СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока № 14 Тема урока Представление числовой информации в столбчатых диаграммах

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок изучения нового материала.

Предметные: понимать, что такое «диаграмма», знать виды диаграмм; уметь правильно читать и строить диаграммы.

Личностные: формировать независимость суждений, развивать готовность к самообразованию.

Метапредметные: формировать умение корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

Планируемые результаты: Учащийся научится правильно читать и строить диаграммы, столбчатые диаграммы.

Основные понятия: Диаграмма, виды диаграмм, столбчатая диаграмма

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока № 14 Тема урока Представление числовой информации в столбчатых диаграммах»

Технологическая карта урока № 14

Тема урока Представление числовой информации в столбчатых диаграммах

Тип урока Урок изучения нового материала.

Предметные: понимать, что такое «диаграмма», знать виды диаграмм; уметь правильно читать и строить диаграммы.

Личностные: формировать независимость суждений, развивать готовность к самообразованию.

Метапредметные: формировать умение корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

Планируемые результаты: Учащийся научится правильно читать и строить диаграммы, столбчатые диаграммы.

Основные понятия: Диаграмма, виды диаграмм, столбчатая диаграмма


Организационная структура урока


Технология проведения

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов.

Деятельность учеников

Планируемые результаты

предметные

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности.

Цел и:

актуализировать требо­вания к ученику с пози­ций учебной деятельности;

создать условия для формирования внутрен­ней потребности учени­ков во включении в учебную деятельность;

установить тематиче­ские рамки

Устанавливает

тематические

рамки

- Соотношение между величинами можно наглядно представлять столби­ками или отрезками.

Слайды 1-3.

- Диаграмма (греч. diagramma – изо­бражение, рисунок, чертеж) – графиче­ское представление данных, позво­ляющее быстро оценить соотношение нескольких величин.

- Представляет собой геометрическое символьное изображение информации с применением различных приемов. Диаграммы в основном состоят из гео­метрических объектов (точек, линий, фигур различной формы и цвета)

и вспомогательных элементов (осей координат, условных обозначений, заголовков и т. п.).

- При построении диаграммы очень важно выбрать такой способ изображе­ния статистических данных, который может представить их наиболее нагляд­но. Для этого необходимо подобрать наиболее подходящий тип диаграммы и ее параметры, обратить внимание на ее размер (он должен соответствовать назначению) и общую композицию ри­сунка. Наиболее наглядными и поэтому часто используемыми являются следующие виды диаграмм: столбчатая, линейная, круговая (секторная).

Слайды 4-7

Проговаривают тип урока и называют шаги учебной деятельности. Слушают учителя

Иметь представление о диаграм­ме. Уметь различать виды диа­грамм

Коммуникативные: уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения, следовать им; оформлять свои мысли в устной форме

II. Актуализация и фи­ксирование индивиду­ального затруднения в пробном действии; выявление места и при­чины затруднения. Цели:

создать условия для выполнения учащимися пробного учебного дей­ствия;

организовать фиксиро­вание учащимися инди­видуального затрудне­ния;

выявить место (шаг, операцию) затруднения;

зафиксировать причину затруднения во внешней речи

Организует фиксирование инди­видуального затруднения, выявление мес­та и причины затруднения во внешней речи, обобщение актуализированных знаний

Линейные диаграммы используются для динамического отображения упоря­доченного набора данных. Линейные графики строятся на координатной сет­ке. Геометрическими знаками служат точки и отрезки прямой, которые после­довательно соединяют в ломаные.

Слайд 8.

При изображении динамики с помо­щью линейной диаграммы на ось абс­цисс наносят характеристики времени (например, дни, месяцы, кварталы, го­ды), а на оси ординат – значения показа­теля (например, пассажирские перевоз­ки в России).

- Как вы думаете, что можно сказать, глядя на эту диаграмму?

- Что показывает динамика этой диа­граммы?

- На одном линейном графике можно построить несколько кривых, которые позволят сравнить динамику различных показателей или одного и того же пока­зателя в разных регионах, отраслях и др. Для построения этого графика воспользуемся данными о динамике производ­ства овощей и картофеля в России.

Слайд 9.

- Как вы думаете, что можно сказать, глядя на эту диаграмму?

