Технология проведения | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов. | Деятельность учеников | Планируемые результаты |
предметные | УУД |
I. Мотивация к учебной деятельности. Цел и: актуализировать требования к ученику с позиций учебной деятельности; создать условия для формирования внутренней потребности учеников во включении в учебную деятельность; установить тематические рамки | Устанавливает тематические рамки | - Соотношение между величинами можно наглядно представлять столбиками или отрезками. Слайды 1-3. - Диаграмма (греч. diagramma – изображение, рисунок, чертеж) – графическое представление данных, позволяющее быстро оценить соотношение нескольких величин. - Представляет собой геометрическое символьное изображение информации с применением различных приемов. Диаграммы в основном состоят из геометрических объектов (точек, линий, фигур различной формы и цвета) и вспомогательных элементов (осей координат, условных обозначений, заголовков и т. п.). - При построении диаграммы очень важно выбрать такой способ изображения статистических данных, который может представить их наиболее наглядно. Для этого необходимо подобрать наиболее подходящий тип диаграммы и ее параметры, обратить внимание на ее размер (он должен соответствовать назначению) и общую композицию рисунка. Наиболее наглядными и поэтому часто используемыми являются следующие виды диаграмм: столбчатая, линейная, круговая (секторная). Слайды 4-7 | Проговаривают тип урока и называют шаги учебной деятельности. Слушают учителя | Иметь представление о диаграмме. Уметь различать виды диаграмм | Коммуникативные: уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения, следовать им; оформлять свои мысли в устной форме |
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии; выявление места и причины затруднения. Цели: создать условия для выполнения учащимися пробного учебного действия; организовать фиксирование учащимися индивидуального затруднения; выявить место (шаг, операцию) затруднения; зафиксировать причину затруднения во внешней речи | Организует фиксирование индивидуального затруднения, выявление места и причины затруднения во внешней речи, обобщение актуализированных знаний | Линейные диаграммы используются для динамического отображения упорядоченного набора данных. Линейные графики строятся на координатной сетке. Геометрическими знаками служат точки и отрезки прямой, которые последовательно соединяют в ломаные. Слайд 8. При изображении динамики с помощью линейной диаграммы на ось абсцисс наносят характеристики времени (например, дни, месяцы, кварталы, годы), а на оси ординат – значения показателя (например, пассажирские перевозки в России). - Как вы думаете, что можно сказать, глядя на эту диаграмму? - Что показывает динамика этой диаграммы? - На одном линейном графике можно построить несколько кривых, которые позволят сравнить динамику различных показателей или одного и того же показателя в разных регионах, отраслях и др. Для построения этого графика воспользуемся данными о динамике производства овощей и картофеля в России. Слайд 9. - Как вы думаете, что можно сказать, глядя на эту диаграмму? - Что показывает динамика данной диаграммы? - Что нужно для того, чтобы самим составить диаграмму? | Отвечают на вопросы | Уметь видеть динамику зависимости величин | Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя, преобразовывать информацию из одной формы в другую). Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других. Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке, высказывать свое предположение |
III. Построение проекта выхода из затруднения. Цели: вывести алгоритм построения столбчатых и линейных диаграмм; закрепить умение определять координаты точек, анализировать и решать задачи разного вида | Организует уточнение следующего шага учебной деятельности, составление совместного плана действий | Слайд 10. 1. Начертите прямой угол и отметьте на горизонтальной его стороне имена детей, а на вертикальной – шкалу времени. Тогда время на дорогу до школы каждого ученика можно изобразить столбиками соответствующей высоты. Получится столбчатая диаграмма. Если вместо столбиков нарисовать отрезки, то получится линейная диаграмма. Слайд 11. По диаграмме легко выводятся разные особенности отношений между величинами. Например, по нашей диаграмме сразу видно, что дольше всех добирается до школы Игорь, а быстрее всех - Таня, что Оля и Миша тратят на дорогу до школы одинаковое время - 15 мин, а дорога до школы у Саши и Игоря отнимает больше 15 мин. 2. Теперь если на линейной диаграмме провести ломаную линию, последовательно соединяющую верхние концы отрезков диаграммы, то мы сможем определить динамику движения ребят | Составляют и проговаривают план действий с помощью учителя | Уметь строить диаграммы, сравнивать и обобщать информацию, представленную в виде диаграммы | Регулятивные: уметь формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Познавательные: уметь структурировать знания, использовать знаковосимволические средства |
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА | Поднимает руки класс – это «раз». Повернулась голова – это «два». Руки вниз, вперед смотри – это «три» Руки в стороны пошире развернули на четыре», С силой их к плечам прижать – это «пять». Всем ребятам надо сесть – это «шесть» | | | |
IV. Реализация построенного проекта и первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Цели: реализовать построенный проект в соответствии с планом; закрепить новое знание в речи и знаках; зафиксировать преодоление возникшего ранее затруднения | Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом, подводящий диалог, фиксирование нового знания в речи и знаках | Слайды 12-14. - По данным таблицы составьте условие задачи и постройте линейную диаграмму Работа с учебником: № 1.202 | Под руководством учителя выполняют составленный план действий. Отвечают на вопросы учителя. Фиксируют новое знание в речи и знаках | Уметь составлять задачи по таблице и строить диаграммы; распознавать одну и ту же информацию, представленную в разной форме (таблицы и диаграммы) | Познавательные: уметь добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке). Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. Регулятивные: уметь работать по коллективно составленному плану, проговаривать последовательность действий на уроке |
V. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цели: зафиксировать новое содержание урока; организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности | Организует фиксирование нового содержания, рефлексию, самооценку учебной деятельности | - Подведем итог работы на уроке. - Назовите тему урока. - Расскажите, чему вы научились на уроке. - Оцените свою деятельность на уроке, используя один из кружочков: зеленый, красный, желтый. Домашнее задание: § 1 п. 7 с. 38-39; № 1.209; № 1.210; придумать условие задачи; по данному условию составить таблицу и столбчатую диаграмму | Отвечают на вопросы учителя. По схеме рассказывают, что узнали, знают, что получилось. Осуществляют самооценку. Записывают домашнее задание | | Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности |