с заданиями для решения и обсуждения. Цель - определить, какие процессы проявляются в следующих ситуациях:

а Ученица, плохо знающая литературу и путающая литературных героев, легко перечисляет имена кинозвезд и может охарактеризовать образы, которые они создали на экране.
б) Мальчик никак не мог выучить большое стихотворение, хотя и много раз повторял его. Решив, что с задачей ему не справиться, он лег спать и утром повторил его без ошибок.
в) Во время экзаменационной сессии студенты за три дня усваивают больше материала, чем за несколько месяцев до этого.

4.4. Задание «Мнемотехника»

Цель - ознакомление с системой методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации методом мнемотехники

4.4. Задание «Творческая мастерская»

Учащимся необходимо создать мнемодорожку и мнемоквадрат по предложенной теме.


2 мин




8 мин.













8 мин.



















5 мин.





47 мин.



Таблички для названия группы.



Карточки с заданиями.













Карточки с заданиями.
























Карточки с заданиями.

Карандаши, фломастеры, ватман, примеры картинок.

V. Этап подведения итогов учебного занятия и рефлексия

Получение информации о результатах усвоения учащимися изучаемого материала

5.1. Рефлексия: «Закончи фразу»

Учащимся предлагается закончить фразу: «Если у человека плохая память, то…»

3 мин.








На доске написаны незаконченное предложение: «Если у человека плохая память, то…»

VI. Этап выдачи домашнего задания

Обеспечить закрепление полученных знаний

Изучить [5], с. 161-167.


2 мин.



Запись домашнего задания.

Тема: Процессы памяти. Мнемические приемы. Развитие памяти у детей

разного возраста.

Тип учебного занятия: комбинированный.

Кол-во часов: 2 часа.

Цель: ознакомление с системой методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации методом мнемотехники.

Блиц-опрос по теме «Память».

(6 учащихся работают с индивидуальными карточками разного уровня сложности, фронтальный опрос остальных учащихся )

  1. Дать определение понятию «память».

  2. Назовите виды памяти по характеру целей деятельности?

  3. Назовите виды памяти по длительности сохранения информации?

  4. Назовите виды памяти по характеру психической активности?

  5. Назовите виды памяти от способа запоминания?

  6. Назовите процессы памяти?

  7. Что такое запоминание?

  8. Что такое сохранение?

  9. Что такое воспроизведение?

  10. Что такое забывание?

(по итогу опроса выбираются эксперты из каждой подгруппы)

ФИО ___________________________________________________

УЧЕБНАЯ ГРУППА ____________________________


Развитие памяти в младенческом возрасте



ФИО ___________________________________________________

УЧЕБНАЯ ГРУППА ____________________________


Развитие памяти в раннем возрасте



ФИО ___________________________________________________

УЧЕБНАЯ ГРУППА ____________________________


Развитие памяти вдошкольном возрасте



Задание «Виды памяти».

Каждая группа получает карточку с заданием. Цель – определить, какие виды памяти задействованы в следующих ситуациях.

А.  Девочки разучивают на уроке хореографии новый танец и повторяют каждое движение по нескольку раз.
Б) Дети надолго запомнили интересный рассказ, с которым их познакомили на творческом вечере известного писателя.
В) Попробовав однажды рыбий жир, ребенок испытывает отвращение каждый раз, когда видит его.

Задание «Процессы памяти»

Учащимся предлагаются карточки с заданиями для решения и обсуждения. Цель - определить, какие процессы проявляются в следующих ситуациях:

а Ученица, плохо знающая литературу и путающая литературных героев, легко перечисляет имена кинозвезд и может охарактеризовать образы, которые они создали на экране.
б) Мальчик никак не мог выучить большое стихотворение, хотя и много раз повторял его. Решив, что с задачей ему не справиться, он лег спать и утром повторил его без ошибок.
в) Во время экзаменационной сессии студенты за три дня усваивают больше материала, чем за несколько месяцев до этого.

Задание «Мнемотехника»

Цель - ознакомление с системой методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации методом мнемотехники.

Мнемотехника — совокупность приемов и методов, направленных на тренировку памяти, речи, которые помогают быстрее запомнить информацию путем образования ассоциаций, на основе визуального и аудиального, а так же чувственного представления.

Мнемоквадрат – это отдельная карточка — изображение с закодированной информацией. Рисунок в квадрате обозначает, либо одно слово, либо словосочетание, либо простое предложение. Это может быть как предмет, так и действие.

Например: ребенок ходит в детский сад у него есть шкаф и кроватка. Для того чтобы запомнить где его шкаф и кровать, на  них наклеивают картинку, например, «Черепашку». И теперь ребенок знает, что вещи, на которых есть «Черепашка»- его вещи.



Мнемодорожка – это последовательность четырех или более мнемоквадратов, расположенных линейно. Рисунок в каждом квадрате, соответствует одному слову или словосочетанию. Опираясь на изображения, ребенок составляет историю из нескольких простых предложений.

Мнемотаблица – это таблица, поделенная на квадраты, в каждый из квадратов заложена определенная информация. Каждому изображению в квадрате соответствует слово или словосочетание, на основе этих изображение составляется рассказ или учится стих.

Задание «Творческая мастерская»

Учащимся необходимо создать мнемодорожку и мнемоквадрат по предложенной теме.

Зашифровать пословицы в мнемодорожку:

  1. Семь раз отмерь, один раз отрежь.

  2. Под лежачий камень вода не течёт.

  3. Яблоко от яблоньки не далеко падает.



Зашифровать сказку в мнемотаблицу:

  1. Братья Гримм «Кот и лиса»

  2. Шарль Перро «Красная шапочка»

  3. Лев Толстой «Три медведя»

Братья Гримм. Сказка «Кот и лиса»

Повстречался Кот с Лисою и думает: «Не из простых, должно быть, Лиса, а важная особа. Говорят, что больно она хитра и свет хорошо знает. Дай-ка я с ней познакомлюсь, ума-разума от нее наберусь». Подошел он к Лисе, поклонился ей низко и говорит:

— Здравствуй, сударыня-барыня Лиса Патрикеевна! Как живешь-можешь, с делами в эти трудные времена управляешься?

А Лиса была гордая, оглянула она Кота с головы до лап, подумала: стоит ли еще с ним разговаривать, — и наконец заговорила:

— Ах ты, мышеед, крыночный лизун, побирушка ты этакий! Как ты посмел ко мне подходить да еще об моих делах справляться? Ну, что ты понимаешь, чему ты обучен, какие науки знаешь?

— Да только одну науку и разумею, сударыня-барыня Лиса Патрикеевна, — отвечал ей Кот.

— Ну, говори, что за наука?

— А вот, как собаки за мной гонятся, я умею от них на дерево залезть.

— Вот так наука, только-то и всего! — говорит ему Лиса. — Ну а я больше сотни наук, как свои четыре пальца, знаю, да к тому же еще у меня хитрых уверток целый кошель... Так и быть уж, пойдем со мной, я тебя из жалости научу, как по науке от собак увертываться.

Только Лиса это вымолвила, вдруг, откуда ни возьмись, выскочили собаки, а за ними и охотники бегут. Кот — скок на дерево и был таков, спрятался в листьях и кричит оттуда:

— Эй, сударыня-барыня Лиса Патрикеевна! Раскошеливайся скорей! Живей увертки из кошеля вынимай, не то быть беде!

Куда тут, не успел Кот и договорить, глядь, а Лиса уж у собак в зубах перевертывается.

— Эх, — говорит Кот, — видно, с сотней- то наук нелегко справиться. Лучше б тебе, Лиса, одну науку как следует знать — как я, на дерево карабкаться уметь, — не попалась бы ты теперь в собачьи зубы.


Шарль Перро «Красная Шапочка»

В одной деревне жила-была маленькая девочка, да такая хорошенькая, что другой такой и не сыскать: мать души в ней не чаяла, а бабушка и подавно. Добрая старушка подарила внучке маленькую красную шапочку, которая до того была ей к лицу, что все с тех пор так и прозвали девочку Красной Шапочкой.