- Что показывает динамика данной диа­граммы?

- Что нужно для того, чтобы самим со­ставить диаграмму?

Отвечают на вопросы

Уметь видеть динамику зависимости величин

Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя, пре­образовывать информацию из одной формы в другую). Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других.

Регулятивные: уметь про­говаривать последователь­ность действий на уроке, высказывать свое предпо­ложение

III. Построение проекта выхода из затруднения.

Цели:

вывести алгоритм по­строения столбчатых

и линейных диаграмм;

закрепить умение оп­ределять координаты точек, анализировать

и решать задачи разного вида

Организует уточнение следующе­го шага учебной деятельности, составление совместного плана действий

Слайд 10.

1. Начертите прямой угол и отметьте на горизонтальной его стороне имена детей, а на вертикальной – шкалу вре­мени. Тогда время на дорогу до школы каждого ученика можно изобразить столбиками соответствующей высоты. Получится столбчатая диаграмма. Если вместо столбиков нарисовать отрезки, то получится линейная диаграмма.

Слайд 11.

По диаграмме легко выводятся разные особенности отношений между величи­нами. Например, по нашей диаграмме сразу видно, что дольше всех добирает­ся до школы Игорь, а быстрее всех - Таня, что Оля и Миша тратят на дорогу до школы одинаковое время - 15 мин, а дорога до школы у Саши и Игоря от­нимает больше 15 мин.

2. Теперь если на линейной диаграмме провести ломаную линию, последова­тельно соединяющую верхние концы отрезков диаграммы, то мы сможем оп­ределить динамику движения ребят

Составляют и проговарива­ют план дейст­вий с помощью учителя

Уметь строить диаграммы, срав­нивать и обоб­щать информа­цию, представ­ленную в виде диаграммы

Регулятивные: уметь формулировать учебную зада­чу на основе соотнесения того, что уже известно; определять последователь­ность промежуточных целей с учетом конечного результата.

Познавательные: уметь структурировать знания, использовать знаково­символические средства

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Поднимает руки класс – это «раз».

Повернулась голова – это «два».

Руки вниз, вперед смотри – это «три»

Руки в стороны пошире развернули на четыре»,

С силой их к плечам прижать – это «пять».

Всем ребятам надо сесть – это «шесть»




IV. Реализация постро­енного проекта и первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цели:

реализовать построен­ный проект в соответст­вии с планом;

закрепить новое знание в речи и знаках;

зафиксировать преодо­ление возникшего ранее затруднения

Организует реализацию постро­енного проекта в соответствии с планом, подводящий диалог, фиксирование нового знания в речи и знаках

Слайды 12-14.

- По данным таблицы составьте усло­вие задачи и постройте линейную диа­грамму

Работа с учебником:

№ 1.202

Под руководством учителя выполняют составленный план действий. Отвечают на вопросы учителя. Фиксируют новое знание в речи и знаках

Уметь составлять задачи по табли­це и строить диаграммы; распо­знавать одну и ту же информацию, представленную в разной форме (таблицы и диаграммы)

Познавательные: уметь добывать новые знания (находить ответы на вопро­сы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, получен­ную на уроке). Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. Регулятивные: уметь ра­ботать по коллективно составленному плану, проговаривать последователь­ность действий на уроке

V. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цели:

зафиксировать новое содержание урока;

организовать рефлек­сию и самооценку учениками собственной учебной деятельности

Организует фиксирование нового содержания, ре­флексию, самооценку учебной деятельности

- Подведем итог работы на уроке.

- Назовите тему урока.

- Расскажите, чему вы научились на уроке.

- Оцените свою деятельность на уроке, используя один из кружочков: зеленый, красный, желтый.

Домашнее задание: § 1 п. 7 с. 38-39; № 1.209; № 1.210; придумать условие задачи; по данному условию составить таблицу и столбчатую диаграмму

Отвечают на вопросы учителя.

По схеме рассказывают, что узнали, знают, что получилось. Осуществляют самооценку.

Записывают

домашнее

задание


Регулятивные: уметь про­говаривать последователь­ность действий на уроке, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Личностные: уметь осу­ществлять самооценку на основе критерия успеш­ности учебной деятель­ности