СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая работа урока русского языка по теме: "Изобразительно- выразительные средства русского языка"  для усвоения основных лексических понятий (синонимов, омонимов, антонимов, паронимов) как изобразительно-выразительные средства русского языка в 10-11 классах.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока»


Фамилия, имя, отчество

ХаликоваДжамилатКурбановна

Место работы

МКОУ «Акушинская СОШ»

Должность

Учитель русского языка и литературы

Класс

10

Тема

Изобразительно-выразительные средства языка

Базовый учебник

Русский язык 9кл. Быстрова .Русский язык 10-11 кл.Гольцова .Шамшина

Тип урока

Урок общеметодологической направленности ,комбинированный.



Кол-во часов

1 час

Цель

Создавать условия для углубления знаний об основных понятий и единицах изобразительновыразительных средств языка-омонимов ,паронимов, синонимов и антонимов.

Задачи

  • Способствовать формированию умения определять роль изоб.-выраз.средств в тексте.

  • Организовать работу по закреплению умения находить изобраз.-выраз.среств в тексте и характеризовать их.

  • Способствовать развитию речевой компетентности по составлению связного текста.

  • Способствовать воспитанию интереса к изучению русского языка.


Методы и технологии обучения

 Личностно - ориентированная, сотрудничества, ИКТ, групповая, метод проблемного изложения.

Формы организации познавательной деятельности

Фронтальная, групповая и индивидуальная формы работы: беседа, работа с источником информации, комментированное чтение, самостоятельная работа, творческая работа, учебный диалог.

Необходимые технические средства и наглядности

Компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация, раздаточный материал.

Образовательные ресурсы

www.openclass.ru/weblinks/47175, www.uchportal.ru/1_september, www.zavuch.ru










Тема: « Изобразительно-выразительные средства русского языка».

Тип урока: урок общеметодологической направленности, комбинированный..


Форма: урок - взаимообучение с элементами исследования.


Цель: создавать условия для углубления знаний об основных понятиях и единицах изобразительно-выразительных средств языка – омонимов, паронимов, синонимов и антонимов, на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности.


Задачи:

Усвоения основных лексических понятий (омонимов, синонимов, антонимов, паронимов) как изобразительно – выразительных средств языка.

Формирование учебных универсальных действий: личностных: развитие познавательных интересов и учебных мотивов; познавательных: осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, выдвижение гипотез и их обоснование; регулятивных: планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей т условиями её реализации; коммуникативных: уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Оборудование: учебник «Русский язык. 10 класс.» - Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин, М.А.Мищерина; компьютер, презентации, тест, план исследования.

Ход урока:


№ п/п


ЭТАПЫ УУД


Показатели реального результата

решения задачи


1.Организация начала занятия.

Интеллектуальная разминка


Занимательные вопросы, которые могут использоваться на уроках по теме “Омонимы”

Задание: Ответьте на вопросы

Какую строчку не может прочитать ни один ученый? (Строчку, прошитую на машинке).

Какой бор никогда не имеет листвы? (Бор – химический элемент).

Всякий ли пар способен подниматься? (Не может подняться пар – пашня, оставленная без посева).

Всякий ли барабан – музыкальный инструмент? (Барабаном называют еще детали, имеющие форму целого цилиндра).

Какое коромысло летать может? (Коромысло – род крупных стрекоз).

Каким ключом нельзя открыть замок? (Ключом – источником, музыкальным знаком).

У каких башмаков не бывает каблуков? (У башмаков – приспособлений для затормаживания вагонов).

Какое животное и какой военный корабль имеют одинаковое название? (Броненосец).

- Связана ли наша интеллектуальная разминка с домашним заданием?

1) Регулятивные:

- волевая саморегуляция;

2) Личностные:

- смыслообразование (Я должен посмотреть…)

3) Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с преподавателем и со сверстниками.

Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм.


2 Проверка выполнения домашнего задания: Укажите соответствия: ПРЕЗЕНТАЦИЯ В ТЕЧЕНИЕ УРОКА:

1. Горит восток зарёю новой.

2. Школа вышла на субботник.

3. Гордо реет буревестник.

4. Анчар, как грозный часовой…

5. Автор «Медного всадника».

6. Пламенная речь.

7. Страна кленового листа

8. И слышно было до рассвета, как ликовал француз.

9. Точно огненные змеи, вьются в море, исчезая.

10. Катится, пылит дорога.

1 – Перифраза, 2 – сравнение, 3 – метафора, 4 – эпитет, 5 – метонимия

Взаимопроверка.


1 – 3

6 – 4

2 – 5

7 – 1

3 – 4

8 – 5

4 – 2

9 - 2

5 – 1

10 – 3

1) Познавательные:

- общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

2) Логические:

- анализ, сравнение, синтез.

3) Регулятивные:

- контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия).

Оптимальность сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля для установления правильности выполнения задания и коррекции пробелов.


3.Подготовка к основному этапу занятия.

