Фамилия, имя, отчество | ХаликоваДжамилатКурбановна |
Место работы | МКОУ «Акушинская СОШ» |
Должность | Учитель русского языка и литературы |
Класс | 10 |
Тема | Изобразительно-выразительные средства языка |
Базовый учебник | Русский язык 9кл. Быстрова .Русский язык 10-11 кл.Гольцова .Шамшина |
Тип урока | Урок общеметодологической направленности ,комбинированный. |
Кол-во часов | 1 час |
Цель | Создавать условия для углубления знаний об основных понятий и единицах изобразительновыразительных средств языка-омонимов ,паронимов, синонимов и антонимов. |
Задачи | Способствовать формированию умения определять роль изоб.-выраз.средств в тексте. Организовать работу по закреплению умения находить изобраз.-выраз.среств в тексте и характеризовать их. Способствовать развитию речевой компетентности по составлению связного текста. Способствовать воспитанию интереса к изучению русского языка. |
Методы и технологии обучения | Личностно - ориентированная, сотрудничества, ИКТ, групповая, метод проблемного изложения. |
Формы организации познавательной деятельности | Фронтальная, групповая и индивидуальная формы работы: беседа, работа с источником информации, комментированное чтение, самостоятельная работа, творческая работа, учебный диалог. |
Необходимые технические средства и наглядности | Компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация, раздаточный материал. |
Образовательные ресурсы | www.openclass.ru/weblinks/47175, www.uchportal.ru/1_september, www.zavuch.ru |
Тема: « Изобразительно-выразительные средства русского языка».
Тип урока: урок общеметодологической направленности, комбинированный..
Форма: урок - взаимообучение с элементами исследования.
Цель: создавать условия для углубления знаний об основных понятиях и единицах изобразительно-выразительных средств языка – омонимов, паронимов, синонимов и антонимов, на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности.
Задачи:
Усвоения основных лексических понятий (омонимов, синонимов, антонимов, паронимов) как изобразительно – выразительных средств языка.
Формирование учебных универсальных действий: личностных: развитие познавательных интересов и учебных мотивов; познавательных: осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, выдвижение гипотез и их обоснование; регулятивных: планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей т условиями её реализации; коммуникативных: уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Оборудование: учебник «Русский язык. 10 класс.» - Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин, М.А.Мищерина; компьютер, презентации, тест, план исследования.
Ход урока:
№ п/п
ЭТАПЫ УУД
Показатели реального результата
решения задачи
1.Организация начала занятия.
Интеллектуальная разминка
Занимательные вопросы, которые могут использоваться на уроках по теме “Омонимы”
Задание: Ответьте на вопросы
Какую строчку не может прочитать ни один ученый? (Строчку, прошитую на машинке).
Какой бор никогда не имеет листвы? (Бор – химический элемент).
Всякий ли пар способен подниматься? (Не может подняться пар – пашня, оставленная без посева).
Всякий ли барабан – музыкальный инструмент? (Барабаном называют еще детали, имеющие форму целого цилиндра).
Какое коромысло летать может? (Коромысло – род крупных стрекоз).
Каким ключом нельзя открыть замок? (Ключом – источником, музыкальным знаком).
У каких башмаков не бывает каблуков? (У башмаков – приспособлений для затормаживания вагонов).
Какое животное и какой военный корабль имеют одинаковое название? (Броненосец).
- Связана ли наша интеллектуальная разминка с домашним заданием?
1) Регулятивные:
- волевая саморегуляция;
2) Личностные:
- смыслообразование (Я должен посмотреть…)
3) Коммуникативные:
- планирование учебного сотрудничества с преподавателем и со сверстниками.
Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм.
2 Проверка выполнения домашнего задания: Укажите соответствия: ПРЕЗЕНТАЦИЯ В ТЕЧЕНИЕ УРОКА:
1. Горит восток зарёю новой.
2. Школа вышла на субботник.
3. Гордо реет буревестник.
4. Анчар, как грозный часовой…
5. Автор «Медного всадника».
6. Пламенная речь.
7. Страна кленового листа
8. И слышно было до рассвета, как ликовал француз.
9. Точно огненные змеи, вьются в море, исчезая.
10. Катится, пылит дорога.
1 – Перифраза, 2 – сравнение, 3 – метафора, 4 – эпитет, 5 – метонимия
Взаимопроверка.
1 – 3
6 – 4
2 – 5
7 – 1
3 – 4
8 – 5
4 – 2
9 - 2
5 – 1
10 – 3
1) Познавательные:
- общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
2) Логические:
- анализ, сравнение, синтез.
3) Регулятивные:
- контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия).
Оптимальность сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля для установления правильности выполнения задания и коррекции пробелов.
3.Подготовка к основному этапу занятия.