Однажды мать напекла пирожков и говорит Красной Шапочке:

— Сходи проведай бабушку — она приболела. Снеси ей пирожок и этот горшочек с маслом.

И Красная Шапочка тотчас отправилась в путь, чтобы навестить бабушку, которая жила в другой деревне.

Дорога шла лесом. Там-то, в глухой чаще, увидел Красную Шапочку волк. Очень захотелось ему сейчас же съесть девочку. Но неподалеку работали дровосеки — и волк не посмел. Он притворился любезным и только спросил ее, куда она идет.

Бедная Красная Шапочка не знала, как опасно пускаться в разговоры с волком. Вежливая девочка ответила:

— Я иду проведать бабушку и несу ей пирожок да горшок с маслом, что мама ей послала.

— А далеко живет твоя бабушка? — допытывался хитрый волк.

— О да! — откликнулась Красная Шапочка. — Это за мельницей, вон там, первый дом в деревне.

— Вот как! — сказал волк. — Пойду и я навестить ее. Ты ступай по той дороге, а я пойду по этой — посмотрим, кто придет раньше.

Тут волк пустился бежать со всех ног по кратчайшей дороге, а девочка пошла шажком по более длинной. К тому же она поминутно останавливалась, чтобы нарвать орешков, поймать бабочку или связать букетик из попадавшихся цветочков. Красная Шапочка еще и полдороги не прошла, а волк уже добежал до дома бабушки и постучался: тук, тук.

— Кто там?

— Это я, Красная Шапочка, — сказал волк, подражая голосу девочки, — я принесла пирожок и горшочек с маслом, что мама послала вам.

Добрая бабушка была в постели, так как чувствовала себя не совсем хорошо. Она закричала:

— Потяни за веревочку, задвижка отойдет.

Волк потянул за веревочку — и дверь отворилась. Тут он набросился на старушку и разом проглотил ее, так как целых три дня ничего не ел. После этого он запер дверь, улегся в бабушкину кровать и стал поджидать Красную Шапочку.

Через некоторое время она постучалась в дверь: тук, тук.

— Кто там?

Красная Шапочка, услыхав грубый голос волка, испугалась было, но потом подумала, что, верно, бабушка охрипла от простуды, и ответила:

— Это я, Красная Шапочка, я принесла пирожок и горшочек с маслом, что мама послала вам.

Волк, изо всех сил стараясь смягчить голос, закричал:

— Потяни за веревочку, задвижка и отойдет.

Девочка вошла. Волк прикрылся одеялом и говорит ей:

— Поставь пирожок и горшочек с маслом на полку да присядь.

Красная Шапочка присела рядом и очень удивилась тому, как выглядит бабушка.

— Бабушка, какие у вас большие руки!

— Это чтоб лучше обнять тебя, деточка!

— Бабушка, какие у вас большие ноги!

— Это чтоб лучше бегать, деточка!

— Бабушка, какие у вас большие уши!

— Это чтоб лучше слышать, дитя мое!

— Бабушка, какие у вас большие глаза!

— Это чтоб лучше видеть тебя, дитя мое!

— Бабушка, какие у вас большие зубы!

— А это чтоб скорее съесть тебя! — С этими словами злой волк набросился на Красную Шапочку и проглотил ее.

В это самое время возвращались из леса дровосеки. Они как раз проходили мимо домика бабушки и услышали шум. Вбежали дровосеки в домик и убили волка. А из его брюха вышли бабушка и Красная Шапочка — целые и невредимые.



Сказка Льва Тостого «Три медведя»

Одна девочка ушла из дома в лес. В лесу она заблудилась и стала искать дорогу домой, да не нашла, а пришла в лесу к домику.

Дверь была отворена; она посмотрела в дверь, видит — в домике никого нет, и вошла. В домике этом жили три медведя. Один медведь был отец, звали его Михаил Иваныч. Он был большой и лохматый. Другой была медведица. Она была поменьше, и звали ее Настасья Петровна. Третий был маленький медвежонок, и звали его Мишутка. Медведей не было дома, они ушли гулять по лесу.

В доме было две комнаты: одна столовая, другая спальня. Девочка вошла в столовую и увидела на столе три чашки с похлебкой. Первая чашка, очень большая, была Михайлы Иванычева. Вторая чашка, поменьше, была Настасьи Петровнина; третья, синенькая чашечка, была Мишуткина. Подле каждой чашки лежала ложка: большая, средняя и маленькая.

Девочка взяла самую большую ложку и похлебала из самой большой чашки; потом взяла среднюю ложку и похлебала из средней чашки; потом взяла маленькую ложечку и похлебала из синенькой чашечки; и Мишуткина похлебка ей показалась лучше всех.

Девочка захотела сесть и видит у стола три стула: один большой — Михайлы Иваныча, другой поменьше — Настасьи Петровнин, и третий маленький, с синенькой подушечкой — Мишуткин. Она полезла на большой стул и упала; потом села на средний стул — на нем было неловко; потом села на маленький стульчик и засмеялась — так было хорошо. Она взяла синенькую чашечку на колени и стала есть. Поела всю похлебку и стала качаться на стуле.

Стульчик проломился, и она упала на пол. Она встала, подняла стульчик и пошла в другую горницу. Там стояли три кровати: одна большая — Михайлы Иванычева, другая средняя — Настасьи Петровнина, а третья маленькая — Мишенькина. Девочка легла в большую — ей было слишком просторно; легла в среднюю — было слишком высоко; легла в маленькую — кроватка пришлась ей как раз впору, и она заснула.

А медведи пришли домой голодные и захотели обедать. Большой медведь взял свою чашку, взглянул и заревел страшным голосом:

— Кто хлебал в моей чашке?

Настасья Петровна посмотрела свою чашку и зарычала не так громко:

— Кто хлебал в моей чашке?

А Мишутка увидел свою пустую чашечку и запищал тонким голосом:

— Кто хлебал в моей чашке и все выхлебал?

Михайло Иваныч взглянул на свой стул и зарычал страшным голосом:

— Кто сидел на моем стуле и сдвинул его с места?

Настасья Петровна взглянула на свой стул и зарычала не так громко:

— Кто сидел на моем стуле и сдвинул его с места?

Мишутка взглянул на свой сломанный стульчик и пропищал:

— Кто сидел на моем стуле и сломал его?

Медведи пришли в другую горницу.

— Кто ложился в мою постель и смял ее? — заревел Михайло Иваныч страшным голосом.

— Кто ложился в мою постель и смял ее? — зарычала Настасья Петровна не так громко.

А Мишенька подставил скамеечку, полез в свою кроватку и запищал тонким голосом:

— Кто ложился в мою постель?

И вдруг он увидел девочку и завизжал так, как будто его режут:

— Вот она! Держи, держи! Вот она! Ай-я-яй! Держи!

Он хотел ее укусить.

Девочка открыла глаза, увидела медведей и бросилась к окну. Окно было открыто, она выскочила в окно и убежала. И медведи не догнали ее.





ФИО ___________________________________________________

УЧЕБНАЯ ГРУППА ____________________________


Развитие памяти в младенческом возрасте




















ФИО ___________________________________________________

УЧЕБНАЯ ГРУППА ____________________________


Развитие памяти в раннем возрасте





















ФИО ___________________________________________________

УЧЕБНАЯ ГРУППА ____________________________


Развитие памяти в дошкольном возрасте.




















Название подгруппы ____________________________________________________

Эксперт ________________________________________________________________

ФИО учащегося

Правильный ответ

Неполный ответ

Неправильный ответ

Итоговая оценка эксперта





















































Название подгруппы ____________________________________________________

Эксперт ________________________________________________________________

ФИО учащегося

Правильный ответ

Неполный ответ

Неправильный ответ

Итоговая оценка эксперта