- Как вы считаете, насколько важно изучение темы? – Можете ли вы сказать, что тема изучена полностью, знания прочны? – Какие цели вы сегодня ставите перед собой? Сегодня на уроке мы будем продолжать постигать «…богатство, силу и гибкость» нашего языка» - эти слова написал о глубине творчества Пушкина Н.В. Гоголь. И это соответствовало исторической истине. Давайте и мы приблизимся к постижению глубинного значения слова, восхитимся тончайшими смысловыми оттенками русского языка.. «Слово имеет свою собственную душу». – Бертольд Брехт. (Нет магии сильней, чем магия слов).

Сегодня у нас урок с элементами исследования. Исследовать мы будем художественные тексты. Помогать мне будут ученики – помощники. (Представление учеников).

1) Регулятивные:

- целеполагание как постановка учебной задачи,

- планирование,

- прогнозирование.

2) Познавательные:

- умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

3) Общеучебные:

Моделирование,

выбор наиболее эффективных способов решения задач.

Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний.

4Реализация построенного проекта и закрепление изученных способ действий. Усвоение новых знаний и способов действий.

Изобразительно – выразительные средства языка.

План

Омонимы.

Паронимы.

Синонимы.

Антонимы.

Вспомним изученное ранее, углубим наши знания, будем исследовать небольшие художественные тексты.

- Слово ученикам – помощникам.

1 ученик-помощник учителя. Тема «Омонимы». Рассказ, презентация, выполнение упражнения.

-Все ли понятно? Понравилось ли выступление? Что класс может пожелать своему товарищу в дальнейшем?

2 ученик-помощник учителя. Тема «Омонимы». защита микро - исследования текста. См.Приложение к уроку.

3 ученик-помощник учителя. Тема «Паронимы». ПРЕЗЕНТАЦИЯ УЧЕНИКА. Презентация ученика.

4 ученик-помощник учителя. Тема «Синонимы».- ПРЕЗЕНТАЦИЯ УЧЕНИКА

5 ученик-помощник учителя. Тема «Антонимы».

1) Коммуникативные:

Планирование учебного сотрудничества

2) Познавательные:

- поиск и выделение необходимой информации

- смысловое чтение данных презентаций

- построение логической цепи рассуждения

Активные действия учащихся с объемом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий.

5.Первичная проверка понимания.

Проходит на 4 этапе.

Контроль и самооценка знаний и способов действия

1) Регулятивные:

- контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном.

2) Познавательные:

-умение осознанно и произвольно строить высказывания.

Усвоение сущности усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне. Ликвидация типичных ошибок и неверных представлений у учащихся.

6.Коррекция знаний и способов действий.

Микроисследование по упр. 29. «Слова умеют плакать и смеяться». (См. план – раздаточный материал).

1) Регулятивные:

прогнозирование

Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации.

7.Обобщение и систематизация знаний.

Что изображают и что выражают такие средства языка, как омонимы, синонимы, паронимы, антонимы?

Синонимы служат: для уточнения – холод, мороз, стужа: замены: клятва, присяга, зарок, обет (приподн.); выражения говорящим своего отношения- родина, отечество, отчизна.

Антонимы служат: для создания контраста, подчеркивает мысль автора, усиливая эмоциональную окраску речи.

Паронимы создают игру слов – каламбур, передают настроение героя.

Омонимы создают игру слов, комический эффект. Общее: все перечисленные понятия – изобразительно – выразительные средства, главная задача которых - создать образ. Главный, основной, первостепенный – это…синонимы.

Прозрачный намек

Темно на море


Или мрачно,

Но все-таки

Почти всегда:

Где глубоко –

Вода прозрачна,

Где мелко – мутная вода.

(В.Орлов). Какой прием создает помогает передать философскую мысль автора о сущности человека? (Антитеза – антоним).

Ключ – ключ (источник) – омонимы.

Надеть – одеть – паронимы.

1) Регулятивные:

Осуществление самоконтроля

Активная и продуктивная деятельности учащихся по включений части в целое, классификации и систематизации, выявлению внутрипредметных и межкурсовых связей. Получение достоверной информации о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения.

8. Подведение итогов занятия, информация о домашнем задании. Контроль и самопроверка знаний.

Закончить микроисследование текста упр. 29. Выучить теоретические понятия. Подготовиться к самодиктанту по повторению «Самое трудное правило» - (35 слов, трудных для меня).

-Оцените уровень успешности.

1) Познавательные:

- умение структурировать знания

- оценка процессов и результатов деятельности

2) Регулятивные:

- волевая саморегуляция

- осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.

2) Личностные:

- смыслообразование (Я должен работать над пробелами в знаниях).

Адекватность самооценки учащегося оценке учителя. Получение учащимися информации о реальных результатах учения. Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития.

9.Рефлексия.

«Листок рефлексии».

1) Коммуникативные:

- умение выражать свои мысли

- оценивание качества своей и общей учебной деятельности

Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке. Прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества.

© 2019 967 18