- Как вы считаете, насколько важно изучение темы? – Можете ли вы сказать, что тема изучена полностью, знания прочны? – Какие цели вы сегодня ставите перед собой? Сегодня на уроке мы будем продолжать постигать «…богатство, силу и гибкость» нашего языка» - эти слова написал о глубине творчества Пушкина Н.В. Гоголь. И это соответствовало исторической истине. Давайте и мы приблизимся к постижению глубинного значения слова, восхитимся тончайшими смысловыми оттенками русского языка.. «Слово имеет свою собственную душу». – Бертольд Брехт. (Нет магии сильней, чем магия слов).
Сегодня у нас урок с элементами исследования. Исследовать мы будем художественные тексты. Помогать мне будут ученики – помощники. (Представление учеников).
1) Регулятивные:
- целеполагание как постановка учебной задачи,
- планирование,
- прогнозирование.
2) Познавательные:
- умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.
3) Общеучебные:
Моделирование,
выбор наиболее эффективных способов решения задач.
Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний.
4Реализация построенного проекта и закрепление изученных способ действий. Усвоение новых знаний и способов действий.
Изобразительно – выразительные средства языка.
План
Омонимы.
Паронимы.
Синонимы.
Антонимы.
Вспомним изученное ранее, углубим наши знания, будем исследовать небольшие художественные тексты.
- Слово ученикам – помощникам.
1 ученик-помощник учителя. Тема «Омонимы». Рассказ, презентация, выполнение упражнения.
-Все ли понятно? Понравилось ли выступление? Что класс может пожелать своему товарищу в дальнейшем?
2 ученик-помощник учителя. Тема «Омонимы». защита микро - исследования текста. См.Приложение к уроку.
3 ученик-помощник учителя. Тема «Паронимы». ПРЕЗЕНТАЦИЯ УЧЕНИКА. Презентация ученика.
4 ученик-помощник учителя. Тема «Синонимы».- ПРЕЗЕНТАЦИЯ УЧЕНИКА
5 ученик-помощник учителя. Тема «Антонимы».
1) Коммуникативные:
Планирование учебного сотрудничества
2) Познавательные:
- поиск и выделение необходимой информации
- смысловое чтение данных презентаций
- построение логической цепи рассуждения
Активные действия учащихся с объемом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий.
5.Первичная проверка понимания.
Проходит на 4 этапе.
Контроль и самооценка знаний и способов действия
1) Регулятивные:
- контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном.
2) Познавательные:
-умение осознанно и произвольно строить высказывания.
Усвоение сущности усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне. Ликвидация типичных ошибок и неверных представлений у учащихся.
6.Коррекция знаний и способов действий.
Микроисследование по упр. 29. «Слова умеют плакать и смеяться». (См. план – раздаточный материал).
1) Регулятивные:
прогнозирование
Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации.
7.Обобщение и систематизация знаний.
Что изображают и что выражают такие средства языка, как омонимы, синонимы, паронимы, антонимы?
Синонимы служат: для уточнения – холод, мороз, стужа: замены: клятва, присяга, зарок, обет (приподн.); выражения говорящим своего отношения- родина, отечество, отчизна.
Антонимы служат: для создания контраста, подчеркивает мысль автора, усиливая эмоциональную окраску речи.
Паронимы создают игру слов – каламбур, передают настроение героя.
Омонимы создают игру слов, комический эффект. Общее: все перечисленные понятия – изобразительно – выразительные средства, главная задача которых - создать образ. Главный, основной, первостепенный – это…синонимы.
Прозрачный намек
Темно на море
Или мрачно,
Но все-таки
Почти всегда:
Где глубоко –
Вода прозрачна,
Где мелко – мутная вода.
(В.Орлов). Какой прием создает помогает передать философскую мысль автора о сущности человека? (Антитеза – антоним).
Ключ – ключ (источник) – омонимы.
Надеть – одеть – паронимы.
1) Регулятивные:
Осуществление самоконтроля
Активная и продуктивная деятельности учащихся по включений части в целое, классификации и систематизации, выявлению внутрипредметных и межкурсовых связей. Получение достоверной информации о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения.
8. Подведение итогов занятия, информация о домашнем задании. Контроль и самопроверка знаний.
Закончить микроисследование текста упр. 29. Выучить теоретические понятия. Подготовиться к самодиктанту по повторению «Самое трудное правило» - (35 слов, трудных для меня).
-Оцените уровень успешности.
1) Познавательные:
- умение структурировать знания
- оценка процессов и результатов деятельности
2) Регулятивные:
- волевая саморегуляция
- осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.
2) Личностные:
- смыслообразование (Я должен работать над пробелами в знаниях).
Адекватность самооценки учащегося оценке учителя. Получение учащимися информации о реальных результатах учения. Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития.
9.Рефлексия.
«Листок рефлексии».
1) Коммуникативные:
- умение выражать свои мысли
- оценивание качества своей и общей учебной деятельности
Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке. Прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества.